Петербург-Москва-Одесса

Александр Пассет
ПЕТЕРБУРГ-МОСКВА-ОДЕССА

МАТИЛЬДА И РЕВОЛЮЦИЯ
Странным образом сложилась судьба знаменитой русской балерины польского происхождения Матильды Кшесинской. Замечательная танцовщица, возлюбленная последнего русского царя Николая Второго, любовница, а впоследствии и жена великого князя Андрея Владимировича, ныне она известна большинству россиян всего лишь как бывшая владелица так называемого "особняка Кшесинской" в Петербурге-Петрограде. Совершенно случайно в марте 1917 года балкончик на фасаде ее особняка стал трибуной для однократного выступления вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. Большевики не оставили без внимания этот исторический факт, в советское время особняк на углу улицы Куйбышева и проспекта М. Горького был превращен в важнейший туристический объект - музей Революции. Во времена царского деспотизма за стенами маленького дворца происходили гораздо более интересные события…

Великая балерина или великая куртизанка?
Матильда Кшесинская (1872-1971) официально признана во всем мире звездой русского балета. Она дожила почти до ста лет, несмотря на бурную молодость и мучительные переживания, связанные с гибелью любимых людей и вынужденной эмиграцией. Кем же была на самом деле эта женщина-легенда? Чтобы понять это, надо мысленно перенестись в давно ушедшую эпоху. Это сейчас любой желающий полюбоваться на женские прелести может посетить стрип-клуб, оставив в трусиках приглянувшейся ему танцовщицы некоторую сумму денег. Сто лет назад единственным "приличным" местом для наслаждения красотой женского тела был балетный театр. Надо ли говорить, что после каждого спектакля артистические уборные балерин превращались в небольшой элитный бордель, который посещали даже царственные особы. Огромным успехом у аристократической публики пользовалась юная звезда Императорских театров Матильда Кшесинская. Среди поклонников ее таланта были: император Александр Третий, его сын, великий князь, а затем и последний российский император Николай Второй, великие князья Владимир Александрович, Сергей Михайлович, Андрей Владимирович, князь Никита Трубецкой, князь Джамбакуриани-Орбелиани, офицер лейб-гвардии конного полка Борис Гартман и многие другие. Какие уж тут бумажки в трусиках! Матильде дарили баснословно дорогие вещицы от Карла Фаберже, загородные дачи, особняки в центре Петербурга и все, что можно было бросить к очаровательным ножкам великой балерины, другое слово язык просто отказывается выговаривать. Толпы именитых дворян как простые смертные осаждали Мариинский театр, когда в нем выступала сама Матильда Кшесинская. Еще бы: по слухам, у нее любовный роман с самим государем-императором! Но до этого апофеоза ей нужно было родиться в нужное время и в нужном месте, вырасти, выучиться и стать известной во всех европейских столицах балериной.
Царственный любовник
Дед Кшесинской был знаменитым скрипачом, певцом и драматическим актером, отец - прекрасным танцовщиком, мать - актрисой. Никого не удивило, что Матильда решила стать танцовщицей и поступила в императорское театральное училище. На выпускном экзамене в училище в 1890 году почетными гостями была вся царская семья, включая будущего императора российской империи Николая Второго. Лучшего «промоушена» для начинающей балерины и пожелать было невозможно!
     Вскоре Кшесинская была зачислена в балетную труппу Императорских театров. Первые спектакли, первые роли… Однажды Кшесинская с сестрой прогуливалась по городу. Недалеко от Дворцовой площади мимо них проехал в коляске наследник Николай. Матильда записала в дневнике: «Он узнал меня, обернулся и долго смотрел мне вслед. Какая это была неожиданная и счастливая встреча!». А вот запись из дневника великого князя Николая Романова: «Кшесинская мне                положительно очень нравится».
     Осенью 1891 года наследник царского престола Николай стал настойчиво ухаживать за Матильдой, делать ей дорогие подарки. Первым из них был золотой браслет с крупным сапфиром и 2-мя бриллиантами. Следующим стал роскошный особняк на Английском проспекте, дом № 18, построенный по заказу великого князя Константина Николаевича для балерины Кузнецовой. Кшесинская была поражена робостью будущего российского императора, она вспоминала: «…Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви...»
Их нравы

     Надо заметить, что роман Николая и Матильды был заранее срежиссирован в царском дворце, причем и наследник, и Кшесинская с удовольствием исполнили приготовленные им роли. Дело было в том, что, повзрослев, Николай стал вялым и апатичным. Императрица Мария Федоровна забеспокоилась: что с ним? Угнетенное состояние его духа даже обсуждали на семейном совете. Наконец, родители решили, что их сыну нужно «перебесился до свадьбы». В то время любовные романы царственных особ с танцовщицами были обычным делом. Скажем, великий князь Николай Николаевич старший очень увлекался балериной Числовой, вел с нею затяжные беседы, в результате чего у Числовой появились два сына и две дочери. А великий князь Константин Николаевич подарил балерине Кузнецовой двухэтажный дом и гостил в нем неделями. Князь Долгоруков откровенно покровительствовал юному танцовщику Мише Александрову, сыну балерины, как две капли похожему на самого князя. На все расспросы Долгоруков неизменно отвечал: “Загадка природы, господа!” По общему мнению, юная Матильда Кшесинская оказалась лучшей кандидатурой на роль живой секс-игрушки для наследника престола. Свести их вместе не составило никакого труда, однако у этой любви не было перспектив. Наследник понимал, что для трона нужен династический брак с особой королевских кровей. К тому же он влюбился в принцессу Алису Гессен-Дармштадскую, и в апреле 1894 года была объявлена их помолвка. С того момента пути Матильды и Николая  разошлись, но он не забыл о своей бывшей пассии, часто посещал спектакли с ее участием.
Господа офицеры, голубые князья...

    Вот что писала Ксешинская в 1892 году, то есть за два года до официального разрыва со своим Ники: «Великий Князь Владимир Александрович любил присутствовать на репетициях. Он заходил в мою уборную посидеть, поболтать. Я ему нравилась, и он шутя говорил, что жалеет о том, что недостаточно молод». Флирт с Владимиром Александровичем носил невинный характер, но дальше - больше. Еще одно письменное признание Кшесинской: «В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой. Великий Князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, как Наследник его впервые привез ко мне, остался при мне и поддержал меня... Много лет спустя я узнала, что Ники просил Сергея оберегать меня, когда мне будут нужны его помощь и поддержка..." А «помощь и поддержка» были нужны постоянно. Приглянулась великолепная дача в Стрельне, тут же великий князь Сергей Михайлович купил ее на имя балерины. Хлопотливая Кшесинская, любящая уют, немедля привела дачу в порядок, отменно обставила и даже постороила собственную электростанцию для ее освещения, что было большой редкостью в те времена. Конечно, расплачиваться за дорогие подарки приходилось натурой, но досадно было другое: будучи официальной любовницей великого князя, она стеснялась открыто флиртовать с другими мужчинами. Во всяком случае - первое время.
Однажды вечером после спектакля Кшесинская давала у себя торжественный обед. Присутствовали сплошь великие князья. Здесь она впервые познакомилась с Андреем Владимировичем, кузеном императора. Из дневника Кшесинской: «Великий Князь Андрей Владимирович произвел на меня сразу в этот первый вечер, что я с ним познакомилась, громадное впечатление: он был удивительно красив и очень застенчив, что его вовсе не портило, напротив..."
     Очередной великий князь был на 6 лет моложе Кшесинской. С ним она отправилась в Европу. Он был мил, трогателен и, главное, предан. Может быть, поэтому Матильда Кшесинская решилась на отчаянный шаг: 18 июня 1902 года родила внебрачного сына. Мальчика назвали Владимиром в честь отца князя Андрея.
Блеск и нищета куртизан

