101. В. Агошков. Тросна-Ефратово тожь. Храм Тросны

Василий Иванович Агошков
101. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ СЕЛА ТРОСНА
 

 
19.08.2011, в 09:20. в Интернете был выставлен материал ав-тора Веры Линьковой, ранее напечатанный в газете «Сельские зори».
 

 
…Человек рождается на свет, чтобы открывать мир. Даже в от-чем доме малыш обнаруживает самые таинственные уголки, а что уж говорить о районе – сплошные тайны. Если расспросить старожилов, то можно сложить мозаичную картину, многие фрагменты которой окажутся утраченными, так как сама картина скорее угадывается, не-жели видится. Иное дело документы. Даже один, небольшой по объёму, порой может дать представление о разнообразной жизни целого рай-она и подтолкнуть любознательный ум к раздумьям о прошлом и на-стоящем и к дальнейшим поискам. Как жили люди в прошлом? Каким было наше село? Была ли в нём церковь? На эти и другие вопросы мы с кружковцами искали ответы. Вначале обратились к топономо-краеведческому очерку «Тросна» Василия Агошкова, нашего местного краеведа, бывшего учителя Гнилецкой основной школы, но исчерпы-вающего ответа на вопрос об истории церкви мы не нашли.
 
Многие столетия наш боголюбивый народ с особым почтением относился к церкви. В книге «Историческое описание церквей, прихо-дов и монастырей в Орловской епархии» (Орёл, 1905г) приводятся сведения о храмах, которые действовали на территории, занимаемой сейчас нашим районом. За годы Советской власти в районе было раз-рушено около 20 церквей и храмов без остатка, вместе с тем скудела и разрушалась сама духовная жизнь. Были попраны и забыты основы православия, отвергнуты слова Христа Спасителя: «Без меня не може-те творити ничесоже».
Главной;архитектурной;доминантой и общественным центром Тросны была церковь, на ремонт и укрепление которой господа не жалели денег.

Она располагалась на высоком бугре у слияния двух ручьёв, образующих речку Тросну. Рядом с церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы располагалось кладбище, которое и сейчас есть и называется в народе Троснянским. Есть ещё Суровцовское кладбище в деревне Суровцово, что тоже в центре села. Судя по опи-санию в ведомостях 1734 года, наша сельская церковь была кресто-во купольной. Храм был деревянный, холодный, на фундаменте, ско-рее всего, «клецкого типа». Под храмом находились глубокие подвалы со сводчатыми потолками, и мальчишки 1950-60 х годов рождения их помнят. В стенах были сделаны каменные ниши, для чего – неизвест-но. Подвалы были опасны, так как могли обрушиться. Храм обычно строился «иждивением» местного священника и помощью здешних помещиков. Они и приобретали необходимую церковную утварь: ико-ны, богослужебные книги, ризы, колокола, свечи.

В воспоминаниях А.Золотарева, почётного колхозника колхоза «Красный май» Кромского уезда 1930 х годов, говорится о беспро-светной нищете крестьянства начала XIX(?-В.А.)в. В очерке «Тросна» В.;Агошкова есть статья «Бывшие церкви», в которой рассказывается, что церкви волости были богаты, имели казну и золотом, и серебром, храмовые чудотворные иконы в серебряных ризах, богато украшен-ных драгоценными камнями, и мощи святых. По указанию партийных и советских органов для помощи голодающим Поволжья было решено провести изъятие золотых и серебряных вещей из церквей волости.

Комиссию по изъятию ценностей в церквях волости возглавил представитель Кромского уездного исполкома Круглов. А когда же бы-ла уничтожена церковь? Её разобрали немцы на блиндажи. А кирпич-ную кладку фундамента селяне разобрали уже после войны на по-стройку своих домов. Был такой случай: мужчины села Ефратово прие-хали на лошади с телегой за кирпичом, только приступили к работе, как резко изменилась погода, налетел ветер, потемнело, стало страшно. Эти люди засобирались домой, поднялись на бугорок своей деревни – все стихло, выглянуло солнышко… С тех пор кирпич не брали.

Сейчас на этом месте установлен крест с табличкой, в которой указано, что здесь в 1734 году стоял храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. На протяжении многих десятилетий троснянцам искать утешения и поддержки было негде: старый храм разрушен, а нового не построили. При необходимости людям приходилось ездить в церковь в Кромы и Фатеж. Не забыл о нас Господь, послал инициативных людей, которые вышли с предложением к архиепископу Орловскому и Ливен-скому Паисию с просьбой о благословении общины. Летом 1992 года по благословению настоятеля Свято-Троицкой церкви города Орла отца Иоанна и настоятеля Свято-Никольской церкви посёлка городского типа Кромы отца Сергия создали приходской совет, куда вошли и наши селяне. Сразу же возник вопрос: где строить новый храм?

Вначале планировали на месте прежнего, но, видимо, по Про-мыслу Божию, вскоре освободились здание конторы ЖКХ и столярная мастерская. Посмотреть на выбранное место приехал Владыка, оно ему понравилось, так и остановились на этом решении. 5 августа 1997 года прошло освящение временного помещения для богослуже-ния, протоиерей отец Пётр Силаков был назначен настоятелем Свято-Успенского прихода. А в праздник Преображения Господня – 19 авгу-ста – состоялась первая Божественная литургия. Так впервые за мно-гие годы молчания затеплилась духовная жизнь в стенах бывшей сто-лярной мастерской.

1 октября 1998 года в Тросне произошло важное событие.
Этот день вошёл в историю села, Орловской епархии и христи-анской православной церкви. Для благословения строительства новой Свято-Успенской церкви в Тросну приезжал его Преосвященство архи-епископ Орловский и Ливенский Паисий, духовные власти Орла, Кром и Курска. В основание будущей церкви заложили первый камень. Трудное бремя легло на плечи отца Петра, ведь строить храм пришлось с нуля. Миром строили, все вместе, по крупицам собирались средства для закупки стройматериалов. Семь долгих сложных лет длилось строи-тельство. Итог – храм возведён. 13 лет назад Свято-Успенская церковь в Тросне была записана в книгу жизни на небесах – на русской земле загорелся ещё один светильник Христовой веры.

В центре села возвысилась красавица церковь. И пусть не все мы сегодня стали верующими, но теперь есть место, где любой чело-век может поставить свечу памяти, надежды. Храм выполняет свою духовную миссию: по средам проходят богослужения и панихиды; в субботу, воскресенье и праздники, которые выпадают в середине не-дели, Всенощное бдение и Божественная литургия (в эти дни можно исповедаться и причаститься). А к престольному празднику великому-ченика Димитрия Солунского зазвучал здесь колокольный звон, не давая забыть нам о том, зачем мы живем на этой земле, тревожа на-шу душу и совесть. По благословению архиепископа Орловского и Ли-венского Пантелеимона будут определяться места разрушенных хра-мов – отмечаться крестами. В селе Жерновец готовятся для обустрой-ства места бывшего храма. (В сокращении).


(С) В.И. Агошков.