Технофобия по Хайдеггеру

Марина Стрельная
         АМБИВАЛЕНТНОСТЬ СУЩНОСТИ ТЕХНИКИ ПО ХАЙДЕГГЕРУ             


          Отрывки из реферата по теме "Технофобия".

          Один из крупнейших мыслителей ХХ века Мартин Хайдеггер видел путь спасения от фатального растворения сущности человека в сущности техники в изменении технологического мировоззрения.

          Прежде всего, человеку необходимо разобраться в сущности техники. " Сущность техники не есть что-то техническое. Мы никогда не осмыслим своего отношения к сущности техники, пока будем просто думать о ней, пользоваться ею, управлять ею или избегать её. Во всех этих случаях мы ещё рабски прикованы к технике, безразлично, энтузиастически ли мы её утверждаем или отвергаем. В самом злом плену у техники мы оказываемся тогда, когда усматриваем в ней что-то нейтральное, что делает нас совершенно слепыми к её существованию".

            Техника одновременно и средство и вид человеческой деятельности,  инструментальное и антропологическое
           В Древней Грецией под техникой  -"ТЕХНЕ" понимались все искусства вообще.
    "Искусства в Греции  поднялись до крайней высоты осуществляемого в них раскрытия истины." Истина выводилась из потаённости через красоту, и искусства являлись диалогом божественной и человеческой судеб, в результате которого создавалось произведение.

           Если технику рассматривать как произведение, то она является видом раскрытия потаённости и выведения истины на свет познания. Познание - "выведение истины сокрытой к сиянию истины явленной". Так может осуществляться власть духа над техникой.

            Выведение из потаённости, которым захвачена современная цивилизация, носит характер не произведения, но производства.  Оно предоставляет человеку таящуюся в природе энергию. Энергия "извлекается, извлечённое перерабатывается, переработанное накапливается, накопленное распределятся, распределённое преобразуется" .Повсеместная гонка всестороннего и непрестанного обеспечения  поглощает надолго вперёд все силы и ресурсы Земли и человека.
            
            Метафизическая сущность техники неприкрыто обнаруживается  в так называемом "поставе" (термин Хайдеггера).
          ПОСТАВ – это установка на понимание сущего как предметного, сплошное исследующее устанавливание сущего и последующее распоряжение сущим.
          Техника – главный способ распоряжения сущим как предметным. Постав и техника втягивает субъекта в свою систему, превращает его в составную часть системы и правит субъектом.

           Но вместе с тем постав – один из способов "выведения вещи из потаённости в открытость. Раскрытие потаённости и есть познание."
           Постав позволяет ясно осмыслить несводимость познания истины к предметному познанию и устанавливающей деятельности. Мир не есть сумма вещей, но целое взаимопроникающих и взаимополярных противоположностей.

              Современное человечество подчинено двум механизмам: технике и историческому процессу, которые требуют себе не меньше жертв, чем античный рок. Техника становится нашей судьбой. Её орудия всеобщего контроля не удаётся взять под контроль.

            Организуя мировое сущее, постав по Хайдеггеру, неизбежно упускает бытийную истину, в свете которой предстаёт сущее. "Человек встаёт на путь опредмечивающего познания" , и такое раскрытие потаённого склоняет человека в первую очередь на путь поставления, где он будет исследовать и разрабатывать только вещи, используемые с целью поставления, потребления и накопления.

              Хайдеггер считал, что угроза  идёт"даже не от возможного губительного действия машин и технических аппаратов. Подлинная угроза состоит в поставляющей функции техники – поставляющего производства. Поставляющее производство заставляет нас рассматривать природу как главный резервуар энергии, отсюда возникает естественно-научный способ познания, исследующий природу как поддающуюся расчёту систему сил… Природа позволяет представлять себя в качестве системы информативных данных".

            При этом от человека может закрыться возможность иного познания – ВНИКАТЬ В СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ, раскрывая их как своё собственное существо.
        Человек идет к тому, что исследует и разрабатывает вещи, раскрытые по образцу постава, и всё измерять меркой постава и потребления.
 
            Для   опредмечивающего познания и распоряжения сущим река, например, - поставитель гидравлического напора, встроенный в электростанцию. Это не та река, которую воспевают поэты и которую созерцают мечтатели. Она может оставаться рекой среди своего ландшафта, но только как объект, предоставляемый для осмотра туристам или фотографам.

          Человек среди распредметившегося материала, среди наличности и себя воспринимает только как наличность, но не как сущность.

            Хайдеггер и знаменитый физик В. Гейзенберг считали, что техническая обработка действительности уводит от её существа. По остроумному замечанию Гейзенберга "при неограниченном расширении своей материальной мощи человечество оказывается в положении капитана, чей корабль так солидно построен из стали и железа, что магнитная стрелка указывает только на металлическую массу корабля, а не на север. На таком корабле уже невозможно достичь цели. Он будет просто ходить по кругу"

           Техника осталась у новоеврпейского субъекта главным или даже единственным обеспечением его места в бытии. Но вместе с тем сущность техники или постав с небывалой ясностью позволяет осмыслить истину, как то, что не поддаётся его устанавливающее деятельности.

            Несводимая к предмету вещь остаётся в своём существе принадлежащей миру, который является не суммой вещей, а неразделимым целым. Желание овладеть техникой само вводит в орбиту техники. Двигаясь по кругу овладения техникой как инструментом, мысль оказывается частью постава.  Так происходит выхолащивание познания.

            Однако Хайдеггер вслед за поэтом Гёльдерлином видит в существе техники и ростки спасения . "Где опасность, там вырастает и спасительное."  Интенсивность технического производства с одной стороны не оставляет времени для осмысления бытия. С другой – говорит о небывалой в истории захваченности человека истиной бытия, открывшейся в образе науки. И для хранения существа истины требуется человек, даже если он пока и не осознал этого.  "Человек сбывается только в со-бытии истины, требующейся для него".

        Разбираясь в существе техники, человек открывает новый вид причинности, в котором техника выступает как причина раскрытия истины, то есть как двигатель процесса познания, а человек – как хранитель открывающихся знаний.

          Так Хайдеггер видит в существе техники средство и путь к познанию тайны бытия и к небывалому историческому величию человека. Это должно произойти через  сущностное осмысление техники и решающее размежевание с ней в области , родственной и одновременно фундаментально отличной – в области искусства.

          Одновременно техника в своём существе, в поставе – это"риск посланный бытием"
          А потому её никогда не удастся взять под контроль просто волевым усилием, позитивным или негативным.
          По Хайдеггеру "технику можно только пережить, вынести, как в чувственной области человек выносит боль. И вместо вопроса "Что делать" научиться задавать вопрос "Как думать?"

К статье Александра Поспелова: "Истоки глобального экологического кризиса"
http://www.proza.ru/2014/01/16/2360