     В 1914 году Кшесинская уволилась со службы в Мариинском театре и стала гастролировать по Европе. Когда отмечали ее 20-летний сценический юбилей ( 13 февраля 1911 года), то вечер превратился в праздник всего русского хореографического искусства. Кшесинскую называли «Российского балета первой балериной» и даже «Генералиссимусом русского балета».
     Весной 1906 года, вернувшись из-за границы, Матильда купила участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы и заказала проект дворца архитектору Александру фон Гогену. Мебель поставил известный фабрикант Мальцер. Люстры, бра, канделябры и все такое прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Дом с прилегающим садом - маленький шедевр фантазии Матильды Кшесинской. Кроме особняка в Петербурге, Кшесинская приобрела собственную виллу «Алам» на юге Франции. Жила попеременно то во Франции, то в России, выступала то в Петербурге, то в Лондоне, то в Париже. После событий в октябре 17-го Кшесинская вынуждена была бежать. Оделась она скромно - в черное пальто,  на голове - платок. В саквояж положила какую-то часть драгоценностей. Прихватила любимого фоксика Джиби и бросилась в омут страшной улицы. Потом какое-то время жила у знакомых. В июле 1917 года Матильда Кшесинская с сыном Володей покинула Петербург, началось скитание по югу России. Когда кончались деньги, Матильда подрабатывала проституцией, благо выглядела она соблазнительно, и опыт в альковных делах имела немалый. В конце февраля 1920 года на итальянском пароходе «Семирамида» Матильда Кшесинская покинула русскую землю и больше никогда на нее не ступала. Началась эмиграция.
В эмиграции

     Первые годы эмиграции Кшесинская провела с великим князем Андреем Владимировичем на французской вилле «Аллам». В их доме часто бывали Сергей Дягилев, Тамара Карсавина, великий князь Дмитрий Павлович и многие другие. 30 января 1921 года в Русской церкви в Каннах состоялось венчание Матильды Кшесинской и князя Андрея. Матильда была счастлива: наконец-то она стала дворянкой, ей был дарован титул и фамилия княгини Красильниковой!
   Экс-балерина продолжала вести светскую жизнь, встречалась с Айседорой Дункан, Анной Павловой, Федором Шаляпиным, часто выезжала в Монте-Карло, где любила играть в рулетку, неизменно ставя на цифру «17», за что и получила прозвище «Мадам Семнадцать». Однако для подобных развлечений постоянно требовались деньги. Пришлось продать виллу и перебраться в Париж. Кшесинская организовала свою танцевальную студию, и 6 апреля 1929 года начались занятия. Она оказалась талантливым педагогом и открыла дорогу в балет многим знаменитостям. Так кем же была Матильда Кшесинская на самом деле? Амбициозной и расчетливой куртизанкой, едва не ставшей российской императрицей? Пылкой любовницей? Великой балериной? Гений и порок, талант и страсть всегда где-то рядом, они неразделимы, как полюса магнита, и нет смысла пытаться сделать это сейчас.

ГОСПИТАЛЬ НА ВСЕ ВРЕМЕНА
     В Санкт-Петербурге есть медицинское учреждение, которое непрерывно функционирует с 1835 года до наших дней. Сейчас оно называется «442 окружной военный клинический госпиталь Ленинградского военного округа Министерства обороны РФ». В народе его называют «Госпиталь на Суворовском» или «Николаевский госпиталь». Данное учреждение входит в состав всемирно известной Военно-медицинской академии.
    Официальный адрес госпиталя – Суворовский проспект, 63, однако он представляет собой целый комплекс зданий, занимающих значительную площадь между Суворовским проспектом, Тульской и Старорусской улицами. Если фасад госпиталя хорошо знаком многим петербуржцам, то внутренние дворы доступны для обозрения лишь сотрудникам медицинского учреждения и его пациентам. Как обычно, не хватает денег на реставрацию исторических зданий, но даже сейчас очевидно, что госпиталь строили на века и строили красиво.
     Итак, Николаевский военный госпиталь на Слоновой улице (так тогда назывался Суворовский проспект) был учрежден в 1835 году по высочайшему повелению императора Николая Первого. Он изначально создавался не только как лечебное, но и научное учреждение. Идея оказалась плодотворной: госпиталь стал самым передовым по тем временам лечебным учреждением, а также кузницей кадров для отечественной медицинской науки. 
      Всему научному миру известно имя Сергея Петровича Боткина – врача-терапевта, основоположника физиологического направления в медицине, видного общественного деятеля. Ещё более тесно с Императорской Военно-медицинской академией  и Николаевским госпиталем был связан его сын – Евгений Сергеевич Боткин.  Даты его жизни и смерти: 27 мая (8 июня) 1865 года (Царское Село) – 17 июня 1918 года (Екатеринбург). Лейб-медик семьи Николая Второго Е. С. Боткин добровольно разделил  участь своих царственных пациентов и в 2008 году был причислен к лику святых.
     В клинике госпитальной терапии, которая находится на территории данного учреждения, есть две памятные гранитные доски: Евгению Сергеевичу Боткину и Василию Николаевичу Сиротинину. Верный присяге российский офицер, выдающийся терапевт, почетный лейб медик, В. Н. Сиротинин с 1903 по 1917 год руководил кафедрой и клиникой госпитальной терапии Военно-медицинской академии, а после Октябрьского переворота присоединился к Белому движению, стал председателем медицинского совета добровольческой армии генерала Деникина.
     Со времени основания Николаевского военного госпиталя Россия постоянно находилась в состоянии малой или большой войны с внешними и внутренними противниками. Октябрьский переворот лишь усугубил военно-политические противоречия в тогдашнем мире, если можно назвать миром непрерывную войну всех со всеми. В сложившейся ситуации военные госпитали стали востребованы, как никогда, Петербургский Николаевский военный госпиталь в 1919 году переименовали в Петроградский центральный военный госпиталь, по возможности сохранив обслуживающий персонал и ценное медицинское оборудование.
     В дальнейшем госпиталь лишь менял свои названия, но всегда оставался престижным и востребованным медицинским учреждением. Здесь находили друг друга не только лучшие в Петербурге-Петрограде-Ленинграде врачи, но и хорошо известные всему городу и всей стране пациенты. Пожалуй, самый печальный случай такого рода связан с историей болезни выдающегося русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. В середине февраля 1881 года Модест Петрович серьёзно заболел. Помрачение сознания, тревога, зрительные галлюцинации – налицо были все признаки белой горячки. С таким диагнозом попасть в Николаевский военный госпиталь было очень сложно, но за композитора хлопотали многие его известные друзья, к тому же Мусоргский вышел отставку имея, хоть невысокий, но военный чин. Врачи госпиталя делали все возможное, чтобы спасти известного на всю страну пациента, но болезнь зашла слишком далеко: 16 марта того же года Мусоргский скончался.
     Тем не менее, в Николаевском госпитале успешно проходили лечение сотни людей, приближённых к царскому двору, элита российского офицерства, а также многие тысячи безвестных солдат, проливших свою кровь за свободу и независимость Отечества. 12 июля 2001 года напротив исторического здания в центре медицинского комплекса на Суворовском проспекте установлен скромный бюст императору Николаю Первому – основателю госпиталя, получившего впоследствии его имя.   

