***

Елена Вереск
28 декабря 1917 г. было объявлено о формировании 1-го полка Червонного казачества из партийных активистов Чернигова и Харькова, красногвардейцев, а также нескольких десятков бойцов разоруженного большевиками 2-ю Украинского запасного полка войск Центральной Рады.

Bплоть до 9 февраля 1918 г. — до изгнания большевиками из Киева войск Центральной Рады — Червонное казачество пре­бывало в стадии формирования. В Киеве в состав полка поступили добровольцы самых разных национальностей. Вследствии чего революционное разношерстное большинство на собрании полка изменило статус подразделения и присвоило ему название «1-й рабоче-крестьянский социалистичес­кий полк Красной Армии».

Такой поворот событий не входил в планы советского руководства и была предпринята попытка очистить полк: с одной стороны — избавиться от неукраинского элемента, а с другой — начать формирование частей Червонного казачества по всей Украине. Но не обошлось без курьезов. Вновь сформированные части Червоного казачества в Полтаве, Херсоне и Елисаветграде в полном составе и с оружием в руках в апреле 1918 года перешли на сторону войск Центральной Рады. Сохранившие же верность Советской власти остатки 1-го полка под нажимом немецких и украинских войск Центральной Рады отошли на нейтральную территорию между Украиной и Советской Россией.

22 сентябри 1918 года в соответствии с при­казом Всеукраинского Военно-революционного комитета (большевиков) было положено начало Особой Повстанческой дивизии, 1-м полком которой должен был стать полк Червонного казачества(пеший). К тому времени в Нейтральной зоне имелась одна конная и одна пешая сотни Червонного казачества, а также целый ряд других мелких повстанческих формирований. К 1-й конной сотне присоединились и другие мелкие кавалерийские формирования и на ее основе был создан 1-й конный полк Червонного казачества 2-й Украинской советской дивизии. В 1-й и 2-й сотнях это­го полка преимущественно служили вчерашние партизаны, в 3-й — интернационалисты – перебежчики и бывшие военнопленные из немецкой и австро-венгерской армий, в 4-й сотне служили курды, военнопленные турецкой армии

С середины декабря 1918 года 1-й конный полк Червонного казачества активно участвовал в боях с войсками Украинской Народной Республики. На протяжении весны 1919 года он был значительно пополнен местными добровольцами и присланными из Советской России венграми-интернационалистами. 12 августа 1919 года полк был преобразован в Червонную казачью бригаду двухполкового состава, которая с декабря 1919 года была преобразована в 8-ю Червонную казачью дивизию.

Структура соединений и частей червонного казачества:
- 1-й конный Червонного казачества им. Всеукраинского ЦИК корпус. Создан Приказом по войскам Юго-Западного фронта от 26 октября 1920 года. Именовался «Конным корпусом», впоследствии в декабре 1920 года был переименован в «1-й Киевский конный корпус». 10 августа 1921 года получил название «1-й конный Червонного казачества им. Всеукраинского ЦИК» .

- 1-я Запорожская им. Французской компартии Червонного казачества кавалерийская дивизия.
4 сентября 1919 г. в г Карачеве Брянской губернии на основании приказа войскам 14-й армии из бригады Червонного казачества, 14-й отдельной Кубанской бригады и Латышского конного полка начала формироваться новая кавалерийская дивизия. 4 декабря 1919 года она получила наименование «8-я кавалерийская Червоного казачества дивизия». В результате многочисленных переформирований к 1925 году, согласно РВС СССР за № 729 от 11 июля 1925 года дивизия получила название «1-я Запорожская им. Французской компартии Червонного казачества кавалерийская дивизия».

- 2-я Черниговская им.Германской компартии Червонного казачества кавалерийская дивизия.
9 сентября 1920 года в городе Дрогичине была сформирована 17-я отдельная кавалерийская дивизия. Штаб дивизии укомплектован в Смоленске. Примечательно то, что значительную часть дивизии составляли кубанские казаки – бывшие пленные Вооруженных Сил Юга России и 1-я бригада Г.И. Котовского. Собственно Котовский и был начдивом вновь созданной кавалерийской дивизии. К концу гражданской войны и наступлению мирного периода в результате многочисленных изменений наименования согласно РВС СССР за № 729 от 11 июля 1925 года дивизия получила название «2-я Черниговская им.Германской компартии Червонного казачества кавалерийская дивизия».

История создания Червонного казачества.
Основателем Червонного казачества является группа черниговских большевиков и примкнувших к ним каторжан во главе с 20-летним юношей Виталием Марковичем Примаковым. Будучи начитанным и любознательным юношей Примаков неплохо знал военную историю, особенно в части кавалерии, но сам в кавалерии никогда не служил, а в армии был всего несколько месяцев в запасном полку в 1917 году. Поэтому его формирование мало походило на классическую кавалерийскую часть.
В начале 1918 года Примакову удалось раздобыть несколько захудалых списанных коней и даже поучаствовать верхом в боях против немецких и украинских войск. Однако подготовка была столь отвратительной, что боевые действия пришлось вести в пешем порядке. Вплоть до августа 1919 года полк Червонного казачества не был кавалерийским. В конном строю могли действовать лишь курдская, да немецко-венгерские сотни. Лишь в августе 1919 года, когда полк был, развернут в бригаду и переброшен на Южный фронт и где столкнулся с белогвардейскими казачьими частями, началась настоящая кавалерийская учеба. Большое значение здесь сыграло и изменение командного состава. Командиром 1-го полка был назначен бывший вахмистр лейб-драгунского Московского полка П.П. Григорьев.

