Алёша, 1942 год. на Волге город Чкаловск

Яна Ольгина
Яна Ольгина, ситуация из моей жизни.
1942 год   А Л Ё Ш А
   
  По тем временам военным эта история - дело обычное. Сегодня же читающая публика едва ли поверит в такое. Однако было.
  ***
  Я, восьмилетняя девчонка, Оля Янченко, теми проклятущими  немцами 22 июня 1941 года покалеченная,с разбитою головой и позвоночником, слушала причитания моих родных тётушек, кроила верх-низ рукавиц, готовила посылку на фронт.
  В каждую клала записку "Дорогой боец Красной Армии! Бей фашистов! Рукавички эти мы для тебя сшили. Возвращайся домой скорее! Мы - дети школы города Чкаловска, что на Волге".
   
  Поставив точку в очередном письме, я вдруг мысленно увидела, как незнакомый мне молодой солдат получил мою посылку, читает этот призыв и думает, что у авторов его должно быть хоть одно имя...
   
  И, я уверенно добавила к последней строчке " Нэля и Нюра Кустарёвы".
Посылка уехала на фронт. И вот что я натворила ею.
***
     - Господи! И когда же она кончится, война эта проклятущая! Нет уже сил смотреть на этих искалеченных мужиков! - горестно растирая слёзы по лицу, причитала моя тётя Валя, сестра мамы моей Нади.
  -- Мой Никифор где-то пропал без вести.Наконец сообщили, что он в общей могиле! Где - то в Белоруссии, да под городом с говорящим названием - Могилёв! Бумагу прислали из Подольска.
  -- Лида, а где наши девчонки - то?
  Тётя Лида вся в слезах: -- Пошли опять "пастушью сумку" собирать...Госпиталь уже сам принимает все травы. Вчера бинты стирали до ночи. Не голоси, Валя, и без того тошно. Найдётся твой Кочетков. Чай не иголка, солдат. Верить надо. Говорят, если веришь, не убьют. А? Ты как думаешь?
  - Бумага - то командиром подписанная. Вот и не верь теперича...
   
  Из школы пришла учительница Павла Ивановна Шенурина. Взяв посылки, вздохнула: - Ну, как твоя спинка, Оля? Болит?
  - Не сильно...Сидеть не могу...
  - Надо было прыгнуть тогда. С той полуторки...Не разбилась бы...
  - Страшно было. Я не успела понять, что случилось...
  - Проклятый! Ведь видел он сверху, что в кузове ребёнок...А стрелял, фашист! Ну ты потерпи. Война кончится, в санаторий мы тебя отошлём...На море. Плавать полезно для позвоночника
  - В Волге холодно...
  - Да, на юге, в Сочи тепло. Вот туда и поедешь...
  ***
  Дни мелькали. Жизнь продолжалась. Каждый был занят своим делом. Страна работала под лозунгом "Всё для фронта! Всё для победы!" А с фронта шли невесёлые сообщения. Опять наши продвинулись на столько - то километров ...Заняли оборону на новом рубеже...Опять кому-то пришла "похоронка", опять голосили всей округой...
   
  Чёрный круг радио на столбе возле почты красивым голосом вещего Левитана сообщал последние известия "От Советского Информбюро"...
  Я складывала варежки в стопочку, когда услышала быстрые шаги. Почтальонка Дуся, промчавшись мимо нашего дома, заколотила кулаками в окно соседей:
   
  - Ой! Телеграмма Кустарёвым! Вот, смотрите!
   
  - Кому? Мне? - ахнула тётя Лёля, трясущимися руками хватая опасную бумажку. Перечитав её текст "про себя", глянув удивлённо на Дусю, уже в голос выдала драгоценные, хоть и непонятные строчки "Буду проездом госпиталя 20-го Алексей."
   
