На развалинах счастья 21 глава

Римма Стаханова
Степан вернулся к себе домой. Вещи, перевезённые со старой квартиры, всё ещё в беспорядке лежали в углу, но у него не было ни желания, ни времени  заняться ими.
Он прошёл на кухню, сварил кофе и, включив телевизор, сел в кресло.
   Вот уже несколько недель он не мог решить свою проблему, а вернее разобраться в самом  себе. Посоветоваться ему было не с кем. Мать уже высказала своё мнение по поводу его выбора. Из друзей, он мог  рассказать об этом только Лёве. Но тот уже сказал другу, что он думает по этому поводу. Круг замкнулся. Степану нужно было самому решать этот сложный вопрос. Он не был бы таким сложным, если  бы  Степан сам его не усложнял.
   Молодой человек нашёл уже работу в новом городе, где решил обосноваться. Его взяли в рекламное агентство. Зарплату пообещали хорошую, и он согласился. Тем более, что график работы позволял ему  иметь достаточно свободного времени.
   Степан поставил чашку на стол и подошёл к окну. Вид из окна его не устраивал. Квартира находилась на первом этаже, окна выходили во двор. Прямо у подъезда парковались машины, а это и шум и выхлопные газы. Но покупая эту квартиру,молодой человек  смотрел вперёд. Он не собирался жить тут всю жизнь,купил её, потому что она была намного дешевле других.
    На столе зазвонил телефон.
- Как добрался? – спрашивала Раечка. И Степан почувствовал, что она в этот момент улыбается.
- Нормально. Вот сижу, кофе пью. А ты как?
- Рисую. Я тебе забыла сказать, что завтра выставка картин. Если хочешь, можешь прийти.
- А ты тоже там будешь? – спросил Степан и  понял, что спросил глупость.
- Буду, если ты меня туда отвезёшь, - ответила девушка.
- Ну, конечно, отвезу, во сколько?
   Договорившись о встрече, Степан обрадовался. Ему интересно было попасть на эту выставку, послушать людей, что они  скажут о художнике.
   Взглянув в сторону вещей, молодой человек всё же решил не откладывать больше  эту работу. Он энергично начал сортировать одежду, развешивать в шкаф. Разобрал бельё, расставил книги по полкам, осталось только разложить посуду, но в это время в дверь позвонили.
На пороге стояла миловидная девушка, держа в руке молоток.
- Вы меня убивать пришли? – пошутил Степан, а соседка смутилась.
- Нет, извините, пожалуйста. Вы мне не поможете прибить полку? Я не могу толку дать.
- Ну как же не помочь такой хорошенькой девушке. Показывайте, что там у вас.
   Степан мастерски вбил гвозди в стену и повесил полку.
- Вот, пожалуйста, готово! Если что, зовите, и он ушёл.
    Зайдя в свою квартиру, задумался, оглянулся на дверь и поймал себя на том, что ему понравилась девушка. Но мысли тут же переключились на Раечку. Он решил не спешить с женитьбой, но не потому, что разочаровался в ней, просто нужно было всё обдумать, взвесить. Ведь это не картошки мешок купить! Степан решил побывать у психолога. Кто его надоумил? Да, никто. Просто он понимал, что запутался в своих чувствах. Нужно было, чтобы кто-то помог разобраться в самом себе.
    Он набрал номер телефона, который нашёл в объявлениях и договорился о встрече.
Светлана Станиславовна, психолог, встретила его радушно. Пригласила сесть.
- Я Вас слушаю. Расскажите о причине, которая привела Вас ко мне.
   Молодой человек долго собирался с мыслями. Наконец, решился.
- Я нахожусь в затруднительном положении. Не знаю, правильно ли я поступаю. Хочу жениться на девушке, но она инвалид.
- Что Вас смущает? – спросила психолог, - Вы  не уверены в своих чувствах к ней?
- И "да", и "нет",  – ответил Степан.
   Светлана Станиславовна внимательно посмотрела на клиента.
- Вы её любите? – задала она вновь вопрос.
- Мне с ней хорошо.
- Я не спросила: хорошо Вам с ней или нет. Я задала конкретный  вопрос,  и Вы должны дать конкретный ответ.
   Молодой человек молчал.

