Призрак Белого Генерала

Александр Кудинов
         Я увидел его ещё перед паспортным контролем в Стамбуле. Самолёт приземлился, я вышел и встал в очередь, чтобы получить свой штампик в паспорт у турецкого пограничника. А он, этот мужчина, стоял тоже в очереди, но не рядом со мной, а через одну линию к другому пограничнику. Странно..
Как-то всё странно было вокруг.  Странно, что только я обратил на него внимание. Другие, прилетевшие из Москвы в Стамбул, словно не замечали его. Меня поразил его облик, и я даже не сразу понял почему, но потом вдруг до меня дошло.. Мужчина был одет в генеральскую форму царской армии. Он полуобернулся и на груди блеснули золотые и серебряные кресты и ещё какой-то орден. Я не помню, чтобы он был в самолёте, мог, конечно, не заметить его, так как я летел первым классом. Но почему он так странно одет? 
          Моя очередь подошла, я шагнул через черту к пограничнику , и вынужден был смотреть на него, но потом, получив штамп в паспорт, невольно снова поискал глазами "генерала", но он исчез.
          Я остался ждать багаж и вдруг снова увидел этого мужчину. Он шёл уже от меня прямо к выходу, вещей у него не было. И снова никто не удивился, что он так странно одет.

          Наконец по ленте поползли чемоданы, я выловил свой и двинулся к выходу.
- Орхан, - представился улыбчивый турок, пожимая мне руку. Турок прекрасно говорил по-русски, и, как потом выяснилось, вообще на всех языках говорил замечательно. Да и просто поговорить любил.. Рассказывал и рассказывал, а я всё слушал и слушал.  Молчать легче..  Да и настроение было паршивое, а потом оно вообще превратилось в тягостное, когда я услышал какие большие надежды они на меня возлагают. И что на завтра уже всё готово , и катер, и руководство всех объектов предупреждено. Мне стало немного не по себе, не люблю, когда меня заранее грузят ответственностью. Лучше бы больше рассказывал про свою Болгарию. Орхан был из Болгарии, но жил и работал в Турции. Впрочем мы уже подъехали к отелю, вышли из машины и попрощались до завтра. Интересный такой старинный отель, говорят, тут Агата Кристи писала свой "Восточный экспресс". Время было позднее и, поставив будильник, я бухнулся в постель.

        Что это со мной? То ли бред, то ли сон, то ли явь.. Снились транспортные суда, буквально забитые людьми, многие перевешивались через борт. Давка, крики.. Корабль подходил к Стамбулу. Я физически ощущал невозможность стоять на палубе. Надеюсь это всё-таки сон.. Снились люди, много, очень много белых офицеров, штатские, женщины, дети. Дети-то зачем? Стояли плотно, не пошевелиться. Потом в голове стали всплывать кадры из фильмов и хроники. В висках стучало: двести тысяч, двести тысяч..
         Из этого кошмара меня вытащил будильник. Я махом, оглушённый, сел на кровати, потом, откашлявшись, побрёл в ванну.. Приходя в себя под горячей водой, я с ужасом представлял, что ждало здесь остатки белой армии и бежавших с ними . Около двухсот тысяч моих соотечественников, цвет нации, бежали из России в Стамбул. Революция.. Какое страшное слово. Почему мы убивали друг друга, и продолжаем уничтожать себя, падая в пропасть?  Был ли возможен другой исход тогда? Есть ли он сейчас?

          Орхан с его мерседесом казался существом из другого мира. Мы поздоровались и поехали в порт. Потом, когда катер уносил нас в Мраморное море, я стал отходить от своего сна и возвращаться в наше время. Иногда я думаю, что вся моя жизнь какая-то нереальная, прошлое и настоящее отличаются диаметрально, но есть и общее. Общее это то, что постоянно казалось, что всё это происходит не со мной. А настоящая жизнь где-то там в другом параллельном мире. Я всё ждал, что я прорвусь в то другое измерение, и вот тогда начну жить по-настоящему. Сейчас, правда, всё чаще приходит понимание, что никакой другой жизни нет и, увы, не будет.

         Мы выпили виски, перешли на "ты", Орхан  болтал  и болтал, а я делал над собой усилие, чтобы не выдать состояние глухой тоски и паники, которое наваливалось на меня, когда  он расписывал, что от меня ждут.  Катер пошёл медленнее, и я , взяв бинокль, вглядывался в берег. Унылая картина, потрепанные дома, понятно, что не Французская ривьера. Настроение моё опустилось ещё ниже, когда я прочитал в бинокль название города. Город назывался Муданья. Это почему-то окончательно добило меня. Я совершенно не представлял на чём строить рекламную компанию. Как заставить наших туристов вместо Стамбула , Антальи, Мармариса и прочих курортных городов Турции, тащиться  ещё 1,5 часа через Мраморное море на катере, чтобы получить сервис более низкого качества в какой-то Муданье. Катер зашёл в порт, мы сошли на берег. Машина отвезла меня в горы, и я три дня жил на вилле, фотогрфируя и собирая материал. Солнце и горный воздух высушили остатки моего  бронхита, я перестал вдруг кашлять по утрам. Я даже спросил у местных: не лечили ли тут лёгкие раньше? Оказывается-лечили.. Кстати,  тут и древняя столица Бурса рядом, исторических мест много. Словом что-то стало вырисовываться, вернее появилась уверенность, что придумается концепция для рекламных и обзорных фильмов. А то, что город называется Муданья, даже прикольно.

