Глава 56. Василий Андреевич Жуковский

Виктор Еремин
(1783—1852)

Его называют учителем всех русских поэтов-лириков. Друг, учитель и защитник А.С. Пушкина. Человек добрейшей души, готовый прийти на помощь каждому, кто в ней нуждался. На протяжении долгих лет каждое утро в доме Жуковского выстраивалась очередь просителей, и по мере сил он старался помочь каждому, кто в этом нуждался.

Невозможно переоценить его вклад в дело становления и развития русской культуры. Именно Жуковский, благодаря своему великому поэтическому дару, создал целый ряд великолепных переводов шедевров мировой поэзии, причём переводы эти по таланту создателя с лёгкостью могут поспорить с самими оригиналами. Нередко мы даже не замечаем, что читаем перевод, поскольку перед нами раскрывает свою божественную тайну очередной шедевр гениального творца-переводчика.

Во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов бравый премьер-майор, обрусевший немец Карл Иванович Муфель (1736—1789) после взятия Бендер в 1770 году послал на воспитание своему старому приятелю двух пленных сестёр-турчанок — Сальху и Фатьму. Приятелем этим был богатый русский помещик, владелец многочисленных имений в Тульской, Калужской и Орловской губерниях — Афанасий Иванович Бунин (1716—1791).

Сальхе было шестнадцать лет, Фатьме — одиннадцать. Младшая сестра вскоре умерла, а старшая выучила русский язык и была крещена в православную веру под именем Елисавета Дементьевна Турчанинова (ок. 1754 — 1811).

Законная жена Бунина — Мария Григорьевна, урождённая Безобразова (ок. 1730 — 1811), прижив с мужем одиннадцать детей, отказалась от супружеских обязанностей и дала Афанасию Ивановичу полную свободу. Юная Елисавета по наивности своей полагала, что везде есть гаремы и что у мужчины должно быть несколько жён. Потому, будучи по закону вольной, она стала любовницей барина. В усадьбе села Мишенское близ Белёва, где постоянно проживала семья Буниных, её поселили в отдельном домике. Мария Григорьевна приняла турчанку хорошо, рад ей был и друг Бунина — Андрей Григорьевич Жуковский, разорившийся дворянин, много лет живший у Буниных приживалом. Сальха была сначала нянькой младших детей, потом ключницей.

* Ко времени приезда в поместье Сальхи в живых оставались только пятеро детей — мальчик и четыре девочки, остальные умерли в малом возрасте.

В 1781 году в семье Буниных случилось несчастье: умер, а скорее всего покончил с собой в самый разгар вертеровского поветрия*, т.е. по причине сентиментальной любви, единственный сын Иван. Мария Григорьевна не сомневалась, что трагедия эта стала наказанием свыше за прелюбодеяния её мужа, и прекратила всякие отношения с Афанасием Ивановичем и турчанкой.

* См. главу «Иоганн Вольфганг Гёте».

Но вот 9 февраля (29 января по старому стилю) 1783 года у Елисаветы родился мальчик. Бунин упросил Жуковского усыновить младенца. Так появился в Мишенском мальчик Василий Андреевич Жуковский.

В первые же дни своей жизни Васенька оказался всеобщим примирителем. Елисавета сама принесла младенца в барский дом и положила его к ногам Марии Григорьевны. Барыня увидела в ребёнке замену несчастному Ивану и пообещала:

— Васеньку я воспитаю сама, как родного.

И стал Василий барчонком, всеобщим любимцем и кумиром. Дом был полон женщин, и каждая норовила приласкать его и побаловать.

Однако Афанасия Ивановича с первых дней беспокоило будущее сына. Чтобы в дальнейшем не возникло проблем с его дворянством, грудного Васеньку записали сержантом в Астраханский гусарский полк. В шесть лет мальчик уже дослужился до прапорщика, что давало ему независимо от рождения право на дворянство. Мальчика внесли в соответствующий раздел дворянской родословной книги Тульской губернии.
В марте 1791 года скончался Афанасий Иванович Бунин. В завещании он ни словом не упомянул ни о сыне Василии, ни о Елисавете Дементьевне. Они фактически оставались без средств к существованию.

— Барыня, — сказал Бунин перед смертью жене, — для этих несчастных я не сделал ничего, но поручаю их тебе и детям моим.

— Будь спокоен, — отвечала Мария Григорьевна. — С Лисаветой я никогда не расстанусь, а Васенька будет моим сыном.

И сдержала своё слово.

