Избушка на курьих ножках

Евгения Брагина
 
В первое же утро отпуска, отдыхающие проснулись от мощного рёва какой-то строительной техники. Послышался  крик  хозяйки, сдавшей молодой семье комнату в частном доме города Ялты. 
 Муж Андрей и жена Надя переглянулись, испугавшись, что сейчас проснётся их девочка шести  лет, но дочка Света  безмятежно спала, улыбаясь во сне.

 Вчера на автостанции к ним подошла маленькая женщина с двумя  девушками  и  предложила жильё. 
 Андрей, молодой мужчина, в очках,  выше среднего роста и его  жена  Надя, невысокая молодая  женщина  со светлыми глазами и вьющимися локонами, только что сошли с рейсового автобуса из Симферополя. 
С ними  была  их  дочка, девочка в голубом платье и такого же цвета бантами в косичках, которая держалась за руку матери.
 - Надя, ты согласна посмотреть жильё? – спросил Андрей.
 - Конечно,  согласна! – ответила Надя, сначала  удивлённо, а потом с доверием,   посмотрев на маленькую  женщину. 
Добрые серые  глаза женщины  и её обескураживающая  широкая  улыбка,   сразу  расположили к себе.  Вся кампания  двинулась к месту обитания.   

Пока шли по дороге, познакомились и  узнали, что  их будущую  хозяйку, зовут  Зоя Аркадьевна, а девушек – Маша и Катя. Сообщили им, что приехали отдыхать из Москвы.

 Надо сказать, что вид у  Зои Аркадьевны  был своеобразный.
Это была маленькая горбунья, лет 38, ростом  видимо  даже менее, чем 150см. Причём горб у неё выделялся и спереди. Тело её было худым  и непропорциональным. 
Искривление тазовых костей вызывало хромающую походку, но,  тем не менее, она была  нарядно одета в лёгкую светлую  блузку и пепельно-розовые, отглаженные со стрелками,  брюки. Наведённая  для такого случая укладка  русых  волос, обрамляла приятное  лицо, но если бы даже не было видно её тела, то всё равно на лице каким-то образом проступала печать болезни.
 
Девушки – Маша и Катя, обе  были в лёгких цветных платьях и по внешности полная противоположность друг другу.
 Маша  с карими  глазами,   тёмной  стрижкой, невысокая, а у  Кати  были  светлые длинные волосы и синие глаза, она была  выше  ростом.

 - А как у вас в Москве прошла Олимпиада? - поинтересовалась Маша. - Вам удалось попасть?
 - Да, мы были на соревнованиях по баскетболу и лёгкой атлетике, - ответил Андрей.
 - Мы слышали, что её байкотировали и не все страны приехали? - поддержала разговор Катя. - А от тех, кто приехал, Кремлёвские Звёзды стали шоколадного цвета.
 - Да, негров было много! - Засмеялся Андрей. - Из-за того, что Советский Союз ввёл войска в Афганистан в декабре прошлого года,не приняли участие в Играх шестьдесят пять государств, а из Африканского континента, как никогда, участвовали двадцать четыре. Вообще - ничего особенного. В Москве народа стало заметно меньше, метро полупустое, диктор остановки  объявляет по-английски, новые олимпийские комплексы, олимпийский огонь, фанта.
 - Может и в Крым к нам фанту тоже привезут, если ещё не всю выпили - засмеялась Зоя Аркадьевна, тогда мы тоже попробуем.
 - Вообще вкусный апельсиновый газированный напиток, сказал Андрей.
 - Ещё у нас были билеты по конному спорту, но ипподром оказался закрыт без объяснения причин. - Добавила Надя.
 - Видимо негры не умеют на лошадях ездить, - рассмеялась Катя. - Не с кем было русским соревноваться.
 
Вышли  на улицу, засыпанную гравием,  которая  повела в гору. 
В конце улицы,  одна её  сторона, как это бывает в горах, была высокой и  выложена большим булыжником.   На площадке за этим булыжником и стоял белый  дом, с виноградником, который  показался приезжим  укреплённой крепостью.

Оказалось, что Маша и Катя приехали в Ялту на практику по товароведению и  тоже  жили у хозяйки. Маша спала в одной комнате с ней, а Катя на кровати в просторной кухне – веранде.

