ММБ. Этюд 5. Свободен ли Я, когда занят?

Олан Дуг
     Чтобы определить область свободы или несвободы используем понятия «Причины» и «Следствия».

     Причина  - явление, вызывающее (обусловливающее) возникновение другого явления.
     Следствие — действие (результат, последствие), следующее из/после (по времени) какой-либо причины.

     Причинные отношения еще называют каузальными (от лат. causa — причина). Они подразумевают, что одно явление влечет за собой другое. Первое из них назвали причиной, второе следствием.

     Причинные связи могут быть прямыми (например, при ударе одного шара о другой) или опосредствованными.

     Способность улавливать связь между причиной и следствием на основе предыдущего опыта для прогнозирования ситуаций в будущем считается одной из граней интеллекта, а именно – логическим мышлением.

     Долгое время считалось, что логическое мышление свойственно только человеку. Но в ходе исследований выяснилось, что и животные обладают зачатками логического мышления, то есть, способны отличать случайную связь от причинно-следственной.

     Связь между причиной и следствием, установленная человеком при помощи логического мышления, породила учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов - Детерминизм.

     Его основные положения:
     1) Закономерности объективно существуют, доступны познанию и описанию.
     2) Всякое явление подчинено закономерностям и полностью ими обусловлено.

     Закономерность— необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры.
     Различают общие, специфические и универсальные закономерности.

     Событие является основным элементом пространства-времени. Под понятие событие попадают любые явления, факты, состояния, ситуации и т.д..

     Понятие событие объемлет:
- и факт вещественно-энергетического превращения – фиксация не повторяющегося далее возникновения, изменения, перемещения или прекращения чего-либо,
-и одновременно, отрезок времени, фиксирующий момент случившегося факта по шкале времени.

     Всякое действие вызывает следствие подобно всему тому, что происходит в этой жизни. На принципе детерминизма построена вся классическая физика, за исключением термодинамики и молекулярной физики.

     Детерминизм подразумевает выполнение обратимости времени, то есть частица придёт в исходное состояние, если обратить время. Каждая траектория единственным образом определяется начальными условиями. Всё это находится в замечательном согласии с экспериментальными данными макромира.

     Согласно принципам детерминизма - всё определено в этом мире и ничто не в состоянии этого изменить.

     Но жизненный опыт показывает, что однозначно определено только прошедшее и настоящее. Будущее однозначно определено только в системах, не использующих метод управления.

     Субъекты могут влиять на будущее, используя механизм управления, т.е. обладают свободой воли. (Отсюда более краткое определение понятия: Субъект – это объект обладающий свободой воли, а СВОБОДА – это возможность выбора.).

     Итак, чтобы реализовать возможность выбора вариантов развития будущих событий, я должен уметь прогнозировать будущее.
 
     Ограничение первое: в тех причинно-следственных цепях, события, которых я не могу предсказать – я несвободен, я раб случая.

     Ограничение второе: в прогнозе должно быть не менее двух вариантов причинно-следственных цепей, т.е. возможно ветвление, зависимое от моих действий.  Точку причинно-следственной цепи, где возникает ветвление возможных вариантов будущего назовем точкой бифуркации (происхождение термина не знаю, использовал готовый).
Там где нет вариантов – я не в силах что-либо изменить, неизбежность ведет меня – я раб обстоятельств.

     Ограничение третье: если существует два и более вариантов причинно-следственных цепей они должны быть доступны для их запуска и корректировки моими эффекторами. Если я не в силах запустить или откорректировать на нужную величину необходимую мне причинно-следственную цепь, я раб обстоятельств.

     Если коротко, то я свободен, если я знаю будущее и в моих силах его изменить! (Я свободен, если я не раб случая и не раб обстоятельств!)

     Вывод данного этюда: Свобода это не возможность начать движение в любой момент в любую сторону – это Хаос, а возможность выбора вариантов будущего в точке бифуркации, т.е. в момент возникновения ветвления вариантов будущего.

     Вывод 2: Свобода в отличие от Хаоса дискретна (прерывиста).
Она проявляется лишь в точках бифуркации (ветвления) и после выбора ветви и постановки цели субъект обязан строго следовать правилам выбранной причинно – следственной цепи, в противном случае он, помимо своей воли, начнет следовать по другой причинно-следственной цепи, которая приведет его к совершенно другой цели. (Он лишится свободы выбора)

     А на главный вопрос этюда можно ответить так: Моя свобода зависит не от степени  занятости, а от величины долга.