- Хорошо. Скажите, у Вас была раньше девушка?
- Да. Была. Мы даже хотели пожениться.
- Не поженились? А причина? – спросила женщина.
- Она мне изменила перед самой свадьбой.
- Понятно. Но её-то Вы любили?
- С института. Но тогда  она не смотрела в мою сторону. А  через несколько лет сама пришла.
- Вы обрадовались, что она наконец-то обратила на Вас внимание?
- Да, так и было.
- А с ней Вам было хорошо? – вновь спросила психолог.
   Степан никогда об этом не думал. Он был просто счастлив, что она была рядом. Он мог ласкать её, любить. В конце концов, мог наблюдать за ней, как она красится, как одевается, как кокетничает с ним.
   Светлана  Станиславовна ждала. Когда пауза затянулась, она задала очередной вопрос.
- Что у Вас с ней было общего? Какие-то интересы, или может занятие?
- Ничего! Мы с ней вообще мало разговаривали. Чаще я говорил, а она молчала, но  ей нравилось, когда я приглашал гостей. Тогда она бывала весёлой и разговорчивой.  Такой она мне больше нравилась.
- А с Раей? Как складываются с ней отношения? – спросила вновь женщина.
- Она вообще умница! Может поддержать любую тему. Ей всё интересно! Она и рисует, и стихи пытается писать. Рядом с ней я чувствую себя  нужным.
- Это потому, что она инвалид?
- Нет, что Вы! Об этом я даже забываю иногда.
- Она знает о Ваших намерениях?
- Да. Мы с ней говорили насчёт совместной жизни. Я думал, что нужно попробовать сначала пожить.
- Что она ответила?
- Что она не подопытный кролик!
   Светлана Станиславовна заулыбалась.
- Молодец, девочка! Она ещё и с юмором.
- В любви ей признавались? – спросила  она.
- Нет.
- Значит, Вы хотите услышать моё мнение по поводу женитьбы?
- Да.
- Ну что ж. Только ведь я таких советов  не даю! И вообще, советы давать- это плохое занятие. И научить я Вас ничему не могу. Но попробую помочь Вам  разобраться в вашей ситуации.
- Вы много лет любили бывшую однокурсницу, которая предпочитала других парней. Но когда у той ничего не получилось, она решила, что Вы тот человек, который  может обеспечить её будущее. Но при этом она не собиралась хранить Вам верность. Вы были для неё удобны тем, что всё прощали, на всё закрывали глаза. Но она просчиталась. За годы Вы поумнели и стали понимать, что просто любить, не получая  ничего взамен, это глупо. А дать Вам она ничего не могла. Вы ждали её любви, но её никогда не было!
   А Рая оказалась намного умнее, интереснее, даже живее, если хотите. С ней Вам  уютно. Вы чувствуете себя рядом с ней мужчиной, готовым и способным помочь. Как Вы сказали, Вам с ней хорошо! Но этого недостаточно для брака. Между Вами должна пробежать  искра. Вы должны почувствовать, что нужны друг другу. Если этого не произойдёт, то рано или поздно отношения  прекратятся. Или Вы просто останетесь друзьями. Но это лучше, чем потом делать больно друг другу.
   Если Вы просто хотите девушке помочь, будьте хорошим другом для неё. Это дорогого стоит. Ну, и наконец, семья – это дети. А она и так будет для Вас, как ребёнок. Поверьте, у  Вас это пройдёт. Просто эта девушка сумела Вас увлечь своими достоинствами. Но Вы встретите молодую, здоровую и поймёте, что заблуждались в своих чувствах.

   Слушая Светлану  Станиславовну, Степан вдруг вспомнил соседку, и ему стало стыдно. Он вдруг осознал, что обратив на неё внимание, предал Раечку.
Долго ещё молодому человеку придётся разбираться в себе. Психолог не сказала ничего нового, чего бы он не знал. Но главное, Степан уловил основную суть. Раечка помогла ему пережить  его драму. Он понял, что может ещё  кого-то  полюбить.
    