СМЕРТЕЛЬНОЕ КЛАДБИЩЕ
 
       Сейчас Мало-Охтинское кладбище Петербурга выглядит бедным и заброшенным, но оно весьма богато легендами, страшными историями и не менее страшными реальными событиями. Это маленькое кладбище можно считать самым старым в городе, поскольку оно расположено на древнем культурном слое, в котором покоятся кости финнов и шведов, вепсов и славян, населявших эти места задолго до основания Санкт-Петербурга. Достаточно напомнить, что всего в нескольких сотнях метров от территории кладбища когда-то находилась шведская крепость Ниеншанц, разрушенная до основания по приказу Петра 1. 

Мифы и реальность

        Мало-Охтинское кладбище (его название пишется именно так, а не иначе) буквально зажато между заводской территорией, жилыми домами, расположенными вдоль Новочеркасского проспекта, и берегом реки Большая Охта. В это трудно поверить, но один из жилых домов дореволюционной постройки окружен кладбищем с трех сторон, причем некоторые могилы расположены буквально в полуметре от одной из его стен! 
        В дореволюционные времена дом служил общежитием для монахов, и соседство с кладбищем его жильцов ничуть не смущало. Сейчас в нем живут обычные люди, польстившиеся на дешевое жилье, многие комнаты и вовсе пустуют. Дом условно разделен на две половины: жилую, обращенную к другим домам, и нежилую, которая смотрит подслеповатыми окнами на старое кладбище. Впрочем, в квартирах и комнатах на «нехорошей» стороне дома десятилетиями находили пристанище колдуны, знахари, сатанисты, а также мистики-любители, желающие приобщиться к тайнам потустороннего мира. Трудно даже понять, как симбиоз жилого дома и кладбища пережил все политические катаклизмы последних ста лет. Мистика? Возможно.

Именитые покойники
       
         С самого своего основания Мало-Охтинское кладбище считалось в народе «нехорошим» местом, поскольку хоронили на нем раскольников (старообрядцев), а также людей, подозреваемых в связях с нечистой силой. Главной достопримечательностью кладбища являются захоронения членов семьи купца Скрябина. До сих пор бытует легенда, что Иван Матвеевич Скрябин всерьез занимался черной магией, и теперь каждого, кто нарушит покой его самого и членов его семьи, ждет лютая смерть. Можно было бы подумать, что расчетливый купец сам пустил слух о заклятии могил, но факт остается фактом: кладбище пережило суровые времена, а могилы Скрябиных так и не были разорены, если не считать наружные повреждения надгробий.
          Внешне захоронения Скрябиных выглядят величественно и благопристойно: массивные гранитные обелиски, православные кресты, скромные эпитафии, вырезанные на камне… Некоторые надписи уже трудно разобрать, а самый большой обелиск вообще выглядит безымянным. Скорее всего, это и есть захоронение купца Ивана Скрябина, а памятная табличка и другие бронзовые детали стали добычей мародеров. На одном из обелисков сохранилась надпись: «Под сим камнем лежит ребенок Прасковьи Петровны, жены купца Ивана Матвеевича Скрябина… 1818 год». Только по этой надписи и можно определить, кто есть кто в семейном пантеоне. Почему же до сих пор жива старая легенда о гневе мертвецов? Потому, что периодически она находит реальные страшные подтверждения.

                Тайная жизнь кладбища

          Трудно удивить кого-нибудь из местных обитателей рассказами о том, что по ночам на кладбище видят призраков, облачка светящегося тумана в глубине главной аллеи, скрипят половицы в заброшенных комнатах дома, но случаются и более реальные события. Следует сказать, что у колдунов и мистиков любые предметы, добытые из могил Мало-Охтинского кладбища, считаются большой ценностью, так как они, якобы, обладают особой магической силой. Желая неплохо заработать, гробокопатели периодически вскрывали могилы и… исчезали бесследно вместе со своими находками!
         Еще лет десять назад на территорию Мало-Охтинского кладбища можно было попасть не только со стороны Новочеркасского проспекта, но и по неширокому, наполовину деревянному мосту через реку Большая Охта. Позднее обветшавший мост был демонтирован, восстанавливать его не стали. У жителей окружающих домов этот мост также пользовался дурной славой, мало кто решался выйти на него темной ночью, исключая потенциальных самоубийц. 
          Берег реки Большая Охта находится всего в нескольких метрах от края кладбища, некоторые могилы даже подмыты водой. Не удивительно, что здесь исчезают люди: в столь укромном месте убийце нетрудно избавиться от тела своей жертвы, отправив его в загрязненную до непрозрачности воду. Труп, в лучшем случае, обнаружат в Неве, а то и в Финском заливе. Но иногда изуродованные тела гробокопателей находили рядом с вырытыми ими же могилами, а следы от предполагаемых орудий убийства не поддавались привычной идентификации.
          Самый страшный случай произошел в 1992 году: трое осквернителей могил вооружились металлоискателем, и с его помощью выбрали себе подходящее место для раскопок. Мародеры уже почти скрылись в старой могиле, когда на них с оглушающим ревом обрушилось нечто бесформенное, выбросило всех троих на поверхность, а дальше начался сплошной кошмар: жестокие удары сыпались со всех сторон, в темноте ничего невозможно было разобрать… Когда один из гробокопателей с трудом пришел в сознание, двое других были уже мертвы, причем у одного из трупов была почти полностью оторвана голова. Кто таким изуверским способом защитил старую могилу от мародеров, осталось неизвестным. Можно верить или не верить в существование потусторонних сил, но многие осквернители могил, так или иначе, поплатились за свое порочное любопытство и жажду наживы.
          В вальпургиеву ночь на Мало-Охтинском кладбище устраивают свои сборища местные, а так же приезжие сатанисты (по крайней мере, так было еще несколько лет назад). Поклонники нечистой силы своими криками нарушают ночной покой граждан, но собираться ночью на кладбище – не преступление. Духи-хранители кладбища относятся к непрошеным гостям лояльно; по-видимому, борьба с сатанистами в их компетенцию не входит. Что ж, ничего удивительного, если речь идет о мятежном духе купца Ивана Матвеевича Скрябина - успешного предпринимателя, добропорядочного семьянина и в то же время - приверженца черной магии.
 

