Живая музыка джаза

Юлия Вебер
ЕСЛИ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЭТОТ МАТЕРИАЛ,ТО ПРОСЬБА ДАВАТЬ ССЫЛКУ НА ЭТУ СТРАНИЦУ.

Как влюбляются в джазовую музыку? Да очень просто… Для меня было достаточно увидеть в детстве оригинальный фильм про  талантливого пастуха-музыканта Костю Потехина. А чуть позже услышать   магнитофонную запись « Маленький цветок» Сиднея Бише. (Именно так, через «и», « Бише», произносили  имя гениального кларнетиста и сопрано-саксофониста мои сверстники  в закрытом портовом городке. Трудности в переводе его фамилии вызваны происхождением ).
 « Маленький цветок» не просто вошел в мою жизнь, он,  словно кислота в накипь, въелся в мои чувства, в память  и в судьбу.
И вот спустя годы;  после  того, как стихли аплодисменты   на гала-концерте XI Международного фестиваля джазовой музыки в Хабаровске , после нескольких минут общения в гримерке  с мастером мейстрима и бипопа, джазовым пианистом и композитором Григорием  Анисимовичем Файном у меня вдруг возникло желание рассказать именно о Сиднее Беше. Это желание было продиктовано любовью к творчеству гениального, во многом загадочного и  уникального миссионера джаза начала двадцатых годов прошлого столетия, который до сих пор, к сожалению, не занял подобающего ему места в Джазовом Пантеоне Славы. 
Дюк Эллингтон, беспредельно любивший Беше, говорил : « Беше-наше начало…Его вещи- сама душа, в них всегда самое сокровенное. Беше для меня –символ джаза… всё,что он играл было неповторимо. Это великий человек, и никто не мог играть, как он.»
Швейцарский дирижёр Эрнс Анасерме в  1919 году  посвятил Беше восторженную статью в «Ja Revue Romande»: «В «Southern Syncopated Orchestra» есть выдающийся виртуоз — кларнетист, который, как мне кажется, первым среди негров сумел сыграть на кларнете превосходные блюзы… Я хочу, чтобы все запомнили имя этого гениального исполнителя, сам же я не забуду его никогда — его зовут Сидней Беше».
В  середине 20-хгодов  в Америке вышло  несколько  пластинок  с игрой двух участников ансамбля Кларенса Вильямса: Луи Амстронга и Сиднея Беше. Вместе с группой «  Red Onion Jazz Babies» была записана пьеса «Cake Walkin  Babies» . 28-летний  Беше затмил 24-летнего Армстронга  блестящими импровизациями, неистощимой  мелодической изобретательностью и изощренным свингом.
Огромная творческая активность, смелые новаторские идеи позволили ему стать в 20-е годы  звездой первой величины в американском джазе, наряду с Джелли Роллом Мортоном, Кингом Оливером, Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном.
Но Сидней Беше не пользовался широкой известностью у публики Соединенных Штатов, хотя и достиг высокого уровня владения сопрано-саксофоном и мало кто из музыкантов решался с ним состязаться в мастерстве. Да и его влияние на американских джазменов не было прямым;проводниками идей  Сиднея Беше были Дюк Эллингтон, Джони Ходжес и кларнетист Бастер Бейли ( выработавший стиль, похожий на саксофонный стиль Бише) . Гений Беше оказался менее востребованным, чем они.

Почему же так произошло? Ведь так все хорошо начиналось.