Среди командиров сотен и взводов появилось много бывших унтер-офицеров и младших офицеров кавалеристов царской армии. Это в первую очередь, бывший подпрапорщик 14-го драгунского Малороссийского полка М.А.Демичев, бывший вахмистр лейб-гвардии кирасирского Его Величества полка В.Г.Федоренко, унтер-офицер этого же полка Красков, бывшие казачьи урядники Александр Карачев и Павел Беспалов.

Старые кавалеристы сразу же оценили целый ряд особенностей, отличавших Червонное казачество от других формирований советской кавалерии: собственные наименования(конные), красные лампасы и красный верх шапок, деление на сотни, а не на эскадроны и т.д. Правда, с обмундированием было крайне сложно. Вот как описывает внешний вид червонного казака , будущий генерал-майор Советской армии А.Д.Витошкин: « С обмундированием дело доходило до того, что даже такие боевые командиры, как командир взвода 1-й сотни Милорад Петрович – серб по национальности, носил вместо шинели женское пальто…»
Ситуация с обмундированием несколько изменилось к лучшую сторону после взятия 6 июля 1920 г. 8-й кавдивизией города Черный Остров, где иа станции обнаружили эшелон польского интендантства со светло-голубой французской униформой.

Правда всем не досталось ,так как многие даже из командиров продолжали ходить и ста­ром обмундировании. Красный командир Т.В.Юшкевич вспоминал об этом: «Вот лично мой вид к кон­цу 1920 г. вид сотника 2-й сотни 43 кавалерийского полка: сапоги из сыромятной кожи (одел, высохли, сбежались, только через ме­сяц снял при помощи ножа), брюки из крестьянской дерюги, протертые путлищами до голого тела, откуда вместо белья выглядывают кружевца дамских панталон (на­ложницы черноостровского ксёндза), а на плечах — какой-то женский Бурнус. Толь­ко красная фуражка фиксиро­вала мою "краскомовскую» сущность. Да, кой у кого были и "лампасы", и "папахи", но только у тех, кто где и как смог раздобыть, что придавало сотням и полкам вид обычной иррегулярщины».

По окончании Гражданской войны вопрос об обмундировании регулярных частей РККА встал особенно остро. Командир 1-го конного корпуса В.М. Примаков решил официально утвердить ранее существующие в Червонном казачестве и представил соответствующий доклад во Всеукраинский ЦИК. Доклад Примакова был одобрен и уже 3 августа 1921 года ВУЦИК своим постановлением дал описание униформы Советского Червонного казачества:

«Присвоить Корпусу Червонных казаков форму следующего образца: шаровары синие с красными лампасами в два с половиной дюйма шириной, синяя гимнастерка, шинель кавалерийского образца с синими петлицами и синим кантом по отрезу рукава и по воротнику, папах серая для нечетных полков и черная для четных, с красным верхом».
Помимо этого чуть позднее ВУЦИК дал право иметь Червонному казачеству свои собственные штандарты,(полковые, по типу царского казачества) и собственные значки для ношения на гимнастерке.
И тем не менее экономические проблемы, отсутствие средств на восстановление экономики вынуждали высшее руководство страны максимально удешевлять расходы где только можно. В этом ключе создание отдельных бригад и корпусов, со своей, уникальной формой одежды было невыгодно и поэтому свою особую синию форму Червонный казачий корпус носил недолго. Уже в январе 1923 года РВС СССР отменил разноцветные формы одежды для частей и соединений РККА, мотивировав этот тем, что многие не менее заслуженные полки и соединения тоже захотят ввести свое собственное уникально обмундирование и этот вновь приведет к пестроте царской армии, и поэтому во всей Красной Армии вводится однообразная форма одежды, что кроме этого и имеет экономическое значение . Отдельная форма одежды для Червонного казачества была отменена.

Тем не менее синюю форму червонные казаки носили вплоть до конца 1923 года. За пределами Украины это порой приводило к курьезам. Например, в Петрограде слушатели Высшей кавалерийской школы из числа командиров-червоных казаков, частенько задерживались сотрудниками комендатуры.

Летом 1923 года В.Примаков был отозван в Москву для учебы на высших академических курсах и больше уже он в корпус не вернулся. Без Примакова «относительная» самостоятельность корпуса в вопросах обмундирования и названия –«конная» быстро закончилась. Уже к концу 1923 года корпус был переодет в общеармейскую форму образца 1922 года и вопрос о собственной форме одежды уже больше никогда не поднимался.