6. Диплом

Лана Невская
Рассказ  шестой  «Диплом»   Из сборника  «Ольга Николаевна»
Начало см. "Бабуля"

                ХОРОШ   ДИПЛОМ,   А   ЧТО   ПОТОМ?

Когда мы встретились с  Ольгой Николаевной в следующий раз,  я застала ее не за чайным столом, как обычно, а за письменным, на котором было разложено, в одном только ей ведомом порядке, множество фотографий. Рядом на стуле стопкой лежало штук восемь маленьких,  уже современных, альбомчиков.
- Вот это – да! Вот это – архив! – воскликнула я,  едва поздоровавшись. – Чувствую, что сегодня мне придется остаться у Вас ночевать! Разве можно уйти, не пересмотрев всю эту историческую ценность, и не прослушав комментарии к каждой из них!

- Извините! Ударилась в воспоминания и совсем забыла о времени! Проходите, садитесь на диван. Я сейчас чай организую.
Соседка моя по горящей путевке в санаторий уехала. Так что пирогов не будет пока, а вот вареньем своим я вас угощу! Ассорти из пяти ягод!  Пользы необыкновенной! Витамины так и прыгают! – шутила она, доставая из шкафа банку с необычным вареньем.

- А, может, сначала фотографии посмотрим?- робко спросила я – А чай пока закипит, заварится!   
Мне не терпелось взглянуть на фото. Смотреть семейные архивы всегда было для меня делом очень интересным. Столько судеб, событий – просто зеркало эпохи! И чем старее фотографии, тем интереснее смотреть.
- Это – как скажете! Я никуда не тороплюсь. Если интересно – пойдемте фотографии смотреть! – моментально согласилась с моим предложением Ольга Николаевна. Видимо, ей и самой не хотелось прерывать это интересное занятие. И мы вернулись к письменному столу.

- Здесь все вперемежку. Руки никак не доходили все по темам разложить! Может, вот сейчас хоть начну – уже хорошо, а потом потихоньку доделаю. – Ну, откуда начнем? С начала трудовой деятельности?
- Давайте! Только чуть раньше. С окончания института, выпускного бала, распределения, ну, и прочих милых мелочей, которые предшествовали первому трудовому дню.
Ольга Николаевна взяла в руки стопку фотографий и стала рассказывать:
- Вот наша группа на экскурсии по Золотому кольцу. По-моему это Суздаль! А это – наш последний общий Новый год, последняя сессия – и мы разошлись на диплом.
С дипломом у меня связаны самые смешные (сейчас!) воспоминания! 
Тему мне дали – «Экономическая эффективность автоматизации промышленного производства на примере электротехнической промышленности». Уже по названию видно, что тема дебильная,  ни уму, ни сердцу! И куратора мне дали такого же – ни рыба, ни мясо Я его видела всего раза три  за 4 месяца.
Какие муки я пережила,  слоняясь по ЗИЛу и другим предприятиям, где от меня все отбрыкивались, потому что нигде никакой автоматизации и в помине не было!
Автоматические линии тихо ржавели под открытым небом, - их некому было налаживать. Пресс-автоматы работали как-то по своему личному, особому,  графику, и я никак не могла застать их в действии, чтобы посчитать количество изделий в час. Время шло, теория была давно написана, а практических данных у меня не было.
Время неумолимо иссякало, пора было уже таблицы чертить, а у меня еще ни одного расчета!
Чуть не в слезах, я пришла к своему бывшему куратору, в Министерство электротехнической промышленности, начальнику экономического отдела  - Ярославу  Георгиевичу Любинецкому, где я недавно проходила практику. Рассказала ему, куда меня направили  сначала, и куда «послали» оттуда потом, поплакалась, что у меня защита 25-го июня, а практических данных нет. И где их брать – не знаю!
- И это все твои проблемы? -  спокойно спросил он, а я  утонула в его больших  синих глазах, обрамленных черными пушистыми ресницами. - Вот тебе лист бумаги, ручка, садись и пиши! Значит так: пресс – автомат делает в минуту 15 поршневых колец, значит, в час он сделает – 15 умножить на 60 – 900 штук. На обычном ручном прессе прессовщик сделает за это время…
Через полчаса  активной «работы» я была полностью вооружена  достоверными цифрами и самыми современными знаниями о необыкновенной производительности автоматических линий  и эффективности внедрения пресс-автоматов в электротехнической промышленности! Еще через несколько дней диплом в черновике был отдан на проверку куратору, и вернулся  ко мне для переписки начисто и подготовки таблиц для защиты.
  До защиты у меня оставалась еще чуть больше недели, и я спокойно и аккуратно переписывала диплом,  чертила таблицы и считала, что вполне успеваю за три дня до защиты отдать его на рецензию.
Но неожиданно позвонил мой куратор и сказал, что он перенес мою защиту на неделю раньше, то есть на послезавтра, поэтому завтра в 10 утра диплом должен лежать у него на столе на рецензию, а схемы и таблицы  можно принести сразу на защиту. Он их там утром и подпишет.

