Технология или диалог?

Сергей Александров Волчара
Любое современное обучение , и гуманитарное, и техническое, и даже различным искусствам, заключается в том, чтобы обеспечить обучающегося максимальным количеством технологий в данном ремесле. Современное обучение технологично и по форме и по содержанию. Это не хорошо и не плохо. Весь человеческий мир пропитан технологиями. Даже современное религиозное образование технологично. Но что можно противопоставить технологии? Что может стать другой основой обучения?
Как ни странно может показаться но именно в психотерапии появился призрак света в конце "технологического" туннеля. Вообще психология и педагогика всегда шли под ручку. И казалось бы психотерапия самый технологичный раздел психологии. Фактически психотерапия призвана устранять технологические недоработки педагогики. Но в последние два - три десятилетия психотерапевты многих концепций убедились, что технологический подход является не эффективным, и всё больше склоняются к диалогическому подходу, при этом переосмысляя понятие диалог.
Теперь о философии. Приемлем ли технологический подход при обучении философии? Смотря что считать философией. Если человека снабдить только знаниями предыдущих поколений, то есть изучать историю философии, то предмет так и должен называться - история философии. Но настоящий философ это не тот кто отрабатывает чужие технологии, а тот кто вносит априори что-то абсолютно новое. Он тот кто пытается заглянуть в неизведанное. Если кто-то считает , что например, Гегель уже всё написал, тот должен заниматься Гегелеведением , а не философией . И будет он именоваться гегелеведом, а не философом. Но как обучить именно философии?
Наименее технологичным является факультативное обучение, формат которого может быть диалогом.
Философия всегда начинается с формулирования предельных вопрошаний. Только в диалоге это формулирование наиболее эффективно.
Значит обучение философии должно быть факультативным и диалогичным, при этом опытный преподаватель должен не пичкать ученика готовыми вопрошаниями и ответами, а помогать в диалоге формулировать эти вопрошания самому ученику.
Такое обучение должно быть очень похоже на психотерапевтическую сессию, когда терапевт принципиально не навязывает ничего клиенту, а пытается ему самому раскрыть для себя свою же сущность. Единственное различие : в психотерапии занимаются патологиями, а в обучении развитием. Хотя чёткой границы между лечением патологии и обучением нет.