К Юбилею Василия Ланового и памяти Зои Фёдоровой

Валентина Чепига
   Это  было  давно  и  недавно. Но  всё-таки  уже  в  прошлом  веке,  когда  все  мы  были  молоды.  В  советском  Союзе   было  создано  Всесоюзное  общество  "Знание".  Во  всех  городах  и  весях  открывались  филиалы  общества,  народные   университеты  с  различными  факультетами :  "технического  прогресса",  "культуры,  "науки",  "литературы  и  искусства"  и  пр.  ,
   На  базе  Университета  культуры  в  нашем  посёлке    Дзержинском,что в  Подмосковье,  были  организованы  факультеты  -  Литературы  и  искусства, и  факультет  киноискусства.   Тогда  ещё  не  было  компьютеров  и  интернета.  Посёлок  наш  был  закрытого  типа,  так, как  относился  к  оборонной  промышленности  и  проживали  в  нём  в  основном  инженерно-технические  работники,  научный  потенциал  НИХТИ.  Естественно,  что  люди  тянулись к  культуре,  эстетике,  различным  знаниям, а не  только  профессиональным.  Надо  сказать,  что  в  те  времена  общество  "ЗНАНИЕ"  пользовалось  большой  популярностью  и  народ  с  удовольствием  и  интересом  посещал  различные  мероприятия  по  интересам.

   В   нашем  клубе  очень  активно  работал   "факультет  киноискусства",  в  рамках  которого  устраивались  встречи  с  различными  артистами,  демонстрировались  кадры  из   фильмов,  выступали  искусствоведы,  критики, любой  присутствующий  в зале  мог  выступить  и  высказать  своё  мнение.  Словом    на  таких  вечерах - встречах  было  всегда  интересно,  полный  аншлаг,  да  ещё  с  приставными  местами, а  зал  был  более  500  мест.

  Кто  к  нам  только  не  приезжал! -  Зоя  Фёдорова,  Лидия  Смирнова, Переверзев,  Георгий  Вицин,  Коренев  и  многие  многие  другие  артисты.
 
  Я  тогда  работала  заведующей  читальным  залом.  Мне  было  всего  семнадцать  лет.  Директором  клуба  была  Татьяна  Николаевна  Беляева. Это  была  удивительная  женщина,  всецело  отдавалась  работе,  всё,  что  проходило  интересного  у  нас  в  клубе  это  была  её  заслуга.  Она  наладила  тесную  связь  с  Домом  кино и  с  Бюро  пропаганды,  что  на  улице  Воровского.   Раз  в  две  недели  к  нам приеэжал  лектор  из  Дома  кино  и  кто-то  из  актёров.  Но  за  ними  нужно  было  съездить  и  привезти.  Клубу  выделялась  машина  автотранспортным  цехом  НИХТИ,  как  правило,  это  был  автобус-башмак. Почему-то  всегда  эту  миссию  поручали  мне, съездить  в  Москву  и  привезти гостей.
   
   Вспоминается  случай,  как  я  приехала  за  Зоей  Фёдоровой  но  не  на  улицу  Воровского,  а  к  ней  домой, т. к.  по  времени  она  не  успевала.
Поднимаюсь  по  лестнице,  а  она  уже  спускается. В   одной руке  пакет  с  туфлями,  а  в  другой  куриная  ножка. Спросила  как  меня  зовут,  потом  и  говорит:"Валечка,  подержите    мои  туфли,  а  я  по  дороге  пока  покушаю", -  конечно,  конечно,-  говорю  я. Сели  в  автобус и  поехали.  Она  покушала  на  ходу,  стала  приводить  себя  в  порядок. Я  смотрю  на  неё,  мне  и  не  верится,  что  это  сама  Зоя  Фёдорова  рядом  со  мной  сидит.  Тогда  только  вышел  фильм  "Взрослые  дети".  Она  была  очень  популярна, да  и  не  только  тогда,  а  всегда.  Я  стала  перед  ней  извиняться,  что  не  легковую  машину  дал  начальник  транспортного  цеха  Лев  Аронович  Кац,    а  "башмак".  Она  промолчала.  С  разговорами  доехали  быстро,  а  в  клубе  уже  полон  зал.
   Зашли  с  ней  в  гримёрную  за  сценой,  она  быстро  переобула  туфли,  на  скорую  руку  соорудила  причёску,  подкрасила  губки  и  вышла  на  сцену. Весь  зал  аплодирует  стоя.  Она  очень  довольная  и  радостная. И  первое,  что  она  сказала  зрителям:"  Мы  вот  с  Валечкой  ехали  на  "башмаке", а  что?  Нормально. Но  от  меня  лично, передайте  Б А А Л Ь Ш О Й  привет  Льву  Ароновичу  Кацу!"  Зал буквально взорвался  аплодисментами,  потому,что    все  знали  кто  такой  Кац.
   После  встречи  в  сопровождении  зрителей  она  уехала   в  очень  хорошем  настроении.  А  на  следующий  день  в  клубе  меня  зовут  к  телефону.  Слышу в трубку:" Валечка,  привезите  мне  пожалуйста  мои туфли, я  их  забыла  в  гримёрке". Я отвезла  и  ещё  раз  увидела  великую  актрису...