В чисто убранной комнате,  которую показали семье,  стояли кровати,  висел   ковёр.   Справа,  на стене  -  портрет-фото  супружеской пары. Стоял стол со стульями. 
Комната приезжих устроила, они  поставили чемоданы, расположились.
 
Что ещё надо, когда рядом море и жаркое южное солнце ласкового Крыма!

 - Зовите меня просто Зоя, - улыбаясь, сказала хозяйка. – А это на фото мои мама и папа. Когда врачи сказали моим родителям, что жить  в Ленинграде  мне  по состоянию здоровья нельзя, то они поменяли место жительство  на Ялту, на этот дом.  Хорошего вам отдыха, на кухне вы найдёте всё, что нужно для  приготовления еды.
 Потом она   взяла деньги – предоплату с жильцов и  вышла.

- Как здорово!Так быстро и мы уже на месте, вот удача! – воскликнула Надя. – А ты заметил, как она нежно и уважительно сказала: Мама и папа? Заметь, не «мать и отец».
- Какая разница, как сказала! А вообще, хорошо, что не пришлось долго искать жильё! –  ответил Андрей, а девочка,  скинув туфли,села на кровать и  поняв, что она раскачивается,  стала прыгать по пружинящей  сетке.
 - Разница есть! Любовь к родителям такая, что даже в зрелом возрасте человек говорит, как будто он пребывает в ореоле детства.
 - Не фантазируй, лучше приготовь поесть.
 - Света, перестань! Не балуйся, веди себя прилично, поправь покрывало.
 - Ну, мам, я немножечко попрыгаю.
 - Нет, хватит, иди лучше помой руки, сейчас что-нибудь  перекусим, –  ответила мать.
 - Я думаю, что нам повезло, и оплата недорогая – вслух размышлял Андрей – Сегодня  на пляж купаться, а завтра поплывём на катере, на экскурсию в «Ласточкино гнездо».
 - У р- р -р а! – закричала Света –  в «Ласточкино гнездо!»

Остаток дня, после приезда они провели на пляже, купаясь и загорая, пообедали в кафе, а после долгой прогулки по набережной, когда  пришли домой,  то  услышали за перегородкой явственные голоса обитателей дома. Такие ясные, что казалось, что перегородки и вовсе не было.

 За перегородкой притихли, видимо поняв, что отдыхающие вернулись. Но потом разговор снова возобновился без внимания на кого- либо.

Андрей с Надей переглянулись.
 - Ничего себе, как всё слышно! - шёпотом произнесла Надя.
 - Зато интересно! Не искать же другое жилье – так же шёпотом произнёс Андрей. 

И вот первое  утро!
 - Так что же там происходит? – Недоумевала Надя. - А землетрясения здесь бывают? И как они начинаются?
– Пойду,  посмотрю. - Андрей,поднялся на локоть, прислушиваясь к рёву двигателя и каким-то крикам.

Он вышел в аллею  с навесом из виноградника и увидел огромный экскаватор, который почти  вплотную  двигался к дому, на ходу выбрасывая  ковш и этим самым ведя подкоп  ближе  к основанию, фундаменту дома. А за домом Андрей с удивлением разглядел  большой разрытый  котлован, на котором трудились солдаты.
 
- Стой! Сволочь! Не имеешь права! Не смей трогать дом! Я ещё здесь живу! – кричала Зоя Аркадьевна, стоя на крыльце и  придерживаясь рукой  за его стойку,  свисала над ним  сбоку, рискуя упасть в яму.
 
Рокот экскаватора прекратился, оттуда высунулся солдат, по виду узбек и с акцентом крикнул:
 - Уберайтэсь! Преказано ламать! Вам ордэр дали! Квартира ждёт! – Голова в пилотке убралась,  и мотор снова взревел.
 - Не имеешь права, гад!  Я ордер не получала и не пойду получать!  Я хочу, и буду жить здесь, а не в собачьей бетонной  конуре!
 
Ковш тяжело упал около крыльца и зачерпнул  приличный слой каменной земли, поднял вверх и высыпал в сторону. Узбек опять высунулся из кабины:
 - Уйдита, а то пападёшь пад  ковш, прочь, прочь! – Замахал он рукой.
 - Я никуда не уйду! – Завопила Зоя.

Экскаватор снова заревел и  двинулся на неё.
 - Давай, давай,  копай! И меня закопай  здесь! – В этот момент,  она напомнила Андрею  героя, бросающегося  на амбразуру вражеского дзота.