                ПАСХАЛЬНЫЕ СУВЕНИРЫ ФАБЕРЖЕ

      Древний обычай дарить на Пасху крашеные куриные яйца до сих пор сохранился в тех странах мира, где чтят христианские традиции. Как ни странно, этот обычай стал особенно популярен в России благодаря стараниям обрусевшего иностранца, знаменитого петербургского ювелира Карла Фаберже.
      Еще задолго до крещения Руси наши далекие предки с удивлением наблюдали, как из белого или пестрого округлого предмета, внешне похожего на камень, появляется на свет живое существо - птица. С тех давних пор обычное куриное яйцо является символом возрождения и вечности жизни. В России к пасхальным яйцам всегда относились творчески: не только красили их отваром из луковой шелухи, но и покрывали художественной росписью на пасхальную тематику. Так как куриные яйца были хрупкими, недолговечными и съедобными для домашних грызунов, мастера яичной миниатюры стали расписывать яйца, выточенные из дерева. Расписные пасхальные яйца превратилась в самостоятельный вид искусства, одобряемый церковью и пользующийся особой популярностью у иностранных туристов.
     Вероятно, одно из таких яиц попало в руки знаменитого петербургского ювелира Карла Фаберже, и тогда ему пришла в голову гениальная идея приобщить к народной традиции высшую петербургскую аристократию и неплохо на этом заработать. Он и его фирма произвели на свет множество подлинных шедевров, которые служили ежегодными пасхальными подношениями императрицам от имени царствующего монарха. Разумеется, эти безделушки были изготовлены самим Карлом Фаберже и лучшими ювелирами его фирмы из золота, платины и драгоценных камней. Каждое яйцо при нажатии тайной кнопки раскрывалось, демонстрируя неожиданный сюрприз, не менее ценный, чем внешняя оболочка яйца.
     Первым сувениром из этой серии считается яйцо, выполненное по заказу Александра Третьего в 1885 году. Это было полое золотое яйцо, покрытое белой эмалью. Внутри яйца находился сюрприз – золотая курочка, которая символизировала собой возрождение к новой жизни. О судьбе этого сувенира сейчас ничего не известно, но в государственных и частных коллекциях сохранились другие шедевры Фаберже из этой серии. Так, яйцо «Ландыш» имеет высоту 20см в открытом виде. Этот пасхальный сувенир изготовлен из золота, эмали, рубинов, бриллиантов, жемчуга, хрусталя, слоновой кости. Раскрыв золотую яичную скорлупу нажатием тайной кнопки, счастливая обладательница подарка могла созерцать букетик ландышей с цветками из натурального морского жемчуга – простенько и со вкусом!
     Яйцо «Коронационное» работы Карла Фаберже скрывает в себе миниатюрную коронационную карету из золота, выполненную с оригинала в соответствующем масштабе из сотен отдельно изготовленных деталей. Лучший ювелир фирмы Карла Фаберже мастер Георг Штейн делал только одну эту карету в течение 15-и месяцев!
      Уникальное по замыслу яйцо «Красный крест» раскладывается на три части, образуя иконописный триптих. Оно стало великолепным продолжением традиции русских расписных пасхальных яиц.
      Последнее яйцо Фаберже было изготовлено в приснопамятном 1917 году и по злой иронии судьбы называлось «Сумерки». Где и у кого сейчас находится этот сувенир – неизвестно. Скорее всего, он сгинул в революционной пучине, как и многие другие шедевры искусства, принадлежавшие царскому двору.
      Справедливости ради следует сказать, что Карл Фаберже радовал своими творениями не только царскую семью, но и тысячи других своих сограждан. Люди среднего достатка, которые не могли заказать себе украшения, сделанные лично Фаберже, дарили своим женам на Пасху миниатюрные яйца-кулоны, произведенные работниками его фирмы. Мода на пасхальные сувениры в виде кулонов распространилась из дореволюционной России по всей Европе. Такие вещицы в моде и по сей день, ассортимент миниатюрных яиц-кулонов достаточно широк, многие из них вполне доступны по цене. Подарок в виде пасхального яйца не только украшение, но и амулет-оберег, известный людям с древнейших времен. Если ваше материальное положение не позволяет в настоящее время приобрести пасхальное яйцо из золота и драгоценных камней, попробуйте изготовить подарок своими руками! Для этого вам понадобится сваренное вкрутую куриное яйцо, тонкая кисть, а также краски, не растворяющиеся в воде. Можно использовать темперные краски, а затем покрыть яйцо прозрачным лаком. Православный крест, надпись «Христос воскрес!», и любое доброе пожелание с указанием имен дарителя и получателя сделают обычное яйцо эксклюзивным пасхальным подарком.

ГАЛАНТНЫЙ НАЛЕТЧИК

Если женскую половину российской уголовной мифологии до сих пор возглавляет Сонька – Золотая Ручка, то пальма первенства в мужской ее части безоговорочно отдана Леньке Пантелееву. В послереволюционной истории криминальной столицы России нет более знаменитого персонажа и более загадочной фигуры. До сих пор исследователи теряются в догадках: что помогло этому заурядному во всех отношениях человеку оставить о себе столь долгую память? Как удалось ему стать героем тюремных легенд? Были ли у него покровители? Историки, копошащиеся в архивах по этому поводу, почему-то с завидным упрямством обходят одно обстоятельство, которое французы с давних пор формулируют словами: «Шерше ля фам».

Начало

Свою первую женщину Леня Пантелкин ( таковы его настоящие имя и фамилия) познал в неполные пятнадцать лет. Он тогда учился в своем родном Выборге на курсах профессиональных печатников. На одной из вечеринок его познакомили с довольно симпатичной девушкой. Правда, та была не только намного старше Лени, но и гораздо опытнее его на любовном поприще. Поэтому, если она для него оказалась первой любовью, то он для нее был всего лишь очередным ухажером. Как и следовало ожидать, никакого продолжения их романа не получилось. Девушка вскоре нашла себе более престижного кавалера, а курсант Пантелкин с горя и отчаяния записался в Красную армию. Вскоре молодой доброволец в составе сформированной дивизии был отправлен участвовать в боях под Нарвой, «бить» полки золотопогонника Юденича. Дрался молодой красноармеец лихо, не жалел ни патронов, ни врагов.
      Весной 1921 года закаленного в сражениях с классовым врагом паренька пригласили на работу в ВЧК. С предоставлением товарищу Пантелкину по ходу служебной деятельности «широких полномочий». И Леня всласть попользовался этими возможностями. Разгромив очередное «гнездо недобитых буржуев», Пантелкин не только набивал карманы своей кожаной тужурки хозяйскими драгоценностями, но и заставлял молодых женщин из числа прислуги вступать с ним в интимные отношения. Жаловаться на произвол чекиста никто не решался. Такая, с позволения сказать, служба Пантелкина в органах продлилась ровно полгода.
      Однажды, во время очередной чекисткой операции, он изнасиловал несовершеннолетнюю дочь хозяина одного из частных предприятий. Отец девушки пожаловался на беззаконие самому товарищу Дзержинскому, история получила широкую огласку, и Леню Пантелкина уволили из органов с жесткой формулировкой: «За непонимание новой экономической политики партии большевиков». Именно с этого момента, с начала 1922 года, разошлись пути-дорожки будущего легендарного бандита и Советской власти.