  Весть эта мигом разнеслась по городку. Радость передавалась всем как самая важная. С фронта! Живой! К Кустарёвым! Кто? У них же только девчонки. Солдата их родного на войне нет...
   
  Из госпиталя прибежала вечно плачущая нянечка Вера: - Ни одной свободной койки нет! К себе его возьмёте?
  - Да! Только бинтов принеси, Вера! Да, йоду пузырёчек!
  - Ладно! Я мигом!
  ***
  Но ни бинтов, ни капель не понадобилось. Поздно вечером в дверь Кустарёвых постучали. Нюрка и Нэлька, прикрывшись с головой одним байковым одеялом, лежали на железной койке, чуть дыша. Дрожали: "Ой, чо будет!".
   
  Дверь распахнулась. На пороге стоял высокий, худощавый парень невиданной красоты, в длинной офицерской шинели с кубарями младшего лейтенанта Красной Армии...Вешьмешок он держал левой рукой, правая в бинтах была подвязана к плечу.
  - Драсьте! Я - Алёша! А где мои невесты?
   
  Семья безмолствовала. Тишина в комнате взорвалась от закипевшего на керосинке чайника. Гость молча снял с него крышку, шагнул к кровати.
   
  Дядя Ваня подскочил к нему своей старческой ухваткой: - Э! Парень, погоди! Тут ведь две девчонки - то. Вот угадай, которая твоя...
   
  - Моя? А...Вон та, которая у стеночки, - бахнул парень, не успев разглядеть лиц девчонок.
   
  Дядя Ваня поднял краешек одеяла. Из - под него на нас глядели огромные чёрные глаза 19-летней красавицы Нэльки:
  - Алёша! - выдохнула она, словно ждала парня всю жизнь и вот он пришел за ней..
  ***
  Утром, оформив свадебные документы, молодые простились.
   
  Весь городок желал им счастья. Алёша снова уезжал на фронт...
  ***
   
  љ Copyright: Ольга Янченко, 2006
  Свидетельство о публикации Љ2607050276
  ***
  Добавить рецензию
  Во всей этой жути было место сказке, спасибо.
  Ирина Сабирова 2006/07/05 22:49 •
  ***
  Добавить замечания
  Ирочка, в этой жути -- моя жизнь. Всё, опубликованное здесь, на Стихире, только правда моей жизни. Ни одного придуманного сюжета...Спасибо за визит ко мне. Будь здорова и удачлива! Для друзей:olg-y@yandex.ru
   