На крик собрались  остальные обитатели дома: Вышла Надя, Маша и Катя.
 - Люди добрые! Посмотрите,как издеваются над больной, немощной женщиной! Изверги! Я вызвала  милицию, только попробуйте тронуть дом!

Всё сразу стихло.

 - Зое квартиру дали в новостройке, а она не хочет туда идти. Дом идёт на слом. Вот её и выживают. Время – лето! Ей надо немного выручить денег за сдачу отдыхающим, поэтому она и стоит стеной. –  Объяснила ситуацию  Катя.
 - По закону, её не имеют права выселить, пока она здесь живёт, сказала в ответ  Надя.

   Каждое последующее  утро, как правило, их продолжал будить рёв строительной техники и громкие крики возмущённой хозяйки Зои:
 - Дайте же людям поспать!Убирайтесь отсюда! Я сейчас лягу под колёса, если не прекратите безобразие!  Я буду жаловаться в исполком!...
 
 Однажды  вечером, после пляжа, поднимаясь в гору, Надя сказала  мужу:
 - Вот, может так случиться, придём, а дома уже и нет на месте, сломали.
 - Будем надеяться, что всё обойдётся, - бодро произнёс Андрей.
Дочь Света бежала впереди, чему-то радуясь и подпрыгивая на ходу и глядя на неё, на душе у родителей   исчезало беспокойство.

Когда подошли к дому, Андрей сказал:
 - Ну вот, дом стоит на месте!
 - Не дом, а настоящая крепость, сказала  Надя, и они оба  засмеялись. Только с другой стороны - избушка на курьих ножках, продолжила она уже тихо, без смеха.

Когда вошли в калитку и прошли под навесом  из виноградника, с кухни  послышались громкие крики, похожие на скандал.

Навстречу отдыхающим, с кухни  вышла  Маша, оставив дверь открытой. Там стоял молодой,  мужчина среднего роста и приятной наружности в белой рубашке с короткими рукавами и серых брюках. Катя объяснила:

 - К Зое муж пришёл!
 - У Зои муж есть? – удивилась Надя.
 - Да, есть. Он моложе её. Только он почти не бывает здесь. Вот она с ним поэтому и ругается.
Света забежала в комнату  и занялась с игрушками.

В этот момент, увидев, что семья вернулась с моря, Зоя крикнула:
 - Андрей, Надя, идите сюда! Посмотрите на этого человека – это мой муж, Саша, которого  я совсем не вижу. Сегодня приходил участковый,  по поводу дома, и зря я ему  про тебя не сказала, - обернулась она к мужу, грозя ему пальцем.

 - Вот,проходимец!  Тебе  прописка была нужна,  а не я! - громко   крикнула  она. Всех не прописанных выгнали из Москвы перед  Олимпиадой, так тебе  здесь понравилось, в Ялте! Ты  меня обманул, обещал, что будем жить вместе.  Мы расписались! А теперь спрашиваю тебя, зачем?  Где ты пропадаешь? Ты мой муж и должен жить со мной!

Молодой мужчина стоял, вложив руки в карманы, и молчал.

Оттого, что хозяйка была значительно ниже его ростом, она залезла на выступ  у стены, чтобы казаться повыше,  и стояла  в узком  пространстве  между газовой плитой и столешницей, положив на них свои худые локти для устойчивости, иногда отрывая их и махая руками.  Но, от этого она всё равно не стала выше, а выглядела смешно в халате, свисающем углом  впереди до щиколоток и приподнятом из-за большого горба сзади. Всем своим видом она вызывала жалость.

- Какие были мечты, какие обещания, какие надежды! Оказалось, всё - враньё!– Крикнула она.

Саша продолжал молчать.

 - Да, я – урод! Ну и что? Я – человек! Кто тебе позволил меня обманывать?   Где ты был целый месяц? Наш дом хотят снести! Где моя защита! Участковый сделал запись, взял подпись и ушёл. А завтра будет всё, то же самое, приедет экскаватор и дом может рухнуть! А у меня жильцы! С детьми!
 А вот  теперь  послушайте все! Теперь я всем скажу самое главное! – Зоя многозначительно провела взором справа налево по всем присутствующим:
 
- Он жил со мной после расписки всего три дня! И ! У него! Не стоит, так, как должно стоять!