                Пригодился накопленный опыт

       Революционный лозунг большевиков «Грабь награбленное!» стал его жизненным кредо, из чекиста Леонида Пантелкина он превратился в отчаянно смелого грабителя Леньку Пантелеева.
      С середины 1922 года в России начинается первая русская перестройка – НЭП. Частная торговля, шикарные рестораны, вновь открытые гостиницы, биллиардные залы, казино… Ленька Пантелеев быстро сориентировался в создавшейся социальной обстановке. Он сколотил небольшую банду и принялся за привычное ему дело.
      Одной из достойных упоминания акций группы стал налет на квартиру известного петроградского скорняка Богачева. Этому событию предшествовала небольшая подготовка. Леонид предварительно «случайно» познакомился с одной из горничных меховщика, очаровал ее рассказами о своих подвигах в рядах Красной армии, сводил девушку в кафетерий «Норд». Дама была очарована наповал. Потом у них были еще свидания, но уже в снятой Пантелеевым небольшой комнате в общей квартире, где бывший командир пулеметного взвода продемонстрировал своей подруге недюжинные способности в постельных баталиях. После пары таких получасовых рандеву Ленька уже знал не только расположение комнат в доме Богачева, но и те многочисленные укромные места, где деньги лежат. Как гласил милицейский протокол, «4 марта 1922 года, в три часа дня, когда хозяев не было дома, в квартиру Богачева ворвались три налетчика с револьверами в руках». Взломав нужные шкафы и ящики, участники акции забрали найденные ими ценности, а затем спокойно вышли через черный ход. После реализации добычи Леонид, как честный человек, сделал своей даме презент в виде приличной сумы денег. Горничная была на седьмом небе от счастья, она уже грезила о свадьбе с юным разбойником, но у того были совсем другие планы. Леня решил, что совращать избалованных барских служанок слишком накладно. Своих будущих наводчиц он стал буквально подбирать на улице, делал их своими любовницами и за «работу» ничего уже не платил.
      Понятное дело, что через какое-то время о группе Пантелеева заговорил весь Петроград. Дело в том, что дневные операции «экспроприаторов» проходили с налетом некоторой театральности. Ворвавшись в помещение, Ленька обычно стрелял в воздух из пистолета и говорил: Спокойно, я Пантелеев! Этот номер стал его фирменным брэндом.
      На "гоп-стоп" бойцы Пантелеева брали только богатых нэпманов, не трогая горожан низкого достатка. Ходили слухи, будто некоторым симпатичным оборванцам и беспризорникам старший группы лично выделял небольшие денежные субсидии, чем снискал себе славу "петроградского Робин Гуда". Этим сказкам хочется верить, но получается с трудом.

                Как стать бандитом

      Однажды, совершенно случайно, на Загородном проспекте, сотрудник уголовного розыска по приметам опознал Леньку и попытался его задержать. Вспыхнула перестрелка, к погоне подключились подоспевшие к месту событий постовые милиционеры. И на этот раз Пантелеев ушел проходными дворами района знаменитых Пяти углов, но 12 июня 1922года он впервые уже стрелял не в потолок, а в своих преследователей. Одним из выстрелов был убит молодой милиционер. После того случая Леньку Пантелеева и его людей стали называть бандой, тайная симпатия простых людей к местному Робин Гуду сменилась страхом и ненавистью, за ним началась настоящая охота.
      Казалось, дни банды сочтены, но Пантелееву невероятно везло, все его дерзкие выходки проходили почти безнаказанно. До тех пор, пока в его жизни не появилась роковая женщина по имени Тамара. Собственно, это одна из тюремных легенд о Леньке Пантелееве, доказать или опровергнуть ее документально не представляется возможным. А дело было так: однажды, когда пантелеевцы обмывали в ресторане очередной удачный рейд, Леньке приглянулась одна красивая девушка. Вся в черном бархате, в бриллиантах – настоящая «леди-вамп». Она пришла с мужчиной, который, как выяснилось позже, был ее телохранителем. Ленька бесцеремонно пригласил девушку на танец, та, как ни странно, согласилась. Более того: она назвала Пантелеева по имени! Взаимная симпатия быстро переросла в нечто большее. Тамара отпустила своего телохранителя, Пантелеев тоже велел своим подельщикам расходиться по домам. Начиналось любовное приключение, которое стало предпоследним в жизни молодого налетчика Леньки Пантелеева.

                Роковая любовь

       Часом позже он снял дорогой гостиничный номер, заказал шампанское и ананасы, это была самая бурная ночь любви в его жизни. Ленька иногда шокировал своих любовниц своими садистскими наклонностями. Тамара тоже оказалась любительницей «садо-мазо», причем в роли госпожи. Быть в роли жертвы Пантелееву никогда раньше не приходилось, но полученное им удовольствие стоило того! Он даже позволил привязать себя полотенцами к кровати и завязать глаза. Тамара буквально изнасиловала его к всеобщему удовольствию, а потом попросила привязать себя к кровати и вместо полового члена воспользоваться стволом пистолета. Ленька сделал и то и другое, через два часа они заснули в полном изнеможении, а утром между ними произошел примерно такой диалог:   
-Ты спрашивал, кто мой отец? Он большой начальник в ГПУ. Гостиница, скорее всего, уже оцеплена. Без меня тебе отсюда живым не выйти.
-Сдать меня хочешь, сука?!
-Заткнись и слушай! Отец меня боготворит. Если я его очень попрошу, он возьмет тебя на работу. И не шестеркой, а своим помощником. Ему нужны верные люди, которые не боятся нажимать на курок. Он мне не откажет. Тем более что ты – мой будущий муж.
-Жениться? Никогда об этом не думал! – рассмеялся Пантелеев.
-А ты подумай. Без покровителя ОТТУДА тебя разорвут, как щенка. Или блатные, или чекисты, или нэпманы, тобою ограбленные. Ты у всех в черном списке, даже быдло городское тебя больше не уважает!
-Ладно, подумать надо, - ответил Пантелеев. В ту минуту он действительно хотел начать новую жизнь, но напоследок ему хотелось провернуть хотя бы еще одно громкое дело. Дела любовные он решил отложить на потом, и это решение было его роковой ошибкой, потому что Тамара никому не прощала измен.
 
                Последнее дело Пантелеева

      Узнав из уст продавщицы обувного магазина "Кожтреста", находившегося на углу Невского проспекта и улицы Желябова о том, что в магазине прошла успешная продажа партии модной зимней обуви, Ленька Пантелеев решил, что удача сама плывет к нему в руки. Он сводил ту продавщицу в ресторан на крыше гостиницы «Европейская», оттуда на новенькой пролетке доставил ее аж до самого дома. В ответ дама пригласила галантного кавалера в гости на чай. Леня попил чаю, потом перешел на коньяк и до утра развлекал даму, ставя ее в разные позы. Как уже говорилось, Пантелеев был известен своими садистскими наклонностями, некоторые любовницы Леньки приходили в ужас от его «любовных ласк». Продавщица же оказалась терпеливой и благодарной своему строгому господину. Она даже предложила в следующий раз пригласить подругу и заняться любовью втроем. Под утро девушка разоткровенничалась и выболтала важные сведения по поводу организации охраны обувного магазина. Затем на извозчике галантный юноша довез даму сердца до места работы. 
      Со следующим свиданием Пантелеев не спешил, а вот с налетом на магазин решил не тянуть. Операцию готовили, как всегда тщательно. Но, по ходу ее, случилось непредвиденное – в магазине «Кожтреста» их ждала хорошо организованная засада. То ли Ленька чего-то не понял в постельных беседах с миленькой девушкой, то ли руководство питерского УГРО воспользовалось его же оружием, подложило к нему в постель контрагента.
      Бандиты оказали при задержании ожесточенное сопротивление, открыв настоящую пальбу из разнокалиберных пистолетов. Перестрелка вскоре переросла в рукопашную схватку. Пантелеева удалось скрутить только после того, как его оглушили.

