Целительная сила психотерапии

Арк Лапшин
             ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ  СИЛА  ПСИХОТЕРАПИИ (История в диалогах)
                (Из сборника "Рассказы об эмигрантах"
Осенним утром тридцатилетний, свежеиспечённый холостяк Костя Розин снова проснулся в липком поту, с ужасной и мучительной головной болью.    - Чёрт бы побрал этот сон! Не возможно  избавиться, всё-таки придётся обратиться к психоаналитику, - решил Костя.
***
- Здравствуйте. Моё имя –  Марк  Григорьевич Липкин.  Я – врач-психотерапевт. Господин Розин, что вас привело ко мне?
-  Здравствуйте, доктор.  У меня депрессия в сочетании с бессонницей.
- Давайте по порядку, господин Розин. Я могу называть вас по имени?
- Конечно,  Марк Григорьевич. Меня зовут Костя.
- Скажите, Костя, что вы имеете в виду, используя термин «депрессия»? Как давно у вас начались душевные проблемы?  В чём, конкретно, они выражаются? Что первоначально послужило их причиной?
- Полгода назад от меня ушла жена. Не сказав ни одного слова, любимая женщина, без прощального письма и выяснения отношений, сбежала из дома к хозяину компании, в которой она в течение последних трёх лет трудится в должности главного бухгалтера.  Любовник моей бывшей очень богатый человек.  Я страдаю от депрессии с того самого дня, когда обнаружил измену. Месяц назад мы с женой официально разошлись, по её инициативе.  Мои проблемы выражаются в упадке настроения, безразличии ко всему происходящему, отсутствии желаний и трудностях общения с другими людьми. Всё перечисленное сопровождается бессонницей. Если же мне  иногда всё-таки удаётся пару часов поспать, то я обязательно просыпаюсь с жуткой головной болью. Кроме этого, мне постоянно сниться один и тот же омерзительный сон...
- Замечали ли вы какие-либо изменения в поведении своей бывшей супруги до момента её ухода? Например, необычную холодность в интимных отношениях?
- Нет, не замечал. Дело в том, что по роду трудовой деятельности  мне приходиться много разъезжать по стране, я довольно часто отсутствую в своём доме. Бывшая жена с самого начала совместной жизни всегда была сдержана в супружеских отношениях. Я для себя объяснял хладнокровие своей супруги её  происхождением и строгим воспитанием – она родилась и выросла на Кавказе...
- Вы пытались остановить или вернуть супругу?
- Жена сбежала в моё отсутствие. После обнаружения пропажи я несколько раз звонил, умолял свою бывшую о встрече, предлагал обсудить наши обстоятельства. Она категорически отказалась от контактов в любой форме, только убедительно просила не препятствовать разводу. Нас достаточно легко развели в связи с отсутствием детей.
- А теперь, Костя, расскажите мне о вашем навязчивом сне.
- Доктор, мне, право, очень неудобно говорить о неприличных вещах, но, по всей видимости, у меня нет выхода...
- Костя, мы оба – взрослые люди! Не тушуйтесь...
-  Недавно я решил собрать в доме все женские вещи и переслать их по  новому почтовому адресу бывшей жены, чтобы ничто не напоминало мне о прошлом.  Под выдвижным ящиком туалетного столика я случайно обнаружил пачку цветных фотографий, на которых моя бывшая в компании с любовником представлены в обнажённом виде. Снимали сами себя, на автомате. Фантазия фотографа, выбор поз и сюжетов впечатлили даже меня – обманутого мужа.  Меня  особенно взбесила метаморфоза в поведении моей бывшей любимой – строгая сдержанность в моём случае и крайняя распущенность в отношениях с любовником... Особенно отвратительными выглядят несколько снимков, на которых моя бывшая жена страстно и отрешённо ласкает мужское достоинство любовника. Эта тема немедленно вылилась в навязчивый сон. Теперь каждым утром я просыпаюсь под одно и тоже кино: хорошенькая, пухлая блондинка в полном экстазе неистово забавляется с выдающимся мужским достоинством...
- Что, действительно, настолько выдающееся достоинство?
-  Судя по фотографиям, я вынужден признать: весьма достойное достоинство...   
- Такова жизнь мужчины, Константин. Не отчаивайтесь, мы с вами будем бороться с вашими проблемами вместе, вы вовремя ко мне обратились – ещё не всё потеряно. Я немедленно пропишу вам несколько сильных успокоительных препаратов. Нам предстоит долго общаться, Константин. Я уверен, что за несколько месяцев мы сумеем справиться с вашим недугом...   
  ***    
Марину Стрельцову из стационара в офис психотерапевта доставила машина неотложной психиатрической помощи.
