Голем

Надежда Беленькая
Уважаемые сотрудники отделения милиции/полиции по району Китай-город (ЦАО). Обязана сообщить, что в нашем районе, предположительно в границах условного треугольника, образованного улицами Маросейка, Солянка и Колпачный переулок мною обнаружены следы появления Голема. Эти следы, точнее, сам Голем представляют собой угрозу для жителей вышеозначенного треугольника, потому что такое соседство может привести район, и даже целиком город к необратимым последствиям, а жителей – к повреждениям и увечьям, как физического, так и психиатрического характера. Вот почему, будучи женщиной с активной гражданской позицией,  молчать я не могу и не буду, несмотря на то, что объяснять ситуацию придется гораздо более многословно и подробно, чем того требует срочное вмешательство силовых структур. Напоминаю, что Голем – искусственное существо, отраженное в литературе, фольклоре и опере, чего вы, уважаемые сотрудники органов МВД, имеете полное право не знать. Однако я, женщина культурная, хотя и не молодая, вооружилась обширными знаниями по теме, воспользовавшись в первую очередь районной библиотекой, а далее – сетью «интернет». Коротко говоря, имеются сведения, что впервые Голем объявился в Праге, где был создан ученым раввином по имени Бецалель. Это был тупой чурбан (Голем, а не раввин Бецалель), слепленный из глины, к его лбу крепился клочок бумаги, на котором было написано тайное слово. Кое-кто утверждает, что чурбан делали не из глины, а из дерева, то есть это была деревянная кукла, вытесанная самым грубым и примитивным способом (отсюда сюжет Пинокио). Однако смею заверить вас, уважаемые сотрудники отделения милиции/полиции, что все это абсолютно не верно. Дело в том, что Голем может возникать самостоятельно в любом достаточно тесном, обжитом и старом мегаполисе, полном исторической памяти и техногенно-промышленных миазмов, например, в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Токио, в районе старого центра неподалеку от синагоги, и участие раввина не требуется. Я лично убеждена, что свой Голем имеется так же и в Барселоне, Риме, Флоренции, где его своевременно обезвреживают сотрудники местных отделений милиции/полиции во избежание разрушений и бед. Потому что это темное, тупое и слабоумное существо обладает огромной физической силой, а также способно влиять на психику жителей, подталкивая их к панике и прочим агрессивно-спонтанным действиям и беспорядкам. По моему личному убеждению, ближе всего к правде о Големе подошел писатель Майринк, который в одноименном романе описывал комнату, расположенную в одном из домов пражского гетто, неподалеку от синагоги (sic!), где в отличие от обычных жилых помещений не было двери, зато имелось окно, забранное решеткой. Описал он также нищего художника Атанасиуса Перната, который собирал сведения о Големе, а далее сам же им и оказался. Однажды этот шлимазл – или, как теперь говорят, лузер - проснулся в комнате без дверей и с единственным окном. Комната была пуста, если не считать лившегося в окно лунного света и груды хлама в углу, и все это было настолько очевидно, что любой бы мгновенно догадался, куда он попал. Только не сам Пернат! Вместо того, чтобы начать что-то подозревать, герой, желая согреться, надел на себя валявшийся на полу лапсердак, замотался в кашне, а потом каким-то образом вылез на улицу, где принялся бродить взад-вперед, в следствии чего был принят за Голема. Разумеется, все это не более чем шутка, однако в ней, как в любой сказке, шутке, анекдоте и ухмылке есть крупица истины, и заключается она в том, что каждый – каждый! – обитатель мегаполиса хранит в себе частицу Голема, участвуя таким образом в его создании.