Образование юный Вася получил семейное. Затем был частный пансион и народное училище, из которого Жуковского исключили за неспособность. Мальчик продолжал обучение в доме своей крёстной матери и одновременно сводной сестры Варвары Афанасьевны Юшковой (1768—1797). Здесь впервые проявились его литературные способности. Юшковы организовали домашний театр. Для этого театра мальчик написал маленькую драму «Камилл, или Освобождённый Рим». Васеньке устроили овацию. Ободрённый, он буквально ринулся в сочинительство.

В 1796 году с согласия Марии Григорьевны млеющий от восторга двенадцатилетний Васенька был отправлен служить прапорщиком в Нарвский полк, квартировавший в Кексгольме (Выборге). Однако, к великому разочарованию мальчика, только что вступивший на престол император Павел I запретил брать на действительную службу несовершеннолетних, особенно в офицеры. Тогда хороший знакомый семьи Буниных Болотов* присоветовал Марии Григорьевне отдать Василия в Благородный пансионат при московском университете.

* Андрей Тимофеевич Болотов (1738—1833) — великий русский естествоиспытатель, один из главных организаторов отечественной агрономической науки. Выдающийся писатель.

Жуковский учился там с 1797 по 1800 год. Здесь он близко и на всю жизнь подружился с сыновьями директора Московского университета Ивана Петровича Тургенева (1752—1807) — Андреем (1781—1803) и Александром (1784—1846). Хлопотами именно Александра Ивановича Тургенева был пристроен в Царскосельский лицей Саша Пушкин, Тургенев же единственный сопровождал останки гениального поэта в Святогорский монастырь и похоронил его.

Тургеневы и Жуковский вместе организовали «Дружеское литературное общество». Пансионат Василий окончил с именной серебряной медалью, имя его было занесено на почётную мраморную доску.

Служить молодого человека направили в Главную соляную контору городовым секретарём с окладом в 175 рублей в год. Жил он по-прежнему в доме Юшковых. Литературную деятельность Василий Андреевич не оставлял, уделяя внимание преимущественно переводам. Он перевёл на русский язык «Страдания молодого Вертера» Гёте, затем роман Коцебу «Мальчик у ручья» и его же комедию «Ложный стыд».

Вскоре после убийства Павла I Жуковский был переведён на службу в Петербург. Поскольку сводная сестра поэта Екатерина Афанасьевна Протасова (1771—1848) через мужа породнилась с Николаем Михайловичем Карамзиным (1766—1826), Василий был ему представлен, и они подружились. Карамзину в 1802 году поэт показал свой перевод стихотворения Томаса Грея* «Сельское кладбище». Тот пришёл в восторг и, будучи редактором журнала «Вестник Европы», опубликовал его. Эта публикация принесла Василию Андреевичу всероссийскую известность.

* Томас Грей (1716—1771) — английский поэт-сентименталист.

Так начался первый период в творчестве Жуковского. Длился он с 1802 по 1808 год, когда поэт исповедовал модную тогда школу сентиментализма.

В 1805 году, будучи в Белёве, Жуковский стал преподавать историю и литературу дочерям Екатерины Афанасьевны, своим племянницам — Маше и Саше Протасовым*. Каждое утро он приходил к девочкам и неожиданно для себя влюбился в двенадцатилетнюю Машу! Он долго мучился и, наконец, признался в своих чувствах к ребёнку Екатерине Афанасьевне. Мать была возмущена и оскорблена. Василий Андреевич уехал в Москву.

* Впоследствии Мария Андреевна Мойер (1793—1821) и Александра Андреевна Воейкова (1795—1829).

1808 года наступил второй период в творчестве великого поэта — период романтической поэзии. Жуковским были созданы первые баллады: «Людмила» (1808), «Кассандра» (1809), «Светлана» (1808—1812). Поэт создавал их на основе иностранных литературных источников. Но именно эти баллады положили начало русскому романтизму. Всего Жуковским было написано тридцать девять баллад и поэм. «Людмила» и «Светлана» на долгие годы сделали Василия Андреевича одним из самых любимых поэтов России.

13 мая 1811 года умерла благодетельница поэта Мария Григорьевна Бунина. С горькой вестью приехала к Васеньке его потрясённая мать Елисавета Дементьевна и через десять дней, 25 мая 1811 года, тоже умерла. Так в кратчайший срок потерял Жуковский двух самых дорогих ему женщин.

А через год вторглась в Россию армия Наполеона. В начале войны поэт вступил в Московское ополчение и служил поручиком. В день Бородинского сражения он был в резерве. После сдачи Москвы его прикомандировали к штабу Кутузова. В Тарутино Василий Андреевич сочинил великую оду «Певец во стане русских воинов».

