Потерянное поколение

Елена Ястреб-Митен
Перестройка.
 Такое незатейливое название, носит событие, навсегда переломившее жизнь миллионов людей.
 Многие еще надеялись, что все вернется на круги своя, так бывает, когда внезапно узнаешь неприятно шокирующую новость и сознание до последнего отказывается верить в то, что происшедшее правда и это случилось именно с тобой. Момент отрицания и недоверия занимает все ваше сознание до тех пор, когда становится очевидным невозврат к прошлому.
Каждая лягушка судит из своего болота и порою личное отношение к происходящему заслоняло от нас  масштаб надвигающегося цунами, разрубившего  жизнь страны пополам. Поделила ее на до и после. Навсегда.
"В 1986 году В СССР начались необратимые реформы в политике и экономике, продлившиеся до 1991 года. Противостояние политических сил, выступающих за социалистический путь развития и сторонники капитализма. К началу девяностых это привело к обострению кризиса во всех сферах жизни общества, ликвидации КПСС и распаду СССР."
 Так опишут случившееся историки.

Нам, подросткам того времени, происходившее вокруг казалось сущим бредом.
 Какой-то неведомой взрослой политической игрой.
Театром абсурда, придуманным толстыми дядьками из телевизора.
 
Мало того, что на каникулах они транслировали съезды партии и скучный балет.
Живущие вокруг взрослые внезапно разделились на два враждующих лагеря.

Одни готовы были жрать землю за свободу нации, другие ненавидели Горбачева, его прихвостней, и все его реформы всеми фибрами души. Его появление на экране неизменно заканчивалось швырянием тапка и плевков в телевизор, сопровождавшиеся нелестными эпитетами непечатного содержания.
Многие порядочные люди того времени считали, что он предает свою страну,  дело Ленина, за которое они боролись и продается Западу, подставляя своих соотечественников.
Путч – попытка переворота воспринималась как возможность навести порядок и возвращение к привычному укладу жизни.
Народ в военных городках почти праздновал победу.
Путчисты виделись спасителями мира. Срыв этого мероприятия и трагическая кончина одного из его участников было воспринято ими как личное поражение.

Без вины виноватые люди оказались между двух огней. Неожиданно они, защита  государства-порядочные и верные своей стране, не щадя сил служившие  Родине, прожившие на территории Прибалтики десятки лет, они не щадившие ни своего здоровья, ни жизни для выполнения долга, поднимавшие экономику , строившие дома- ведь большинство микрорайонов Латвии и других Балтийских государств было построено военными.
 Эти люди внезапно были объявлены оккупантами... . Может ли быть что- либо ужаснее , чем неожиданно стать чужим среди своих?
Когда интеллигентные люди, которые вчера тебе улыбались сегодня словно сошли с ума и плюют тебе в спину.
Иначе как предательством это не назовешь. Неизвестно откуда вылезшая змея национализма, оголодав и обезумев, плевала ядом во все стороны игнорируя здравый смысл и всяческую логику.
Бескровная гражданская война была выгодна политикам, еще вчера лизавшем зад советской власти, а сегодня вообразившим себя самостоятельной политической силой.
 Древний лозунг „Разделяй и властвуй „ сработал безотказно в потерявшей ориентиры толпе.
9 октября 1988 года был создан народный фронт. Организация, будто призванная отравлять жизнь своим согражданам, не устраивавшим их по национальному признаку.
Сами по себе люди может и не были против перемены к лучшему, но не такой ценой.
Народ,привыкший подчиняться, буквально сорвало с  катушек.
Почти половина населения страны была лишена всяческих прав.
Обычной человеческой свободы выбора. Даже те,кто родился и вырос в этой стране, семьи, жившие в Латвии по три поколения, не заслуживали, по мнению новых властей, ни гражданства, ни права голоса.
Тем, кто был каким либо образом связан с армией, даже детям и родственникам военнослужащих ставили в документы квадратные печати, лишавшие в особо строгом режиме всех человеческих  прав и свобод.
Клеймо раба называли его в народе.
Дальше проживать в стране с таким документом было практически невозможным и люди мечтали получить хотя бы круглую печать- дающую ее обладателю небольшие послабления.
Со временем особо счастливым удавалось получить паспорт негражданина или негра- такое чудо надо было еще заслужить.
Угнетение человека человеком цвело и пахло повсюду.
Пахло нечистой совестью и подлостью, слезами и сломанными судьбами людей.

Разномастные мошенники, почуяв возможность наживы и безнаказанность, как грифы, ринулись на многострадальную  нашу Родину, недавно воспетую нами же в песнях.
Оскалив зубы, они рвали повсюду, кто что мог.


Продолжение следует...