Критикан

Валерий Пятинин
 На выставке современного искусства я принялся с интересом рассматривать очередную картину, как вдруг какой-то здоровенный напыженный жлобина с фотоаппаратом ухватился за пуговицу моего нового парадно-выходного пиджака.
— Это ты, что ли, испражнялся? Твоё дерьмо? — грубо и зло спросил он.
— Какое такое дерьмо? Где? — удивился я.
Жлобина, не отпуская мою пуговицу, кивком головы указал на картину под названием «Автопортрет».
— Я что, разве, очень похож на кого-то? — пытался я освободиться от наглеца, думая, что всё это, видимо, происходит в рамках разыгрываемого так называемого перфоманса…
— Да есть что-то во внешности у тебя общее с этими погаными современными художниками! Скажи мне честно, почему я должен погружаться с головой в это дерьмо, которое всем напоказ здесь выставлено? — не унимался наглый жлобина и хамло,  для убедительности ещё и наступив мне на ногу.
— Так не погружайтесь и не захлёбывайтесь! Кто Вас заставляет это делать? — я всё ещё пытался освободить мою бедную пуговицу от его хватки. — Кушать-то ему, автору, хочется, вот и пишет такие картины…
— И всё это дерьмо ещё кто-то и покупает? — удивился  жлоб, отпуская пуговицу. — Ты мне скажи! Почему мы, здесь в России, как обезьяны повторяем всё то, что нам с Запада навязывают? У нас что, нет своей, веками сложившейся, культуры? Сейчас рисуют одно дерьмо с претензией на что-то возвышенное! Даже песни поем уже на английском! Телевизор невозможно уже смотреть…
— А Вы посмотрите вокруг! Сейчас XXI век на дворе, и в мире идет всеобщая глобализация…
— Это не глобализация, а, скорее, американизация, дебилизация и разрушение не только России, но и душ человеческих… — горячился жлобина.
— Возможно, Вы, уважаемый, и правы, но глобализация неизбежна, поскольку происходит изменение человека и всего человечества! Сейчас настоящее искусство плохо продается, а продаётся, как Вы выразились, дерьмо, для престижа нынешних богатых, которые плохо в этом искусстве разбираются. Покупатели — бизнеснюки, которым не искусство нужно, а потешить своё тщеславие показухой, что он вот не такой, как все вокруг него мелкие людишки, а гораздо выше, умнее, богаче и значительнее. Вот многие художники и «включают дурака», на этом делая деньги. А этот автор, кстати, Академию художеств с успехом окончил, а сейчас вот такое, как Вы изволили выразиться, дерьмо пишет.
— Знаешь?! Я думаю, что им всем таким мазилам и пачкунам надо Душу, как свою  так и чужую, не отравлять и не поганить! Не продаваться за тридцать сребренников! — не унимался жлобина.
— Я думаю, что время всё расставит на свои места! Уйдёт и эта мода в современном искусстве! Главное — уметь не заражаться этим, как Вы давеча назвали, дерьмом! Я-то, было, подумал, что это всё перфоманс разыгрывается… Кстати, а знаете, чем современный перфоманс отличается от инсталляции, у которой, можно сказать, мы с Вами и находимся? Нет? Объясню. Инсталляция — это какашка, красиво оформленная и поданная на осмотрение зрителю. А перфоманс — это  публичный Процесс и Действие извлечения этой самой какашки!
     Судя по выражению лица напыженный дятел и критикан вроде как и немного окультурился. Стал извиняться… На том и расстались. Он сфотографировал картину и пошел дальше — смотреть и возмущаться. А я бросил взгляд на свой прикид и пуговицу — всё было цело. «Наверно, заезжий, турист или навозник, коли такой наглый и невоспитанный. Захотелось, видимо, ему пролялякать — поговорить, проболтать попусту… Хамло!» — думал я. После всего этого уже не было никакого желания  смотреть на нынче «модное» современное искусство, широко представленное на вернисаже нашей культурной столицы. Скорее уйти отсюда на свежий и чистый воздух!…
                Январь 2014 г.