Саша стоял, не шелохнувшись и хранил гробовое молчание.

Теперь всем  стало жалко и его.

 - Ты мне в душу наплевал!  А я – человек! -  Прерываюшимся   голосом проговорила Зоя и заплакала.

 - Ладно, ладно, успокойся. Не плачь. Я тебе деньги принёс, - произнёс Саша.
 
Все разошлись. Когда легли спать, Надя тихо прошептала: 

 - Бедная женщина, ей  так  хочется счастья. Она неглупая и, конечно понимала, что не просто так  этот Саша на ней женится, но видимо в ней жила какая-то вера и надежда,  которые  не оправдались.
 - Сейчас заговорит её наедине,откупится,она всё забудет и снова будет ему верить, - ответил Андрей. - Я его понимаю. даже и не представляю, как можно с такой - спать?
 
На следующее утро   Зоя вышла к отдыхающим:
 - Вот, вчера мой муж опять исчез. Сплошная авантюра! Андрей,  ну как вам отдыхается  на море? – спросила она  опять спокойно и  с  широкой  улыбкой.
 - Отлично  отдыхается, купается, загорается. Вот хотим посмотреть у вас в Ялте «Поляну сказок», Светочке будет интересно, - ответил Андрей.
 
- «Поляна сказок»? Это же Пал Палыч сделал! – горестно  воскликнула Зоя, раскачивая головой сверху вниз  и  стукнув себя кулачком по груди. – А с ним что за это сделали?  Выгнали отсюда!  Обвинили в корысти, что он хочет квартиру здесь получить. Пал Палыч, какой человек!  Да я бы Пал Палычу свою новую квартиру отдала за его заслуги. А власти просто плюнули человеку в лицо! – громко заключила она.

Во второй половине дня, пообедав  в кафе,  семейка прогуливалась по набережной,  потом  подошла  к « Дому Творчества Союза Писателей». Вышли в тенистую аллею.
 - Андрей, стой,  смотри – Саша! – Тихо  проговорила Надя, взяла  Свету  за руку  и   невольно  с любопытством остановилась.

Около  глыбы камня, с какой-то дамой, стоял  муж Зои, Саша и что-то увлечённо  показывал  ей. Семья остановилась  недалеко,  и  было слышно, как Саша напевает  песню:

«Сердце, тебе не хочется покоя,
 Сердце, как хорошо на свете жить,
 Сердце, как хорошо, что ты такое,
 Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить…»

На последних словах Саша обнял даму  и пошёл с ней дальше, за поворот.
 
Вслед за ними Андрей, Надя и маленькая Света подошли ближе и увидели  камень-глыбу, на которой  прочитали табличку под выбитым профилем: ЗДЕСЬ ЗАМУРОВАНО СЕРДЦЕ ПОЭТА ВЛАДИМИРА ЛУГОВСКОГО.

 - Хочешь, я прочту тебе его стихи? - Сказал Андрей - "Та, которую я знал." И он  начал декламировать:

Нет,
   та, которую я знал, не существует.
Она живет в высотном доме,
                с добрым мужем.
Он выстроил ей дачу,
                он ревнует,
Он рыжий перманент
                ее волос
                целует.
Мне даже адрес,
              даже телефон ее
                не нужен.
Ведь та,
       которую я знал,
                не существует.
А было так,
          что злое море
                в берег било,
Гремело глухо,
            туго,
               как восточный бубен,
Неслось
     к порогу дома,
               где она служила.
Тогда она
        меня
           так яростно любила,
Твердила,
       что мы ветром будем,
                морем будем.
Ведь было так,
          что злое море
                в берег било.
Тогда на склонах
               остролистник рос
                колючий,
И целый месяц
          дождь метался
                по гудрону.
Тогда
    под каждой
             с моря налетевшей
                тучей
Нас с этой женщиной
                сводил
                нежданный случай
И был подобен свету,
                песне, звону.
Ведь на откосах
             остролистник рос
                колючий.
Бедны мы были,
            молоды,
                я понимаю.
Питались
       жесткими, как щепка,
                пирожками.
И если б
       я сказал тогда,
                что умираю,
Она
   до ада бы дошла,
                дошла до рая,
Чтоб душу друга
               вырвать
                жадными руками.
Бедны мы были,
           молоды -
                я понимаю!
Но власть
        над ближними
                ее так грозно съела.
Как подлый рак
              живую ткань
                съедает.
Все,
   что в ее душе
               рвалось, металось, пело,-
Все перешло
          в красивое тугое
                тело.
И даже
     бешеная прядь ее,
                со школьных лет
                седая,
От парикмахерских
               прикрас
                позолотела.
Та женщина
         живет
             с каким-то жадным горем.
Ей нужно
       брать
           все вещи,
                что судьба дарует,
Все принижать,
            рвать
               и цветок, и корень
И ненавидеть
           мир
             за то, что он просторен.
Но в мире
        больше с ней
                мы страстью
                не поспорим.
Той женщине
          не быть
               ни ветром
                и ни морем.
Ведь та,
       которую я знал,
                не существует.


