Жизнь в углу

Миша Сапожников
Я уже писал, что в молодости мне пришлось поскитаться по чужим углам. Один такой угол в полуподвальной комнате на троих: сырой, холодной, с полчищем всевозможных насекомых, и с мышами, бегающими по мне всю ночь, со злой и жадной хозяйкой, описал в своём рассказе: «Мышиная возня». Кстати, все хозяйки углов, с которыми пришлось иметь дело, оказывались злыми. Я вынужден был с ними ладить, а мои напарники не выдерживали и искали другие углы. Найти его в то время было очень сложно. Ходил, буквально, от дома к дому и спрашивал: «Угол сдадите»?

Угол, который я собрался описать в данном рассказе, оказался полной противоположностью предыдущего. Он был на втором этаже частного двухэтажного дома, куда вела наружная, высокая деревянная лестница. Второй этаж состоял из проходного зала, двух спален и огромной кухни, на которой находилась ванна, огороженная раздвижной ширмой.

Хозяева пожилые, интелегентные люди. Хозяин добрейший человек, участник войны, относился ко мне нормально. Хозяйка была очень колготная. Лицо её «украшали» очки с толстыми линзами, отчего глаза её казались вечно испуганными и выпученными.

Хозяева жили в большой спальне, маленькую сдавали двум девочкам, а зал  -  мне и парню. Надо отметить, что в квартире были все удобства, идеальный порядок и чистота. За чистотой следили квартиранты. Каждую неделю мы мыли полы, протирали пыль с наших чемоданов, лежащих под кроватями, с подоконников, с мебели, поливали цветы в кашпо. В мои обязанности входило ещё чистить снег на лестнице.

Не знаю, что говорила хозяйка другим квартирантам, а мне постоянно делала замечания: не сидеть на ноге, когда сидишь за столом. На что я ей ответил:  «Даже сам граф Лев Толстой написал произведение «Война и мир», сидя на ноге».  Чихать разрешалось только в туалете, посуду свою после еды надо было помыть, вытереть и убрать в свой чемодан, приёмник включать тихо. Запрещено было поздно приходить и приводить друга, и многое другое. А одно деликатное замечание она поручила сделать мне мужем. Он сконфужено сообщил мне, что надо делать, чтобы неслышно было звука от пуканья в туалете. Поведаю для тех, кто ещё не знает: - нужно рукой оттянуть одну половинку и плавно стравить воздух. Мне очень не понравился этот совет, унижающий моё достоинство. С тех пор по большим делам ходил в туалете на работе. Ванной пользоваться нельзя, я и не собирался, ходил в парную. Не разрешалось днём прилечь на свою кровать (не пойду же я к ней в комнату на диван). Когда хозяева уходили, дверь от своей комнаты закрывали. Лучше жить с мышами и насекомыми, хоть какая-то свобода.

             Был ещё такой случай. Меня с работы послали на месяц в колхоз на уборку картофеля. Когда вернулся, разделся и почувствовал, что-то кусает меня  под мышкой, полез и достал вошь. Мне стало дурно. Назревал скандал с выселением. Срочно собрал чистое бельё, верхнюю одежду и побежал в баню. Там хорошо пропарился. Вшивое бельё вместе с рубашкой и брюками сложил в наволочку,  переоделся во всё чистое, а грязное отнёс в прачечную. Несколько дней жил, как на вулкане,  всё казалось, что меня кусают вши. Больше этого не повторилось, гроза миновала и я успокоился.

Однажды вернулся с отпуска, а хозяйка прямо с порога отказала мне в углу. Дело в том, что я был у неё прописан постоянно (тогда с пропиской было строго), а их дом подлежал сносу, и на его месте предстояло построить многоэтажный. В таком случае мне, как прописанному в сносимом доме, должны были предоставить какое-то жильё. Хозяйке удалось каким-то образом, пока я был в отпуске, выписать меня, а вместо меня прописать дочь с семьёй. Так я без предупреждения оказался на улице.

Как-нибудь напишу ещё про одно жилище, в котором жил уже с женой, и где позже родилась дочка. А пока коротко. Это была ветхая времянка с прогнившими стенами и подоконниками на уровне земли, с деревянными подпорками перекрытия и с развалюхой печкой. Там мы прожили три года и мне на работе дали комнату в двухкомнатной квартире с кухней 5,5 метров. Во второй комнате жила семья из четырёх человек: муж с женой и двое детей. В этой квартире тоже хлебнули лиха, пока соседи не выбрались.

Как-нибудь выпущу сборник с описанием всех углов, которые я снимал, на память потомкам.