В лабиринтах любви

Валерий Зиновьев
Эссе

        Я рано женился. И когда "в самых соках", с жаждой свободы, любовных приключений я демобилизовался из армии, у меня уже был готовый полуторагодовалый сын и жена с двухгодичным стажем. Жена пользовалась всем набором, ущемляющим мои свободы: от "куда пошёл?" до "я тебя только раз ещё с этой сучкой увижу!..» Скандалы в дверях, летящий сковородник, горячие блины на моей голове и ступеньках подъезда, и ненормативная лексика в форточку — мне вдогонку.
        А я то, глупый, думал, отслужу два года, и весь мир будет для меня открыт. Надо сказать, что и в детстве вынести вечером мусорное ведро к машине и заодно подышать вечерним воздухом мне сходило за поощрение. Я уже писал о своем детстве, повторяться не буду. Не было ни одной свободной минуты, чтобы побегать, поиграть во дворе. У меня ещё водилась такая шутка: "Держала меня мама взаперти, потом передала под ключ жене, и отсюда уже не вырваться, только вперед ногами. Недалёк от истины, кстати, был. Но нельзя же человека постоянно держать вне свободы! Особенно с таким характером, как у меня. Вот я и ударился во все тяжкие...
        Я не просто "ходил на левака", а влюблялся и не на шутку. Было всё это на глазах у жены, недалеко. Доброхоты всегда докладывали ей, где я и с кем. Она брала палку и прибегала бить мою пассию. Потом, разделавшись с соперницей, было обращение ко мне: "Иди домой, козёл!" Я плёлся следом за ней и, притихнув, жил в семье какое-то время до следующего срыва.
        Надо признать, что для меня это не проходило бесследно. Я здорово переживал и винил себя, и жену мне было жаль. Постоянные упрёки изводили меня. Чтобы снимать стресс, я пристрастился к алкоголю. Набирался стаканами храбрости и снова сбегал. Отлучки мои иногда продолжались неделями. Вспоминаю: если я просыпался утром не дома и смотрел на чужой потолок, до чего болезненно сжималось мое сердце, и до следующего стакана портвейна не находил я себе места.
        Через два года у нас с женой родился ещё один ребенок — дочь, я её очень любил, но это пополнение мало что дало для благополучия нашего семейного очага. У меня была хорошая тёща, и иногда мне просто стыдно смотреть ей в глаза. Бывало, я сидел на ступеньках лестницы своего подъезда ночью и дремал, ведь утром мне надо было на работу, и тёща звала меня: "Иди домой спать, непутёвый зять!" Надо признать, что работал я всегда — с шестнадцати лет и никогда не сидел ни на чьей шее. Как мне удавалось всё это сочетать? Семья, дети, эта сумасшедшая любовь, алкоголь и работа, и оставаться на плаву — не приложу ума. Надо сказать, что мать моя жену не любила и по возможности вбивала клин между нами, где только можно.
        Однажды мы уже вроде бы всё решили: раз у меня любовь, надо разрывать с семьёй. Я уехал в другой город, и туда же должна была приехать моя избранница. Но я не выдержал там и недели — не находил себе места, мне было страшно резать по живому "телу моей семьи". Выпивал водочки, и мне делалось легче. Потом совсем снялся и вернулся домой. Моя Вера встретила меня без ругани, вся в слезах, качая маленькую дочку. Я думал, сердце мое разорвется на части, и себя я тогда ненавидел. Случайно нашёл в кармане халата молитву, написанную её рукой. Жена просила Бога не забирать у неё Валеру...
        С женщиной, по имени Вера, почти сорок лет уже прожито. А мне кажется, я её толком не знаю. Остались уже позади наши бурные радости и скандалы тоже бурные. Физическая борьба за жизнь: одеться, пропитаться, обустроить свой дом, вырастить детей — осталась позади. Как-то притерпеться друг к другу с нашими непростыми характерами, найти трудные компромиссы — это уже подвиг! И этот подвиг на восемьдесят процентов принадлежит ей. Не знаю, где бы я был теперь, и что со мной было бы, если б не она. Со мной было нелегко — знаю точно. Если она возвращалась с работы, и я был дома трезвый и без фокусов, типа «привёл друга пожить, ему деваться некуда», она была счастлива.
        Друг друга «гнули» и испытывали на прочность мы долго. Она не сдалась и осталась хозяйкой, и это правильно. Я не был каким-то монстром бездушным, но видимо из детства в жизнь взрослую со мной перешло столько фобий, что я иногда сам себе был не рад, а не то, чтобы еще кто-то рядом… Мои опыты с алкоголем и любовными историями оставляли болезненные раны на сердце моей жены. В глубине души я жалел её. Но поменяться тогда не мог, даже если бы очень захотел. Как будто кто за руку вел меня этой дорогой, чтобы познал я ещё и этот опыт и научился ценить и беречь то, что рядом со мной — мою семью.
        Глубоко благодарен и низко кланяюсь я жене своей, которая уберегла, сохранила, не смотря ни на что, меня для себя и себя для меня.

Валерий Зиновьев.