Силуэт 23. Старый Хрен и другие Отрывок

Алексей Яблок
                Старый Хрен.

                Особый интерес представлял городской сумасшедший  старый Хрен. Хрен – это не то, что обычно скрывается под этим словом, а фамилия небоги, а старым его называли в отличие от его сына - молодого Хрена – человека уважаемого в посёлке по  меньшей мере в силу трёх обстоятельств: был он машинистом паровоза (самая престижная профессия на железнодорожной станции), самым сильным мужиком и капитаном футбольной команды.
                Старый Хрен (а было ему всего-то лет 65-67) на  здоровье тоже не жаловался: могучий, как старое дерево, с бычьей шеей, жилистыми руками и сверкающей летом и зимой бритой приличных размеров головой. Признаки сумасшествия у Хрена  проявлялись в том, что, проходя по главной (практически и единственной) улице посёлка, он зычным голосом вещал разные политические лозунги, естественно, верноподданического содержания. Путь  его обычно пролегал от единственного в посёлке трёхэтажного красного здания, где проживали железнодорожники,  до поселкового базара. Обочина, по которой шествовал старый Хрен, немедленно пустела: у него был устрашающе агрессивный  вид, хотя за все годы он пальцем не  тронул ни одного человека. Вообще, сумасшествие  старого Хрена выглядело каким-то избирательным. Жил он с женой много лет, вырастил двух дочерей и сына, дома себя вёл мирно… Но, выходя на люди, преображался. На рынке Хрен, не переставая выкрикивать лозунги и проклятия врагам советской власти, собирал дань продуктами с сердобольных, побаивающихся блаженного, крестьян и отправлялся в обратный путь.
                Мысли старого Хрена иногда путались, оттого и его  декларации выглядели достаточно странно:
                - Смерть империалистам – поработителям трудового народа! Позор приспешникам капитализма – наши доблестные органы пересадят всех предателей Родины и врагов народа! Убийцы, мучители и изверги!
                - Позор подлым космополитам, под прикрытием белых халатов убивающих наших вождей! Собакам – собачья смерть!
                Симкина мама по поводу старого Хрена говорила:
                - Эр махцех мишиге ын махт мишиге эймицн… (Он сам придуривается, а дураком делает кого-то).
                Старый Хрен был самым постоянным и, конечно же, бесплатным Мишкиным клиентом. Два раза в неделю, а то и через день, совершая свой «хадж» по улице Ленина он заходил в салон, без лишних слов усаживался в кресло, иной раз вышвыривая не достриженного клиента ( кто помоложе), и добрый Мишка наскоро выбривал круглую голову старика. После чего клиент поднимался и молча, не обращая внимания на мастера, выходил в дверь. К сидящим на скамеечке во дворе, ожидающим своей очереди или просто зевакам Божий человек обращался с дежурным  лозунгом или проклятием, затем следовал дальше проторенным путём.

                Мозоль.

             Ещё один любопытный клиент Мишки-рыжего – Федя Мозоль. Фамилия эта в местечке  была на слуху: три брата, три мозоля «на теле» посёлка. Как это повелось в русских сказках, двое  слыли умными, а третий – дураком. Старший из братьев – народный судья, второй – тоже при номенклатурном деле, а Федя был электромонтёром. Вот называть ли Федю Мозоля дураком? Здесь у Симки  имелись большие сомнения. Федя не был сумасшедшим, Федя не был даже странным. Он был необычным. И необычность Федина состояла в том, что Федя любил петь. Вёл он себя на улице приблизительно так же, как старый Хрен, с той только разницей, что вместо дурацких лозунгов и проклятий, Федя пел. Причём, пел не простые песенки или частушки, а арии из оперетт. Именно от него, от Феди Мозоля Симка и его сверстники впервые услышали музыку Кальмана, Оффенбаха, Штрауса.
                Сильва, ты меня не любишь.
                Сильва, ты меня погубишь…
                Сильва, ты меня с ума сведёшь,
                Если замуж не пойдёшь!
                И хоть в дальнейшем   Симка, большой любитель оперетты (может и благодаря Феде), слушал эту арию много раз, в памяти остались именно те слова, которые распевал младший Мозоль. Пел Федя  довольно приличным тенором, абсолютно чисто, не фальшивя ни единой нотой. Прохожие оглядывались на шедшего всегда под приличным «шафе» Федю, кое-кто покручивал  пальцем у виска, а Федя пел и радовался жизни.

                Обермейстер.

   … На скамеечке в кругу слушателей часто можно было увидеть невысокого, тщедушного  пожилого мужчину с лукаво-морщинистым лицом и весёлыми глазами. Обычно он «травил» разные притчи и байки, которые с удовольствием слушали досужие собеседники. Фамилия этого весельчака была Обермейстер, работал он то ли снабженцем, то ли бухгалтером в конторе «Заготзерно» и был знаменит, как местный Василий Тёркин. Обычно его байки были безопасными – шолом-алейхемского толка; рассказывал он их в лицах да так, что порой в героях его побасенок угадывались многие из земляков. В 1949 году Обермейстер рассказал не самый  удачный свой анекдот, рассказал его на работе. Через два дня вечерком его подобрал «чёрный воронок». Суд скорый и праведный дал бедному Обермейстеру 25 лет и тот отправился в места не столь отдалённые, но отдалённые достаточно, чтобы оттуда уже никогда не вернуться…


    P.S. Этим незатейливым текстом автор заканчивает подборку своих наблюдений «Силуэты судеб», где без претензии на пафос и выспренность выведены мелькающие в памяти образы из прежней жизни. Все эти рассказы, очерки, миниатюры были написаны в течение последних десятка лет. Публикуя и перечитывая их, автор сам испытал чувства, которые овладевают тобой при встрече со старыми друзьями. А это, поверьте, дорогого стоит...