  Ольга Янченко 2006/07/06 04:20
  ***
  љ Copyright: Ольга Янченко, 2006
  Свидетельство о публикации Љ1607060340
  Список читателей
  ***
  Добавить рецензию
  Оля! Как в сказке, про долгожданного принца.
  А быль приятная, жаль, нет продолжения.
  С уважением Анатолий.
  Анатолий Орлов 2006/07/11 00:51 •
  ***
  Добавить замечания
  Толик Орлов, привет! Сказка эта из моей жизни - быль. Каждый человек здесь со своей фамилией. Семья Кустарёвых большая дружная, растили чужих детей Нэлю, Нюру, Ваню и Серёжу.,сирот настоящих, войной покалеченных, не то, что сегодня - сироты при живых пьянствующих мамах-папах. И власть наша сегодня после войны на это не глядит.
  Господи! Как всё это опротивело - бесправие людское! Да ничегошеньки ведь не изменишь : плетью обуха не перешибёшь...Прости, Толик! Спасибо за визист ко мне и добрые слова твои моим творениям. Береги здоровье! Это главное. Проверено мною годами...Сколько тебе лет, Толик?
  Прости. Продолжения этой истории не знаю. Мы уехали из Чкаловска осенью 1943 года опять в Белоруссию. Дедушка Янченко Захар умирал, немцами покалеченный в Гомеле при оккупации его. Мы его ещё застали живым. Ох и Человечище он был, дед мой! Расскажу потом. Будь здоров!
  Ольга Янченко 2006/07/11 09:07
  ***
  Ольга, здравствуйте!
  Уфф...
  Три раза стерла свой отзыв, который написала.
  Я лучше потом, по электронной почте.
  Здоровья Вам!
  Ольга Азаренкова 2006/08/06 20:27 •
  ***
  Оленька, спасибо за визит на мою скушную реальность! Ваше письмо мне на эл-ю почту получила давно. Здесь не ответила (простите)из-за проблем разных и по нездоровью.Вчера написала на ваш адрес. Отзовитесь, Оленька!
  Ольга Янченко 2006/11/06 05:33
  ***
  љ Copyright: Ольга Янченко, 2007
  Свидетельство о публикации Љ1704290117
  ***
   Copyright: Ольга Янченко, 2007
  Свидетельство о публикации Љ1704290499
***
    Рецензии
  Добавить рецензию
  Все это очень печально , хотелось тоже что-то написать но Эмоции мои явно преобладают над разумом. Спасибо.     Александр Грознов 2007/04/29 08:35
*** 
Добавить замечания
  Все это очень печально
  Грознов
  ***
  "ПЕЧАЛЬНО"? Сашенька, это вселенская трагедия. Эмоциями тут не поможешь. Стало модно действоать через суд, т.е. "по закону...". А суды эти почти везде живут по "баксу" и по выгоде...Наше, например, белорусское судейское дышло такое вытворяет над нами, ветеранами, что впору кинуться за помощью к дальним зарубежьям. Извини. Трагедия наша уже четвёртый год...И ведь никто из верхних "ЭШЕЛОНОВ ВЛАСТИ" ничего, кроме перекидки их лживых бумаг один другому...Вот такие пироги с лягушками. Рассказ-быль тут есть мой с таким названием. Глянь, коли не лень. Не умею вытащить ни его, ни другие тексты, например, "Теплушка". Ладно. Будь здоров!
   
  Ольга Янченко 2007/04/30 09:11 [Заявить о нарушении правил]
  Ольга! Прочел вашу просьбу у себя на страчнике. "Мыло" на работе.На ней буду 3-4 числа. Надеюсь до дня Победы управимся.      Сергей Дмитриенко 2007/04/30 13
***
Горжетка... от шеи до пупка!

 Этот горький факт из моей жизни июня 1941 года я почему – то упустила, вспоминая злоключения нашей семьи в беженцах. Теперь же, после приглашения меня на какой – то форум в России, решила вытащить его из осколков памяти моей.

 Так вот, в тот страшный вечер 22 июня папа пришел домой в таком растерянном состоянии, какого с ним раньше не было. Всегда собранный, молчаливый, деловой папа мой сказал, явно волнуясь: - Надя, Оля, сидите тихо! К окнам не подходите, шторы не трогайте. Я узнаю, что случилось, приду и всё решится…

 Неизвестность пугала. До вечера мы, словно мыши, чуть ли не в состоянии обморока, ждали папу. Вернулся он поздно и неуверенно сказал: - Надя, похоже, началась война. Вроде бы на нас, на  СССР напала Германия. А ведь с ней мы были на договоре каком-то.

 Короче говоря, надо уходить, срочно. Ничего брать с собой нельзя, пойдём налегке. Надя, надень своё новое зимнее пальто. Возьми мои хромовые сапоги, перекинь их через плечо вот за эти верёвочки. Оля, одевайся быстрее! Что там у тебя из одёжек в шкафу? Туфельки новые надень. И выходим тихо.

 Потом, когда мы уже оказались за городом, в лесу, я увидела, что на папе была его любимая чёрная кожаная куртка, а в руках  бережно завёрнутые в тряпочку компас и карта БССР.

