Из бесед доктора о поэзии

Алексей Канищев
«Невольно просится слеза…»
«Слезы очищения…»
«И не стыдясь своих слез…»

Подобные словесные штампы часто встречаются во взволнованных поэтических строчках. Непонятно почему столько значения придают поэты этим слезам? И почему незаслуженно обойдены другие физиологические отправления человека – перхоть, сера из ушей, утренний налет на зубах, запах подмышек?
Допустим тот же налет на зубах – ведь он, в отличие от слез, которые всего лишь смачивают роговицу глаза, действительно свидетельствует об очищении организма. Ну, не парадокс ли?
Возьмем перхоть. К ней в обществе сформировалось крайне негативное отношение. Любой культурный человек обязан ее стыдиться. Но почему собственно?!? Согласен, бывает обильная перхоть, бывает – умеренная, но она есть всегда. Это естественный процесс обновления кожных покровов, жизнеутверждающее свидетельство продолжения жизни! И нужно ли ее стыдиться?
«Невольно просится слеза…»
Конечно, подобное психоэмоциональное состояние человека принято традиционно объяснять тонкими душевными порывами. Но не стоит забывать и об этом знает любая домохозяйка, что так же раздражающее на слизистую оболочку глаза действуют  и фитонциды содержащиеся в обычном луке репчатом. Может получиться неловко, когда слезы хозяйки, режущей лук, будут смешиваться со слезами умиления, выделяющимися у нее в результате прослушивания ваших стихов.
Есть и другие физиологические состояния и отправления, которые не менее сложно остановить и удержать, например, при желудочном расстройстве. Почему-то эта сторона психофизиологии до обидного мало освещена в поэзии.
Если уж мы вообще заговорили о физиологических отправлениях, то справедливости ради следует заметить, что существуют и другие не менее важные и показательные для состояния человека.
Возьмем пот – это несомненное свидетельство сложных, в том числе и душевных переживаний человека, но трактовать его появление у поэтов принято очень однобоко. «Прошиб холодный пот…», «обливался потом…» и прочее. Но мало кто знает, что для диагностики пациента большее значение имеет не сам факт потоотделения, а изменение его запаха. И что запах пота каждого человека уникален, а его усиление или ослабление или даже появление некоторой приятности есть несомненное свидетельство происходящих внутри него, в том числе и тонких душевных процессов. Поэтому ни в коем случае не следует, и тем более главным героям, брить подмышки. Вы лишаете себя и ваших зрителей великолепного диагностического инструмента!
Или вот та же моча, ведь ее цвет и запах о многом говорит - эдакое безмолвное свидетельство глубины внутренних переживаний героя. К сожалению, эта сторона жизнедеятельности человеческого организма также незаслуженно обойдена вниманием в поэзии.
Боже мой, я далек от мысли обнародовать, хоть и в стихотворной форме результаты анализов пациента! Есть же врачебная этика, в конце концов, но в качестве профилактики и борьбы с инфекционными заболеваниями мне кажется, что это было бы полезно. Без указания имен, разумеется.
А вот такой устаревший поэтический прием, который и по сей день используется: «ее бурно вздымающаяся грудь…». Любой человек, мало-мальский знакомый с анатомией, скажет, что грудь во время вдоха «вздымается» вверх в единственном случае, когда диафрагма и низ легких стянуты корсетом. Это, кстати, очень вредно и способствует деградации легочных покровов, что готовит благодатную почву для туберкулеза. И об этом нужно не стесняясь говорить!
И здесь, как никогда важна умеренность, ведь так легко, увлекшись обратным процессом освобождения, взять и раздеть свою героиню. Хочу решительно вас от этого предостеречь: раздевать нужно постепенно, поэтапно, чтобы организм успевал адаптироваться к снижению температуры. Иначе мы получим иной, не менее эффектный, но, к сожалению, с возможным летальным исходом конец – посинение кожных покровов, похолодение конечностей, блокирование периферийного кровоснабжения, термальный шок.
 И вообще, вопросы профилактики заболеваний, пропаганда здорового образа жизни должны отыскать свое отражение в современной поэзии. Это важное и нужное дело.
Не хотелось бы, чтобы у вас сложилось представление о медиках как о сухих педантах, далеких от поэзии. Это не так. И все же, рискуя оказаться непонятым, хочу вам, поэтам, предложить в качестве популяризации знаний о нашем организме и профилактики хронических заболеваний тему до сих пор не использованную, а потому оригинальную. Это личные истории выздоровления пациентов, рассказанные ими друг другу в очереди перед дверью в кабинет врача. Мне кажется, что это могло быть и свежо, и оригинально, и полезно всем.
Больше двигайтесь и удачи вам в творчестве!