- Моё имя –  Марк  Григорьевич Липкин.  Я – психотерапевт, кандидат медицинских наук.  Судя по сопровождающим документам, вас зовут Марина Владимировна Стрельцова.  Вам двадцать пять лет, по профессии – медицинская сестра. Марина, как вам известно, лицам, пытавшимся тем или иным способом покончить со своей жизнью, по закону, обязательно назначается психотерапевтическое лечение и наблюдение психотерапевта в течение продолжительного периода. После вашей выписки из стационара мне поручили выполнять амбулаторный этап  лечения. Этап обязательный, но вы имеете право отклонить мою кандидатуру. В этом случае вам назначат другого специалиста. У вас есть возражения против моей кандидатуры?
- У меня нет возражений, поступайте, как хотите, мне всё равно... Я вообще абсолютно здорова и не нуждаюсь в психиатрическом лечении. Я уже объясняла врачам, ещё в стационаре, что попытка суицида – это была моя минутная слабость, наваждение...
- Марина, пожалуйста, для начала нашего сотрудничества, подпишите специальную форму одобрения кандидатуры врача в двух местах, там, где я проставил галочки...
- Готово, доктор.
- Марина, мы сегодня составим удобный для вас график визитов в мой офис. Я обязан предупредить, что в случае нарушения расписания, вас опять определят на стационарное лечение. А теперь, пожалуйста, расскажите мне что заставило вас решиться на суицид?
- Доктор, в моём деле имеется вся необходимая информация. Разные врачи со мной уже беседовали по этой теме с десяток раз. Зачем сейчас снова повторять для вас мою историю, если она уже давно изложена в письменном виде?
- Марина, мы с вами, некоторым образом, коллеги... В обязательном для всех медиков курсе психиатрии вы, наверняка, изучали, что психоанализ предполагает вербальное общение целителя с пациентом. Мне необходимо прочувствовать вашу душу и её реакции. Кроме этого, я пытаюсь понять, какие именно драматические обстоятельства вынудили хорошую мать забыть о чувстве долга перед своим ребёнком?
- Тогда мне придётся повториться...  Я, по юной дурости, выскочила замуж в восемнадцать, сразу после окончания школы. По началу я очень любила своего мужа и гордилась им. Ещё бы – высокий, красивый парень, молодой специалист с высшим образованием и отличной работой.  Спустя несколько месяцев я поняла, что мой избранник совершенно невыносим в супружеской жизни. Павел оказался очень мелочным и патологически жадным человеком, крохобором в полном смысле этого слова.  Сразу после замужества я забеременела, а потом родила доченьку Аннушку. Муж  прилично зарабатывал, а мы с дочкой находились у  него на иждивении. Дорого же мне обошлась полная материальная зависимость от  Павла. Муж каждый день, в буквальном смысле слова, находил причину для устройства скандала по поводу моей неопытности или бесхозяйственности и ругался со мной из-за каждой копейки. Он всегда и во всем стремился экономить, самостоятельно покупал продукты и одежду для всех нас, включая даже нижнее бельё. Надо ли говорить, что он приобретал на рынке только самые дешёвые вещи и китайские подделки.  Он разрешал пользоваться памперсами для ребёнка только в исключительных случаях, высказывал крайнее недовольство, если я оставляла свою маму на ночлег, так как, по его мнению, пребывание в квартире  лишнего человека вызывает дополнительные расходы. Мы с мужем нигде не бывали и никогда не принимали гостей, а отпуска проводили в деревне, у его родителей. В качестве подарков близким муж всегда использовал сувениры, которыми его презентовало начальство или дарили коллеги по случаю Нового года или дня рождения.  Чтобы избавиться от материальной зависимости, я решила пойти учиться и получить востребованную специальность. У меня всегда была склонность к медицине, но я не могла себе позволить даже мечтать о медицинском институте, пришлось довольствоваться училищем. Когда я объявила Павлу о своих планах, он потратил половину выходного дня на расчёт экономического обоснования затрат на моё образование. Муж согласился  учить меня профессии медсестры при обязательном условии, что, при выходе на работу, я стану полностью отдавать ему собственную зарплату.  Он даже заставил меня подписать письменное обязательство. Когда я начала работать, постоянные претензии Павла по поводу моей низкой зарплаты,  его проверочные звонки в бухгалтерию больницы и обыски моей одежды для выявления денежных заначек меня окончательно доконали. Я страшно устала и  внезапно  поняла, что погибну, если буду продолжать жить вместе с мужем. Я категорически не могла больше мириться с его патологией и приняла решение о разводе. Не тут-то было –  Павел сразу предъявил мою расписку и заявил, что ни о каком разводе не может быть и речи до тех пор, пока я не погашу затраты на моё образование. Понимаете, доктор, речь у нас шла вовсе не о любви, и даже не о сохранении семьи ради ребёнка, а только о взаимных расчётах... Полный тупик!  На следующий день я отвела Аннушку к маме и наглоталась снотворного.  Соседка случайно обратила внимание на раскрытую дверь квартиры, вызвала скорую, меня откачали, муж решил, что я поехала головой и перестал надеяться на мои заработки. Однажды он посетил меня в стационаре и заявил, что согласится на развод, если я, на суде, официально откажусь от претензий на нашу общую квартиру и от алиментов на Аннушку. Я сейчас готова отказаться от чего-угодно лишь бы навсегда избавиться от этого больного человека...
