Сочинение на заданную тему

Ксана Родионова
- Ба, нам задали сочинение на свободную тему, - голос Салли не выражал особого энтузиазма от предстоящей работы.
- Это что-то новенькое в вашей новой системе обучения, - Антонина Михайловна взглянула на внучку поверх очков.
Очки она носила с детства, но поначалу прогрессировавшая близорукость, с годами остановилась, а затем "повернулась в обратную сторону", так что теперь линзы ей были почти не нужны, во всяком случае, читала и передвигалась она без какой-либо оптики, к помощи которой прибегала только в театре и для работы на компьютере. "Для того, чтобы лучше сосредоточиться," – как шутила она сама.
- Какую же тему вам задали? – поинтересовалась женщина у внучки.
- И ты туда же – какую тему, - нарочито закатила глаза девушка. – Ничего не понимаю – если это свободная тема, то почему у нее должно быть определенное название. А если задана тема, то как сочинение может считаться свободным. Ты мне можешь простым языком объяснить. А то, когда я спросила у русички, она только отмахнулась от меня и сказала, что я со своим вечным философствованием никогда не сдам экзамены по логическому мышлению. А, по-моему, как раз здесь всякая логика отсутствует. Не так ли. Только не говори, что я не права.
Девушка удобно уселась на небольшом диванчике, стоявшем в кабинете и служившим часто спальным местом для припозднившихся гостей, и уставилась на бабушку, ожидая ответа на свой, как ей казалось, "каверзный" вопрос. Антонина Михайловна улыбнулась юношескому максимализму девочки, которой в жизни предстояло еще много чего узнать.
- Оглянись вокруг, Салли. Наш мир отнюдь не черно-белый, в нем огромное количество цветов, тонов и полутонов. Я не буду объяснять тебе особенности цветового спектра, ты все это знаешь из уроков физики. Впрочем, судя по вашим новым учебникам, на уроках вы только картинки рассматриваете и подписи к ним. Сейчас не об этом речь. Скажу тебе только, что даже у самого "скучного" цвета – серого по самому простому телевизионному стандарту существует двести пятьдесят четыре оттенка, начиная от жемчужно-серого до цвета "испуганной мыши". А  это самый низкий показатель, есть еще более высокие значения разрешения цвета. Но тем и прекрасна наша жизнь, что она разнообразна, что любой вопрос имеет массу ответов. И наша свобода заключается именно в том, что мы сами выбираем ответ на каждый вопрос. Лично я так понимаю значение этого слова – свобода в праве выбора, которое дается каждому человеку при его рождении и которое у него никто не может отнять. Даже в самом несвободном обществе можно чувствовать себя свободным и, наоборот, в самом демократичном обществе человек может быть несвободен, когда он не хочет делать  свой выбор, предпочитая, чтобы за него это сделали другие.
- Ба, а как же тогда я? Разве я свободный человек? За меня все решают родители. Я только и слышу "ты должна, ты должна, ты должна…" – подала голос Салли. – А где же моя свобода выбора?
-Ты еще ребенок, - Антонина Михайловна жестом успокоила вскочившую внучку, которая терпеть не могла, когда ее называла ребенком, - растущий, взрослеющий, но ребенок. И не надо по этому поводу столь бурно переживать. Детство имеет свойство быстро кончаться, а потом всю оставшуюся жизнь человек мечтает снова очутиться в нем. Так и у тебя будет. Как только закончится детство, ты сразу же начнешь сожалеть об этом.
- А вот и нет, у меня все будет по-другому. Я не буду жалеть об этих годах, а наоборот, постараюсь их скорее забыть, - девушка была как никогда категорична.
- И о своих друзьях забудешь, с которыми жизнь разведет в разные стороны? И обо мне не будешь вспоминать, когда меня не будет в живых?
- Но это совсем другое. Вечно ты, Ба, все перевернешь с ног на голову. Я имела ввиду школу. Кстати о школе, - вспомнила она, -  Ба, ты скажи маме, чтобы она написала мне сочинение. А то она мне сказала "нет". Она тебя послушается. Ты же ее мама.
- Ничего я Ирине говорить не буду, - отрезала Антонина Михайловна.
- Но она же мне в прошлый раз написала. И я выиграла школьный конкурс. Что ей стоит еще раз написать. Она же журналист. Ей это раз плюнуть. Тьфу, и готово, - канючила внучка.
- Вот именно, тьфу и готово. А надо, чтобы это для тебя было – тьфу и готово. Ты совсем не умеешь писать, - сказала бабушка.
- Нас этому не учат, - возразила Салли, все еще надеясь, что бабушка смягчится и не будет столь категорична. - Бабуленька-душечка, ну помоги мне, своей любимой внученьке.
Она прижалась к бабушке и принялась ее целовать, пытаясь старым проверенным способом разжалобить и уговорить женщину. Антонина Михайловна, не обращая внимания на уловки любимой внучки, говорила с ней спокойно и строго, как обычно общалась со своими студентами.
