Машинист

Евгений Казанцев
                … это было еще до революции. На судах речного флота в машино-котельном отделении властвовал машинист. Как правило, у машиниста в подчинении находилось два помощника, двое  наблюдателей за уровнем воды и давления пара в котлах, два масленщика и  кочегары. На практике это было обычно четыре человека. Численность кочегаров зависела от количества котлов на судне, да вида топлива сжигаемого в них. Еще и от благосостояния хозяина парохода, да и от региона плавания. В Сибири с ее огромными лесными запасами, весьма выгодно было сжигать в топках котлов дрова. Особо прижимистые судовладельцы, с остановкой судна на ночь, заставляли экипажи заготавливать дрова на последующий дневной переход. К слову сказать, отсутствие ночной навигационной обстановки на реках очень способствовало этой практике. Жалование командира судна составляло 1-2 тыс. рублей за навигацию, у машиниста - немного меньше, их помощники получали 500-800 рублей. Помесячное жалованье масленщиков составляло 25-35 рублей, кочегаров - 16 рублей. С установлением Советской власти потогонная система себя изжила, да с переходом на круглосуточное судовождение, численность состава МКО была увеличена. С внедрением передовых технологий, с флота начали исчезать многие специальности. К началу 80-х из флота исчезла специальность кочегар, а через пару-тройку лет исчезли и сами пароходы. Но до этого было еще далеко, машинист к тому времени стал старшим механиком судна, масленщики же –  машинистами. Век пара на флоте, это время романтиков начала технического прогресса. Человек стал независим от стихии и расстояний.

                Спускаясь по трапу в железное чрево, ощущаешь волны теплого воздуха исходящие от  механического сердца, дающего жизнь всем системам судна. Электрическую лампочку не сравнить с керосинкой 19 века, освещавшей помещения  в начале судоходного дела. Да и исчезла из пассажирских помещений 1-2 классов печка-буржуйка, в иных местах она не полагалась. Паровая машина завораживала, все в ней вращалось, мелькало и ходило взад-вперед. Такую картину на дизелях уже не увидишь. Передать запах стоящий в машинном отделении невозможно, слишком уж специфичен. Разогретые паром трущиеся детали машин, соприкасаясь с маслами, исторгали волны их эфирной составляющей. Шипящие звуки пара, проходящего через распределительные устройства, наполняли музыкой «чиф-пых» машинное отделение. Как ни странно, но монотонность работы машины не раздражала, действовала успокаивающе. Вся совокупность движения деталей была направлена на одно, вращать гребной вал. Пар толкал поршни в цилиндрах, туда-сюда. Те в свою очередь передавали силу пара на штоки, закрепленные вторым концом в ползунах. Они ходили по направляющим, вечно блестевшим от масла, поступавшего с плунжерного насоса. Возвратно-поступательное движение ползунов во вращательное, передавали мотыли. Мотаются во время работы машины вверх-вниз, вот так и прозвали – мотыль. Научное же название всего устройства – кривошипно-шатунный механизм. Сложность подачи масла на подшипник скольжения кривошипа решался незамысловато. В верхней точке вращения маслосъемник забирал масло с тряпицы исполнявшей роль накопителя и гибкого сочленения системы насос-подшипник. Это в теории, на практике во время движения приходилось добавлять масло ручным способом. То есть из масленки надо было налить масло во вращающийся маслосъемник с частотой 37 оборотов в минуту. Дело скажем не простое, но все приходит с опытом. Поймаешь частоту движения размахивая в такт масленкой, туда-сюда, и заправляешь. Вот так стоишь, размахивая масленкой, а девицы у ограждений в открытых для вентиляции переборках ехидно подшучивают.

                На флоте мне повезло, стоял «собачью вахту», это время с 4-х до 8-и утра, время, когда все нормальные люди спят. А ты вынужден каждое утро бодрствовать, да еще  вахта с 16-ти до 20-ти, и так всю навигацию. На вахте дремать ни-ни, мало ли что. В основном это подход к пристани, станешь на перекидку и по команде с мостика переводишь действие машины с полного на малый, стоп, вперед – назад. Тут уж не зевай, судно может по инерции наехать на дебаркадер, или оторвать его от берега. Вот так между сном и вахтой проходит навигация. В перерывах между ними находишь время для флирта с девицей, что зацепила тебя взглядом, когда ты как дух порхал по машине.