Что касается инфицирования Големом города Москвы, уважаемые следователи следственного отдела и сотрудники отдела по борьбе с бандитизмом, первый раз я задумалась об этом при следующих обстоятельствах. Осенью уходящего года ежедневно около пяти часов вечера я встречала на Маросейке женщину со слингом, или, как некоторые говорят, перевязью - про слинг и перевязь я узнала благодаря сети «интернет» - в которой она, по всей очевидности, несла младенца. На самом же деле, на женщине был намотан не слинг, а просто кусок холста или попросту тряпка, на которой изображались мелкий цветочки или какой-то другой растительный орнамент, точно не помню. С виду женщина была в куртке, штанах, дешевом шарфе и вязаной лыжной шапке, немного располневшая от тяжелых условий жизни и неправильного питания. Таких женщин в нашем городе много, и дело на самом деле не в ней, как и не в узоре на ткани. Дело в содержимом перевязи. Скорее всего, думала я, там лежит бледное дитя города, произрастающее в плохих или даже антисанитарный условиях. Однако вскоре я поняла, что все не так просто, как выглядит на первый взгляд. Здесь, господа судьи, имеется несколько подозрительных факторов. Но главным является то, что проходили недели, а ребенок в слинге не увеличивался! Зимой он оставался таким же, как в начале сентября, когда женщина прошла мне навстречу в первый раз. За столько месяцев ребенок должен был бы увеличиться вдвое или втрое. Если нет, то не идет ли речь о каком-то особенном существе? Я считаю, что идет, а именно - речь идет непосредственно о Големе. Как я уже говорила, я встречала женщину каждый вечер. В другие часы дня я вспоминала ее в мельчайших подробностях, каждый раз испытывая одно и то же гнетущее чувство. Я все время видела ее внутренним зрением и буквально изнывала от тревоги и любопытства. Каждый день я поджидала ее, спрятавшись в кафе «Пельмен» с отвалившимся «и», и думала, что делать дальше. Я уже готова была прихватить с собой портняжный сантиметр, остановить ее на улице и измерить ребенка или хотя бы приоткрыть слинг и заглянуть ему в лицо. Правда, от такого зрелища я бы, наверное, сразу умерла: обычный человек не может в себя вместить такое. Потому что, граждане и товарищи, я убеждена и готова поклясться на Библии и подтвердить свою клятву под присягой, положив ладонь правой руки на Уголовный кодекс Российской Федерации, что в слинге лежал не человеческий ребенок, а личинка города, сгусток вещества, из которого слеплена реальность.
В начале зимы женщина пропала, но я все равно думаю о ней, серьезно опасаясь за ее физическое и психическое здоровье, а может быть, и за жизнь. Видимо, маленький Голем все-таки начал расти, и сверток стал слишком тяжелым для небольшой женщины, изможденной плохими условиями. Больше я ее не видела, хотя иногда до сих пор в одно и то же время захожу в кафе «Пельмен» с отвалившимся «и» и жду, присев у окошка с черным чаем в пакетике.
Вторая встреча с Големом произошла уже зимой, когда туман, сырость и снег укрыли район вместе с его демонами и ангелами, т.е. домами и скверами, подобно сырому пледу, отнятому у какого-нибудь бомжа. Было преддверие Нового года, и на всех витринах простужено мерцали лампочки. Преддверие – это как тамбур в поезде или холодные сени в избе, где есть дерматиновая дверь, а за ней вот-вот просияет праздник с огнями и печеным гусем. Но никто не замечает, когда дверь открывается и людей приглашает внутрь. А может, она не открывается вовсе. Потому что кругом та же тьма, и тот же страх пополам с тоской, и похмельные лампочки. В этом году преддверие было особенно тяжелым. Солнце ни разу не заглянуло ни на Покровку, ни на Маросейку. К счастью, морозов тоже не было. В эту тусклую эпоху в городе накопилось особенно много миазмов и испарений, которые привлекают Голема. Настроение жителей было подавленное, тоска перетекала в тревогу, а тревога – в отчаяние. Такие настроения тоже питают Голема, который с удовольствием поглощает любые экологические и психические отбросы. Так вот, в преддверии Нового года я вышла из магазина «Хлеб», неся в пакете хлеб «8 злаков», и возле дверей магазина увидела пожилого мужчину, иначе говоря, старика или престарелого (сильно престарелого) бомжа. Он почти не шевелился, хмуро глядя куда-то на проезжую часть, где проезжал троллейбус, и, если бы он с таким выражением лица и в таком пальто лежал на тротуаре, все были бы убеждены, что он умер. Тем не менее, он не умер, потому что не лежал, а стоял абсолютно неподвижно, как восковая фигура из Музея восковых фигур, который имеется в каждом крупном городе и, безусловно, во всех городах, где обитает свой Голем. Его лицо, волосы и уши, а также кисти рук были исполнены неживого серого цвета. Но поражали не волосы и не цвет, и даже не его ужасное помоечное пальто: поражал запах, который совершенно отчетливо шел от этого человека и доносился до меня, которая выходила из магазина «Хлеб» с хлебом «8 злаков» в пакете. Заявляю со всей ответственностью, что от этого человека могло пахнуть немытым телом, болезнью, нищетой, разложением – любой, даже самый неприятный и резкий запах я бы приняла и смирилась. Но это был запах погреба, сырости, земли, мокрых листьев. Запах совершенно не человеческий, потому что ни один из составляющих его компонентов не указывал на человеческое происхождение этого человека. И пока я сосредоточенно нюхала воздух, меня снова пронзило чувство близости какой-то зловещей тайны, которое я каждый раз испытывала при появлении женщины с младенцем, и который каждый раз подает мне сигнал, что Голем рядом.
