Лисицы

Вера Александровна Скоробогатова
 (Опубликовано в книге "Северные баллады" - в предисловии)
 

...Книга объединяет произведения, так или иначе связанные с Севером, Карелией, Финляндией. Кроме того, они... едва уловимо соединены вариациями мифического образа (ЛИСИЦЫ), принятого у многих народов мира...

...Первая повесть сборника — «Лисица» — мистическо-романтическая история на фоне достоверно изображенных событий Зимней войны, где действующие лица — финны, карелы и русские петербуржцы.
Кроме судьбы героини, столкнувшейся с призраками из разных времен и пространств, в повести с осторожностью очерчены трудности молодых современников, психологические проблемы бывших участников военных  действий, жизнь родной страны, доля сохранившегося недопонимания между народами, —  что актуально само по себе...

...Хочется прокомментировать метаморфозы, происходящие с одним из главных героев, уроженцем острова Сахалин — практически Японии — который был способен обращаться лисом (остается загадкой: в фантазиях или в реальности).
В фольклорных произведениях народов Востока, в частности — в Японии, распространён образ лисы-оборотня, лисы-духа — с достаточно вредным, но глубоким и благородным характером. Японская культура тем выше ставит человека, чем больше в нем оказывается граней и противоречий.
В мифологии лисы, как правило, проказничают и вступают с людьми в романтические отношения. Они обладают большими знаниями и магическим даром, создают сложные, почти неотличимые от действительности иллюзии, искривляют пространство и время, сводят людей с ума, но главная их способность —  это принятие человеческой формы. В "Лисице" с нею связаны секретные разработки японских ученых. Как индейские шаманы обряжались в лисьи шкуры ради исцеления, так пострадавшие люди должны были в результате биологических экспериментов обретать утраченное здоровье.
В индейских легендах лисица так же играла роль защитницы семьи. Подобное случилось и в повести: лиса сохранила семью героев.
На Востоке чаще всего считалось, что встречи с этими животными не сулят людям ничего хорошего. Однако в новеллах китайского писателя XVII века Пу Сунлина имеются вполне безобидные истории любви лисицы и человека.
Лисам не чужды здоровый альтруизм и желание заботиться о других. Они порядочны, так как обязаны сдерживать свои обещания, чтобы не понести наказание в виде отнятия магической силы.
Они являются людям как в образах женщин, так и в образах мужчин, непостижимы в своих действиях, окрыляют человеческий дух, зачастую оказываются преданными, искренними друзьями, но возмущаются всякой попыткой использовать их.
Иногда лис бывает невидимкой и посылает свои чары только одной своей избраннице, сердце которой не сковано обывательским страхом. В повести «Лисица» он, подобно своим мифическим предкам, вмешивается в жизнь героини, неся ей роковое очарование и приводя к границам смерти, но в итоге сам же дает исцеление, мир и счастье.
В остальных произведениях сборника «Северные баллады» угадываются женские образы, так или иначе схожие с образом лисы.
В восточной мифологии лисица с золотистой шерстью может творить чудеса и проникать в тайны мироздания, покоящиеся на взаимодействии мужского и женского начал.
В святилищах часто находились фигурки лис, держащих в пасти ключи от рая, а кончик лисьего хвоста нередко считался символом драгоценного камня счастья.
Часто лисиц описывали как  жен и разного рода соблазнительниц.
В тех историях случается, что мужчина женится на красавице, не зная о ее лисьей сущности, и придаёт большое значение преданности. После разоблачения героиня чаще всего вынуждена покинуть своего мужа.
Случается, что лиса становится восхитительной любовницей и верной подругой, добрым гением, охраняющим избранника от злых людей и духов.
Она так же может восхитить неописуемым очарованием, окутать полюбившего её человека наваждением, не давая жить спокойно и веля поступаться совестью. Она обольщает красотой, превращает мужчину в исполнителя своих приказаний, и тот действует, как во сне, теряя ощущение реальности, пока не умирает. Затем лиса идет охотиться за другими.
Спорный, однако, вопрос: добро она приносит герою или зло, так как трудно сопоставить нанесенный ею урон с теми нечеловеческими радостями и с погружением в подлинное счастье, из-за которых человек согласен даже на явную погибель.

Лисица как тотемное животное почиталась почти у всех народов земного шара. У славян она считалась символом женственности и, как ночное животное, нередко наделялась сверхъестественными способностями. Обитающая на опушках лесов, то есть в пограничных областях пространства, лисица и сегодня часто встречается в утренних или вечерних сумерках — в период "межвременья", когда мир людей теснее всего соприкасается с миром волшебства. Таким образом, лиса может стать проводником в царство фейри — волшебный мир, и встреча с ней, скорее всего, означает, что перед вами открылся доступ туда. Подобное случилось с героиней повести «Лисица».

Все произведения сборника «Северные баллады» несут в себе оттенки свободных ассоциаций, связанных с культами лис. Выбор остается за уважаемым читателем: заметить их или пропустить.
Языческие и религиозные темы, задетые в книге, никоим образом не противоречат ни одной из конфессий.

2013



Фото из Интернета