ни жертвой быть, ни палачом...

Елизавета Юдина
«Спектакль об отношениях в современной армии…»  так отвечал  художественный руководитель курской драмы любопытствующим, когда ему задавали вопросы  о «Чморике».  Так о чем все-таки пьеса?  Об армии и армейских буднях, или о том, что рано или поздно человек становится перед выбором, делать - не делать, быть или не быть, остаться человеком или стать винтиком в «системе»… 

«Солдатики» так называется пьеса Владимира Жеребцова, по которой поставлен спектакль.  О чем она?  Предоставляем слово исполнителям главных ролей – студентам четвертого курса Курского колледжа культуры Сергей Малихов – Хрустяшин и Роман Лобынцев – Новиков.

Сергей Малихов:

- Эта пьеса о том, как слабый оказывается сильным. Такая немного парадоксальная ситуация: слабый и ничего не умеющий Новиков, он даже и драться не умеет, сильнее всех…

- То есть он всех перевоспитывает, так получается?

Роман Лобынцев:

- Нет, он никого не перевоспитывает, он живет так, не может по-другому. Внешне он слабый, а на самом деле,  сильнее тех, кто его окружает. Боится и, тем не менее, его фраза в финале пьесы: «…пусть не думают, что мы боимся…», человек, который сильнее себя самого…

Сергей Малихов:

- Когда мы предложили эту пьесу Юрию Валерьевичу, то думали, что все будет намного проще…

- Вы ее предложили режиссеру?

Роман Лобынцев:

- Да. И это был первый случай, как нам говорили старшекурсники, когда Юрий Валерьевич согласился с выбором студентов. Обычное курсовое задание на лето: найти пьесу для курсового спектакля, предложить, обосновать… Но, как правило, после всех обсуждений Юрий Валерьевич предлагал какую-то пьесу, которую и ставили курсом… Это понятно.

- Почему?

Сергей Малихов:

- Ну, дай студентам волю…

- Выберут то, что не сумеют сделать?

Роман Лобынцев:

- Конечно. Когда читаешь пьесу, кажется все понятно…, а когда начинается разбор, тогда за голову хватаешься, как это сделать?

А почему все-таки «Солдатики»?

Сергей Малихов:

- Мы впервые увидели эту пьесу, когда ее привозил новгородский театр, и были потрясены. Нашли, предложили Юрию Валерьевичу… Нам казалось, по началу, что все намного проще… Знаете, когда наши герои понимают, что их убьют, все должно быть по-настоящему... У нас никак не получалось. Мы и орали, и чего только не делали, а Юрий Валерьевич говорил, «нет, не то…» Тогда мы пошли от этюдов… В общем дошли до такого состояния, что просто стало страшно по-настоящему, забились в угол и заплакали, и тогда Юрий Валерьевич сказал: «Вот, так и нужно это играть».

Гришковец, Жеребцов, современная армия…

Армейская тема на сцене современного театра.  В середине девяностых был Евгений  Гришковец с «Зимой» и «Как я съел собаку»…В начале «нулевых»  «Солдатики» Жеребцова…

«Солдатики» - почти дети, но один становится зверем, другой готов сделать все, что угодно, только бы вернуться домой и забыть весь этот кошмар, а третьему «не наплевать на себя»  и он идет на смерть, надеясь, что его Бог поймет его…

Стихотворение Евгения Евтушенко, которое читает «салага» Новиков звучит, как молитва, молитва не о себе, о другом, о друге, который мечется, не зная, как ему поступить:

Дай Бог слепцам глаза вернуть
и спины выпрямить горбатым.
Дай Бог быть богом хоть чуть-чуть,
но быть нельзя чуть-чуть распятым.
Дай Бог не вляпаться во власть
и не геройствовать подложно,
и быть богатым — но не красть,
конечно, если так возможно.
Дай Бог быть тёртым калачом,
не сожранным ничьею шайкой,
ни жертвой быть, ни палачом,
ни барином, ни попрошайкой.
...
Дай Бог, чтобы твоя страна
тебя не пнула сапожищем.
Дай Бог, чтобы твоя жена
тебя любила даже нищим.
Дай Бог лжецам замкнуть уста,
глас Божий слыша в детском крике.
Дай Бог живым узреть Христа,
пусть не в мужском, так в женском лике.
Не крест — бескрестье мы несём,
а как сгибаемся убого.
Чтоб не извериться во всём,
Дай Бог ну хоть немного Бога!
Дай Бог всего, всего, всего
и сразу всем — чтоб не обидно…
Дай Бог всего, но лишь того,
за что потом не станет стыдно.


Пьеса особенно современна на фоне «благополучных» сериалов об армии. Ничего не изменилось, все осталось на своих местах «дедовщина», равнодушие армейского начальства, солдат спит, служба идет…


Мне могут возразить, что в пьесе действие происходит в конце восьмидесятых, сейчас все не так … Что можно возразить? Только сказать: быть может, чтобы понять изменилось ли, нужно быть внутри ситуации… 

Очень не хочется думать, что кто-то из современных призывников столкнется с чем-то подобным в действительности, делать нравственный выбор перед последней чертой очень тяжело, тем более восемнадцати-двадцати - летним мальчишкам…

ДОСЬЕ

Автор пьесы: Жеребцов Владимир Валерьевич родился 9 октября 1968 года в городе Стерлитамаке (Башкирия). Срочную службу проходил на космодроме Байконур (1987 -1989). В 1993 году закончил Санкт-Петербургский электротехнический университет. Однако связал свою жизнь с работой журналиста в местной газете, а в настоящее время является ее главным редактором.
В 1995 состоялась премьера первой пьесы «Этот город не дает мне уснуть» в Молодежном театре города Уфы. В 1999 в Стерлитамаке поставили «Театр одного зрителя», а в 2001 в городе Сибае «Полуденную пару». Затем были: «Потомок» в Волгограде, «Солдатики», «Театр одного зрителя» и тот же «Потомок» в Москве (в театре под руководством Олега Табакова и в театре на Малой Бронной), постановки в Ростове, Уфе, Кургане, Владивостоке, Челябинске, Туле. Всего на сценах профессиональных театров состоялось около 30 спектаклей по пьесам Владимира Жеребцова.
Награжден премией журнала «Современная драматургия» за пьесу «Потомок», лауреат Всероссийских конкурсов драматургов за пьесу «Предатель» и пьесу «Партнер». По пьесе «Подсобное хозяйство» (Солдатики) снят короткометражный фильм (режиссер Е. Анашкин). В 2008 году спектакль Киевского театра Леси Украинки «Солдатики» принимал участие в фестивале «Новая Европейская пьеса», г.Висбаден (Германия). Участник всероссийских драматургических семинаров. Пьеса «Памятник» стала победителем Всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица 2010», а пьеса «Полтора стиха» вошла в шорт лист «Действующие Лица-2011».