После войны Жуковский решил все свою оставшуюся жизнь посвятить творчеству. Помочь ему взялся хороший знакомый С.С. Уваров*. Он вознамерился выхлопотать Василию Андреевичу пенсион от императорского двора как поэту. С этой целью в 1815 году Уваров представил Жуковского вдовствующей императрице Марии Фёдоровне старшей**. После часовой аудиенции поэт был приглашён на место придворного чтеца и учителя русского языка при Марии Фёдоровне, которая за долгие годы жизни в Петербурге не смогла выучить язык своих подданных. Так начался двадцатипятилетний период придворной службы Жуковского.

* Сергей Семёнович Уваров (1786—1855) — граф, выдающийся русский государственный деятель, талантливый философ. Многолетний министр народного просвещения. Он является автором формулы российской государственности — «православие, самодержавие, народность».
** Мария Фёдоровна старшая (1759—1828) — российская императрица, жена императора Павла I. После убийства супруга с согласия сыновей, императоров Александра I и Николая I, оказывала огромное влияние на внутреннюю политику Российского государства. Фактически продолжала исполнять обязанности первой дамы империи, отодвинув на задний план царствующих императриц. За жёсткий, коварный характер была прозвана при дворе «чугунной императрицей».

Поэт поселился в Зимнем дворце. В 1816 году ему назначили пожизненную пенсию. Через год Жуковского назначили учителем русского языка к невесте великого князя Николая, будущей императрице Александре Фёдоровне*.

* Императрица Александра Фёдоровна (1798—1855) — супруга императора Николая I; до приезда в Россию королевна Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская; была любимицей Марии Фёдоровны старшей, преклонявшейся перед всем прусским.

Василий Андреевич имел в императорской семье высочайший авторитет, чем откровенно пользовался в благих целях. Он постоянно выступал просителем за несчастных и преследуемых. Благодаря влиянию при дворе он неоднократно добивался смягчения участи сосланного А.С. Пушкина, помог при выкупе из крепостной зависимости Т.Г. Шевченко, содействовал освобождению из ссылки А.И. Герцена, просил об облегчении судьбы декабристов, хлопотал о больном поэте К.Н. Батюшкове, беспокоился об освобождении от солдатчины Е.А. Баратынского.

Смерть в 1823 году Маши Мойер (Протасовой) во время родов стала для Василия Андреевича тяжелейшим ударом. Поэт помчался из Петербурга в Дерпт, где жила его возлюбленная с молодыми мужем. У женщины было предчувствие скорой смерти. У открытой могилы её Жуковскому передали адресованное ему письмо. Там, в частности, было сказано: «Это письмо получишь ты тогда, когда меня подле вас не будет, но когда я ещё ближе буду к вам душою. Тебе обязана я самым живейшим счастьем, которое только ощущала!.. Теперь — прощай!»

С июля 1824 года Жуковский получил новое назначение — он стал наставником великого князя Александра Николаевича — старшего сына великого князя Николая Павловича и будущего императора Александра II. В этой должности поэт пережил восстание 14 декабря 1825 года, когда каждую минуту ожидали нападения заговорщиков на императорскую семью. Все тревожные часы восстания Василий Андреевич находился в Зимнем дворце.

В 1826 году Жуковский получил длительный отпуск и отправился в путешествие по Европе. В частности, он посетил Веймар, где познакомился с Гёте. Немецкий гений подарил русскому поэту своё отточенное гусиное перо.
Знаковым стал для Жуковского 1831 год, когда он и Пушкин жили в Царском Селе. В то лето Пушкин написал «Сказку о царе Салтане». Василий Андреевич тоже взялся за сказки. Им были сочинены «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна» и «Война мышей и лягушек».

Через два года Жуковским было написано стихотворение, которое сам он назвал «Молитва русского народа», но потомкам оно стало известно как текст российского гимна.

Осенью 1836 года Пушкин сообщил Василию Андреевичу о назревавшей между ним и Дантесом дуэли. Жуковский немедленно примчался из Царского Села и попытался уладить дело миром. Целую неделю вёл он переговоры с приёмным отцом Дантеса — бароном Геккереном. Его хлопотами дело могло быть улажено миром. Но 26 января 1837 года Пушкин написал ругательное письмо барону, за которого вступился сын. Дуэль состоялась, и поэт был смертельно ранен. Умирающий поэт позвал к своему одру именно Василия Андреевича и просил стать его душеприказчиком. Когда Пушкин умер и тело поэта вынесли в соседнюю комнату, Жуковский собственноручно опечатал кабинет. По печальному стечению обстоятельств это был день рождения Василия Андреевича, на который он заранее пригласил покойного.