- Очень плохо, что не учат. Но когда-то надо начинать. Так почему не в это раз. Ты хочешь, чтобы тебя считали взрослой, скоро и впрямь вступишь во взрослую жизнь, а свои мысли на бумаге складно выражать не можешь. Боишься чистого листа бумаги. Хочешь спрятаться за маму, за ее умение. Но в твоей будущей жизни мама не всегда будет рядом. Надо уметь самой быть взрослой.
- Но как? – обескуражено прошептала девушка, понявшая, что готовое сочинение ей не светит и работу, за которую она и не знала с какой стороны взяться, придется выполнять самой.
- Ну, тему подобрать я тебе помогу и готовый материал проверю, чтобы не было больших огрехов. Но что писать и как писать – это уже чисто твой выбор, и этого права я тебя никогда не лишу, - значительно мягче произнесла Антонина Михайловна.
- И о чем мне писать? – уныло спросила Салли. – Он такой огромный – Горький. Вон, сколько книг написал, - кивнула она полку, на которой выстроились в ряд книги писателя. – Что мне сейчас все читать?
- А это мы с тобой сейчас подыщем, - спокойно сказала бабушка. – Вот, пожалуйста, его первый рассказ "Макар Чудра". Кстати, он впервые был опубликован в Тифлисе в 1892 году в газете "Кавказ", так что первое "боевое крещение" Пешков получил в нашем городе. Чем тебе не повод, чтобы об этом написать.
- Знаю-знаю. Мы проходили этот рассказ. Там еще такая замечательная история про любовь  цыган Лойко Зобара и Радды. Как она ему сказала: "Встань передо мной на колени при всех, и тогда буду тебя любить". А он ее взял и убил, а потом встал на колени, а потом ее отец убил его, - затараторила Салли, передавая свою интерпретацию известного рассказа.
- Ну, зачастила, "любил-убил". Погоди, мне за тобой не угнаться, - умерила ее пыл бабушка. - В молодости я тоже была максималисткой и восхищалась этой историей цыганской любви между Раддой и Лойко. Мне импонировала гордая цыганка, я восхищалась условием, которое она поставила своему возлюбленному: встать перед ней на колени в присутствии всего табора. И только став старше, сама познав любовь и ответственность за чужие жизни, я поняла насколько кощунственными были эти слова, какую несоизмеримую цену требовала девушка за свою любовь. Да и не было там никакой любви, и гордости не было, а была непомерная гордыня, которая является одним их смертных грехов. Настоящая любовь не ставит никаких условий. Любящий человек скорее пожертвует собой, чем нанесет вред предмету своей любви. Но ты можешь написать свое мнение об этом рассказе. А еще можешь написать о его ранних романтических рассказах, которые для молодых более понятны, чем его более поздние произведения. Молодость увлекается романтизмом. "Песня о соколе" и "Песня о буревестнике" всегда были популярны среди школьников и студентов.
- "Над седой равниной моря ветер тучи собирает, между тучами и морем гордо реет буревестник, черной молнии подобный. Рожденный ползать, летать не может. Забыв об этом, он пал на землю, но не разбился, а рассмеялся", - речитативом, без всякого выражения продекламировала Салли.
- Все смешалось в доме Облонских, - рассмеялась бабушка.
Салли, довольная, что рассмешила бабушку, тоже заразительно рассмеялась. Так они обе и смеялись, заражаясь смехом друг от друга.
- Максим Горький прожил шестьдесят восемь лет, - отсмеявшись, продолжила Антонина Михайловна. – За это время он встречался со многими знаменитыми людьми того времени. А сколько интересных судеб коснулось его или его близких. Вот, например, твоя троюродная прабабка, кстати, твоя тезка, Саломея Андроникашвили уехала в Париж с Зиновием Пешковым, крестником и приемным сыном писателя. Она поехала, как сама говорила "за шляпками", но уже никогда не вернулась на родину. Зиновий Пешков был родным братом Якова Свердлова, знаменитого революционера, который прославился тем, что подписал приказ о расстреле царской семьи. А Зиновий остался во Франции, служил в Иностранном легионе, дослужился до генерала, возглавлял французскую разведку, дружил с де Голлем. Неисповедимы пути господни. Сколько раз за жизнь наши дороги зримо и незримо пересекаются с разными людьми. Иногда мы позже узнаем, а очень часто так до конца и не подозреваем об этом. Видишь, и ты косвенно связана с Горьким через свою прабабку. Ты можешь написать о Саломее, или Соломинке, как ее любовно прозвал поэт Осип Мандельштам. Это только один случай, а сколько таких переплетений было у других твоих предков. Разве все перечислишь.
- Спасибо, Ба, я подумаю, - задумчиво произнесла девушка, лицо которой отражало усиленную работу мысли. – Ты ведь потом проверишь, чтобы не было ошибок.
- Конечно, проверю, - пообещала Антонина Михайловна внучке.
А та уже упорхнула из комнаты, оставив после себя запах юности – запах счастья и безудержного веселья.