Семья ,  в которой  в 1897 году родился Сидней Беше, была  негритянско-креольской, небогатой, музыкальной  и жила во французском квартале  Нового Орлеана. Отец по профессии был портным и очень любил музицировать  в домашнем кругу. Старший брат Леонард - зубной техник  , пользовался  в городе  известностью, как кларнетист и руководитель любительского оркестра, еще три брата Сиднея могли играть на разных музыкальных инструментах.  Юный Сидней  уже с шести начинает осваивать кларнет, обучаясь под руководством отца и старшего брата. С восьми лет берет частные уроки у Лоренцо Тио-старшего, Луи Нельсона, Джоржа Бекета , занимается самообразованием  ,в 14 лет уходит из дома и начинает играть  в разных новоорлеанских оркестрах, выступает  в том числе и в бенде знаменитого трубача Фредди Кеппарда, играет в первой джаз-бенде  у короля корнета Бадди Болдена,сотрудничает с Кидом Ори. В 17 лет выезжает на гастроли по Техасу и Калифорнии с ансамблем Кларенса Уильямса и Луиса Уэйда, совершает турне с оркестром Динка Джонсона. В 1916 году, в возрасте 19 лет, покидает Новый Орлеан и отправляется странствовать…
Страсть к свободе, кочевой образ жизни и неспособность к оседлому существованию становятся привычкой Сиднея Беше.  По своему характеру  и темпераменту Беше- -бунтовщик и мятежник: неуживчивый, колючий, несдержанный , вспыльчивый  и страстный.  Яркий индивидуалист  Сидней мало приспособлен  к коллективной манере игры в ансамблях, ему претит подчиненность воле бенд-лидера. Лучше всего он играет в собственных ансамблях.
В 1919 году  известный негритянский  композитор и дирижёр Уилл Мэрион Кук приглашает Сиднея Беше в  «Southern Syncopated Orchestra»   Оркестр играл популярную музыку с письменными аранжировками и небольшим количеством импровизационного материала. Сидней Беше был главным солистом, исполняющим блюзы. С эти оркестром  он уезжает из Америки в Европу, где его ждет большой успех.  В поездке в Лондон Сидней  случайно натыкается на довольно редкий инструмент. Это была спрямлённая разновидность сопрано-саксофона, внешне кларнет. Джазмены только начинали его осваивать. Его регистр  напоминает Беше  нечто среднее между альт-саксофоном и кларнетом . Беше очень быстро осваивает эту диковинку. И постепенно кларнет вытесняется из музыкального обихода Сиднея Беше понравившимся ему сопрано-саксофоном. Мощный звук нового музыкального инструмента позволяет Сиднею Беше доминировать в любом джазовом ансамбле. Он покидает в  «Southern Syncopated Orchestra»    и работает в небольшом  регтайм-бенде Бенни Пейтона, выступает с этим колллективом в Англии и Франции. Его дважды высылают за драки из Англии и Франции.
В 1921 году Сидней возвращается в Америку, играет со своим давним другом Кларенсом Уильямсом, с Луи Армстронгом, в оркестре Дюка Элингтона. И,  вот наконец, в  январе 1923 году, вернувшись из очередного турне по Европе с  группой « Clarence Williams»  он делает в Нью-Йорке вместе с Кларенсом Уильямсом  и блюзовой вокалисткой Бетти Смит первую грамзапись своей игры «I wish I  could shimmy like my sister Kate». Одной из самых известных его первых пластинок в этом же году стала «Shreveport Blus». 
 Наш современник, ведущий  американский джазовый критик и известный джазовый музыкант-исполнитель  Джеймс Линкольн Коллиер, автор учебника «Практическая теория музыки» , использующийся во многих учебных заведениях США  писал : « В этой записи игра Беше резко выделяется среди исполнения его коллег.Его главная мелодическая линия течёт сквозь громоздкие аккорды медной группы,словно чистая родниковая вода меж скал. Изобретательность Беше неистощима: он едва успевал брать дыхание, чтобы поспевать за пальцами,с бесконечной причудливой вязью музыкального рисунка. Эти качества Беше раскрываются уже в «Shreveport Blus». Однако в этой записи он еще не предстает зрелым джазовым музыкантом. Временами в его игре заметна метрическая регулярность регтайма: то он акцентирует сильную долю, то делит ее на две ровные восьмые»
В  этот период  28-летний Сидней Беше был лучшим исполнителем джаза на духовых инструментах. Совершенней его джазовым ритмом не владел никто. Бесподобный свинг его игры парил над основной метрической пульсацией, ритмическое разнообразие брейков покоряло публику и других музыкантов..»  Игру  коллег по ансамблю на его фоне слушатели почти не замечали  …Бесконечный поток мелодии , вихревые пассажи,сыгранные практически на одном дыхании,  насыщенный звук с резкими обрывами  в концах фраз  как бы пронизывал пронизывал весь ансамбль, подчиняя себе всю музыку  ….
 Беше продолжал записываться на пластинки. Эти записи стали важной вехой эпохи новоорлеанского джаза и оказали большое влияние на музыкантов того времен. Своей игрой он затмил Луи Армстронга, превзошел в классическом регтайме« Marple Leaf Rag» самого автора,  афроамериканского композитора     Скотта Джоплина.
Сидней Беше собирает свой собственный оркестр,в котором приглашает играть своего ученика- Джонни Ходжеса.
Но  пристрастие к цыганскому кочевому образу  опять приводит Сиднея Беше в Европу  вместе  с Black Revue негритянской певицы и танцовщицы Джозефины Бейкер. 
Возможно, он и стал бы одной из центральных фигур мировой джазовой сцены, если бы остался в оркестре Дюка Эллингтона. К тому же именное трехмесячное пребывание  Беше в ансамбле Эллингтона было важным для музыкантов, и подтолкнуло весь эллингтоновский состав к исполнению джазовой музыки.
Беше посещает  Францию, Бельгию, Германию, Венгрию, Польшу.

