Колядки в Святки

Иван Паршиков
Кто из нас не помнит колядок в новогодние праздники, особенно те, кто родился в деревнях. Для нас детей это был праздник, к которому готовились заранее, кто с кем и к кому пойдем колядовать. К злым и жадным не ходили. Итак, вечером, как только темнело маскарадились, надевали вывернутые мехом наружу кожушки, шубейки, лица мазали сажей, или делали из бумаги маски и группой выдвигались по улице. Стучались в дома, и когда запускали в дом, засевали пол заготовленным зерном и, распевая, требовали:
Колядин, колядин, я у бабки один,
Открывай сундучок, подавай пятачок!
Что есть в печи — в мешок мечи!
Хозяйки угощали, давали конфеты, пирожки — булочки, деньги — обычно мелочь — и мы шли дальше колядовать. Дареную еду складывали в мешок. Было весело, и чего греха таить, бывало и бражки по стаканчику подавали большеньким. Потом все подаренное делилось и съедалось.

Еще вспоминается, как утром на Рождество и старый Новый год обязательно раздавался неоднократный стук в дверь к нам. Это дядьки родные и соседские мужики шли на работу и мимоходом по дороге колядовали, принимали рюмку от хозяйки. Крякали, кто закусывал пирожком, кто как шолоховский Андрей из «Судьбы человека» после первой не закусывал, и тогда мама наливала еще одну рюмку, а рюмки ж у нас были нечета теперешним — граненные, на сто грамм. А потом, бурча для вида, мама заметала рассыпанное зерно…. Эх, прошли те счастливые времена!

В этот субботний вечер, прогуливаясь с супругой, я предложил, мол, давай коляднем? Вопроса к кому не возникло, пойдем в гости к майору Олегу и Татьяне Х…. Тем более давно собирались их навестить. Кстати, чтобы на святки колядовать наряжаться не надо. Итак, звоним.


И гостеприимные хозяева Олег и Татьяна встречают наше:
Открывай сундучок, подавай пятачок!
Что есть в печи — на стол мечи…


Олег сразу в сундучок за коньячком. На вопрос, мол, шо не бритый, ответил, что на старый Новый год готовый дед Мороз.

У Татьяны всегда стол готов и дом для гостей. Ну, и продолжение коньячком классическим. Это потом определил пришедший на огонек Сергей, другой однополчанин, что он классический.

Пошли воспоминания: … помнишь, а ты слышал, а вы знаете…. Мы жили последние годы службы в одном подъезде ДОСа в закрытом военгородке. Я на первом, а семья Олега на втором этаже, надо мной. И теперь, когда Родина подарила нам квартиры за службу, мы живем по соседству. В доме, где я живу, вообще четверо однополчан проживают. За разговорами время летело незаметно и тут звонок.

На огонек заглянул однополчанин подполковник Сергей Евгеньевич Н…, с супругой Светланой. И снова: а помнишь, а слышал и так далее….

Друзья — однополчане-отставники шось увидели-с

Настало нам время уходить и, прощаясь, я думал: «Все нормально сложилось у нас. Гражданка нас встретила с распростертыми, не распростертыми руками, но все устроены, и теперь только осталось вспоминать службу за столом».

Собираемся ехать на спорт, волейбол в городском спортзале, офицерам и прапорщикам ведь положено четыре часа в неделю заниматься спортом. Курим, балагуря у подъезда, ждем автобус. Выходит замполит полковник Александр Иванович, весь из себя спортивный, можно даже сказать фирменный, с лыжами в руках:
— Мужики!- это он нам, юношам бледным, с взорами туманными.- Бросайте грязное дело, прокуренный спортзал, давайте со мной на лыжах, свежий воздух, хрустящий снег, лепота. Вот где спорт!
Сергей Евгеньевич, жадно затягиваясь сигаретой, отвечает:
— Нет Александр Иванович, меня с детства, КОННЫЙ спорт не привлекает, — и хохот.

— Да мужики, сало — это сила, спорт могила,- говаривал нам, закусывая «хохлатским наркотиком», сотку «чая», начальник физической подготовки и спорта полка лейтенант Илаш, выпускник Ленинградского военного института спорта. И мы ему, почему-то верили. Почему, не знаю. А вы?

Фоторепортаж:http://voenternet.ru/sostav/