После смерти Пушкина Жуковский решал издательские дела поэта, проблемы с его долгами, хлопотал перед императором о пенсии вдове и малолетним детям.
В 1841 году отношения Василия Андреевича с царским двором ухудшились настолько, что, получив почётную отставку, он принял решение переселиться в Германию, где весной того же года пятидесятивосьмилетний поэт, наконец, женился — на юной Елизавете (1821—1856), дочери своего старого приятеля художника Герхардта Вильгельма фон Рейтерна (в России — Евграф Романович Рейтерн). Поселились новобрачные в Дюссельдорфе.

Творческая активность Жуковского не ослабевала. Он закончил начатый ещё в России перевод индийской народной повести «Наль и Дамаянти», перевёл поэму «Рустем и Зораб» и «Одиссею» Гомера, «Орлеанскую деву» Шиллера. Написал белыми стихами три сказки братьев Гримм — «Об Иване-царевиче и сером волке», «Кот в сапогах», «Тюльпанное дерево».

30 октября 1842 года у Жуковских родилась дочь Александра*. 1 января 1845 года Елизавета родила сына Павла**.

* Александра Васильевна Жуковская (1842—1912), в замужестве Верман.
** Павел Васильевич Жуковский (1844/1845 — 1912) — шталмейстер, художник-любитель.

В сентябре 1848 года Жуковские окончательно переехали в Баден-Баден. Здесь в конце 1851 года поэт написал своё последнее стихотворение «Царскосельский лебедь». Он постоянно мечтал вернуться в Россию, даже разработал лучший маршрут поездки. Василий Андреевич успел узнать о кончине в марте 1852 года Николая Васильевича Гоголя, с которым дружил и переписывался последние десятилетия жизни, и о том, как великий писатель сжёг второй том «Мёртвых душ».

Прочитав рассказ о последних часах Гоголя в пятом номере «Москвитянина», он был страшно поражён предсмертным криком писателя:

— Оставьте меня! Не мучьте меня!

Несколько часов после этого Василий Андреевич просидел в темноте в своём кабинете, затем вышел, лёг на диван и уже не вставал. С каждым днём ему становилось всё хуже и Хуже. 12 апреля 1852 года в 1 час 37 минут ночи Василий Андреевич Жуковский умер.

Останки его вначале были положены в склепе на загородном кладбище Баден-Бадена. В августе того же года слуга Жуковского Даниил Гольдберг на пароходе отвёз прах поэта в Петербург. Похоронили Василия Андреевича на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры рядом с Н.М. Карамзиным и поэтом И.И. Козловым.



Людмила

«Где ты, милый? Что с тобою?
С чужеземною красою,
Знать, в далекой стороне
Изменил, неверный, мне;
Иль безвременно могила
Светлый взор твой угасила».
Так Людмила, приуныв,
К персям очи преклонив,
На распутии вздыхала.
«Возвратится ль он, — мечтала, —
Из далеких, чуждых стран
С грозной ратию славян?»

Пыль туманит отдаленье;
Светит ратных ополченье;
Топот, ржание коней;
Трубный треск и стук мечей;
Прахом панцири покрыты;
Шлемы лаврами обвиты;
Близко, близко ратных строй;
Мчатся шумною толпой
Жёны, чада, обручении...
«Возвратились незабвенны!..»
А Людмила?.. Ждёт-пождёт...
«Там дружину он ведёт;
Сладкий час — соединенье!..»
Вот проходит ополченье;
Миновался ратных строй...
Где ж, Людмила, твой герой?
Где твоя, Людмила, радость?
Ах! прости, надежда-сладость!
Все погибло: друга нет.
Тихо в терем свой идет,
Томну голову склонила:
«Расступись, моя могила;
Гроб, откройся; полно жить;
Дважды сердцу не любить».

«Что с тобой, моя Людмила? —
Мать со страхом возопила. —
О, спокой тебя творец!» —
«Милый друг, всему конец;
Что прошло — невозвратимо;
Небо к нам неумолимо;
Царь небесный нас забыл...
Мне ль он счастья не сулил?
Где ж обетов исполненье?
Где святое провиденье?
Нет, немилостив творец;
Всё прости; всему конец».

«О Людмила, грех роптанье;
Скорбь — создателя посланье;
Зла создатель не творит;
Мёртвых стон не воскресит». —
«Ах! родная, миновалось!
Сердце верить отказалось!
Я ль, с надеждой и мольбой,
Пред иконою святой
Не точила слёз ручьями?
Нет, бесплодными мольбами
Не призвать минувших дней;
Не цвести душе моей.