22 февраля 1926  года Сидней Беше попадает в Москву вместе   с  негритянским секстетом Фрейнка Уитерса  «Jazz Kings», состоявшим из музыкантов оркестра Луиса Митчелла и дает  концерт в кинотеатре «Малая Дмитровка» . Затем последовали выступления в  Большом зале консерватории, Доме писателей, Театре  Коммисаржевской и других залах столицы . Ему аплодируют   композитор- дирижёр, профессор Московской консерватории , «человек- чистое золото» Рейнгольд Глиэр, нарком просвещения А. В. Луначарский, дирижёр Ленинградского филармонического оркестра Николай Малько, создатель знаменитой актерской системы К.С. Станиславский . Успешное турне Сиднее Беше по стране продолжалось более трех месяцев,он выступает в Харькове, Киеве, Одессе.
 Эти выступления послужили мощным толчком в развитии джаза в России. Так что можно смело сказать, что именно Сидней Беше –ведущий солист этого ансамбля стоял у истоков российского джаза. Того самого джаза,  который играл талантливый пастух Костя Потехин  ( Леонид Утёсов) в фильме «Веселые ребята», пробудившего   во мне любовь к джазу.
1928 год…Сидней Беше с коммерческим  оркестром  Нобла Сиссла  гастролируетв Париже, имеет ангажемент.   Но  вскоре попадает в неприятную историю  (в ответ на оскорбления со стороны некоторых музыкантов оркестра  Сидней Беше открыл пальбу и ранил выстрелом из пистолета троих из них) , некоторое время он  находится в тюрьме, правда, его быстро выпускают и высылают обратно в США.
 « Красив-то он был, ничего не скажешь, хорош и лицом и сложеньем, но никаких других достоинств я в нем не нашел. Да и владеть множеством языков было ему легко, поскольку вообще ничего не говорил, кроме таких слов, как «пожалуйста», «спасибо», «совершенно верно», «конечно», «алло» и тому подобных, а эти слова он и правда знал на многих языках. ..Его дело было наяривать в джазе на саксофоне, и этому занятию он, кажется, предавался с любовью и страстью, иногда во время игры он вдруг хлопал в ладоши или позволял себе другие бурные проявления энтузиазма, например, громко и нараспев выкрикивал междометия вроде «о-о-о», «ха-ха», «алло!». … Вообще же он жил на свете явно лишь для того, чтобы быть красивым, нравиться женщинам, носить воротнички и галстуки самой последней моды, а также во множестве кольца на пальцах. Его вклад в беседу состоял в том, что он сидел с нами, улыбался нам, поглядывая на свои ручные часы, и скручивал себе папироски, в чем был очень искусен. Его темные, красивые креольские глаза, его черные кудри не таили никакой романтики, никаких проблем, никаких мыслей – с близкого расстояния этот экзотический красавец-полубог был веселым, несколько избалованным мальчишкой… Перед ним стояли два разной величины саксофона, в которые он попеременно трубил, внимательно и весело изучая своими черными блестящими глазами танцующих…  у него много разных снадобий, он достает их какими-то тайными путями, иногда снабжает ими друзей и хорошо знает смеси и дозировки всех этих средств – обезболивающих, снотворных, вызывающих прекрасные сновиденья, веселящих, любовных» .-  так описал в романе  «Степной волк»,  вышедшем в 1927 году,  Герман Гессе джазмена Пабло, списав его  полностью с Сиднея Беше.

 Взлёты и падения Сиднея Беше.

