Закопанские зарисовки

Валентина Куршина
Я сижу в автобусе «Краков – Закопане» и с жадностью редко выезжающего за рубеж туриста смотрю по сторонам, стараясь всё увидеть и надолго запомнить свои впечатления.
 
 Дорога лёгким серпантином  вьётся сначала по равнинной местности, но  постепенно начинает  подниматься всё выше и выше. Даже немного закладывает в ушах, как будто ты летишь в самолёте. Когда-то в молодости я  летала довольно часто, и это ощущение мне хорошо знакомо.  Вокруг, куда ни глянь, невысокие густо покрытые елью Татры. Но снега нигде не наблюдается. И это очень удивляет. Ведь я еду в знаменитый польский горнолыжный курорт. Хотя впереди ещё много километров, возможно, всё изменится к лучшему. В смысле наличия снега.

Итак, продолжу своё повествование. Дорога сказочно красива, удобна для транспорта и после подъёма начинает медленно спускаться вниз. Мы едем  почти три часа, хотя обычно с учетом остановок в небольших городках ехать  нужно не больше двух.  Но сегодня пробки,  очень много местных  машин устремилось  к лыжным трассам.

За моим сидением польский пан в течение всего пути тихим голосом ведёт с кем-то размеренный разговор по мобильному телефону. Звуки  ш-ш-ш, ж-ж-ж, ф-п-ш создают иллюзию работы вентилятора. Мои глаза начинают помимо воли закрываться, голова бессильно опускается на грудь, и я почти засыпаю. Меня укутывают  мягким покрывалом «Пшепрошу…спшоду…пшиежджа…мешканя…фпшишлым…»

-  Эй, подруга! Только не спать!               
Я энергично трясу головой, чтобы прогнать сладкую дрёму и продолжить любоваться красотами природы. Ведь я приехала сюда именно за этим. Кататься на лыжах я не умею и, ясное дело, не буду, а вот гулять, созерцать, наслаждаться  красотами зимних пейзажей  - это, как говорится, моё.

 Но  вот  тихое жужжание…Оно отвлекает, не даёт сосредоточиться моим мыслям. Наконец,  разбираю знакомое слово «добже». Оно повторяется снова и снова, и я  радуюсь, искренне надеясь, что  мой сосед закругляется. Но не тут-то было. После многократно повторенного «добже» разговор  благополучно продолжается  до самого конечного пункта нашего путешествия.

 Когда через неделю мы возвращались назад  в Краков, и опять сидящий по соседству поляк проговорил  без остановки почти два часа, я твёрдо уверовала, что поляки  -  чемпионы мира по продолжительности мобильных разговоров. И  это моё убеждение  никто и ничто  не изменит.

Теперь  несколько слов о самом Закопане. Это необыкновенно красивый небольшой городок на юге Польши, который 200 лет тому назад был маленькой неказистой деревушкой у подножия гор. Сейчас же – это известный центр культуры, отдыха и спорта, который посещают миллионы туристов.
Дома, как нарядные разукрашенные пряники, имеют свою,  ни с чем несравнимую архитектуру. Здесь она называется «закопанской». И, действительно, проехав через всю Польшу, таких домов мы больше нигде не встретили.

Везде чистота и порядок. Ухоженные внутренние дворики, тротуары, вымощенные плиткой, и полное отсутствие снежного  покрова. Как будто я приехала не в январе, а,  по крайней мере, в апреле. Из окна нашего номера в  гостинице «Версаль» (три звезды) открывался божественно-прекрасный вид на горы. Я бы только за эту чудную панораму добавила ещё одну звезду, ей богу!

Наш отель расположен в центре города. Каких-нибудь 300 метров, и ты уже на самой знаменитой закопанской улице – Крупувке. Здесь всегда царит особенная атмосфера праздника, сверкают витрины магазинов и из многочисленных ресторанов и кафешек доносятся соблазнительные запахи вкусной еды.

Что-что, а поесть здесь любят и умеют. Ароматные свиные  рульки, всевозможные колбаски-гриль, кровянка,  сочные  шашлыки, вареники с разными начинками, щедро сдобренные аппетитными золотыми шкварками. Всё это благоухает и как будто поёт – к нам, к нам, к нам!   Просто так пройти мимо никак не получается.  Сама порция – это уже отдельная песня.  Представьте, тарелки величиной с добрый поднос,  так что  съесть такое количество еды  одному просто невозможно.

В Закопане у  меня появилось смутное сомнение, что жители этого благословенного города  понятия не имеют, что такое холестерин, с чем его едят и почему  он очень вреден. И если даже в их еде есть этот самый холестерин, то это какой-то совсем  особенный  холестерин. Очень добрый и полезный, помогающий  закопанцам  жить долго и счастливо.
 Наверное, всё дело в дивном  чистейшем воздухе, наполненном  живительными  молекулами хвои. Эти молекулы, соединяясь с холестерином, напрочь лишают его привычной вредности. Как знать! И это моё второе  убеждение после незабываемой поездки.

В общем,  неделя пролетела стремительно, и я даже опомниться не  успела, как пришло время отъезда. Что ж, всё хорошее когда-нибудь кончается. Впрочем, как и плохое. Свою задачу я выполнила с лихвой –  много гуляла, дышала целебным  горным воздухом и даже покаталась на подъёмнике. Подо мной по белоснежной трассе мчались лыжники. Их сильные гибкие тела были устремлены вперёд,  встречный ветер рисовал нежный румянец на щеках (именно ветер, а не мороз, как  положено зимой, ведь никакого мороза не было и в помине – температура воздуха плюс семь), и я  впервые  пожалела, что в своё время  в школе очень часто прогуливала уроки физкультуры. Даже научилась играть в шахматы лишь бы иметь возможность пропускать ненавистную  физру.

 И вот вам результат – они с огромной скоростью несутся внизу, ловко разворачивая лыжи то в одну, то в другую сторону, а я смотрю на это волшебное действо сверху. Одно утешение – мне сверху видно всё, как поётся в известной песенке.

До свидания, Татры! До свидания, Закопане! Возможно, когда-нибудь я ещё раз приеду сюда…


   1 – 9 января 2014