- Вы заблудились? – вежливо поинтересовалась я, хотя мне не было интересно, заблудился он или нет, я просто хотела услышать его голос. Я была уверена, что голос тоже будет земляным. Но человек молчал, и на меня даже не посмотрел. И ничего в нем не дрогнуло, не пошевелилось – ни бровь, ни палец. Как будто он на самом деле умер. Что было с земляным человеком дальше, я сказать могу, потому что не вынесла напряжения нервов и убежала, о чем теперь сожалею, однако в дальнейшем настаиваю на введении в узус понятия «Земляной человек» наряду  с имеющимся уже Песочным или Имбирным человеком.
А теперь о последнем случае контакта Человечества в моем лице с Античеловечеством в лице Голема, а именно - человекоподобного существа, образующегося из-за скопления органики, испарений и нечистот в тесных, скученных и древних городах с историческим центром и синагогой, который заставил меня уже наконец обратиться с данным заявлением в отделение милиции/полиции по району Китай-город (ЦАО). Поясню. Несколько дней назад я осуществляла прогулку в пределах воображаемого треугольника, обозначенного в первом параграфе заявления, с целью добыть из-под снега немного прошлогодней травы для кормления витаминами моего домашнего питомца (кота британской породы). В поисках травы я набрела на одно заповедное место, расположенное между Всесвятским и Спасоглинищевским переулком, в котором в свою очередь имеется синагога, ранее отмеченная в моем заявлении значком sic!, поскольку без нее, как мы уже говорили, появление Голема невозможно. В этом месте город словно бы делает передышку: за старыми домами с редкими, но странными офисами вроде магазина, торгующего протезами, помещается чугунная изгородь с проломом посередине, а за изгородью – небольшой пустырь и овраг: обнаженная земля, несколько высоких тополей с вороньими гнездами, отвесный склон, заросший побегами ясеня, а также тропинка, сбегающая вниз. В этой части города есть даже некоторое количество непроходимых зарослей. Однако за оврагом город опять смыкается и далее предстает перед путником в виде обыкновенной автостоянки. Тропинка, живописно сбегавшая по склону, вливается в асфальт и пропадает. Но энтропия уже занялась этим местом, как и всем нашим районом, желая как можно скорее приблизить его к природе: бездушный асфальт покрыт многочисленными трещинами, которые воспроизводят контуры тополей и ясеней, растущих на склоне, как будто деревья отражаются в асфальтовом озере, а машины – мусор на воде. А через секунду вы уже стоите среди припаркованного транспорта, а потом выходите на брусчатку Спасоглинищевского. Но чувство, что вы пережили экспириенс, и даже, возможно, рискованный, остается.   