Легендарный побег и бесславная гибель

     Оказавшись на скамье подсудимых, Ленька вел себя уверенно и непринужденно. Он даже умудрился закрутить "платонический" роман с невестой своего адвоката, которая регулярно посещала процесс. В общем, был в своем репертуаре. На вопросы прокурора Ленька отвечал дерзко и, в конце концов, заявил: "Граждане судьи, к чему весь этот балаган? Все равно я скоро сбегу".
Бандит не ведал цену своего обещания. Сбежать из тюрьмы во все времена было делом непростым. А тем более из Крестов. По крайней мере, никому(!) до Леньки Пантелеева этого не удавалось. Не удалось бы и ему. Если бы не странное стечение множества обстоятельств. Интересная цепочка начиналась с легко подкупленного старшего надзирателя, а заканчивалась неожиданной остановкой работы электроподстанции, подающей свет в тюрьму. Все почему-то прошло, как по маслу.
     Удачный побег надо было обязательно отметить. И не где-нибудь, а в известном своими аристократическими нравами «Дононе». Гулять, так гулять! Поначалу все шло благополучно. Но Пантелеев «перебрал водочки» и, вспомнив свои старые претензии к «кровопийцам трудового народа», сцепился с какой-то нэпманской компанией. Чтобы предотвратить драку, метрдотель вызвал милицию. Увидев в зале ресторана людей в форме, Пантелеев выхватил маузер. Ему и здесь повезло. Все Ленькины подельники были застрелены на месте. Он же, раненый в руку, сумел, выбравшись из схватки, добраться до квартиры 21, дома 38 по Можайской улице. Именно там проживала его последняя «повелительница сердца», продавщица обувного магазина. Разве мог он тогда подумать, куда привели его собственные ноги? Девица встретила его приветливо, нисколько не удивившись неожиданному визиту. Рана была перевязана, гость накормлен и обласкан. Ночь пролетела, как один миг. Под утро Ленька в изнеможении уронил голову на подушку, смертельно тянуло спать.
      Разбуженный грубым мужским окриком он все-таки успел выхватить маузер из-под подушки. Но выстрелить ему уже не дали. Оружие МУРовцы выбили, а затем стали пинать Пантелеева ногами . За своих убитых товарищей, за злость на неуловимого бандита, за его необыкновенный фарт. А когда Леньке удалось все же сделать несколько шагов к двери, сразу несколько пуль из разных стволов повалили бандита на пол. 
       Утром петроградские газеты обрадовали обывателя такой заметкой: "В ночь с 12 на 13 февраля ударной группой по борьбе с бандитизмом при губернском отделе ГПУ с участием Уголовного розыска после долгих поисков пойман известный бандит, прославившийся за последнее время своими зверскими убийствами и налетами, Леонид Пантелкин, по кличке "Ленька Пантелеев". При аресте матерый преступник оказал отчаянное вооруженное сопротивление, во время которого и был убит".
      Возможно, Пантелеева «сдала» эта же продавщица из обувного магазина, к которой он пришел зализывать раны. Можно также предположить, что таким жестоким образом ему отомстила за измену дочка высокопоставленного чиновника по имени Тамара. Любовь и смерть всегда где-то рядом.
             
СОНЬКА ЗОЛОТАЯ РУЧКА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Рождение звезды

      Будущая легенда криминального мира родилась в семье мелкого торговца и получила имя Шейндля-Сура Лейбовна Соломониак. С таким именем и в шоу-бизнесе и в преступном мире большой славы не заработаешь, поэтому с годами она стала Сонькой, а до титула «Золотая Ручка» ей пришлось работать и работать по части отъема денег у российского населения.
      Год и место рождения звезды точно не известны. По основной версии она родилась в 1846 году в местечке Повонзки под Варшавой. По другим сведениям будущая аферистка родилась в 1859 году под Одессой. Невольно возникает мысль, что речь идет о двух разных людях. Это предположение подтверждается и тем, что по официальным данным Сонька №1 умерла в 1898-м на Сахалине, а Соньку №2 видели в Одессе живой и невредимой в 1921 году. Она, якобы, ездила по улицам на карете и разбрасывала деньги на помин души своего последнего любовника. И это еще не все! В воровских легендах фигурирует Сонька №3, которая родилась в Москве, туда же вернулась с сахалинской каторги, дожила до 1920 года и похоронена на знаменитом Ваганьковском кладбище.
      В истории с растроением личности Соньки нет ничего удивительного, ведь в то время любая успешная воровка старалась намекнуть в своей среде, что именно она – настоящая Золотая Ручка. Софью Блювштейн подобные слухи сильно раздражали. Однажды ее подельщики нагрянули в стольный город Санкт-Петербург и сильно избили местную «Соньку». С тех пор количество самозванок заметно поубавилось.
      Семья Суры Лейбовны была сплошь воровской: скупка краденого, контрабанда, сбыт фальшивых денег были привычным семейным бизнесом. С именем Соньки связано огромное количество воровских мифов и легенд, ей посвящали и посвящают песни приверженцы так называемого «русского шансона», про нее пишут детективные романы и снимают кинофильмы. Один из них – «Желание» (1936 год) со знаменитой Марлен Дитрих в главной роли.
      Со временем народная молва превратила Соньку в российского Робин Гуда, легендарная воровка никогда не грабила бедных людей, а только богатых и похотливых дураков. Известен случай, когда Сонька вернула 5000 рублей обворованной ею же вдове. О том, что после смерти мужа на попечении вдовы остались две малолетние дочери, Сонька узнала уже после кражи. Добыча была немедленно возвращена, вместе с деньгами вдова получила извинительное письмо, подписанное самой Золотой Ручкой. Благородство воровки доходило до того, что она содержала на свои деньги сиротский приют, перечисляла деньги на храмы, помогала несправедливо осужденным. Считается, что это она создала первый в России воровской «общак», который сама же щедро финансировала.
 
Гениальная воровка или великая любовница?

