Свадьба

Александр Анис 3
   



На одной из фотовыставок, которую мне пришлось проводить в областном  дворце культуры, произошел такой случай. Все было готово к открытию, последние хлопоты. Подправить, ту или иную остекленную деревянную раку со снимком, разрезать, традиционную красную ленту и можно, наконец-то вздохнуть. Хлопоты, связанные с организацией, оплатами зала, призов и прочих мелочей, которые обычно сопровождают любое мероприятие, закончены. Сегодня, сразу после выставки, в первый же день представительная комиссия, состоящая в основном из моих друзей: режиссера, редактора телевидения, газеты и пару художников из художественного областного фонда. Пройду по выставочному залу, просмотрят. Поделятся впечатлениями, поспорят, а то может и поматерят друг друга и такое бывает, в закулисной борьбе талантов, а иных, я для жюри и не приглашал. Все, дружно сядут за стол, накрытый или тут же, где ни будь в свободной комнате ДК, или в кафе. Как правило, отметят, что вот именно эта, выставка, гораздо глубже по содержанию, чем предыдущая, хотя ту, предыдущие, многие уже и не помнят. Но спор, о какой либо фотографии, обязательно заведет присутствующих, до яростных споров, в котором, вспомнятся обиды даже десятилетней давности. Но все это, наезженный вариант. К нему я готов и он меня нисколько не волновал.
Но сегодня, вкралось такое нехорошее предчувствие, ожидание чего- то, и обязательно,  плохого. В самый последний момент, оно оправдалось. Около красной ленты произошло некоторое замешательство, Я уже,  намеревался идти  туда, но два человека, предъявив пропуска, ну конечно красного цвета,  вошли в просторный зал, и направились с осмотром выставки, которая, занимала в два ряда развешанных картин, по всему периметру зала. Не доходя до меня пару шагов, они остановились. Один другому, бросил резкую фразу. Тот, который, по-видимому, чином по менее, так же стремительно выхватил блокнот, и стал записывать, надо думать, название картины и фамилию автора. – Ну, началось - подумал я, - чиновничьи проволочки, - Что это? - Спросил меня, тот, который, по-видимому, был чином повыше. Вопрос был задан в довольно резкой, не терпящей промедления в ответе форме. – Что это? Видя, мое неторопливое шествие к ним, переспросил он, уже явно обращаясь ко мне. – Как что это? Вопросом на вопрос ответил я. – Фотография, тут и дураку ясно, двадцать четыре на тридцать. Ну конечно он уловил в моем ответе язвительный тон. – Я спрашиваю, что за безобразие на фотографии,- какое же это безобразие, у людей счастье, радость, дай Бог одна на двоих и на всю жизнь. На технически, очень хорошо выполненном снимке, жених радостный, улыбающий, нес такую же счастливую невесту на руках, бесстрашно переступая ров, вырытый прямо перед порогом двух этажного.  Видно  канава была вырыта давно, узкая дверь, переброшенная через ров, плотно улеглась, но, тем не менее, твердой уверенности, что жених, обремененный столь дорогой для него ношей, благополучно пересечёт естественное препятствие на пороге, своей новой жизни, полной уверенности не было.  Видно радость событий, переполняющая чувства жениха и невесты заполнила и всех, кто пришел на эту свадьбу. Чувствовалось всеобщее ликование  людей, встречающих молодоженов. Веселье и радость буквально дышала в каждом, кто попал на этот снимок. – Что это?! – снова прервал, мое умиленное созерцание снимка, не, кстати, появившийся критик.
- Как что, не видите, свадьба.
- Какая свадьба?
- Наверно счастливая.
- А это что? И он ткнул пальцем в облупленную штукатурку дома.
- Не понял? - Сказал я и добавил. - Свадьба это.
- Почему дом весь ободран?
- Ну, это вопрос не ко мне, это к ЖЕКУ, - и я хотел, развернутся и уйти.
- Стой! Ты знаешь кто я! Снять, не позорь социализм, не позорь город.
                - Ну, как можно позорить действительность, а кто Вы, мне до лампочки.
- Снять!! Еще раз взвизгнул. И я думаю, преднамеренно задел рамку плечом. Она сорвалась и рухнула на пол, стекло раскололось. Оба, незваных гостя стремительно удалялись. Я поднял рамку, - Надо заменить стекло. Ко мне подскочил парень, который весьма активно, помогал мне в организации выставки.
- Идите, надо начинать.
- На, - подал рамку, заменим стекло, повесишь на место,- и сам заспешил к  красной ленточки, где с пол сотни людей, уже начинали проявлять нетерпение. Выступил, приглашенный за двадцать пять рублей, чиновник из администрации, художник и старый фотограф Козлов из городского музея, после чего ленточка была разрезана и открытие выставки, состоялось.               
Но, не надолго.
Минут через сорок, ко мне подошел директор ДК. – Слушай Александра, прошу, сними этот снимок.
- Какой?
- Вот этот. И он указал на свадьбу. Мой помощник, не утруждая себя особо, даже не заменив разбитого стекла, повесил ее на принадлежащее ей место.
- Да действительно, сейчас, заменим стекло.
- Да нет, ты вообще ее убери, не в стекле дело. Социализм позоришь.
- А он пусть не позорится, и вовремя ремонтирует, не только фасады, но во дворах тоже. У нас, куда не сунешь объектив,  везде бардак.   Полное, опозоревание развитого социализма.
- Понимаешь, из конторы они, не снимешь, меня снимут.
Потом, вечером, во время застолья, мы снова вернулись к этому снимку. Как оказалось, за сорок минут снимок  получил самое большое признание зрителей. Самые хвалебные отзывы. За жизнерадостность молодоженов, за прекрасно схваченный момент, за создание прекрасного настроения, за качество снимка. И негде не упоминалось, обшарпоные стены, а разбитое стекло, словно было не замечено. – Как не замечено,- возмутился художник Барабаш, – именно за это стекло, я, выдвигал этот снимок, на первое место. Ведь я считал, что это дополняющая деталь, задумка автора, расколовшееся стекло, эта паутина быта,  родительского дома, из которого, наконец, то молодые вырываются на свободу.
По окончания выставки, я имел глупость опубликовать результаты выставки и дать резюме многим снимков, в том числе и свадьбы. Потом с грустью в течение двух, а может  и трех лет, за давностью уже инее помню, вспоминал об этом. Так как, больше  не мог,  организовать городских выставок. Так что, реалистичность социализма была наказуема.