Я прошла через чугунную ограду, где проделана брешь, и оказалась на склоне перед пустырем. Я была там одна с сумкой и небольшим целлофановым пакетиком для травы, который держала в руках. Опускались сумерки, было тихо. Падал снег, снежинки на лету склеивались по нескольку в один большой, медленно парящий снежный хлопень, и эти снежные лопухи опускались на липы, на ясени, на нас с пакетиком и сумкой. Снег лежал тонкий, неровный, из-под него выступала земля с листьями и чахлой травой, и я чувствовала, что внутри она теплая, а еще глубже, ближе к центру планеты – горячая. Кое-где из-под снега виднелись колодцы: массивные, масляно блестящие чугунные круги, раньше на таких грелись бездомные собаки, пока их всех не перебили догхантеры. За много веков в этой земле скопились тысячи литров крови, мочи, слёз, фекалий, гноя, спермы, бешеной слюны, спиртных напитков, это очень насыщенная и жирная почва, и трава, произрастающая в таких местах, особенно полезна для здоровья, что бы там ни говорили по телевизору  про свинец и радиацию. Я нагнулась и приготовилась рвать траву и складывать ее в пакет для травы, чтобы дома скормить коту, нуждающемуся в витаминах. Вокруг пахло не землей, а свежим снегом: чистотой и даже немного больничной хлоркой. Я снова подумала о преддверии и еще немного про больницу, про которую вспоминать не хочется. И вдруг… Не возражайте, пожалуйста, уважаемые сотрудники ведомств, и не вздрагивайте, потому что я настаиваю: и вдруг! Именно «и вдруг» я почувствовала на себе чей-то взгляд. Я привстала из своей позиции на корточках с пакетом в руках и осмотрелась. Прямо передо мной стоял дом, точнее, останки дома, очень обшарпанные, покосившиеся и кое-как врастающие в землю, но, тем не менее, двухэтажные и с еще одним чердачным окном, обозначающим как бы третий этаж. Строение было выкрашено в когда-то жизнерадостный желтый цвет, однако все ремонтные работы были произведены давно, и в настоящее время штукатурка вся потрескалась, потемнела и покрылась пятнами, а поверх нее виднеются примитивные и даже местами неприличные граффити. Чердачный же отдел состоит из некрашеных досок, а его единственное окно забрано решетками. Несмотря на все перечисленные мною банальные и незначительные подробности, у дома был выразительный, крайне тяжелый, очень человеческий взгляд, которым он таращился на меня своими окнами, особенно зарешеченным окном третьего этажа. А в следующую секунду случилось еще одно «и вдруг»: и вдруг я поняла, что внутренности дома полностью лишены человеческого присутствия и населены карлицами, песочными и земляными людьми, энергетическими вампирами и черными колдунами. Несомненно, скрывалась там и исчезнувшая старуха с козьей бородой, и сгоревшая в пожаре диабетическая Саша, и уличный попрошайка с синей шторкой вместо нижней челюсти, и много других людей, которых и людьми уже трудно назвать, потому что энтропия давно уже взялась за них и теперь полным ходом приближает к природе. Разумеется, как любой другой образованный человек, оказавшийся в моем положении, я вспомнила также и про Голема. И тут до меня донесся еще один запах. Пахло уже не хлоркой, а землей, хотя я еще только-только присела на корточки с целью надергать из-под снега свежей травы для кота, но не так, как обычно пахнет землей от земли, а так, как если бы пахло из только что выкопанной  ямы, если бы эта яма вдохнула, а потом выдохнула прямо мне в лицо. Это был тот же запах, который шел от Земляного человека возле магазина «Хлеб», где я покупаю хлеб «8 злаков»! С каждой секундой он усиливался, я уже почти задыхалась с явственным ощущением зловещего присутствия, которое  нарастало, по мере того, как увеличивалась моя тревога. Добавлю также, что вечер с сумерками окончательно опустился на город, и на пустынном и диком склоне с вороньими гнездами я была одна. Внезапно – еще раз повторю, не боясь испугать вас, уважаемые коллеги, саспиенсным словом, подчеркивающим состояние ошеломленности – так вот, внезапно вороны с криками и хлопаньем крыльев вылетели из своих гнезд – или, скорее, упали с веток, поскольку в это время года они не гнездуются – и каркая стали кружиться в воздухе, словно разглядев что-то внизу на земле. Разумеется, я экологично запихнула пластиковый пакет в сумку, чтобы он не разлагался в течение четырехсот лет в земле, и без того переполненной следами различных событий, вскочила и побежала обратно, к архитектуре и людям. Уверена, то же самое сделал бы каждый из вас, уважаемые судьи. Потому что совершенно очевидно, что ко мне приближался ни кто иной, как сам Голем. Кто еще мог приближаться ко мне в такое время, на пустыре между синагогой (sic!) и нехорошим домом с окнами, забранными решеткой?