Когда Беше вернулся  в США , то все места на верхушке Джазового Пантеона  были заняты. На слуху, благодаря радиопередачам с участием оркестров были имена Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, о Беше  мало кто помнил. К тому же, музыкальная мода сильно изменилась.  Как и большинство новоорлеанских первопроходцев джаза, Сидней Беше готовил свои музыкальные постановки заранее и редко менял что в них, тем не менее, его музыка была наполнена движением и свингом,  была полна чувств. Но Беше был зациклен на идеях горячего новоорлеанского стиля,  и ничто в мире не могло  изменить его художественные убеждения и музыкальные пристрастия. А  Луи Амстронг, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен  умудрялись создавать прекрасную музыку в рамках музыкальных поветрий и  коммерческих требований музыкального рынка. Темперамент не позволял Сиднею идти на компромиссы, как это делали другие, чтобы добиться успеха и популярности.
 В 1932 в Нью-Йорке Сидней Беше  совместно с трубачом Томми Лэдниером  создает ансамбль «New Orleans Feetwarmers»  для выступлений в дансинге Savoy Ballroom и для записей пластинок на фирме His Master’s Voice , и вскоре отправляется в очередное турне по Франции, Германии и России.
Однако  из-за экономического кризиса в  конце 1933-1934 годах Беше приходится прервать музыкальную деятельность и он решает открыть в партнерстве с Томми Лэдниером  магазин  для починки и глажки одежки , которую они назвали "Южное ателье". Но  в ней часто устраивались концерты собиравшихся там музыкантов. В 1934 году  Сидней Беше возобновил выступления в коммерческом оркестре Нобля Сиссла.
В 1938 году  Беше предложил крупным фирмам граммпластинок записать в его исполнении классическое произведение Гершвина «Summertime». На предложение согласился только Альфред Лайон, владелец небольшой фирмы « Blue Note»,специализировавшей на записях джаза.
 Пластинка имела сенсационный успех. Так началось возрождение из вышедшего было из моды новоорлеанского стиля . Беше становится знаменитостью,регулярно выступает на концертной эстраде, на радио, он-частый гость в студиях звукозаписи. Он записал четыре шедевра с Луи Армстронгом, в том числе "Perdido Street Blues и  множество прекрасных пластинок вместе  с  Сидни De Paris, Виком Диксоном , Art Hodes, поп Фостер, Максом Каминским, Альбертом  Николасом, Меззом Мезрроу. 
В 1944 году выходит  его очередной шедевр –соло на кларнете  «Blue horizon»
 Музыка, полная раздумий, чистоты и печали, рождала в воображении образ вольно вьющейся лозы… Обычный, чуть медленнее принятого в джазе, блюз в тональности ми-мажор, исполняемый в темпе 70 ударов метронома …но Беше извлекал каждый звук с  восходящим или нисходящим глиссандо,  постоянно варьировал высоту звуков, высоту блюзовых тонов, растягивая некоторые звуки на целый такт…
В 1946 году Сидней Беше пытается создать свой собственный оркестр ,но из-за пьянства своего  музыкального партнера  Банка Джонсона терпит неудачу. "Южное ателье" перестает приносить доходы и превращается в музыкальную школу. Лучшего своего ученика Боба Уилбера  Беше в 1948 году отправляет вместо себя на фестиваль в Ниццу. 
Судьба Беше в очередной раз круто изменяется в 1949 году. Он получает приглашение на джазовый фестиваль в Плейелевском зале Парижа,организованном Чарльзом Делоне.  И на волне своего триумфа Сидней Беше  остается жить в Париже , не чаще чем два раза в год наведываясь на родину. Французы его просто обожали, звали ласково "Le Dieu". Его музыка высоко ценилась экзистенциалистом   Жан-Поль Сартром и французской певицей-актрисой Жюльетт Греко.
Беше ыступает и записывается на пластинки с оркестром Клода Лютера и Анддрю Ревельотти (Франция), Хэмфри Литлтона (Англия), Dutch Swing College Band (Голландия) и с американскими гастролерами.
В 1952 году  Сидней Беше сочиняет композицию «Petite fleur» («Маленький цветок») и играет ее с Клодом Лютером.

http://www.youtube.com/watch?v=wMwckuWpxDs#t=79

« Нет никакой моей музыки.  Есть чувство. Ты- здесь … и если  это музыка, ты ее чувствуешь…а значит, она твоя музыка. Чтобы чувствовать себя на солнце, нужно находиться на солнце. Тоже самое и  с музыкой.» - это строки  из книги воспоминаний Беше « Treat it Centle» и   они очень подходят к   «Petite fleur»
Ведь пафос этой музыки -  это чувства и воспоминания  того времени : в  первые несколько лет после Второй мировой войны  мир не был уверен в том, как нужно перестраивать себя, как разобраться в той резне, которая разрушила его несколько лет назад.
После этого его пригласил на запись нескольких композиций известный французский музыкальный критик и инициатор ривайвл-движения Юг Панасье, а вскоре звукозаписывающая фирма «Bluebird» предложила ему подписать контракт на три года, в течение которых он записал несколько классических джазовых композиций.
В 1953 году на сцене Парижа состоялась  премьера балета «La Nuit Est Une Sorciere«» .  Музыку для него написал Сидней Беше, и он же был главным солистом в оркестре.

