ММБ. Этюд 7. Роза Ветров и Ёжик Вероятностей?

Олан Дуг
     Сразу после службы на флоте я больше года работал проектировщиком. Мы проектировали линии электропередач и подстанции.

     Когда передо мной в первый раз развернули используемую в работе карту, я удивился красивой звезде, с неравными лучами, изображенной в левом верхнем углу карты.

     На вопрос: «Что это такое?» - руководитель проекта пояснил, что это Роза Ветров. Направление луча звезды – это направление преобладающих ветров, а длинна луча – ветровая нагрузка – произведение средней скорости ветра на количество дней, когда он дует.

     - Во времена парусников это был важнейший элемент каждой карты, а теперь только нами и учитывается при проектировании опор, - пояснил он.

     - И хотя по розе ветров нельзя точно предсказать, в какой день, куда будет дуть ветер, но рассчитать среднюю нагрузку на каждую лапу опоры можно довольно точно. Что нам и требуется для определения, какую опору, где и как поставить.

     Красивая звезда запала в память. Со временем, по мере того, как моя модель бытия становилась всё сложней, я обнаружил, что при встрече с каждым новым человеком, я мысленно создаю что-то на подобии такой звезды. Я это назвал веером вероятности.

     Жизненный опыт научил меня быть готовым к любому развитию ситуации: от того, что он безо всякого предупреждения ударит меня в лицо, до того, что он мне без объяснений протянет пачку денег. Конечно, это маловероятные ситуации, но вероятность существует. Самая вероятная ситуация, что этот новый человек просто пройдет мимо. Так в основном и происходит, но мне и давали деньги, и  давали по физиономии, причем безо всяких объяснений.

     В дальнейшем, более пристально понаблюдав за собой, я понял, что строю такой веер вероятностей не только с каждым новым человеком, а вообще с каждым человеком, животным и предметом. В своем воображении я похож на этакого ёжика вероятностей, который утыкан иглами вероятностей, направленных во все стороны, и которые каждое мгновение меняют свое направление и величину.

     Проанализировав поведение других людей (и животных), я понял, что каждый из них также является таким ёжиком вероятностей.

     Каков же алгоритм работы этого механизма?

     Я постоянно сканирую (осматриваю, прислушиваюсь, принюхиваюсь) окружающее пространство, и идентифицирую (определяю) попавшие в поле зрения (слуха, обоняния) субъекты и объекты (одушевленные и неодушевленные предметы). Процесс этот идет на подсознательном уровне и не прекращается ни на мгновение (даже во сне незнакомый негромкий звук может пробудить нас).

     На подсознательном уровне идет определение степени влияния просканированного окружения на твою безопасность. Любые стандартные ситуации не влияющие на безопасность интуитивно пропускаются. Ты можешь сконцентрировать свое внимание на них сознательно, выделив из общего потока анализа. Так твое внимание может привлечь красивая незнакомая девушка, дорогая машина, необычно одетый парень и т.д.

     А вот незнакомый предмет или нестандартная ситуация мгновенно привлекут твое внимание и интуиция подаст сигнал тревоги. Ты сознательно начинаешь изучать их и логически вычислять степень опасности, или обратишься к чужому опыту (станешь расспрашивать о степени ядовитости найденного гриба у более опытного грибника).

     Это в ситуации отсутствия жизненного опыта, а в случае возникновения маловероятной ситуации?

     Маловероятные ситуации практически не поддаются прогнозу и могут рассматриваться, как случайные. Алгоритм действия в случайной ситуации требует отдельного рассмотрения, и я это сделаю в следующем этюде. Сейчас же я рассматриваю прогнозируемые ситуации которыми мы можем управлять, т.е. проявлять свободу воли.

     Я уже говорил, что ситуации могут быть стандартными и нестандартными. В момент нашего появления на свет практически все ситуации нестандартны. У природы есть единственный, но чрезвычайно эффективный метод превращения нестандартной ситуации в стандартную – обучение. 

     Алгоритм обучения предполагает следующий порядок: случайное действие и анализ – стало лучше или хуже. Дальше включаются обратные связи: положительные (состояние удовольствия, счастья) и отрицательные (страх). Положительная связь закрепляет найденное сочетание действий, переводя их в стандартный набор и закрепляя на интуитивном уровне.  Отрицательная связь накладывает запрет на действия, приводящие к ухудшению. (Если ребёнок хоть раз возьмется за раскаленную печную дверцу, больше никогда вы его не сможете даже заставить это сделать.)

     В дальнейшем, по мере совершенствования механизма обучения, субъект находит более эффективную форму обучения на примере других индивидуумов (дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих.)

     Но чему учится каждый индивидуум?
     Он учится переводить нестандартные ситуации в стандартные и загонять их на интуитивный уровень, когда достижение цели не требует рассудочной деятельности. (Вы рассуждаете, как  будете нести ложку ко рту, и кусать хлеб?) Если да, то вы рискуете остаться и без того и другого! (В большой семье зубами не щелкают!)

     Яркий пример – спортивная борьба (восточные единоборства).
Разрабатывается прием (однозначно определенный порядок действий), потом путем бесконечных повторений он доводится до автоматизма и в ответ на какое-то движение или положение противника проводится машинально, исключая рассудочную деятельность. Рассудочная деятельность же направляется на решение других задач, более высокого уровня, или же выключается совсем.

     Берсерк или берсеркер (др.-сканд. berserkr) — в древнегерманском и древнескандинавском обществе воин, посвятивший себя богу Одину. Перед битвой берсерки приводили себя в ярость. В сражении отличались неистовостью, большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли.  (Википедия)

     На Руси воинов ярых в бою князья приближали к себе и делали боярами. :-)))

     Когда я освоил прием перевода рассудочных действий в машинальные, у меня произошел качественный скачек в обучении, и я быстро стал круглым отличником (это произошло в седьмом – восьмом классах). В этом мне помогли два момента: парадигма и автоматизм. Об этом отдельно.

     Вывод этого этюда: В закономерных (повторяющихся) в нашей жизни ситуациях, мы находим оптимальное решение (или обучаемся – используем чужой опыт) и переводим это решение в «стандартное решение этой ситуации» (создаем условный рефлекс), что позволяет нам сократить временной интервал и энергозатраты на реакцию (управление выходом из ситуации).

     Вопрос этого этюда: Какой оптимальный выход из случайной ситуации.