Рано жизнью насладилась,
Рано жизнь моя затмилась,
Рано прежних лет краса.
Что взирать на небеса?
Что молить неумолимых?
Возвращу ль невозвратимых?» —
«Царь небес, то скорби глас!
Дочь, воспомни смертный час;
Кратко жизни сей страданье;
Рай — смиренным воздаянье,
Ад — бунтующим сердцам;
Будь послушна небесам».
«Что, родная, муки ада?
Что небесная награда?
С милым вместе — всюду рай;
С милым розно — райский край
Безотрадная обитель.
Нет, забыл меня спаситель!» —
Так Людмила жизнь кляла,
Так творца на суд звала...
Вот уж солнце за горами;
Вот усыпала звездами
Ночь спокойный свод небес;
Мрачен дол, и мрачен лес.

Вот и месяц величавый
Встал над тихою дубравой:
То из облака блеснёт,
То за облако зайдёт;
С гор простёрты длинны тени;
И лесов дремучих сени,
И зерцало зыбких вод,
И небес далёкий свод
В светлый сумрак облеченны...
Спят пригорки отдаленны,
Бор заснул, долина спит...
Чу!.. полночный час звучит.

Потряслись дубов вершины;
Вот повеял от долины
Перелётный ветерок...
Скачет по полю ездок:
Борзый конь и ржёт и пышет.
Вдруг... идут... (Людмила слышит)
На чугунное крыльцо...
Тихо брякнуло кольцо...
Тихим шепотом сказали...
(Все в ней жилки задрожали.)
То знакомый голос был,
То ей милый говорил:

«Спит иль нет моя Людмила?
Помнит друга иль забыла?
Весела иль слёзы льёт?
Встань, жених тебя зовёт». —
«Ты ль? Откуда в час полночи?
Ах! едва прискорбны очи
Не потухнули от слез.
Знать, тронулся царь небес
Бедной девицы тоскою?
Точно ль милый предо мною?
Где же был? Какой судьбой
Ты опять в стране родной?»

«Близ Наревы дом мой тесный.
Только месяц поднебесный
Над долиною взойдёт,
Лишь полночный час пробьёт —
Мы коней своих седлаем,
Темны кельи покидаем.
Поздно я пустился в путь.
Ты моя; моею будь...
Чу! совы пустынной крики.
Слышишь? Пенье, брачны лики.
Слышишь? Борзый конь заржал.
Едем, едем, час настал».

«Переждём хоть время ночи;
Ветер встал от полуночи;
Хладно в поле, бор шумит;
Месяц тучами закрыт». —
«Ветер буйный перестанет;
Стихнет бор, луна проглянет;
Едем, нам сто вёрст езды.
Слышишь? Конь грызет бразды,
Бьёт копытом с нетерпенья.
Миг нам страшен замедленья;
Краткий, краткий дан мне срок;
Едем, едем, путь далёк».

«Ночь давно ли наступила?
Полночь только что пробила.
Слышишь? Колокол гудит». —
«Ветер стихнул; бор молчит;
Месяц в водный ток глядится;
Мигом борзый конь домчится». —
«Где ж, скажи, твой тесный дом?» —
«Там, в Литве, краю чужом:
Хладен, тих, уединенный,
Свежим дёрном покровенный;
Саван, крест, и шесть досток.
Едем, едем, путь далёк».

Мчатся всадник и Людмила.
Робко дева обхватила
Друга нежною рукой,
Прислонясь к нему главой.
Скоком, лётом по долинам,
По буграм и по равнинам;
Пышет конь, земля дрожит;
Брызжут искры от копыт;
Пыль катится вслед клубами;
Скачут мимо них рядами
Рвы, поля, бугры, кусты;
С громом зыблются мосты.

«Светит месяц, дол сребрится;
Мёртвый с девицею мчится;
Путь их к келье гробовой.
Страшно ль, девица, со мной?» —
«Что до мёртвых? что до гроба?
Мёртвых дом земли утроба». —
«Чу! в лесу потрясся лист.
Чу! в глуши раздался свист.
Чёрный ворон встрепенулся;
Вздрогнул конь и отшатнулся;
Вспыхнул в поле огонек».
«Близко ль, милый?» — «Путь далёк».

Слышат шорох тихих теней:
В час полуночных видений,
В дыме облака, толпой,
Прах оставя гробовой
С поздним месяца восходом,
Лёгким, светлым хороводом
В цепь воздушную свились;
Вот за ними понеслись;
Вот поют воздушны лики:
Будто в листьях повилики
Вьётся лёгкий ветерок;
Будто плещет ручеёк.

«Светит месяц, дол сребрится;
Мёртвый с девицею мчится;
Путь их к келье гробовой.
Страшно ль, девица, со мной?» —
«Что до мёртвых? что до гроба?
Мёртвых дом земли утроба». —
«Конь, мой конь, бежит песок;
Чую ранний ветерок;
Конь, мой конь, быстрее мчися;
Звёзды утренни зажглися,
Месяц в облаке потух.
Конь, мой конь, кричит петух».