http://www.youtube.com/watch?v=tqQSl3i2piY

В 1957  Сидней Беше записал альбом с Solal, Пьер Michelot и Кенни Кларк, озаглавленный "Когда Сопрано встречает Piano".
Сидни Беше умер от рака  в возрасте 62 лет, в день своего рождения, 14 мая. У него было три жены и любовница, от которой у него родился  сын.
Выдающийся исполнитель новоорлеанского и чикагского стилей Сидней Беше был индивидуалистом, джазменом-одиночкой. Он был не чужд звездного самолюбования, но его отличало от других вечное стремление быть первым, быть в центре внимания публики. Придирчивый, требовательный и к себе , и к музыкантам, неистовый и в жизни, и в искусстве, очень жизнерадостный,  он  никогда не изменял своим джазовым идеалам, даже в угоду коммерческим проектам.
В 1960 году на первом европейском джаз-фестивале  состоялись торжества, посвященные Сиднею Беше.В честь его установлен памятник во французском городе Жуан-ле –Пинс, а в Париже его именем названа улица.
 Сидней Беше был настоящим джазменом, он следовал велению своего сердца и играл душой. Для него был важен диалог с публикой и ее настроение.
 Мне нравится слушать джаз. Он обладает удивительным свойством затрагивать самые потаенные струны человеческой души. В джазе каждый слушатель находит то, что ищет.  Потому что джаз-это не просто музыка, это жизнь, потому что  без частички души музыканта джаз звучать не может. И хотя джазовая  музыка поддается определенным музыкальным законам, но у нее свой стиль, свой характер, и у джаза большая свобода творчества, он даёт музыканту  бОльшие возможности самовыражения,чем та же классическая музыка или рок.…Джазу есть куда  двигаться, куда развиваться,  потому что главное в джазе- это импровизации.

В своей  книге  «« Treat it Centle» Беше говорил о том, что реальной причиной  для воспроизведения музыки является то, что  человек в состоянии играть. А вот вдохновение-это другое дело. Мир даёт человеку понять , что   как человек живёт в нём , то он и находит в своей жизни. Мир даст вдохновение, если человек будет готов принять его. Но это не просто …Мир  должен вложить вдохновение  внутрь человека, а человек должен быть готов, чтобы мир  вложил его внутрь…всё, что происходит с человеком ,  порождает и порождается  чувствами, и человек это чувство играет. Но есть большее,чем это… Внутри музыки тоже находится чувство.  Жизнь- чувство … И ее путь лежит от Вас к Вам. Даже, если начинаешь играть номер из чувства любви, он должен стать еще чем-то, прежде чем его сыграют до конца. Эта любовь –чувство должна найти музыку-чувство.  И тогда музыка может научить ладить с самим собой…

Ремейк "Маленький цветок"

В русском языке ремейками в музыке называют заново записанные, более полные версии или интерпритации уже издававшихся композиций, причём ремейк может быть сделан как тем же исполнителем или музыкальным коллективом (хотя бы при участии одного из участников), так и перепет иным исполнителем, зачастую с переводом на другой язык.
Зачастую ремейки создаются диджеями в виде миксов и ремиксов.

Ремейк не цитирует и не пародирует источник, а наполняет его новым и актуальным содержанием, однако «с оглядкой» на образец. Может повторять сюжетные ходы оригинала, типы характеров, но изображает их в новых исторических, социально-политических условиях.

"Скользнули по паркету шаги - наклоны, повороты, объятья,
власть музыки, за вихрем своим, нас унесла куда-то с собой,
пусть кружится чуть-чуть голова, с чего - я не имею понятья,
шальной и беззаботный фокстрот, нечаянно стал нашей судьбой..."

Я не знаю слов точнее этих слов, слов моего друга Макса Лантушенко-замечательного казахского поэта. Мне кажется, что именно эти слова отразили сущность старого медлительного фокстрота- переводимого буквально, как лисий шаг.10 марта 2013 года  мной был написан ремейк "Старый фокстрот" с прекрасной аранжировкой Гр.Суворова  на "Маленький цветок"


Послушать ремейк  можно здесь ссылочку синим,щелкнуть  левой кнопкой мыши ,нажать и ..приятного прослушивания)


27 октября 2013


----
1.Рерайтинг биографии Сиднея Беше :
Материалы Википедии со страницы  "Сидней Беше",
Сайт The Sidney Bechet Societ 
Сайт "Спроси Алену" - ЭСМИ.

2.Sidney Bechet: " Treat It Gentle". Цитируя текст книги , я пользовалась своим литературным переводом :)