Несмотря на активную гражданскую позицию, я была так напугана, что следующие два или три дня совсем не выходила из дома и питалась продуктовыми запасами, сделанными заранее. В холодильнике мною была обнаружена горбушка хлеба «8 злаков», купленного в тот день, когда я встретила Земляного человека. Разумеется, горбушка пахла землей, и есть ее я не стала. Кот тоже отказался есть эту плесневелую горбушку, чем вызвал с моей стороны большое уважение.
Через три дня я все-таки приняла решение вернуться на пустырь, расположенный на участке дикой земли между подозрительным особняком и синагогой, дав себе обещание не отступать и не спасаться малодушным бегством ни при каких условиях. Кроме того, трава для кота, выросшего в моих глазах до героя, все еще не была заготовлена.
Итак, ранним вечером я оделась во все тёплое, взяла с собой сумку с неэкологичым пакетом для сбора и хранения травы, который, надо заметить, я с того дня не доставала, и со всеми предосторожностями вышла из дома. Предосторожности заключались в том, что перед выходом я внимательно осмотрела себя в зеркале, нет ли на мне непропорционально свободных или излишне темных вещей, а также чего-либо иного, напоминающего лапсердак, который может придать человеку сходство с Големом. Но ничего такого не было. Пальто мое было багрово, фетровая шляпа - зелена, а сапоги сини, потому что я тщательно стараюсь избегать каких-либо инфернальных сходств. От моего дома до треугольника Маросейка – Солянка – Колпачный приблизительно сорок минут пешего хода, однако на дорогу я потратила все пятьдесят, поскольку передвигалась по карте города также со всеми предосторожностями. Среди прохожих мелькнуло несколько подозрительных лиц с желтой кожей и раскосыми глазами, какие, как известно всем образованным людям, читавшим одноименный роман, имелись у пражского Голема, однако я постаралась не думать об этих подозрительных личностях и не смотреть в их сторону. В ранних сумерках наступающего вечера я достигла указанного пустыря. Как и в тот день, когда мною  была предпринята первая попытка сбора травы для кота, на пустыре и около него никого не было. А теперь представьте, уважаемые сотрудники отделения милиции/полиции по району Китай-город (ЦАО), мое удивление, даже более того, мой ужас, когда я обнаружила, что проход на пустырь, ранее представлявший собой брешь в чугунной решетке, накрепко заделан новыми железными прутьями! Иначе говоря, проникнуть на пустырь между синагогой «Сик» и особняком я не могла, да и никто не мог, разве что перелезть через изгородь, уколов себя пиками в самые чувствительные места.
Из этого происшествия я делаю вывод, что в городе появился не только Голем, но также целая шайка связанных с ним демонических сил, подобных адским работникам, разъезжавшим на сером автомобиле в повести Грина «Серый автомобиль».
А теперь, уважаемые сотрудники отделения милиции/полиции по району Китай-город (ЦАО), одно очень важное добавление. Пожалуйста, сосредоточьтесь, как говорит мне мой лечащий врач. В путеводителе 1991 года значится, что слово «Маросейка» произошло от слова «Малороссия», а не от глагола «моросит», как вы всегда думали, глядя из окошка вашего подразделения МВД. Я же имею другие сведения: название улицы происходит от имени Мары, демона, у которого была тысяча лиц, и лица эти он все время менял, прикидываясь то одним существом, то другим. Для Маросейки с ее вавилонским смешением  архитектурных стилей и этнических типажей, сезонов и языков это название очень подходит.
В общем, уважаемые сотрудники отделения милиции/полиции по району: очень прошу, и даже настоятельно умоляю немедленно изловить указанного Голема, окопавшегося в границах треугольника, образованного улицами Маросейка, Солянка и Колпачный, а также установить наблюдение с целью задержания неизвестных лиц, оказывающих ему помощь в различных вопросах и заделывающих свежими железными прутьями бреши на пустырях.

С уважением,

Пекущаяся о физическом и психическом
здоровье граждан совершеннолетняя незамужняя жительница Москвы

Светлана Светова, борец света против темной стороны силы (подпись).