«Близко ль, милый?» — «Вот примчались».
Слышат: сосны зашатались;
Слышат: спал с ворот запор;
Борзый конь стрелой на двор.
Что же, что в очах Людмилы?
Камней ряд, кресты, могилы,
И среди них божий храм.
Конь несётся по гробам;
Стены звонкий вторят топот;
И в траве чуть слышный шёпот,
Как усопших тихий глас...
Вот денница занялась.

Что же чудится Людмиле?..
К свежей конь примчась могиле
Бух в неё и с седоком.
Вдруг — глухой подземный гром;
Страшно доски затрещали;
Кости в кости застучали;
Пыль взвилася; обруч хлоп;
Тихо, тихо вскрылся гроб...
Что же, что в очах Людмилы?..
Ах, невеста, где твой милый?
Где венчальный твой венец?
Дом твой — гроб; жених — мертвец.

Видит труп оцепенелый;
Прям, недвижим, посинелый,
Длинным саваном обвит.
Страшен милый прежде вид;
Впалы мёртвые ланиты;
Мутен взор полуоткрытый;
Руки сложены крестом.
Вдруг привстал... манит перстом...
«Кончен путь: ко мне, Людмила;
Нам постель — темна могила;
Завес — саван гробовой;
Сладко спать в земле сырой».

Что ж Людмила?.. Каменеет,
Меркнут очи, кровь хладеет,
Пала мёртвая на прах.
Стон и вопли в облаках;
Визг и скрежет под землёю;
Вдруг усопшие толпою
Потянулись из могил;
Тихий, страшный хор завыл:
«Смертных ропот безрассуден;
Царь всевышний правосуден;
Твой услышал стон творец;
Час твой бил, настал конец».


Кассандра

Всё в обители Приама
 Возвещало брачный час:
Запах роз и фимиама,
  Гимны дев и лирный глас.
Спит гроза минувшей брани,
  Щит, и меч, и конь забыт,
Облечён в пурпурны ткани
  С Поликсеною Пелид.

Девы, юноши четами
  По узорчатым коврам,
Украшенные венками,
  Идут веселы во храм;
Стогны дышат фимиамом;
  В злато царский дом одет;
Снова счастье над Пергамом…
  Для Кассандры счастья нет.

Уклонясь от лирных звонов,
  Нелюдима и одна,
Дочь Приама в Аполлонов
  Древний лес удалена.
Сводом лавров осененна,
  Сбросив жрический покров,
Провозвестница священна
  Так роптала на богов:

«Там шумят веселья волны;
  Всем душа оживлена;
Мать, отец надеждой полны;
  В храм сестра приведена.
Я одна мечты лишенна;
  Ужас мне — что радость там;
Вижу, вижу: окрылена
  Мчится Гибель на Пергам.

Вижу факел — он светлеет
  Не в Гименовых руках;
И не жертвы пламя рдеет
  На сгущенных облаках;
Зрю пиров уготовленье…
  Но… горе, по небесам,
Слышно бога приближенье,
  Предлетящего бедам.

И вотще моё стенанье,
  И печаль моя мне стыд:
Лишь с пустынями страданье
  Сердце сирое делит.
От счастливых отчужденна,
  Веселящимся позор,
Я тобой всех благ лишенна,
  О предведения взор!

Что Кассандре дар вещанья
  В сем жилище скромных чад
Безмятежного незнанья,
  И блаженных им стократ?
Ах! почто она предвидит
  То, чего не отвратит?..
Неизбежное приидет,
  И грозящее сразит.

И спасу ль их, открывая
  Близкий ужас их очам?
Лишь незнанье — жизнь прямая;
  Знанье — смерть прямая нам.
Феб, возьми твой дар опасный,
  Очи мне спеши затмить;
Тяжко истины ужасной
  Смертною скуделью быть…

Я забыла славить радость,
  Став пророчицей твоей.
Слепоты погибшей сладость
  Мирный мрак минувших дней,
С вами скрылись наслажденья!
  Он мне будущее дал,
Но веселие мгновенья
  Настоящего отнял.

Никогда покров венчальный
  Мне главы не осенит:
Вижу факел погребальный;
  Вижу: ранний гроб открыт.
Я с родными скучну младость
  Всю утратила в тоске —
Ах, могла ль делить их радость,
  Видя скорбь их вдалеке?

Их ласкает ожиданье;
  Жизнь, любовь передо мной;
Всё окрест — очарованье —
  Я одна мертва душой.
Для меня весна напрасна;
  Мир цветущий пуст и дик…
Ах! сколь жизнь тому ужасна,
  Кто во глубь её проник!

Сладкий жребий Поликсены!
  С женихом рука с рукой,
Взор, любовью распаленный,
  И, гордясь сама собой,
Благ своих не постигает:
  В сновидениях златых
И бессмертья не желает
  За один с Пелидом миг.

