Сфинкс и Эмпедокл. Притча

Сергей Дворянов
                СФИНКС И ЭМПЕДОКЛ
                Театральная миниатюра
СФИНКС – чудовище с женским сердцем, в прошлом – амазонка
ЭМПЕДОКЛ – мудрец, целитель, пророк, аэд (по преданию – на глазах у своих учеников бросился в жерло вулкана Этна, сказав, что «его забирают боги»)
     Слышен шум морской волны и крики чаек
СФИНКС. Кто ты, смертный, назовись!
ЭМПЕДОКЛ. Ты - назовись первым!
СФИНКС. Дерзец!  Я - Хранитель вулкана Этна, великий Сфинкс!
ЭМПЕДОКЛ. Прекрасно. А я – Эмпедокл – аэд и странник. Я не такой великий, как ты…
СФИНКС. Знай - никто не пройдёт по этой дороге, до тех пор, пока не разгадает моей загадки.
ЭМПЕДОКЛ. Царь Эдипп уже разгадал её! (цитирует) «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух и вечером на трёх?» (отвечает на загадку) Я в курсе, чудовище, что это – человек, который сумеет дожить до старости. А ведь иные, Сфинкс, умирают ещё в младенчестве, когда ходят на четвереньках! Не так ли?
СФИНКС. У меня другая загадка, смертный. Слыхал ли ты про волшебную птицу, которая водится на Востоке и Западе, летает от Южного океана к Северному, гнездится лишь на платане, питается лишь чистыми плодами, пьёт лишь из сладкого источника!
ЭМПЕДОКЛ.  Да, я слыхал про эту птицу!
СФИНКС. Ты лжёшь! Назови её имя!
ЭМПЕДОКЛ. А если я назову её имя, ты пропустишь меня, Сфинкс?
СФИНКС, Обещаю всеми богами, которых знаю и теми, которых не знаю!
ЭМПЕДОКЛ. Имя ей – Агапэ  - Любовь к мудрости, не знающая границ и побеждающая любые препятствия.
СФИНКС. Откуда…! Откуда ты знаешь ответ, Эмпедокл?
ЭМПЕДОКЛ. Неважно.  Допустим услышал от жрецов храма Аполлона Ликийского.
СФИНКС. Лжёшь! Жрецы не знают ответа.
ЭМПЕДОКЛ. Хорошо…Мне его прокричали чайки - на Родосе.
СФИНКС. Чайки на Родосе?! Дерзец, ты вздумал шутить со мной?! Сейчас же отвечай, кто тебе назвал имя волшебной птицы?
ЭМПЕДОКЛ. О, великий Сфинкс - откуда я знаю имя птицы - это уже второй вопрос. С твоей стороны было условие, что я отвечу только на первый.
СФИНКС. Не хочешь – не говори. Но я… Я открою тебе свою тайну, Эмпедокл. 
ЭМПЕДОКЛ. Какую тайну?
СФИНКС. Я была рождена женщиной, амазонкой. Боги прокляли меня - и теперь я Сфинкс – стерегущий путь к кратеру вулкана Этна.
ЭМПЕДОКЛ. Правда? Печально…И долго тебе томиться в теле Сфинкса?
СФИНКС. До тех пор, пока один из смертных не станет бессмертным…Он должен загадать мне загадку - на которую я не знаю ответа.
ЭМПЕДОКЛ. Ты встретила его – этого отвратительного типа. Этого везунчика. Этого страдальца…А скорее всего – безумца.
СФИНКС. О чём ты говоришь, смертный?!
ЭМПЕДОКЛ. Вот мой вопрос, Сфинкс: «Как превратить своё сердце в платан, чтобы волшебная птица Агапэ свила в нём своё гнездо и навсегда поселилась там?»
СФИНКС. Клянусь, я не знаю!  И никто не знает этого!
ЭМПЕДОКЛ. Тогда уступи дорогу - смертному, который поднимается на вершину вулкана Этна, чтобы получить священный дар.
СФИНКС.  Нет! Этому дару завидуют боги!  Ты не сможешь получить его!
ЭМПЕДОКЛ. Я получу его, Сфинкс!
АВТОРСКИЙ ГОЛОС.  И тогда Сфинкс уступил дорогу аэду - и бросился в пропасть. Искупив проклятие, он вернул своё прежнее тело амазонки. А Эмпедокл поднялся на вершину, шагнул в жерло вулкана Этна и попал на пир, где его ждали боги…

                Слышен шум морской волны и крики чаек