О чем молчат мастера

Светлана Фокина
Существует Комната. И вдруг существуешь Ты. Темно. В руках у тебя коробок со спичками. Ты не знаешь, кто ты, где ты, зачем ты и как тут оказался. Единственное твое знание – Ты есть, здесь, сейчас.  Ты открываешь коробок, достаешь спичку и поджигаешь ее. Это совершенно рефлекторное, прошитое в память твоих генов действие. И вдруг ты видишь пламя и его свет, ты ощущаешь тепло и заворожено смотришь на горящую спичку, пока она не погаснет… Догоревший окурок ты выбрасываешь и снова судорожно достаешь следующую спичку. И вот ты начинаешь замечать, что вокруг тебя есть еще кто-то, ты рассматриваешь их в свете горящих спичек, которые они держат в своих руках. Со временем ты признаешь в них тех, кем признаешь и самого себя. Таких, как ты, здесь много. Здесь – это в Комнате, из которой нет выхода (ты это лично не проверял, но тебе об этом много рассказывали). В этой Комнате нет света, кроме того, что дает пламя от спичек. Поэтому все, что тебе остается, молиться, чтобы спички в твоем коробке не заканчивались. Но они заканчиваются. Ты сам это видел, у других, конечно, у тебя пока что они есть… Ты также усвоил, что лучше держаться вместе, так больше света. К тому же, если твоя спичка вдруг погаснет, не догорев, ее может кто-то зажечь, если заметит. Но полностью сгоревшую спичку уже никто поджечь не сможет. Правда, надо быть осторожным, чтобы кто-то не отобрал у тебя твой коробок. Хотя и известно, что чужие спички не горят, и все-таки Другие (так ты называешь тех, кого видишь в тусклом свете) то и дело предпринимают попытки их забрать. Попавшегося за этим занятием наказывают – отбирают и выбрасывают его собственный коробок.

Поэтому лучше вместе. Ты привыкаешь к Другим, но, самое прекрасное, ты начинаешь их любить. Хотя нет, не так – ты откуда-то знаешь, что давно их любишь, даже не имея представления, что такое любовь. Поэтому когда в темноте исчезает чье-то лицо, ты испытываешь ни с чем несравнимую боль. Но… Ты продолжаешь смотреть на пламя своей спички. Тебе так сказали. Выхода нет.

Ты слышал о смельчаках, бросавших вызов темноте и смотревших не на пламя, а на то место, которое оно освещало. Перепуганные они возвращались назад, рассказывали о страшных дрожащих силуэтах и подтверждали – выхода нет.

Иногда ты погружался в забытье: закрывал глаза и тебе что-то мерещилось. Порой ты видел тех, у кого догорели все спички, но страх твой оказывался сильнее любви, и ты открывал глаза, чтобы снова увидеть хоть маленькое, но живое пламя.

И вот однажды (то ли после того, как пережил угасание очередной своей спички, то ли еще по какой-то причине) ты встретил человека с горящей спичкой, но закрытыми глазами. Ты бы и хотел пройти мимо, но не мог – твое тело отказывалось уходить из его поля любви.

- Выхода нет, - промолвил Он и вдруг безудержно рассмеялся, а затем все так же хохоча ушел в темноту.

С того момента в тебе что-то поменялось. Ты стал меньше смотреть на огонь и больше вокруг себя. А еще ты стал чаще закрывать глаза. Ты учился видеть в темноте, а еще очень сильно хотел научиться ее не бояться. Ты даже предпринял попытку выйти за пределы круга света, но тут же споткнулся и упал, выронив спичку, которая сразу потухла. Паника. Страх. Ужас.

И вдруг из ниоткуда возник Он, помог тебе подняться и поделился своим огоньком.

- Боишься? – спросил он и почему-то снова улыбнулся.

Ты сглотнул подкативший к горлу комок напряжения.

- Очень хорошо, - ответил Он. – Значит, живой. Как видишь, ничего с тобой не случилось. А теперь закрой глаза.

Ты нехотя подчиняешься его просьбе, хотя тебя никто не заставляет.

- Что ты видишь?

- Ничего, - боязно отвечаешь ты. – Можно теперь их открыть?

Он снова засмеялся.

- Ты боишься темноты?