       Если судить по фотографиям и свидетельствам ее современников, Сонька вовсе не была красавицей. Худощавая, рост 153 см, довольно крупный нос, карие глаза, бородавка на правой щеке… Тем не менее, Сонька пользовалась огромным успехом у мужчин, она была остроумной, разговорчивой, умела почти мгновенно найти «слабые точки» любого человека, свободно общалась на пяти языках, могла с легкостью изобразить аристократку, если это входило в сценарий кражи.
      Золотой Ручке приписывали не только уникальные воровские способности, но и любовные чары, которые она использовала в корыстных целях. В воровском мире считается, что это именно Сонька изобрела простой и эффективный способ гостиничных краж: красиво одетая, элегантная женщина заходит под утро в дорогой гостиничный номер и спокойно «обчищает» жильца. Если мужчина не спит или вдруг проснулся, дама вежливо извиняется и говорит, что ошиблась номером. В случае «прокола» Соньке удавалось не только благополучно унести ноги, но и вступить с обитателем номера в бурную интимную связь. Разумеется, результат был 1:0 в ее пользу: в конечном итоге пылкий любовник оставался без денег и ценных вещей. Главный воровской прием Соньки в том и состоял, что она влюбляла в себя любого мужчину, чтобы затем ограбить его и сбежать. Была ли это гениальная актерская игра или Сонька действительно влюблялась хоть на час в каждую свою жертву? Факты ее биографии свидетельствуют, что Сонька действительно была влюбчива до нимфомании, но, соблазнив мужчину, мгновенно теряла к нему интерес. В конце концов, судьба наказала Соньку за не целевое использование женских чар: бессердечная воровка по уши влюбилась в юного красавца по воровской кличке Володя Кочубчик (в миру – Вольф Бромберг). Он проигрывал в карты все «заработанные» ею деньги. Выходя на очередную кражу, Сонька стала нервничать, делать ошибку за ошибкой. Впервые она сама оказалась жертвой любовной страсти, впереди ее ожидали суд и сахалинская каторга.
                Этапы большого пути
       Личная жизнь Соньки была насыщена драматическими событиями. В 17 лет будущая королева преступного мира сбежала из ненавистного семейного дома в Варшаву, там вышла замуж за мелкого торговца Розенбанда и родила от него дочь Суру-Ривку. Сонька уже тогда воровала, но еще больше тратила. Вскоре ее первый муж был практически разорен.
      В 20 лет у Соньки случился первый серьезный «прокол»: ее задержали на вокзале с украденным чемоданом в руке, дело чуть не закончилось арестом и судом. Ее спас неизвестный мужчина, который представился возмущенным гражданам агентом полиции и увел «арестованную» с собой в неизвестном направлении. Некоторое время Сонька отдыхала от бурных приключений, но потом дух авантюризма все же победил. В 1868 году она самым бессовестным образом поменяла бедного мужа на богатого, им стал старый еврей Шелом Школьник. Разорив беднягу, как и первого мужа, Сонька бросила его ради карточного шулера, а затем вышла замуж за известного железнодорожного вора Михеля Блювштейна. Так, благодаря третьему мужу, Сонька приобрела фамилию Блювштейн, под которой и числилась во всех полицейских протоколах. От него же Сонька родила дочку Таббу, хотя истинным отцом ребенка мог оказаться кто угодно. Меняя любовников как перчатки, Сонька трогательно заботилась о дочерях, дала им хорошее образование и возможность безбедно жить в столице.
      Прозвище «Золотая Ручка» Софья Блювштейн получила за свою воровскую ловкость и пристрастие к драгоценностям. Все ее пальцы были унизаны золотыми перстнями, на «дело» она всегда выходила в дорогой элегантной одежде, гениально изображая даму из высшего света. По-видимому, Сонька страдала клептоманией: увидев на витрине ювелирного магазина россыпь драгоценностей, она уже не могла уйти, ничего не украв. Впрочем, делала она это ловко и изобретательно, слухи о ее воровских «подвигах» стали расползаться по России, а полиция долго не могла доказать ни одного криминального эпизода. Даже если дело доходило до суда, Сонька разыгрывала настоящий спектакль, изображая из себя невинную жертву полицейского произвола. В конечном итоге ее оправдывали за недостаточностью улик.
     Широко известен случай, происшедший в августе 1885 года. Управляющий магазина Т. порекомендовал коллекцию ювелирных украшений на 22 тысячи 300 рублей курляндской баронессе Софье Буксгевден. Когда драгоценности уже были упакованы, почтенная дама вспомнила, что забыла деньги дома. Вместе с коробкой она отправилась за наличностью, оставив в качестве залога свою очаровательную дочку вместе с няней. Когда через два часа «баронесса» не вернулась, заложников препроводили в участок. Там-то и выяснилось, что «няня» с ребенком, который был ее собственным, была нанята на короткое время по объявлению в газете. Такой куш Соньке больше никогда не доставался!
      Когда удачливая воровка впервые оказалась на скамье подсудимых и была осуждена, об этом написали все российские газеты. Она провела всего несколько дней в тюрьме, соблазнила одного из надзирателей и с его помощью благополучно сбежала. Эта история, так любимая кинематографистами, повторялась с Сонькой неоднократно. Надзирателя тогда поймали и осудили, а ловкая авантюристка осталась на свободе. Как же ей много лет удавалось скрываться от полиции? Золотая Ручка была мастером перевоплощения: она пользовалась гримом, париками, часто меняла одежды, документы и места жительства, к тому же у нее появилось много подражательниц, что сбивало со следа полицейских ищеек.
      С тех пор Сонька стала легендой, аристократкой преступного мира. Ей приписывали благородные поступки, которых она не совершала, ее якобы видели в местах, где она никогда не была. Обыватели мгновенно раскупали номера газет, где описывалась очередная проделка знаменитой воровки. Соньку стали узнавать на улице, тут же собиралась толпа зевак, скрыться от которой было труднее, чем от полиции. С годами легенда о Соньке Золотой Ручке стала жить собственной жизнью, независимо от жизни самой Софьи Блювштейн.

                Конец Золотой Ручки

     Много лет Соньке невероятно везло, она ловко обчищала банки и ювелирные магазины, а затем беспрепятственно уходила с богатой добычей. Как уже говорилось, ее погубила роковая страсть к молодому вору и картежнику Володе Кочубчику. Добывая для него деньги, легендарная воровка потеряла осторожность, угодила в руки полиции. Суд над Сонькой проходил в Москве в декабре 1880 года. Говорят, что Сонька ухитрилась обворовать собственного адвоката, но он все равно продолжал вести ее дело ради престижа: защищать в суде саму Золотую Ручку! Тем не менее, даже известный адвокат не смог добиться оправдательного приговора, а для свободолюбивой авантюристки это было равносильно смерти.
     Ее осудили и отправили на поселение в Сибирь, вскоре она сбежала, с новым сроком попала в смоленский острог, сбежала и оттуда, очаровав молодого надзирателя. После второго побега Соньку отправили на сахалинскую каторгу, затем перевели на поселение, откуда она совершила третий и последний в своей жизни побег. По официальной версии она уже не вернулась с Сахалина живой, но была ли это та самая Сонька Золотая Ручка? В 1890 году ее навестил в тюрьме Антон Павлович Чехов, путешествовавший по Сахалину. По его мнению, Соньку невозможно было узнать: перед ним стояла морщинистая старуха с погасшим взором, а ведь ей всего около сорока лет! Кто знает, возможно, Соньке удалось нанять женщину-двойника, которая и отправилась вместо нее на каторгу? В любом случае постаревшая, сломленная судьбой и отошедшая от дел воровка уже мало кого интересовала. Сонька Золотая Ручка осталась в народной памяти молодой и обаятельной авантюристкой, королевой криминального мира и великой любовницей. Какой теперь смысл рыться в пыльных архивах?! 

ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА

     В знаменитом фильме Григория Александрова «Веселые ребята» (1934) снялся весь джаз-оркестр Утесова. Сценка драки оркестрантов во время репетиции облетела весь мир и была признана шедевром комедийного жанра. Песню «Сердце, тебе не хочется покоя», неподражаемо исполненную в фильме Леонидом Утесовым, распевали во время международного кинофестиваля в Венеции даже местные гондольеры.
     В результате всероссийского и мирового признания фильма получилось вот что:

-режиссер Г. Александров получил из рук товарища Сталина орден Красной Звезды,
-актриса и по совместительству жена Г. Александрова  Любовь Орлова заработала звание заслуженной артистки РСФСР,
-джаз-оркестр Утесова и сам мэтр лично за роль Кости Потехина в том же фильме были премированы одним немецким фотоаппаратом «Лейка» на всех!