 - Прекрасные стихи! – вздохнула Надя.

 - Мама, папа, пойдёмте, я домой хочу, - потянула их за руки Света.
 - Всё, пошли. Только, Надя, ты понимаешь, не надо рассказывать Зое, что мы видели Сашу! – сказал Андрей.
 - Конечно, разве можно, она расстроится, - согласилась жена.



  Утренняя тишина, которая последовала после предыдущих дней рёва техники и, как правило, ругательных криков хозяйки,их очень удивила.

 Надя вышла на кухню, увидела Катю и разговорилась с ней по этому поводу. 

 - А вы что не знаете, тут один солдатик, узбек, в Машу влюбился, а Зоин муж, Саша, в тот вечер, когда приходил, договорился с прорабом стройки и на этой неделе прораб переселился  из вагончика стройки  в комнату, рядом с ванной. Раскопки, видимо по этой причине, приостановлены.
 
- А, вот оказывается в чём дело, выходит, что  Маша, Саша и прораб – наши спасители – засмеялась Надя.
 - Да, получается - так. Надя, а вы в Москве где работаете?
 - В типографии.
 - В типографии? Значит, вы имеете отношение к печати?
 - В какой-то степени, да.
 - Надя, а вы можете прослушать мои стихи, я немного пишу?
 - Вообще - то я не критик, но давайте, прочитайте!
 - Я их наизусть помню. Вот первое:

Город Ялта
   
На Ялту наплывает ночь
И горы в чёрный бархат одевает
Свет электричества, точь-в-точь
Жемчужной россыпью играет
Когда с вершин сойдёт ночная тень,
Увижу гор,- воздушный пепел голубой!
Раскрой скорей свои объятья, день!
Дай окунуться в пенистый прибой!

 - Ну как? – спросила Катя взволнованно.
 - Вообще-то, наверное,надо сначала на практику, а потом купаться, - засмеялась Надя.
 - Это в выходной день я сочиняла! – Улыбнулась Катя. 
 – Тогда, конечно. А вообще, понравилось! Сразу себе представила картину сказанного, слушаю дальше.
 - Второе, радостно проговорила Катя.
 
Гора Ай-Петри

Не подкупны Ай-Петри
Чужеземные ветры,
Не доступны разбои
Штормового прибоя,
Лишь двуглавое лонце
Греет дружбою солнце
И гора высотою
Слепит нас красотою.

 - Как?
 - Впечатляет! Может рифма немного «хромает» и последние строчки как то старомодно: высотою – красотою, а так – классно!
 
- Дальше, третье:
 
Медведь – гора

Как это в Крым попал Медведь? -
-После работы ему надо отдохнуть!
С Олимпиады на шарах успел он прилететь
И, снявши кольца, приготовился нырнуть!

 - Как вам это?
 - Это вообще в тему, по жизни, здорово!

И ещё одно, последнее:

Море в Ялте

Я не хочу, чтоб море билось
И грудью ударялось в пирс,
Я не хочу, чтоб море злилось
И брызги устремляло ввысь,
Я не хочу, что бы штормило,
В согретой солнцем, Ялте,
Пусть бы от ветра – чуть рябило,
Как моё шёлковое платье!