- Да, - честно отвечаешь и все-таки приоткрываешь один глаз.

- Странно бояться того, чего не существует, ведь так?

- Как это?

Опять слышится его звонкий смех.

- То, чего ты так боишься, является отсутствием света. Темнота – это то, чего нет. И все-таки странно бояться того, чего нет.

И снова этот животворящий хохот.

- Мне пора, - говорит Он.

- Куда?

- Туда, откуда ты идешь.

- И что там будешь делать?

- Вернусь и закрою глаза.

- Зачем?

- Может, со мной их еще кто-нибудь закроет.

Он снова улыбнулся и ушел.

Первое, что ты хотел сделать, это пойти вслед за ним, обратно. Но легкость твоего спичечного коробка подсказывала, что вернуться ты не успеешь. «Глупо бояться того, чего нет», - повторяешь ты и закрываешь глаза.

Спустя время ты продолжаешь путь. Но теперь ты не смотришь на пламя, ты смотришь дальше, вглубь. И вдруг начинаешь видеть тех, у кого спички уже закончились, чьи лица, как ты думал, навсегда поглотила темнота. Они идут с вытянутыми вперед руками, и ты замечаешь, что некоторые из них уже приспособились видеть в темноте.

А потом… Ты поднимаешь голову вверх и там, высоко, видишь маленькие яркие точечки. А это значит… Значит, что нет потолка!!! Это откровение вдруг вливается в тебя потоком безудержной радости, потому что, если… Если нет потолка, то… Ты бежишь со всех ног. Далеко. Еще дальше. До бесконечности. И обнаруживаешь, что нет стен. На миг ты задерживаешь дыхание, а вместе с выдохом падаешь на пол, нет, на землю, от безудержного хохота. Выхода нет!!! За неимением входа…

И теперь ты ясно видишь. И понимаешь, что Комната – это иллюзия тех, кто смотрел на пламя спички вместо освещаемого пространства. Маленькие яркие точки на небе тебя радовали и намекали, что вскоре взойдет светило гораздо большее, и что зальет оно своим светом все вокруг. И ты уже знаешь, что называется это рассветом. Теперь ты не боишься потерять коробок. Кстати, ты так и не заметил, как догорела твоя последняя спичка. Нет, ты не ждешь свет, как спасение, тебе уже все хорошо видно. Но ты ждешь свет, как нечто незыблемое, обязательное и любимое.

Ты встречаешь рассвет. Первые лучи Солнца прикасаются к твоим векам, и ты наслаждаешься этой любовью, воплотившейся в тепле. В мире начинает появляться цвет, плоское становится объемным, сонное – бодрым.

Ты оглядываешься. Вокруг замечаешь Других, побросавших свои спичечные коробки и удивленно-радостно глазеющих по сторонам. И вдруг оказывается, что никто никуда не исчезал. Просто гасла спичка…

Кто-то кладет руку тебе на плечо, и ты слышишь такой знакомый смех.

- Правда, здорово!

- Еще бы! – соглашаешься ты.

- Смотрю, ты не потерялся.

- Потеряешься тут. А ты где был?

- Я вернулся туда, где искренне верили в существование Комнаты. Увидев, что я пришел Оттуда, они обозвали меня Мастером, окружили и уставились на пламя моей спички. Я сказал закрыть им глаза, но меня услышали единицы. Единицы из единиц покинули меня, хотя я прогонял всех, и прозрели в темноте. Я слышал, за ними последовали толпы в поисках выхода.

- А выхода нет, - подводишь итог ты и вы оба звонко хохочете.

Солнце разгорается все ярче, невидимый Художник умело пишет картину мира.

- Но зачем тогда нужны спички? – слетает с твоих губ еще один вопрос.

- Не догадался? – улыбаясь говорит он. – Солнце пройдет по небосклону и скроется. Ты заснешь, а когда проснешься, что-то должно тебе напомнить о существовании света. Почему бы спичкам и не быть таким напоминанием?

Он протягивает тебе полный коробок.

- Возьми. Пригодится. Но все-таки постарайся не забывать, а то каждый раз одно и то же.

- Но как сохранить это знание?

- Знает не это, - он касается твоей головы, - а это, - дотрагивается до центра груди. – Все остальное – дело практики.

 

Ом.