Это был конец! У меня оставалось еще 45 страниц чернового текста,  и 3 таблицы из семи нужно было обвести тушью! Время было – 19  часов 35минут – запомнила на всю жизнь!
Предупредив родителей об аврале и попросив меня до утра не беспокоить, я села переписывать диплом начисто. Уж какая там каллиграфия! Я строчила как пулемет, даже не пытаясь вчитываться в текст, чтобы что-то запомнить к защите! Последнее слово я дописала ровно в 4 часа утра и с чувством выполненного долга плюхнулась в кровать, не чувствуя пальцев на правой руке, плохо соображая, что делаю,  но четко поставив будильник на 7 часов.
Еле продрав глаза, я как лунатик  побрела  в институт ловить куратора и отдала ему дипломную работу.
- Вот видите, - прекрасно все успели! А как расстраивались!- живенько сказал он   
Я не стала уточнять,  чего мне стоило его желание пораньше отстреляться и уйти в отпуск. Диплом на следующее утро я защитила на отлично, поэтому   никого ругать не хотелось.  Хотелось только спать!
   
Месяца за два до защиты, после сдачи госэкзамена,  у нас заседала комиссия по распределению  выпускников. Собрались представители предприятий и учреждений, которых интересовали выпускники   именно этого факультета, и, словно на рынке, принялись завлекать студентов кто чем мог: зарплатой, перспективами роста, спортивной базой, мед. обслуживанием, возможностью учебы в аспирантуре и защиты по месту работы, - старались на все лады. Мне почему-то было весело смотреть на весь этот балаган. Я сидела и выжидала, чего еще предложат?
Когда назвали мою фамилию, я встала, оглядела присутствующих,
и, в духе выбора института, сказала:
- Я живу на Рязанском проспекте. Меня бы устроил вариант  в получасе езды от дома, доброжелательный коллектив и  интересная работа с приличной зарплатой и перспективой роста.
Несколько секунд они оторопело таращились на такую нахалку, а потом засмеялись и наперебой стали агитировать меня работать именно у  них.
Я сначала пыталась слушать все предложения, но поняла, что уже запуталась и, по внешнему виду  выбрав понравившуюся мне кадровичку,  сказала, что я решила пойти в НИИ 10. Почему – науке это неизвестно до сих пор! Может – название легкое,  может – зарплату пообещали 120 рублей, а остальные – не больше 110 – не знаю. Сейчас анализировать бесполезно! Но я проработала в этом НИИ  20 лучших лет своей жизни, и не жалею об этом! И если бы не перестройка – работала бы до пенсии.
Когда зарплату перестали платить совсем, а не только задерживать, а директору  оборонного НИИ  всесоюзного значения вместо современной техники предложили выпускать пельменницы и сковородки по конверсии  – пришлось искать новое место. Вот тут и пригодились курсы бухгалтеров, которые я зачем-то кончила год назад. Но, об этом позже!               

Остановив свой выбор на этом закрытом НИИ, я получила ценную рекомендацию: быстренько начинать заполнять анкету в отделе кадров, потому что с первого раза ее не может заполнить правильно ни один здравомыслящий человек, а потом идет какая-то немыслимая проверка на предмет твоей пригодности для работы на таком ответственном месте! И длится она около трех месяцев!

Все оказалось истинной правдой! Анкету я сдала  с третьего раза, документы отнесла сразу после получения диплома – 27 июня, а допуск на работу получила лишь в начале сентября.

Но этому торжественному событию предшествовало еще одно, о котором просто не могу умолчать!
               

                Продолжение следует…
                См. «Одесса, мы тебя не забудем…»

10.01 2014 года