         Особенно  запомнилась  встреча  с  Василием  Лановым. 

   В то  время  на  экраны  страны  вышел  фильм  "Как  закалялась  сталь",  где  он  сыграл  роль  Павки  Корчагина.  Это  было  незабываемо.  Лановой  пользовался  огромной  популярностью.  Молодой,  красивый,  высокий!  Он    был  олицетворением   образа настоящего  мужчины.  Все  девчонки  были  в  него  влюблены.  И  вот  наступил  день,  когда  в  клубе  в  рамках  университета  культуры  -  факультета  киноискусства, должна  состояться  встреча  с  Василием  Лановым!  В  газетном  киоске посёлка   были  раскуплены  все  его  фотографии.  Кто  в  журналах,  кто  в  газетах  находили  и  вырезали  его  портреты,  чтобы  потом  получить  автограф.  Меня,  как  всегда,   послали  в  Москву  в  Дом  кино за  артистом.  Если  бы  вы  знали  как  трепетало  моё  сердце  и  как  мне  завидовали  тогда  все  девчонки  нашего  посёлка.  Опять  на  "башмаке" я  приехала  за  ним.  Прежде,  чем  войти  в  Дом  кино,  для  себя  я  решила -  никаких  лишних  слов и вопросов    задавать  я  не  буду.  Если  спросит -  отвечу.    Сама  же  буду  молчать.  Я  понимала,  что  у  него  катастрофически  не  хватало  времени,  чтобы  просто  побыть  со  своими  мыслями.

  Так  мы  и  ехали  с  самой  Москвы  и  не  обронили  ни  слова.  Я  молчала  и  он  молчал.

  Подъезжаем  к  клубу,  а  там  целая  толпа  поклонниц  ринулась  к  автобусу  и  чуть  под  колёса  не  бросается.  Каково  же  было  моё  удивление!  Автобус  остановился.  Василий  вышел  из  автобуса, повернулся  спиной   к  поклонницам,  открыл  дверцу,  сначала  спустился  на  ступеньки  сам ,   а потом  галантно  подал  мне  руку, помогая  мне  выйти. Он  взял  меня  под  ручку,  улыбнулся  и  так  по доброму,  ласково  глядя  мне  в  глаза,  тихо  сказал:  "Спасибо  Вам,  Валечка!"  -  за  что? - удивилась  я. -" За  то,  что  Вы  дали  мне  отдохнуть и  подумать.  За  молчание".

  Так,  под  ручку,  по  тротуару  с  Василием  Лановым,  медленно,  мы  дошли  до  парадного  входа  в  клуб мимо  восторженных  поклонников  и  поклонниц...

   Встречу  с  великим  актёром - человеком  я  пронесла  через  всю  свою  жизнь!

   Сердечно,  от  всей  души,  поздравляю  Василия  с  Замечательным  Юбилеем! 
       
Пусть  смеющиеся  ангелы,  босиком,  весёлой  гурьбой  бегают  по  его  душе!

Здоровья  и  долголетия  я  желаю  ему и  новых  творческих  успехов!