   А Мария ехала к подруге в офис. Вероника позвонила ей накануне и пригласила в гости, но Маша пообещала только заехать к ней на работу, чтобы поболтать.
– Ну, слава тебе, Господи! Явилась, наконец. Ведь если бы я не позвонила, сама бы ты не соизволила приехать.
- Ты же знаешь, что дел много. А если честно, то не хочется  ничего, - и Маша отрешённо посмотрела в окно.
- Знаю я о твоих переживаниях. Только ведь ты сама виновата. Сколько можно мужику мозги  пудрить? У него ещё терпения хватает! Другой бы давно плюнул и нашёл себе посговорчивее, - выговаривала подруга.
- А, по-моему, у него всегда она была, - зло выпалила Маша.
- Не кипятись! Ты же прекрасно знаешь, что Соня ему не нужна! Пойми ты это, наконец!
- Так поздно теперь. Кстати, а надолго он уехал? - спросила Мария.
- На шесть месяцев.
- Ого! В офис звонит? – поинтересовалась подруга.
- Что? Привет передать? Вот позвонит ещё раз, и я ему всё выскажу. Долго Вы будете мучить друг друга? Кто-то должен быть умнее!
- Ты чего так разошлась? Для этого меня пригласила? – засмеялась Маша.
- Ладно, что хоть смеёшься. А то, я уж думала, что ты в депрессию впала, - и подруга обняла Марию, - не переживай, всё образуется. Дай слово, что как только он приедет, вы поговорите.
- Даю слово! Довольна? – и подруга встала, чтобы уже бежать.
- Нет, так дело не пойдёт. Вино ты не любишь. Но кофе-то выпьешь чашечку?
- Кофе можно!
- Всё, сейчас несу!
   Вскоре по офису распространился запах кофе, а подруги, расположившись в креслах, наслаждались его ароматом.

    Димку пообещала забрать из садика  бабушка. Поэтому Мария прямиком  от подруги поехала домой. В почтовом ящике лежало письмо. Давно она не получала писем.
- Интересно, от кого это?- подумала женщина и надорвала конверт.
Она начала читать.
"Здравствуйте, Мария Павловна! Пишет Вам незнакомая женщина по просьбе  Веры Андреевны, родственницы Вашего мужа.(мужа?) Дело в том, что она очень больна, но хочет увидеть перед смертью(перед смертью?) Вас и вашего сына. Я думаю, что Вы не откажете в её просьбе. Адрес написан на конверте. Только, пожалуйста, поторопитесь. Нина Петровна, сиделка".
   Мария прочитала обратный  адрес.
- Далековато! – подумала она.
    Мария зашла в дом, села в прихожей на пуфик и задумалась, держа в руке письмо.
"Вера Андреевна... Это она помогала Антону продавать родительский дом. Но ведь она ещё не такая старая. Что же случилось с ней? Она же писала раньше письма, а потом замолчала".
   Мария с сожалением подумала о том, что так и не нашла времени навестить тётю Антона. "Нужно срочно ехать", - подумала она и позвонила матери.
- Мама, мне нужно уехать на время. Я завезу тебе Чопика. Завтра рано утром я заеду за Димой.
- Так оставь его у меня, а сама поезжай, - поспешила обрадовать дочку Тамара  Викторовна.
- Да в том-то и дело, что я с ним поеду, - и  она передала матери содержание письма.
- Жаль женщину. Что ж, поезжай. Так ты на машине? – спросила мать.
- Так получится быстрее. Правда, дорогу нужно изучить. Придётся карту купить. В общем, ждите завтра утром. Как там Дима? Чем занимается?
- Да мы тут с ним купили набор солдатиков, вот и играем с ним вместе, - весело проговорила Тамара Викторовна.

            На другой день Маша уложила в машину нужные вещи и рано выехала из дома. Она знала, что ехать придётся долго, поэтому запаслась едой и питьём. Взяла Диме сменную одежду.
Сын обрадовался, что они поедут далеко. Он прощался с собачкой, объясняя ей:
- Ты бабушку слушайся. А я скоро приеду обратно, - потом подбежал к бабуле, поцеловал её и забрался в машину.
- Доченька, только осторожнее езжай, не гони, - напутствовала её мать.
- Мама, да я  же не Шумахер! Тем более с ребёнком еду. Я тебе сразу позвоню, когда будем на месте, не переживай, - и она обняла мать.

