Вечер. Все заняты своими делами. Марина сидит, вернее лежит на моём диване и делает уроки. Вы спросите – как? Одной рукой держит учебник, другой рукой пытается в лежачем положении написать что-то в тетрадке.
-Марина, сядь, опусти ножки и пиши как следует!
Нехотя меняет позу, кладет учебник на диван и, выворачивая голову, смотрит задание, потом наклоняется над тетрадкой и надолго замирает.
- Тебе помочь?
- Нет! Каждый человек должен быть самостоятельным и решать задачи сам!
Такой ответ меня буквально изумляет. Только вчера мы говорили, как это хорошо, что я рядом и всегда могу прийти на помощь. И вдруг такие заявления.
Я помалкиваю. Раз так – ну ладно. Я ведь тоже не валяю дурака, а сижу за компьютером и читаю почту и Прозу.
Проходит какое-то время. Марина всё еще задумчиво смотрит в окно, на кошек, на коробочку пластилина, который сегодня ей подарила моя приятельница. Уроки не сделаны.
И только я хочу её спросить – почему так долго она решает простые задачки с иксами, как вдруг в моей голове что-то тихо щелкает, и я чувствую, что падаю. Какя-то страшная теплая волна окутывает мою голову, всё кружится и плывёт перед глазами, и меня охватывает страх.
Это чувство мне хорошо знакомо. Пятнадцать лет назад я в такой ситуации чуть не умерла. Спаслась случайно. Или почти случайно. Подробности опущу, потому что они к медицине не имеют отношения.
И этот страх так на меня подействовал, что из глаз полились слёзы и я, неожиданно для себя самой, прошелестела: «Марина, я падаю, мне плохо, кажется я умираю».
Девочка моя бросила свои тетрадки, подошла ко мне и, серьезно глядя в глаза, сказала:
- Вот моя рука, вот ты на стуле, под тобой пол – ты не падаешь, ты просто сидишь. Смотри, я держу тебя очень крепко. Ничего не бойся, думай о хорошем.
В другой ситуации я бы улыбнулась. Но сейчас, когда силы уходят, сердце колотится, как сумасшедшее и я чувствую, как тону в этой глухой вязкой волне, мне не до смеха.
Сразу же судорожно начинаю думать – из-за чего всё это. По телевизору говорили об очень сильной магнитной буре, но никто не обещал, что буря будет смертельной.
Еще что? И я, стыдливо морщась, вспоминаю грешок: вчера и сегодня поела жирного творога. Купила для Маринки, но не удержалась, попробовала вначале с ноготок, потом с ложечку, потом две, три и угостила организм тем, что он совершенно не переваривает. У меня жестокая аллергия на молочные белки. Но ведь вчера пронесло! А сегодня – нет! Вот и расплачиваюсь за своё легкомыслие.
Так. Значит, еда. Беги, - говорю Маринке шепотом, - принеси уголь и цитрамон.
Наверное, вы подумаете,что это какое-то сложное сочетание, но я-то знаю, что любая опасная еда всегда гасится углем, а сердцу и сосудам помогает аспирин-цитрамон.
Марина опять берет меня за руку, смотрит, чтобы я не плакала и говорит:
- Давай откроем окно. Мне тоже в школе было однажды плохо, я подошла к открытому окну, и у меня всё прошло.
Закутывает меня в пуховый платок, на голову - теплую шапку и открывает окно. Свежий морозный воздух быстро наполняет комнату. Становится легче дышать, но стены еще плавают и слезы бегают в глазах. Страх постепенно уходит, чувствую, что не умру, но встать боюсь.
Однако двигаться надо, хотя бы для того, чтобы почувствовать тело и дать себе установку на нормальное состояние.
Пытаюсь встать, Маринка держит меня за руку очень крепко, иду буквально по стеночке, доползаю до кухни, наливаю себе чаю. Потом так же с Маринкой возвращаемся обратно.
Мама заглядывает в комнату и сердито спрашивает: - Ты что еще не сделала уроки?
Марина отвечает: - Бабушке плохо. Я её поддерживаю.
- А что с тобой? – обращается дочка ко мне.
- Голова кружится и сердце колотится.
Но дочка уже поняла, что мы можем обойтись без неё и уходит к своему компьютеру.
Марина говорит:
- Давай вспоминай что-нибудь смешное из своей жизни! Помнишь, как ты упала с лестницы прямо под ноги морякам ? А позавчера, я тебе показывала, как ты идешь из кухни – в одной руке тарелка, в другой хлеб, в зубах вилка и открываешь ногой дверь. Ты помнишь, как ты смеялась! Думай о хорошем. Я с тобой. Ты не умрешь и не упадешь. Ведь я тебя держу!
Через час волна отошла, и я стала дышать нормально. Но всё равно состояние было неважное.
Опять пришла мама, увидела, что я жива и стала подгонять Маринку с уроками.
Взялись мы за русский язык.
В учебнике упражнение: подберите объяснения к словам: термометр, осел, дерево, орех, лось, пастух.
Говорить я уже могу, поэтому сохраняя позу королевы на троне и не поворачивая головы, говорю: термометр измерять температуру, осёл – животное, орех растет на дереве, пастух…
Марина вдруг на полном серьезе – пастухует.
И я смеюсь. Даже несмотря на то, что в голове шум волн, перед глазами плывущие облака, а в сердце непонятная тоска.
- Да что же это за слово! Откуда ты его взяла?
- Ну а чего он еще делает?
- Пасёт.
- Аааа, я забыла.
Сами понимаете после этих слов уже невозможно закатывать глаза и притворяться умирающей.
Я опять иду по стеночке на кухню за чаем. Марина со мной.
Мама заходит в нашу комнату узнать, как дела и снова подгоняет Маринку делать уроки побыстрее и еще прибраться в своей комнате. Мама у нас строгая и обещает, что если Маринка не приберется, то все игрушки будут выброшены буквально в окно!
Время вообще-то детское, всего девять часов, но почему-то мама ложится спать пораньше. Может быть, всё-таки виновата магнитная буря, поэтому она тоже чувствует себя неважно.
Маринка заканчивает уроки. На часах уже половина десятого. Мы стелим ей постель, чистим зубки, моем мордочки, и я заползаю под одеяло.
Прибраться не успели. На всякий случай я, сохраняя традиции строгого воспитания, ворчу:
- Ты ведь не слушаешься маму. Смотри, как бы тебе не было от этого плохо!
Марина серьезно отвечает: - Мама специально легла пораньше, чтобы утром встать в расцвете сил и выбросить мои игрушки.
И вздыхает. Но не грустно, а, скорее, с любопытством – на самом ли деле это может произойти.
А я опять смеюсь. Тихонечко. Чтобы не спугнуть пошатнувшееся здоровье.
Прошло два дня. Я жива. Поэтому пишу этот рассказ. Для чего? Просто хочу сказать - относитесь к маленьким детям не как к мелочи, которая мешается под ногами, а с вниманием и интересом, уважая их характер, их взгляд на жизнь. Разговаривайте с ними обо всём, что и вам интересно. И… в трудную минуту, вы вдруг увидите, что именно этот маленький человек может спасти вас. Даже от смерти!