 Так мы вдруг стали тайными беженцами. Вёл нас папа только ночами, вдали от больших дорог, через леса, болота, мимо селений. И когда маме уже стало очень плохо, он сказал: - Надя, мы живы только потому, что идём одни. Твои обмороки…Это третий месяц…Тебе станет легче на четвёртом…

 Тогда, в чужом лесу я не понимала, о чём эта арифметика. Но когда мы наконец добрались до маминой родины на Волге, в город Горький, 13 ноября 1941 года у меня появился новорожденный брат Олег, Всё тайное стало явным.

 Пока же мы в дневные часы суток тихо сидели в болотах. Шли только ночами. Я смотрела на маму, закутанную в её драгоценное новое зимнее пальто, которым она очень гордилась и берегла до зимы, я силилась понять, зачем эта конспирация.!.

 И когда одним дождливым утром папа распорядился вату из него вырвать и бросить тут, в болоте, мама  ударилась в слёзы. Она, рыдала, приговаривая: - Драп фуле, в рубчик, цвета шоколада!

 А уже вечером вата из пальто с подкладкой пригодилась мне. Ведь вдруг выяснилось, что я второпях ушла в этот страшный долгий поход только в летнем сарафанчике и сандаликах, которые я очень скоро в болоте потеряла.

 Но ближе к теме. Ведь заголовок этого материала очень конкретно назвал суть события – горжетка.
 Так вот, после жестокой экзекуции от пальто остался тот самый драп фуле и воротник из каракуля. Горжетка!
 Это огромный, от шеи и до талии мамы воротник. Именно он и спас нас от голода.
 
 Уже  где-то на территории России мама обменяла эту драгоценную огромную каракулевую горжетку  на муку и хлебную закваску.
 Замесила тесто с перемолотой варёной картошкой, испекла первую буханочку хлебушка и пошла с ним на ближний базарчик..

 Разделив первую выпечку эту на 10 кусочков, мама продала их по 10 рублей каждый...Нам не досталось ни крошки. Я плакала. А мама, сморкаясь, утирая слёзы, опять приговаривала:- Драп фуле, в рубчик, цвета шоколада! И вот уже нет от пальто даже горжетки !
 ***
 © Copyright: Яна Ольгина, 2011
 Свидетельство о публикации №21102111214
 ***
 © Copyright: Ольга Янченко, 2011
 Свидетельство о публикации №11102116240
***   
 Рецензии
 Написать рецензию
 Здравствуйте, Ольга Георгиевна!  Спасибо за Ваши рассказы . Они , словно окна , распахнутые в прошлое ... В Ваших рассказах много горечи , но в то же время в них присутствует дух сильных , не сломленных тяжелейшими испытаниями людей . И в Ваших рассказах - живая ИСТОРИЯ страны.  С уважением и теплом сердечным,
 Валентина Михалева   11.02.2011 23:55   •   
***
Добавить замечания  Валюша,спасибо за понимание сути моей работы! Да, я уже и сама древняя история. И пока живая... Ольга Янченко   12.02.2011 03:21   
***
 Храни Вас Бог!
 Валентина Михалева   12.02.2011 12:48   Спасибо, Валечка! Да, кто-то поддерживает меня в этом мире живых, так же, как ты, добрая душа. Но зрение моё уже еле-еле. Две операции пережила. Всё в тумане, рискую остатками, работаю. Профессия такая. Ольга Янченко   12.02.2011 13:55
***
 © Copyright: Ольга Янченко, 2011
 Свидетельство о публикации №11103246827
***
© Copyright: Яна Ольгина, 2011
 Свидетельство о публикации №21106191469
***
Рецензии
Написать рецензию
 Я всегда жалею и сочувствую Детям Войны. Собрать бы такие рассказы, да сделать пусть небольшую книгу, чтобы современные дети читали в школе и больше ценили то, что у них есть. Я в свое время читала "Мы з вогненнай вёски" и некоторые рассказы помню до сих пор. Светлана Самородова   20.11.2011 13:29   
***

________________________________________
Связаться с программистом сайта.