 - Ну что?
 - Хорошо. Передаёт переполняющие чувства. Только вот последняя строчка: шелковое платье…. Ты, видимо, подразумеваешь натуральный шёлк, а его днём с огнём  сейчас не сыщешь, мы все ходим в ацетатном шёлке - это как бы звучит: "Вот я какая, у меня натуральное шёлковое платье!" - Может тут подумать и просто цветом обозначить?
- Я уже думала написать ситцевое, но оно не рябит на ветру, может розовое платье!
 - Это где-то я уже слышала, кажется у Цветаевой, про розовое платье.
 - Хорошо, я подумаю. А вообще я уже давно начала понимать, что стихи писать очень трудно. Но душа просит.
 - Я советую тебе продолжать,если душе надо высказаться, это увлечение хорошее. Может когда-нибудь в каком – то печатном издании я прочту тебя, порадуюсь.
 - Нет, это бесполезно! Я уже посылала в газеты и журналы! Ни ответа, ни привета!
 - Катя, не отчаивайся, конечно,  в наше время многое делается по большому блату и таланту трудно пробиться. Пиши, если душа просит. Можно сочинять для себя, для близких друзей и кто знает, может, наступит такое время, когда каждый пишущий сможет напечатать свои стихи для широкой публики. Если будешь в Москве, приноси стихи, я покажу их знакомому редактору, может и удастся их опубликовать
 
- Наденька, спасибо большое за все, большое – пребольшое!
- Да не за что! - Засмеялась Надя и заспешила к своим, в комнату.


После завтрака все снова направились на пляж.

 - Андрей, раскопки около дома временно прекращены, оказывается, один солдатик влюбился в Машу и прораб стройки, которая здесь идёт, стал жить в нашем доме.
 - Ну что, дело молодое и прораб нам не помешает, и шума теперь не будет, хорошо.

Перегородка, которая отделяла семью от комнаты хозяйки, по толщине видно была такая же, как в фильме 12 стульев, с той лишь разницей, что была до потолка и не падала.

Все уже привыкли слышать друг друга и не обращали на это внимания. Но с этого вечера всё изменилось. Ночью, когда все улеглись, между хозяйкой дома Зоей Аркадьевной и Машей начался разговор, к которому невозможно было оставаться равнодушным. 
 - Маша, ты что в узбека влюбилась?
 - Ни в кого я не влюбилась.
 - Я вас видела вечером. Вы обнимались.
 - Может это он в меня влюбился.
 - Да? И что он тебе говорил?
 - Зоя Аркадьевна, почему я должна вам докладывать?
 - Не только должна, но и обязана. Здесь твоей матери  нет. И она ничего  не видит и не знает, а я всё вижу и знаю и вместо матери несу за тебя ответственность. Так что он говорил?
 - Говорил, джонгинам, ты моя принцесса.
 - Это что по-узбекски такое – джонгинам?
 - Дорогая.
 - Ещё что говорил?
 - Мэн сени севаман, говорил.
 - А это что – переведи!
 - Я тебя люблю.
 - Умеют же эти восточные мужчины русских девчонок охмурять! Ты ему тоже говорила – дорогой, да?
 - Да, хурматлик, по-узбекски.
 - Он тебе нравиться?
 - Зоя Аркадьевна, отстаньте, я хочу спать.
 - Значит нравиться! Нет, не отстану! Я должна о тебе заботиться!
 Видела я его, разглядела, поняла сразу, что ты влюбилась. Этот узбек очень красивый. Кстати, как его зовут?
 - Ильяс.
 - Наверно тот, который на экскаваторе – его друг! Видимо они с одного аула!  Ты глупенькая, не знаешь жизни, а у этого Ильяса дома  есть невеста, узбечка, ждёт его с армии. Пойми ты, они только на своих женятся.  И  родители  о свадьбе с их детского возраста договариваются.
 - Никто его не ждёт. У него скоро дембель, он меня с собой заберёт.
 - Ах, вот оно что! В Узбекистан хочешь поехать? С ним, вместе! Узбекский учишь! Я напишу письмо твоей матери, во Львов, что бы она знала.
 - Ну и пишите, только дайте мне поспать.
 - Ты думаешь, что тебя там хорошо встретят?
 - Ничего я не думаю, я спать хочу.
 - Пойми ты, глупенькая, тебя оттуда прогонят.
 - Ну и пусть прогонят!
 - Это в лучшем случае. А Ильяса твоего женят на узбечке. А ты в качестве кого там будешь? Любовницы? Или второй жены? У них это разрешается! Но настоящая жена всё равно будет узбечка.  Несчастная будет твоя жизнь. Потом  не сможешь ноги  оттуда унести и помощи неоткуда будет ждать.
 - Отстаньте от меня, я спать хочу, - заплакала Маша.
 - Не от того ты плачешь, что спать хочешь, а от того, что я права.  Ну ничего, я тебе, такой молоденькой мозги поставлю на место.

