Понять и помочь. Глава 2

Валентина Гишаева
               


Первый раз в первый класс она шла одна. Мама одела её и дала маленький
букетик  скромных  жёлтеньких бархатцев, которые накануне  первого сентября принесла с работы.  Это был первый её букет. Всё было  в этот день  впервые. Только  дорога в школу  была ей знакома.  Вместе с мамой  приходила  записываться в первый  класс.  А тут впервые  в общество,  да ещё и одна.

Она шла быстро,  только иногда  поднимала глаза на  таких же девочек,  первоклашек ,  как и она.  Но те шли радостные, с мамами, с подружками, да и цветы у них были  красивые. И формы у них были  коротенькие, выше колена. А у неё длинная.  Мама купила на вырост.  И белые босоножки  тоже на вырост,  даже пальчиков  не видно.

В душе  была и радость, и волнение  и страх. Страху  наверное больше. Но вот и школа.  Теперь надо найти  свой класс, свою  учительницу.  А как это сделать?Столько народу!  Шум и гам. Все  говорят, ищут,  спрашивают.
 И мне надо спросить, но у кого?  - сокрушалась девочка.

На глаза накатываются слёзы, вот - вот и покатятся по щекам. Но вдруг услышала свою  фамилию и совсем  недалеко. Робко подошла к учительнице. Она и не сомневалась, что эта пожилая, с добрым лицом женщина,  именно её учительница.
Заикаясь  назвала  свою  фамилию и с облегчением  вздохнула.
-Ну вот и нашла  свой  класс.

Уже при входе в школу, случайно  увидела  среди родителей  папу. Он стоял за оградой  школы в своём  рабочем  бушлате. После  ночного дежурства ,поспешил проводить дочку в первый  класс.  Как она была ему  благодарна за это.
 Настроение сразу  поднялось и улыбка озарила её личико.  Глаза засияли.
Она ни одна! От такой радости  сразу исчезли все опасения, всё волнение и страх. Она как все! Она идёт учиться! Впереди  столько всего нового и интересного!

И вот  Лиза уже во втором классе.  Ей нравится учиться.  Она быстро всё схватывает  и память у неё хорошая.  Сейчас  принесла  домой  табель с пятёрками. Только по рисованию  тройка. Но, Лиза себе сказала, что рисовать  научится. Она просто никогда не держала раньше  карандаш в руках. В садик не ходила,  а дома карандашей не было,  И кукол не было.  Книжек тоже не было.

- Я обязательно научусь рисовать! - сказала родителям Лиза и с улыбкой показала им табель.
- Молодец. - похвалил отец.
- Пожалели,  вот пятёрки и  поставили - отмахиваясь , сказала мама отцу.
- Молодец,  дочка,  молодец - спохватилась  потом.

Но Лиза уже  поняла на что намекала  мама. Сердечко у девчушки  сжалось и глазки заблестели, но она сдержалась.

-Я всё равно докажу им ,что я как и все. Это же мои пятёрки. Учительница  меня не обманывает,  когда ставит отметки, - отходя от  родителей,  думала Лиза.
- Это они не верят  мне из-за моего заикания - сделала вывод девочка и украдкой смахнула слезинку.

- Но я докажу им, докажу!

В следующей  четверти по рисованию у Лизы  была четвёрка, а вот пятёрок поубавилось. По чтению и по физкультуре были четвёрки. Но троек не было.

Лизу  напугали,  когда ей было три годика.
Когда умер  дед, бабушка  взяла на руки девочку и подошла  к гробу голосить.
 Почему  мама  допустила такое  сказать трудно.  Наверное дела были.

Раньше не было  логопедов, а лечили  у бабок. Если бы сразу Лизу отвели  к такой бабке,  может и прошло бы её  заикание.
Кто - то сказал маме, что пройдёт само до совершеннолетия.
Такую глупость  понимала, даже сама Лиза, когда повзрослела  немного.

А повзрослела она очень рано.
Была  любовь к родителям,  но и было отчуждение.  Девочка жила одна в своём маленьком,  узком мире.

Родители  малограмотные  люди, но добрые и честные.  Жили, как и большинство  в те времена  бедно.  Какие уж там игрушки?  Прикрыть бы чем-нибудь и накормить.

Однажды Лиза  подошла к родителям, похвастаться своими школьными  достижениями.
Родители  сидели ужинали  и разговор шёл о своей работе, о заводе,  где они работали.
Лиза начала рассказывать, но быстро поняла, что её не слушают.

- Говори, говори, дочка. Я слышу тебя - сказала мама.

Но Лизе  этого было мало.  Она ждала общения.  Чтобы глаза в глаза.

Так и отошла от родителей  дочка.

С тех пор она никогда не подходила к ним ни с какими  вопросами.

Только  однажды  попросила свою мать о помощи. Не складывались у Лизы отношения  с  учителем  географии.
В школе она отвечала  письменно.  Учила уроки добросовестно , но вот учительница не  понимала свою ученицу, а может и не хотела понять.  Ученики преподавателя  не любили.  Учительница называла  их только по фамилии. На её уроках класс превращался  в казарму.

 Вызовет Лизу, посадит за первую парту и даёт задание  прошлого  урока.
Девочка и так дрожит , волнуется,  хотя подготовилась  к уроку, а тут вопрос на другую  тему.
Потом  учительница  перед всем классом  читает ответ  Лизы и ставит двойку.

Дети в классе были  хорошие, никогда не смеялись, а жалели Лизу.  Но и никто не дружил с ней.  Она и сама не завязывала  ни с кем дружбы, хотя  очень хотела.  Но боялась  говорить, она вообще  молчала  в школе.

На дочкину  просьбу о помощи,  мама ласково отказала.
- Ну ты же  выучила, дочка,  знаешь и ладно.  Не можешь  говорить и не надо высовываться.  Сиди  тихонько. В четверти  ведь двоек нет и то хорошо.

Это очень задело Лизу,  но что она могла поделать?

Она  действительно  не может  говорить. Этот страх,  как он надоел  ей, как мешает  ей.
И мама не может  помочь.
 Ах, мама, мама. Ты же самый близкий  мне человек.
Почему не хочешь мне помочь?  Просто пойти и поговорить с учительницей.

Одна....и нет никому до меня  дела.


               
Слышала такое:" Именно личность матери и самое раннее детство являются решающими факторами, определяющими судьбу человека."