Знакомьтесь, Алла Мартиросян!

Георгий Кончаков
 

         Национальная литературная премия «Писатель года 2014»
Лауреаты национальной литературной премии «Писатель года» за 2014 год были объявлены на торжественной церемонии в Большом конференц-зале Правительства Москвы 21 марта 2015 года.
Основная номинация «Писатель года»
• I премия – Александр Сизухин
• II премия – Александр Крячун
• III премия – Алла Мартиросян


          Школьница Алла не мечтала и не собиралась стать поэтом. Но обстоятельства сложились так, что оказавшись в Москве, попала на студенческий спектакль. Узнала о существовании литобъединения. Пришла. Без стихов. Поэты приняли в своё сообщество, никто не отверг, оказалась среди своих.

          Литобъединение стало важной и необходимой школой для начинающего поэта. Алла вспоминает: «Там я научилась отделять себя от своей работы. Принимать критику, главное, быть благодарной за критику. В общем, научилась работать над тем, что делаешь».

          Что такое жизнь? Это езда по кочкам и ухабам, с авариями и скатыванием в кюветы, и снова гонка по неухоженным дорогам и бездорожью за призрачным счастьем. Немногие могут сказать, что жизнь из одного конца в другой для них обошлась блестящей, превосходной, удобной и радужной ездой по автобану, без неприятностей и огорчительных происшествий.


          Аллу судьба не баловала. В Адлере была заведующей автоклубом при отделе культуры, в Краснодаре – водитель трамвая, в Абхазии работала почтальоном. И все эти годы главным делом жизни становится  поэзия. «Я не собиралась посвящать себя в стихи, даже, когда серьёзно их писала, - признаётся Алла. – Мои стихи отвечали на мои жизненные вопросы. Не я делала поэзию, а поэзия делала меня».


          Когда заведовала детским сектором Адлерского района, с Андреем Сысоевым организовали литературный клуб «Истоки», которому уже 25 лет, некоторые члены клуба – авторы сайтов Стихи.ру и Проза.ру.


          Сегодня я представляю читателям Аллу-прозаика. Но не могу удержаться, чтобы не прочитать одно из стихотворений Аллы-поэта.

Б О Л Ь

Я обезумел, я страдал,
Вселенная опустошалась.
Я глыбой над землёю встал,
Одной рукою океан достал,
Другой смахнул планеты.
Нет, боли не было,
Она
Как Взрыв Большой Смешала Мир!
И только я стоял горой – Большой,
Никчемный и Тупой
Стоял над хаосом,
Что был когда-то миром.
Хотелось плакать – я рыдал,
Хотелось говорить – кричал,
Хотелось боли от укуса любимых губ!
Увы,
Всё хаос поглотил!
И не было иглы, чтоб выколоть глаза,
И не было ножа, чтоб сердце распороть.
Боль,
Я только боль желал,
Чтоб жизнь вновь ощутить.
Я жалок был в безумии своём,
Беспомощен и одинок.
Сжималось сердце.… Сжалась голова,
В последний вдох вложился я -
И, лава потекла…
Я – выдохнул огонь,
           - и боль…
                пришла!


          Физиологи утверждают, что человеку не дано испытать боль другого человека как свою собственную. Нет такого органа. А я всю жизнь воспринимал и переживал чужую боль как собственную. Так ощущает боль  Алла. Таково свойство, способность художественных натур.


          Но и своей собственной боли Алле досталось сполна. Боль свидетельствовала, что человек не утратил способности чувствовать жизнь, принимать её такой, как есть, способен перенести  боль, пережить причиняемые ею страдания, чтобы продолжать жить полноценной жизнью. Боль не только причиняет страдания. Боль укрепляет человека, делает жизненностойким: «Я только боль желал, Чтоб жизнь вновь ощутить».


          Человеку, не познавшему настоящей боли, не испытавшему страданий от ужасной боли, труднее понять других, их боль, боль и страдания всего человечества. Познав и пережив муки боли на себе, Алла собственной болью, болью души пишет рассказы. И это не преувеличение. В этом читатель убедится, обращаясь к написанному Аллой, к её текстам.


          В рассказах Аллы реальное переплетается, взаимодействует с фантастическим. Возможным только в фантастике. Похожим на мистику. Но это не мистика. Алла – реалист.  Просто обладает даром представить реальное в невообразимом виде и тем самым помочь читателю постичь пороки, страдания и чистоту человеческой души.