Соратники и соперники

     Такое явно несправедливое распределение наград официально объяснялось и объясняется личной неприязнью Сталина к популярному исполнителю блатных и дворовых песенок, первому советскому джазмену. На самом деле Сталин с интересом относился к творчеству Утесова. Однажды он лично встретился с «музыкальным хулиганом» и прослушал весь его песенный репертуар. Репрессий не последовало.
     Так почему же Утесов не получил заслуженной награды за роль Кости Потехина? Причиной тому стала нелюбовь к нему Григория Александрова, который увидел в нем соперника в борьбе за руку и сердце Любови Орловой. Несмотря на свою голубую окраску, о чем имеются убедительные свидетельства, Г. Александров отчаянно ревновал свою будущую жену к талантливому актеру, музыканту, донжуану и всеобщему любимцу Лене Утесову. В узких кругах было известно, что у Г. Александрова имели место очень близкие отношения с другим знаменитым режиссером - Сергеем Эйзенштейном, творцом всемирно известного фильма «Броненосец Потемкин». Когда в жизни режиссера Александрова появилась прима эстрадного театра Любовь Орлова, его ориентация сместилась в сторону гетеросексуальных отношений: он наконец-то полюбил женщину. Это чувство поддерживалось в нем ревностью и желанием единолично обладать советской Марлен Дитрих, которую он сделал сам, давая ей деньги на пластические операции. Романтика в отношениях двух кинозвезд отсутствовала полностью, у них был чисто деловой союз, который устраивал их обоих.
     Что касается Орловой, то она вообще никого не любила, кроме себя самой, хотя и притащила в Гагры на съемки «Веселых ребят» своего официального любовника – некоего австрийского дипломата, с которым познакомилась в Москве. Кто-то другой мог жестоко поплатиться за любовную связь с потенциальным немецким шпионом, но только не Орлова.

Террариум единомышленников

     Поначалу такое распределение ролей устраивало всех: Александров приехал на съемки с женой и маленьким сыном Дугласом, Орлова – с официальным любовником, Утесов – со своим джазом, а что происходило со всеми ими по ночам в строго охраняемой гостинице, надежно скрывала темная южная ночь. Страсти там кипели немалые, учитывая характер, темперамент и личные амбиции всех участвующих лиц.
     Рядовые участники джаз-оркестра Утесова почти все были холостяками. Понимая, что на съемках хороших денег заработать не удастся (на концертах они за то же время могли бы «срубить» раз в десять больше), они относились к этой командировке в Гагры, как к дополнительному отпуску. Джазмены откровенно пьянствовали, водили в гостиницу дешевых проституток, а по ночам устраивали шумные оргии с использованием всех музыкальных инструментов. Когда в их музыкальный бордель, кипя от злости, вторгался сам Александров (других они просто посылали на хрен), то мэтр неизменно слышал одну и ту же фразу: «А мы репетировали!» Александров понял, что сцена пьяной драки музыкантов может лучшим эпизодом его будущего фильма, тем более, что они действительно «репетировали», создавая эпизод собственными руками, ногами и музыкальными инструментами. Эта фраза вошла в фильм и стала крылатой. Разумеется, слава гениального режиссёра досталась Александрову, хотя постановщиками кадра невольно оказались сами музыканта джаз-оркестра.   
     Крутой мачо Утесов презирал людей нетрадиционной ориентации. За острым словцом он в карман никогда не лез, его шуточки в адрес Александрова тайно передавались из уст в уста, кое-что доходило и до ушей амбициозного режиссера. О Любови Орловой Утесов знал только то, что она – шикарная женщина, хорошая актриса, и своей главной ролью в фильме обязана режиссеру. Естественно, горячий одессит начал флиртовать со своей партнершей по фильму. Она, как и следовало ожидать, оставалась холодной и неприступной, что заводило одесского донжуана еще больше. Зато Александрова этот флирт раздражал неимоверно. Он с огромным удовольствием прогнал бы Утесова прочь, но понимал, что на Утесове и его джаз-оркестре держится весь фильм. Была у Александрова и другая веская причина не выносить сор из избы.

Искусство и политика
 
     В любовном треугольнике Александров-Утесов-Орлова  постоянно возникали конфликты вплоть до неформальной лексики и рукоприкладства, но принцип политкорректности соблюдался Александровым неукоснительно: все отношения выяснялись один на один за запертыми дверями, окружающие могли об этом только догадываться. Дело было в том, что в стране начинался период массовых репрессий, а кандидатуры на главные роли были утверждены на самом верху. Любой публичный скандал – и все трое запросто могли бы оказаться не только без наград, но и без работы в Москве, а там уже и до Беломорканала недалеко. Стиснув зубы, Утесов, Орлова и Александров блестяще сыграли свои роли актеров и режиссера, после чего Утесов и Александров расстались навсегда, а Орлова и Александров по настойчивой рекомендации Сталина вступили в законный брак. Кавалер ордена Красной Звезды по определению не мог быть педерастом. Этот звездный брак был главным условием Сталина для дальнейшего восхождения Александрова на советский режиссерский Олимп. Впоследствии вождь всех народов щедро вознаградил супругов за послушание. 

Женщины Утесова

    В жизни красавца и донжуана Лени Утесова было множество женщин, важнейшими из которых для него были:
-Первая жена, актриса Елена Ленская (Голдина). Со слов самого Утесова, это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Елена родила ему единственную и бесконечно любимую дочь Диту (Эдит) и умерла в 1962 году, не дожив всего лишь год до их золотой свадьбы.
-Вторая жена, акробатка и певица Антонина Ревельс. Антонина вышла замуж за стареющего Утесова исключительно по расчету. Жесткая и бесцеремонная шантажистка, она не обладала ни умом, ни талантом. После смерти мужа она очень быстро разбазарила все его имущество.
-Мария Владимировна Миронова – мать всенародно любимого актера Андрея Миронова. Их мимолетный роман произошел еще тогда, когда Утесов был женат на своей любимой «Леночке». Сам мэтр шутил по поводу знакомства с Мироновой: «Это был не роман, а брошюра». Елена знала о любовном увлечении мужа и требовала, чтобы Утесов ставил ее в известность, когда он идет к своей пассии. Она очень переживала за его здоровье и безопасность.
-Еще один из бесчисленных любовных романов Утесова стал театральной легендой. Однажды он скоропостижно влюбился в некую опереточную приму из Прибалтики. Ради своей новой возлюбленной он решился бросить семью, собрал чемодан и отправился на вокзал, где в купе поезда его уже ждала голубоглазая блондинка. Жена Елена выследила Утесова, пришла к самому отправлению поезда, держа за руку маленькую дочь Диту. Сердце великого джазмена дрогнуло, он покинул купе и поехал домой с женой и дочерью. А актриса, по официальной версии, погибла в том же поезде от удара электрическим током. Была ли это неосторожность или самоубийство? Теперь ничего утверждать нельзя, но есть и другая байка: одна из поклонниц Утесова действительно покончила жизнь самоубийством, узнав, что ее кумир погиб в автомобильной катастрофе. Утесов тогда попал в аварию, но выжил, чего нельзя сказать о его поклоннице. Любовь – страшная сила, а безответная любовь к всенародному кумиру еще страшнее. Утесов и сам неоднократно был на волосок от смерти, но остался в памяти россиян как самый веселый, остроумный и жизнерадостный человек. Побольше бы таких веселых ребят на нашей эстраде!