Время было далеко за полночь. Андрей с Надей не спали, поневоле, слушая весь разговор. Сначала каждый думал примерно одинаково: «Ну что пристала к девчонке, спать ей не даёт?» Потом оба подумали: « А может Зоя и права?» и погрузились в сон.
 
«Поляна сказок» поразила отдыхающих своим волшебством. И деревья, и кусты, и даже камни на поляне, искусно дополненные деревянными скульптурами, органически сливались с окружающей природой.

Тридцать три богатыря, Дядька Черномор, Буратино, черепаха Тортилла, Русалка на ветвях, Избушка на курьих ножках и другие сказочные персонажи.
Ничего подобного они раньше нигде не видели.

 Света бегала вокруг, а когда видела что-то новое, например Учёного Кота и Кащея, который над златом чахнет, долго рассматривала и радовалась.

Андрей  спросил у дворника, который подметал дорожки музея:

 - Чья это идея – создать такой сказочный парк – заповедник?
 - Как вам сказать? Организовал всё один такой замечательный человек, профессиональный резчик по дереву. Но у нас, в Советском Союзе, как вы понимаете, инициатива без директивы сверху, наказуема. Получилось так, что о «Поляне сказок» узнали иностранцы и передали по «БИ-БИ-СИ». Хвалебные были отзывы.Как потом оказалось, высокопоставленные мужи Ялты и не знали, что у них под носом делается. Подвели политическую подоплёку, обвинили человека в связях с заграницей, вобщем, как говорится, морально растоптали. Вот такие у нас дела. Много тут чего из экспонатов растащили, это ведь произведения искусства. Потом заново восстановили уже другие мастера. Но вот Избушка на курьих ножках – это точно, Павел Павлович Безруков сделал, до сих пор стоит незыблемо, поражает воображение и всех восхищает.
 - Странно, а экскурсовод ничего об этом не рассказала.
 - Ничего странного. Указание сверху. Запретная тема.

Уставшие, но довольные, отдыхающие еле добрались до дома. Лёгкий ужин  и все уже были в постелях. Сквозь дрёму за стенкой послышалось:
 
- В Узбекистан хочешь поехать? Узбекский учишь?  - Хорошо, что хоть с  Катей нет проблем. Сидит после практики  дома, читает "Лезвие бритвы" Ивана Ефремова, "Берег" Юрия Бондарева, читает Пушкина,  сама пишет стихи….

 И  так теперь  каждую ночь. Зато  Зоя окончательно и бесповоротно  доказала всем, кроме Маши, что ей в Узбекистан ехать нельзя.

Надя устроила банный день и, когда уже вытирала дочку банным полотенцем, в ванную заглянула Зоя Аркадьевна:
 
 - С лёгким паром! Все помылись?
 - Да уже все, спасибо, сейчас дочку одену. Вот, всё. Света, беги в комнату к папе.
 - Смотрю я на вас и думаю, какая хорошая семейка, счастливая и дружная.
 - Зоя Аркадьевна, сказала, помолчав, Надя, - Снаружи может и так, а внутри…
 - Что такое? Разве  не так?
 - А внутри… - повторила Надя, - не все так гладко, как кажется. Вы знаете, ведь  мы с Андреем  на грани развода!
 - Да что вы говорите!
 - Разбитая уже наша жизнь. Так сложились обстоятельства и этому способствовали не мы сами, а посторонние люди. Хотя причина в нас самих.
 - Но я вижу, Андрей к тебе хорошо относится и дочь любит.
 - Тяжело нам сейчас, только вида не подаём. Решили сделать попытку и сохранить семью, начать всё сначала, хотя я не уверена, что получится. Говорю Андрею: "Всё. Что разбилось, того не склеишь"
 - А он?
 - Говорит: "Нет склеишь!"  - А мне кажется, что он сам не верит в то, что говорит. А если даже и склеишь, то при случае "сосуд" опять может дать трещину и в том же самом месте.
 - Просто диву даюсь! Представляю, как надо беречь этот склеенный сосуд, чтобы он не разбился снова!
 - Внутри у нас идёт какая- то душевная борьба с обстоятельствами, оттого и разлад.  Света, дочка – наш соединитель. Она единственная, кто нас держит вместе, а что дальше с нами будет, не знаю.
 - Ну, если не развелись, то и надо стараться, что бы всё было хорошо. Ведь очень много в семье зависит от женщины, Надя.
 - Я стараюсь сохранить семью, но у  меня, не знаю как у Андрея, просто бушуют пережитые эмоции. Зоя Аркадьевна, знаете, ведь вчера наша дочка чуть под машину не попала.
 - Как так?
 - Она шустрая, Андрей задумался и пошёл через дорогу без нас, а я только хотела взять её за руку, перевести, а она ринулась к нему: "Па-па", а из-за поворота машина! Каким чудом она смогла перебежать, я не знаю!
 Я потом подбежала, её схватила, обняла, и мы опять с Андреем поругались. А вот сейчас я её купала и думала, что если бы случилась беда, то это был бы конец всему. Всё сейчас на ней, на дочке, держится. И вот ещё что думала, что мы с Андреем по разные стороны дороги так и стоим  разъединённые, а соединились искусственно.