          Для знакомства с литературным творчеством Аллы предлагаю её рассказ «Записка». На Проза.ру опубликован 1 апреля 2009 года. За это время на рассказ откликнулись 111-ю рецензиями. Надо полагать, что количество читателей во много раз превышает это число.
          Рассказ небольшой, но в нём как в фокусе линзы сосредоточены характерные черты прозы Аллы. Прежде всего, язык. Лёгкий, непринуждённый. Завораживающе выразительный. Всем начинающим писателям полезно убедиться, как из общеупотребительных, всем известных и всем понятных слов рождается художественная проза.


          О композиции распространяться не буду. Читатели непременно обратят внимание на оригинальное построение сюжета, умение автора держать в напряжении читателя до конца повествования.
          И главное в рассказах Аллы - внимание к человеку, Любовь к человеку. «Я люблю бродить по ночам и дышать звёздами. У звёзд есть запах – запах моего дома, там царят любовь и забота. Там его глаза, глаза человека, передавшего мне способность любить», - признаётся героиня рассказа «Трудный ребёнок».


          Дети постоянные герои многих рассказов Аллы. Внимание и Любовь сосредоточены на детях. Всю жизнь Алла общается с детьми. Вот и сейчас руководит клубом школьников «Мысль».


          В интервью Илане Арад Алла рассказала: «Сегодняшние старшеклассники родились в 94-95-х годах. Первенцы нового времени, нового строя, другой страны. Их родители – из Советского Союза, а они родились в России. Это – не просто факт, это – фактор, с которым нельзя не считаться. Наши дети отличаются от нас. Они ушли вперёд. … Современному ребёнку нельзя сказать: «Пойди туда-то и сделай то-то». Он должен знать, зачем туда идёт, и как будут выглядеть последствия его действий. Если детство нашего поколения можно определить словом «научение», то для сегодняшних детей главным является «осмысление». 
          ...Бросается в глаза «одиночество» детей. Им часто некому выговорить наболевшее. Сегодня, чтобы воспитать из ребёнка  нормального гражданина, надо не ребёнка воспитывать, а самого себя.
          Сегодня мы слышим много жалоб на работу школьной системы. Но из собственного опыта скажу, знаю много людей, понимающих и поддерживающих детей, они не жалуются, они просто работают с детьми.
          А по-честному, я с детьми не работаю, я с ними общаюсь» (Жизнь Международного Фонда ВСМ. Информационный интернет-журнал. Выпуск 27, 27.082012, стр. 31 – 32; http://proza.ru/avtor/velstran2)

    
          О своих литературных сочинениях Алла говорит: «Стараюсь без отрицательных героев. Ведь в жизни нет плохих людей, только в ситуациях…»
          В одном из писем ко мне Алла так сформулировала своё литературное и жизненное кредо: «Собственно целью моего творчества является сказать (донести), нельзя выбрасывать человека из жизни, если он тебе уже не нужен. Звучит пафосно, но высокие слова, выражают чувства, которые в нас заложены природой и без них планета перестанет крутиться. А в жизни они разложены в наших поступках».

 
          Читая фразу: «…без них планета перестанет крутиться», вспомнил строки Антуана де Сент-Экзюпери: «Я думаю, что плотник должен строгать доску так, словно именно от неё зависит вращение земли. Для человека пишущего это тем более справедливо». Можно не сомневаться, Алла соблюдает этот принцип и в жизни и в литературном творчестве.


          Читатели, коих заинтересует творческая манера Аллы, прочитают и другие её рассказы. Нетрудно заметить, насколько добротна проза Аллы. Но всё, представленное на её страничке, только эскизы, этюды художника к будущей картине. Заготовка к большому художественному полотну. Рассказы и миниатюры Аллы – начальный этап творчества перспективного прозаика. Можно не сомневаться, что на Проза.ру и в публикациях на бумажных и электронных носителях увидят свет эпические произведения Аллы Мартиросян.

          От имени читателей даю зелёный свет: «В добрый путь, Алла! К вершинам, которые непременно надо покорить!»



Адрес рассказа «Записка»:  http://www.proza.ru/2009/04/01/343