И моей любви открылся
  Тот, кого мы ждём душой:
Милый взор ко мне стремился,
  Полный страстною тоской…
Но — для нас перед богами
  Брачный гимн не возгремит;
Вижу: грозно между нами
  Тень стигийская стоит.

Духи, бледною толпою
  Покидая мрачный ад,
Вслед за мной и предо мною,
  Неотступные, летят;
В резвы юношески лики
  Вносят ужас за собой;
Внемля радостные клики,
  Внемлю их надгробный вой.

Там сокрытый блеск кинжала;
  Там убийцы взор горит;
Там невидимого жала
  Яд погибелью грозит.
Всё предчувствуя и зная,
  В страшный путь сама иду:
Ты падёшь, страна родная;
  Я в чужбине гроб найду…»

И слова ещё звучали…
  Вдруг… шумит священный лес…
И эфиры глас примчали:
  «Пал великий Ахиллес!»
Машут Фурии змиями,
  Боги мчатся к небесам…
И карающий громами
  Грозно смотрит на Пергам.


Светлана

Раз в крещенский вечерок
    Девушки гадали:
За ворота башмачок,
    Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
    Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
    Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
    Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
    Песенки подблюдны.

Тускло светится луна
    В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
    Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
    Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
    Вынь себе колечко.
Пой, красавица: Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
    Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
    При святом налое».

«Как могу, подружки, петь?
    Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
    В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
    Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
    Им лишь сердце дышит...
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
    Где твоя обитель?
Я молюсь и слёзы лью!
Утоли печаль мою,
    Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт
    Белой пеленою;
И на том столе стоит
    Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
    «Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
    В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
    Лёгкою рукою;
Упадёт с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
    Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;
    К зеркалу садится;
С тайной робостью она
    В зеркало глядится;
Тёмно в зеркале; кругом
    Мёртвое молчанье;
Свечка трепетным огнём
    Чуть лиет сиянье...
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
    Страх туманит очи...
С треском пыхнул огонёк,
Крикнул жалобно сверчок,
    Вестник полуночи.

Подпершися локотком,
    Чуть Светлана дышит...
Вот... легохонько замком
    Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
    За её плечами
Кто-то, чудилось, блестит
    Яркими глазами...
Занялся от страха дух...
Вдруг в её влетает слух
    Тихий, лёгкий шёпот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
    Твой услышан ропот!»

Оглянулась... милый к ней
    Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
    Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждёт
    С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поёт;
    Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
    В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
    Повода шелковы.

Сели... кони с места враз;
    Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
    Вьюга над санями.
Скачут... пусто все вокруг,
    Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
    Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
    «Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
    Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;
    Топчут снег глубокий...
Вот в сторонке божий храм
    Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
    Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
    Тускнет в фимиаме;
На средине чёрный гроб;
И гласит протяжно поп:
    «Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
    Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;
    Снег валит клоками;
Чёрный вран, свистя крылом,
    Вьётся над санями;
Ворон каркает: печаль!
    Кони торопливы
Чутко смотрят в тёмну даль,
    Подымая гривы;
Брезжит в поле огонёк;
Виден мирный уголок,
    Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
    Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися... и вмиг
    Из очей пропали:
Кони, сани и жених
    Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
    Брошена от друга,
В страшных девица местах;
    Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет...
Виден ей в избушке свет:
    Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит...
Дверь шатнулася... скрыпит...
    Тихо растворилась.

Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
    Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
    Свечка пред иконой...
Ах! Светлана, что с тобой?
    В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
    Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
    Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
    Робко притаилась.

Всё утихло... вьюги нет...
    Слабо свечка тлится,
То прольёт дрожащий свет,
    То опять затмится...
Всё в глубоком, мёртвом сне,
    Страшное молчанье...
Чу, Светлана!.. в тишине
    Лёгкое журчанье...
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
    С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
    Обнял их крылами.

Смолкло всё опять кругом...
    Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
    Мёртвый шевелится...
Сорвался покров; мертвец
    (Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
    Затворены очи.
Вдруг... в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
    Руки охладелы...
Что же девица?.. Дрожит...
Гибель близко... но не спит
    Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
    Лёгкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул...
    Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
    Страшно он зубами
И на деву засверкал
    Грозными очами...
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
    Смерть изобразилась...
Глядь, Светлана... о творец!
Милый друг её — мертвец!
    Ах!.. и пробудилась.

Где ж?.. У зеркала, одна
    Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
    Светит луч денницы;
Шумным бьёт крылом петух,
    День встречая пеньем;
Все блестит... Светланин дух
    Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
    Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
    Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)
    Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
    Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
    Пар алеет тонкий...
Чу!.. в дали пустой гремит
    Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
    Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идёт...
    Кто?.. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,
    Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
    В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
    Те ж приятны взоры;
То ж на сладостных устах
    Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
    Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
    Пойте: многи леты!

