Библейские сюжеты Хэ Ци

Тина Гай 2
Библейские сюжеты всегда привлекали художников. Наиболее известны иллюстрации Гюстава Доре, которыми до сих пор украшаются многочисленные издания Библии. И мы, воспитанные на картинах западных мастеров, с трудом воспринимаем другое художественное исполнение библейских сюжетов.


И так случилось, что совсем недавно открыла для себя целый пласт иной культурной традиции, которая пытается осмыслить христианство в иных художественных образах. Это художники Восточно-Азиатского региона: Японии, Китая, Индонезии, Тайланда, Гонконга….


Они объединились в Азиатскую Ассоциацию христианского искусства, организуя выставки художников, поражающих свежестью,  уникальностью и  новизной прочтения Библейских сюжетов. Знакомство с этим направлением христианского искусства не только дает пищу глазу, но и  показывает иное прочтение Евангелия.


Начну с китайского художника Хэ Ци (He Qi). Как художник он начал свой пусть во времена Китайской культурной революции. Тогда его, как и многих молодых людей, отправили в деревню для работы в полях. Но, чтобы освободиться  от монотонной и тяжелой  работы на улице, он начал писать портреты Мао Цзэдуна.

 
Однажды ему на глаза попалась репродукция картины Рафаэля «Мадонна». Картина не обратила его в христианство, но поразила воображение. Глаза Девы Марии долго не давали ему покоя, пока он не стал копировать картину. Так началось его знакомство с эпохой Возрождения и открылся путь в христианство.


Хэ Ци принимает христианство и уезжает за границу учиться. Там он знакомится с западным искусством и пытается найти свой стиль. В Германии художник пишет докторскую диссертацию и по ее завершении становится преподавателем духовной семинарии города Нанкин (недалеко от Шанхая) и профессором философского факультета университета города.


Писать картины на библейско-евангельские темы художник начал в 1883 году и вот уже более тридцати лет занимается этим. Его искусство – это синтез  традиционных китайских способов изображения: элементов народных обычаев, прикладного китайского искусства - резки бумаги, ткачества, народных костюмов - и западного искусства средневековья и современности.

 
Хэ Ци создал свой неповторимый  художественный стиль - «цвет-на-бумаге» (artistic style of color-on-paper painting), напоминающий и витражную технику западного средневековья, и искусство художников-примитивистов (Анри Руссо), и кубистов (Пабло Пикассо), и экспрессионистов (Жоржа Руо), и постимпрессионистов Ван Гога и Поля Гогена одновременно. Как  сумел он все это совместить – уму непостижимо!


В его картинах существуют в неповторимом единстве традиционная китайская живопись,  буддизм,  национальный фольклор и разные стили западных мастеров живописи. Художник является одновременно и евангелистом-теологом, внося новые смыслы в прочтение Евангельского текста.


Например, у него много черного цвета,обрамляющего  картины-витражи и традиционного для китайской живописи, но в сочетании с яркими цветами и волнистыми линиями внутри сюжета Хэ Ци создает неожиданный эффект яркого Света во тьме, Солнца и Радуги на черном фоне.

 
Этот взгляд на христианство кажется странным, потому что  показывает явление Христа в мир  как  проявление Божьей любви к Своему творению. Художник отрицает тот путь христианизации запада, который был связан с войнами и кровью.


Светоносный образ Иисуса Христа художник-философ подчеркивает буйством красок и богатством композиций. Евангельский мир художника - это мир после бури, которая укрощена Спасителем, а Иисус Христос - посланник мира, радости и Света, проникающего и озаряющего все концы.


Умиротвренность, которую вносит в мир Богочеловек, подчеркивается частым использованием Хэ Ци символа мира - голубя с оливковой ветвью, которая, как в картине «Усмирение моря Иисусом»,  становится короной над головой Господа. «Мы должны услышать мирный голос с ангелом на небесах», - таков призыв художника.

 
Своим художественным языком Хэ Ци пытается  изменить "иностранный образ" христианства в Китае, понимая всю сложность восприятия и распространения христианского учения в стране с совсем иными религиозными традициями.


"В Китае есть два способа стать христианином: один - через  влияние семьи и происхождение; другой - собственный выбор  и путь по нему «шаг за шагом». Я выбрал второй способ", - говорит художник.


В своем послании миру Хэ Ци универсален, его язык понятен в любой точке мира, будь то запад или восток. И хотя художник уже давно является гражданином мира, хотя он любит Китай и не собирается никуда уезжать: «Я люблю свою родину, потому что моя жизнь, моя радость, мои страдания тесно связаны с ней".


Он только хочет, чтобы люди в его стране  были более терпимы и милостивы друг к другу, несли больше света и добра, были счастливы.  Его искусство и китайское, и христианское одновременно. «Произведение не имеет национальной границы, но художник всегда имеет свое гражданство", - говорит Хэ Ци.


Сегодня в Китае образ Христа прямо ассоциируется с работами Хэ Ци и выставки работ художника, проходящие в крупных городах Америки, Европы, в странах Тихоокеанского региона - своеобразная миссия  и способ распространения христианства культурными средствами.


Художник хочет сломать границы непонимания между людьми и между разными мирами, между востоком и западом, сделать их более прозрачными и более понятными. В своем искусстве он стал посланником,  пилигримом и странником, соединяющим разные миры и неся добрую весть.


Хэ Ци получил премию XX-го века от Международного биографического центра Кембриджа за достижения в области религиозной теории искусства и христианские художественные творения, его работы украшают обложки многочисленных журналов, книг и календарей.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/biblejskie-syuzhety/