 - Слава Богу, что всё обошлось!  А вообще, Наденька, каждый в этой жизни, живёт, как может. А эмоции? Да, иногда вредят нам, когда перехлёстывают через край. Хочется спокойно, трезво всё взвесить, подумать, прежде чем что-то сказать – не получается. Со стороны другим совет дать проще - лучше выходит. Дорогая моя, как я хочу, чтобы у вас всё в дальнейшей жизни сложилось хорошо. Дай-то Бог.
 - Спасибо, Зоя Аркадьевна, вы очень добрая и мудрая женщина. Я от души желаю  вам здоровья на долгие годы.
 
 
На пляже все переоделись в купальники, Света взяла резиновый круг и побежала к прибою, родители пошли за ней.
 - Андрей, давай завтра прогуляемся в Алупку, посмотрим Алупкинский дворец?– предложила Надя после купания.
 - Хорошо, давай прогуляемся, ответил Андрей, устраиваясь загорать на лежаке. - Всё правильно, отдых должен быть активным.

Надя надела шляпу от солнца и с лежака, прищурившись, наблюдала за дочкой, которая вдали продолжала резвиться в воде.

 - Ты знаешь, сказала она Андрею, немного помолчав, о чём я подумала, что дом, в котором мы сейчас живём, он, как Избушка на курьих ножках, которую мы видели на «Поляне сказок». Обрыт ямой почти со всех сторон и держится на каких то столбиках, а они, как куриные ножки.
 - А мне наш дом напоминает «Ласточкино гнездо», только под «Ласточкиным гнездом» море, а у нас глубокая яма.
 
 - Так и есть. Андрей, мне кажется, что не случайно мы попали именно в этот дом, который рушится. А потому, что и наша жизнь также рушится  на глазах. Где эта соломинка, за которую надо ухватиться? Сейчас – это наша дочка, а потом? Нет в нашем реальном мире такого стержня, за который можно было бы крепко держаться.   
- Избушка на курьих ножках, на «Поляне сказок», всё выдержала и выстояла, задумчиво сказал Андрей.
 - А мы с тобой можем не выстоять.
 - Я думаю, что всё будет хорошо.
 Наде опять показалось, что Андрей  сам не верит в то, что говорит.

- Какие же сказки мудрые! Если разобраться, то и  наша планета Земля тоже, как Избушка на курьих ножках, представь, поворачивается вокруг своей оси в пустом пространстве - задумчиво проговорила Надя. - Древние люди наверняка знали, что Земля вертится вот и придумали Избушку на курьих ножках, чтобы это выразить. И ещё они понимали, что что-то приводит Избушку в движение, наверное думали, что самые высокие  горы, например Памир, есть суть - куриные ножки,под их тяжестью Земля и поворачивается вокруг своей оси.
 - Ну, развела философию.
 - Не философию развожу, а правду говорю. Получается, что сказки – это стойкая реальность, а наша жизнь – это зыбкая неустойчивая трясина. Нет ни в чём никаких жизненных гарантий, -  заключила Надя, наблюдая за дочерью, которая весело плескалась в воде, потом крикнула:
 - Света, выходи, давай загорать!
 - Мам, ну ещё немножечко покупаюсь!
 - Выходи из воды, губы уже синие! – Надя поднялась,взяла полотенце и побежала к воде вытаскивать дочь.