__________________

Улыбнись, моя краса,
    На мою балладу;
В ней большие чудеса,
    Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
    Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
    Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
    Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
    Счастье — пробужденье».

О! не знай сих страшных снов
    Ты, моя Светлана...
Будь, создатель, ей покров!
    Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
    К ней да не коснётся;
В ней душа как ясный день;
    Ах! да пронесётся
Мимо — Бедствия рука;
Как приятный ручейка
    Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь её светла,
Будь веселость, как была,
    Дней её подруга.


Молитва русского народа

Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли;
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю
Всё ниспошли!

Перводержавную,
Русь православную,
Боже, храни!
Царство ей стройное!
В силе спокойное!
Всё ж недостойное
Прочь отжени!

Воинство бранное,
Славой избранное,
Боже, храни!
Воинам-мстителям,
Чести спасителям,
Миротворителям
Долгие дни!

Мирных воителей,
Правды блюстителей,
Боже, храни!
Жизнь их примерную,
Нелицемерную,
Доблестям верную
Воспомяни!

О Провидение!
Благословение
Нам ниспошли!
К благу стремление,
В счастье смирение,
В скорби терпение
Дай на земли!

Будь нам заступником!
Верным Сопутником
Нас провожай!
Светло-прелестная
Жизнь наднебесная,
Сердцу известная,
Сердцу сияй!


Царскосельский лебедь

Лебедь белогрудый, лебедь белокрылый,
Как же нелюдимо ты, отшельник хилый,
Здесь сидишь на лоне вод уединенных!
Спутников давнишних, прежней современных
Жизни, переживши, сетуя глубоко,
Их ты поминаешь думой одинокой!
Сумрачный пустынник, из уединенья
Ты на молодое смотришь поколенье
Грустными очами; прежнего единый
Брошенный обломок, в новый лебединый
Свет на пир веселый гость не приглашенный,
Ты вступить дичишься в круг неблагосклонный
Резвой молодежи. На водах широких,
На виду царевых теремов высоких,
Пред Чесменской гордо блещущей колонной,
Лебеди младые голубое лоно
Озера тревожат плаваньем, плесканьем,
Боем крыл могучих, белых шей купаньем;
День они встречают, звонко окликаясь;
В зеркале прозрачной влаги отражаясь,
Длинной вереницей, белым флотом стройно
Плавают в сияньи солнца по спокойной
Озера лазури; ночью ж меж звездами
В небе, повторенном тихими водами,
Облаком перловым, вод не зыбля, реют
Иль двойною тенью, дремля, в них белеют;
А когда гуляет месяц меж звездами,
Влагу расшибая сильными крылами,
В блеске волн, зажженных месячным сияньем,
Окруженны брызгов огненных сверканьем,
Кажутся волшебных призраков явленьем —
Племя молодое, полное кипеньем
Жизни своевольной. Ты ж старик печальный,
Молодость их образ твой монументальный
Резвую пугает; он на них наводит
Скуку, и в приют твой ни один не входит
Гость из молодежи, ветрено летящей
Вслед за быстрым мигом жизни настоящей.
Но не сетуй, старец, пращур лебединый:
Ты родился в славный век Екатерины,
Был ее ласкаем царскою рукою,—
Памятников гордых битве под Чесмою,
Битве при Калуге воздвиженье зрел ты;
С веком Александра тихо устарел ты;
И, почти столетний, в веке Николая
Видишь, угасая, как вся Русь святая
Вкруг царевой силы — вековой зеленый
Плющ вкруг силы дуба — вьется под короной
Царской, от окрестных бурь ища защиты.

Дни текли за днями. Лебедь позабытый
Таял одиноко; а младое племя
В шуме резвой жизни забывало время...
Раз среди их шума раздался чудесно
Голос, всю пронзивший бездну поднебесной;
Лебеди, услышав голос, присмирели
И, стремимы тайной силой, полетели
На голос: пред ними, вновь помолоделый,
Радостно вздымая перья груди белой,
Голову на шее гордо распрямленной
К небесам подъемля,— весь воспламененный,
Лебедь благородный дней Екатерины
Пел, прощаясь с жизнью, гимн свой лебединый!
А когда допел он — на небо взглянувши
И крылами сильно дряхлыми взмахнувши,—
К небу, как во время оное бывало,
Он с земли рванулся... и его не стало
В высоте... и навзничь с высоты упал он;
И прекрасен мертвый на хребте лежал он,
Широко раскинув крылья, как летящий,
В небеса вперяя взор уж не горящий.

Ноябрь - начало декабря 1851