        Мы возвращались в Стамбул, у меня еще было несколько дней, и Орхан был моим экскурсоводом. Кстати видели дельфинов в бухте "Золотой рог"  во время обзорной экскурсии. За четыре  дня  Орхан мне показал и рассказал столько, что голова моя окончательно распухла от впечатлений. Я запросил всё это в Москву. Кое-что просматривал и вечерами в отеле. Рим, Византия, Константинопль, Османы, и, наконец, Турция. Последний султан, чрезмерно увлекающийся вином и гаремом, Ата - Тюрк с его циррозом, прикованный к креслу. Передо мной с листов бумаги вставали факты, события, которых я не знал. Вставала живая история этой великой земли.

       Культурное влияние русских эмигрантов на эту страну было огромно, а условия существования  ужасны. Были и редкие  исключения, часть наших людей сумела закрепиться в Турции, но  основная масса двинулась потом дальше в  Европу. Турция стала республикой, во многом благодаря русскому оружию, выделенному революционной Россией. Кемаль Ата-Тюрк и Ленин были в прекрасных отношениях, и русские только начавшие обживаться на этой земле при султане, вынуждены были при новой власти снова бежать.

       Мы сидели с Орханом в ресторане  в аэропорту, до отлёта было два часа, я уже зарегистрировался, так что времени  было полно.
- Ты мне к следующему приезду, ну когда я что-нибудь уже напишу, и поедем по точкам смотреть, ещё и про белую эмиграцию, про русских посмотри, - давал я указания.
- А ты когда прилетишь?
- Когда напишу, - повторил я, - да ты не волнуйся в любом случае в июне начнем снимать.
- Я тебе по интернету буду высылать, - сказал Орхан, - а что больше интересует?
- Всё, и чем больше , тем лучше. Всё про влияние русских ,  истории , случаи всякие. Кстати, знаешь , тут со мной такой интересный человек прилетел. Стою к вашим погранцам, смотрю направо и вижу среди наших одного в генеральской царской форме при орденах. Прикинь..
       Орхан странно посмотрел на меня, я тут же пожалел о сказанном. Ещё подумает бог знает что, ну что у меня крыша поехала. Этого только мне не хватало, раззвонит всем.
- И что ? Как он себя вёл?- спросил Орхан.
-Да, нормально, не напрягайся. Потом он вышел, мимо ваших прошёл, они его видели, пропустили, ничего не сказали..
-Он был без вещей?- спросил он.
-Да, - на этот раз слегка удивился я.
- Они не видели его, -сказал он и побелел, - его кроме тебя вообще никто не видел. Ты Белого Генерала видел.
- Ну да.., - невольно мне передалось его волнение.
-Не понял ты.. Ты призрак видел, призрак Белого Генерала, он беду несёт.
Я ошарашенно молчал, поражённый серьёзностью с которой он это сказал.
- И что теперь? -выдавил я. - Что за призрак?
- Растерзали его в порту, генерала вашего.. Ну когда бежали все из России.
- Кто?
- Ваши., Ну свои, русские.
- Подожди, успокойся, я ведь во всю эту ерунду не верю. Ты можешь толком объяснить?
Странно было видеть бледного взрослого мужчину, боящегося призраков.
- Он, генерал этот вроде эвакуацией руководил, - сказал Орхан, - а на одном корабле из Новороссийска много людей задохнулось в толчее, давка была, а тут ещё шторм. Что-то не так он сделал что ли, его обвинили. Ну и в порту свои же убили. Только ходит он теперь русских встречает. Кто видит его, потом плохо бывает..
- Ну ты загнул, - пытался я разрядить обстановку, но Орхан остался серьёзен.
- Знаешь что ..  Раскопай ты мне всю эту историю в подробностях. Ну давай ещё по рюмашке.. - сказал я как можно легче.
   Орхан покачал головой, а я выпил грамм 50 коньяку, хотя хотелось хватить все 200, но постеснялся что-то. Скажет ещё, что пьяница. Мы расстались. Прощание получилось какое-то напряжённое. Я постарался побыстрее пройти в самолёт. Сидя в салоне первого класса, я, не веривший в чертей и призраков, добрал ещё 150 грамм коньяку, и начал уговаривать Белого Генерала, что постараюсь раскопать всю эту историю и доказать его невиновность. И обязательно написать об этом. Ну несправедливо всё это, у нас всегда хотят найти виноватого, крайнего. Так я разговаривал в своём воображении с призраком, посматривая по сторонам. А вдруг увижу его снова. Почему-то мне казалось, что если он будет тут со мной рядом, то ничего не случится. Но его нигде не было видно. Я закрыл глаза. Самолет разбежался и вроде оторвался от земли.. Кажется взлетели..