- Скажите, Марина, на какие цели ваш муж собирал деньги, как он планировал их использовать ? 
- На подобный вопрос он всегда отвечал, что нам следует собирать на чёрный день...
- Ваш Павел действительно очень больной человек. Ему определённо, в первую очередь, нужно лечиться у психиатра...   
- Он больше не мой Павел – мы сейчас с ним разводимся на его условиях...
***      
- Добрый день, девушка. Вы тоже ждёте приёма доктора Липкина?
- Да, я ожидаю приёма, но беда в том, что Марк  Григорьевич звонил своей помощнице и передал, что задержится – у него трудный пациент в больнице.
- Подождём. Спешить некуда – меня никто не ждёт...
- У вас совсем нет близких?
- Жена сбежала к любовнику. Теперь вот приходиться посещать психотерапевта... Стерва, как впрочем и большинство женщин. Предательство на генетическом уровне – постоянный поиск лучшего самца и более устроенной жизни... Вы, пожалуйста, не обижайтесь – я сказал сгоряча, не подумав...  Вы сами почему здесь?
- Муж – жлоб, кулак, жадина и зануда довёл до попытки суицида. Сейчас мы разводимся...
- Понятно... Тоже проблемы из-за несчастливой семейной жизни. Обидно –пятница, конец рабочей недели, все нормальные люди отправляются развлекаться.  Кто в гости, кто в кино или в театр, молодёжь чешет в клубы, а мы с вами, как проклятые, проводим своё свободное время в очереди на приём психотерапевта.
- Да, я тоже об этом сейчас подумала... Действительно обидно!
- Меня Костя зовут. У меня нескромное предложение: давайте после приёма врача посидим в каком-нибудь ресторанчике или кафе... Почувствуем себя нормальными людьми... Я угощаю. Вы согласны?
- Я бы с радостью, но у меня маленькая дочь, она осталась с моей мамой.
- А вы позвоните, отпроситесь у мамы. Пятница – день развлечений...
- Моё имя – Марина. Я обещаю подумать над вашим предложением...
***
- Костик, милый, ну зачем ты меня вчера напоил? Я ведь и так согласилась  поехать к тебе – ты мне с самого начала очень понравился, да и соскучилась я по мужской ласке...
- Извини, я боялся, что ты откажешься. Мне с тобой очень хорошо, мне кажется, что мы знакомы целую вечность... Мариша, я не смогу жить без тебя. Мы теперь всегда должны быть вместе.
- Ты меня не осуждаешь за то, что я в первый же вечер согласилась пойти к тебе домой и, фактически, сама тебя соблазнила?
- Глупенькая, если два человека поняли, что они правильная пара, то разве имеет значение первый у них вечер или десятый...
- Ты так быстро всё понял? Я меня ведь есть ребёнок, девочка. Как ты относишься к детям?
- Я обожаю детей. Мариша, ты – моя награда за все страдания... Я тебя очень люблю, я буду любить твою дочь... Обещай, что мы будем вместе, пожалуйста...
- Я обещаю постараться, но должен же быть хоть какой-то испытательный период – нам ведь нельзя бросаться в новые отношения, как в омут головой... Тем более сейчас, когда у нас обоих такой тяжёлый период в жизни...
- Тяжёлый период уже позади!  Я лично уверен, что в нашем случае как раз и стоит сломя голову броситься в новые отношения... Мариша, я задам тебе очень глупый  вопрос, а ты постарайся ответить честно... Я тебя полностью устраиваю, как любовник?
- Милый, у меня нет большого опыта отношений с мужиками – до встречи с тобой я была близка лишь со своим мужем. На мой взгляд, ты самый лучший любовник на свете... Ты очень ласковый мужчина... Костик, твоя бывшая жена красивая?
- Я раньше всегда считал, что она красива, но в сравнении с тобой, она очень проста, настоящая деревенская клуша... Ты ещё и моложе...
                ***
- Константин Андреевич, извините за поздний звонок, это доктор Липкин.  Вы сегодня не явились на приём. Если без достаточно уважительной причины, то я всё равно включу ваш прогул, так сказать, в общий счёт... Вы обязаны, в подобных случаях,  предупреждать мою ассистентку заранее, желательно с самого утра.
- Всё нормально, Марк  Григорьевич. Я вам очень признателен за успешное лечение. У меня теперь всё хорошо в жизни, мои душевные проблемы разом  испарились, а бессонница исчезла навсегда. Благодаря вам, я теперь вместе с прекрасной женщиной, у меня даже появилась дочь. Мы счастливы. Вы смело можете присылать счёт – я всё оплачу. Вы извините, но я больше не нуждаюсь в психотерапии...
                ***
Мои друзья, Костя и Марина, однажды случайно познакомились, ожидая приёма в офисе психотерапевта. С тех пор они никогда надолго не расстаются, они вместе уже в течение пятнадцати лет. 
А.Л., Нью-Йорк, 2014.