Всю дорогу Димка восторженно восклицал, комментируя матери то, что видел за стеклом машины. А Мария сосредоточенно изучала карту. Трасса была ещё свободной, и ехать было хорошо.
Маша подумала о том, что нужно будет съездить на то место, где погиб Антон. Наверняка, кто-то из родных знает. Они уже проехали  треть  расстояния, когда стемнело, но останавливаться Маша не хотела. Дорога каждая минута. Она уложила сына на заднее сидение спать, выпила из термоса кофе и поехала дальше.
   Как сейчас не хватало Вячеслава! Он бы не отпустил их одних. Но и с ним туда приезжать  тоже  нехорошо:
"Да что я? Разве об этом сейчас нужно думать? А интересно, не той ли они едут дорогой, на которой погиб Антон?"
Маша зябко поёжилась. На улице было совсем темно. Нет, фонари, конечно,  горели, но вокруг дороги чернел лес.
- Главное, не останавливаться, – подбадривала себя  Мария.
    Проезжая какой-нибудь населённый пункт,у Маши на душе  становилось  повеселее. А когда ехала мимо леса, её брала оторопь. Чтобы как-то подбодрить себя, она включила тихо музыку: - "Вот, теперь другое дело!"
Димка спал, причмокивая во сне. Он-то папу своего родного и не видел, а Маша помнит всё. Только нет теперь уже  той  боли, которая не давала ей тогда жить. Не зря говорят – время лечит.
    Только через двое суток они оказались на месте. Нашли нужную улицу, дом.  Время было раннее, и посёлок ещё спал. Мария не стала пока будить Димку, а пошла к дому. Постучала в калитку. В окно выглянула какая-то женщина. Она выскочила, набросив на себя шаль.
- Батюшки мои! Приехали! Наконец-то! А мы так волновались за вас. Долго вы добирались. Устали, наверное,  с дороги. Проходите скорее. А малыш-то где? - суетилась женщина.
- Он ещё спит. Сейчас я его разбужу, - и Мария пошла вновь к машине. Она разбудила сына, который крепко спал, взяла его на руки и вытащила из машины.
Вместе с ним она вошла в дом. Женщина, которая их встретила, представилась сиделкой тёти, Ниной Петровной. Она была очень полной и видимо страдала одышкой. Ласково потрепав ребёнка по головке, она сказала:
- Сейчас я вас накормлю, а уж потом - и всё остальное.
   Женщина  достала из духовки блины. Они ещё были тёплыми. Поставила на стол мёд, варенье и налила чаю. Выпив две чашки подряд, Мария почувствовала, как её клонит ко сну.
- Ничего, ничего. Ты не стесняйся. Это понятно, что с дороги, устала. Иди, ложись, отдохни, - и  женщина  разложила диван.
- Нет, сначала я хочу увидеть Веру Андреевну, - попыталась сказать Маша, но так и не договорила. Только коснулась головой  подушки, тут же  провалилась в глубокий сон.  А когда проснулась, увидела Димку, который лежал рядом с ней,  прижав к себе плюшевого котёнка.
- Извините, я проспала, - сказала Мария, увидев Нину Петровну, которая чистила картошку за столом.
- Скоро обедать будем. А сейчас проходите в комнату к Вере Андреевне. Она вас ждёт.
Димка, услышав разговор, проснулся.
   С замиранием сердца заходила Маша в комнату. Она боялась увидеть больную, но ведь для этого и приехала.
Димка прижался к маме. Маша вместе с ним  подошла к кровати.
- Подойдите поближе, - еле выговорила женщина.
Маша присела на стул, стоявший рядом с кроватью, Димка встал рядом.
- Вера Андреевна, простите меня, что я не приезжала к вам. Я очень сожалею об этом, - проговорила Мария, не в силах сдержать слёз.
    Женщина была очень худа. Лицо её было  жёлто-серым. Руки настолько тонки, что страшно было смотреть. Бесцветные глаза впали, но в них всё ещё можно было разглядеть доброту.
- Подойди ко мне, - прошептала больная и посмотрела на Диму.
- Дима, не бойся, подойди к тёте,- подбодрила сына мать и подвела его к женщине.
- Ты так похож на своего папу, - сказала Вера Андреевна и обратилась к Марии, - Спасибо, что привезла его.
   Было видно, что ей трудно говорить. Она даже попыталась улыбнуться, но улыбка получилась вымученной. Потом она взяла Машу за руку и сказала:
- Не кори себя. Тебе нужно жить и поднимать сына. Я желаю тебе счастья. Теперь могу спокойно умереть. Идите, вам обедать пора.
   Мария не могла больше смотреть на то, как мучается бедная женщина. Она закрыла лицо руками и заплакала. Нина Петровна стала её успокаивать, но чем больше она говорила, тем тяжелее становилось у Маши на душе. Ведь это та последняя  ниточка, которая связывала её с родными Антона. Она понимала, что  тётя  тоже пережила смерть племянника нелегко, как и она сама. Ведь та была последней, кто видел Антона живым.
- Машенька, не нужно плакать. Успокойся и садись за стол. Не пугай ребёнка. Посмотри, как он глядит  на тебя,-  сказала  Нина Петровна и, оставив их за столом, пошла в комнату к больной.

       Продолжение следует.......