Пепел театра стучит в моё сердце

Виктор Шалаев 2
      
   Засл. арт. Р/К, режиссёр,драматург,    
   член союза журналистов Р/К, почётный   
 гражданин  Петропавловска (СКО)

      Пепел  Театра стучит в моё сердце…
                « пепел Клааса стучит в моё сердце…. (Тиль Улиншпигель)»
Взяться за данную статью заставила публикация в NY.KZ  Караганда «Режиссёры в шоке от труппы Карагандинского русского театра им. Станиславского»

Театры,  (не только Карагандинский) как общественные институты, находятся на грани умирания, несмотря на новые формы, зачастую направленные на эпатаж, но никак не на поиски мысли, духовности, добра и света.

В какой же атмосфере выживает сегодняшний театр (периферийный) в новом историческом пространстве, так называемого, «общества потребления».

Процесс, который всегда в прежнем театре считался главным, т.е. репетиционный процесс, процесс актёрского совершенствования, отошёл на последний план.

 В театре всё чаще стали появляться разовые режиссёры, приглашённые из соседних республик, которые практически ни за что не отвечают… Их задача как можно быстрее выпустить спектакль, и получить деньги.  Они не отвечают за творческий рост артистов, и, как правило, делают кальку со своих старых постановок в других театрах, то есть предлагают продукт второй свежести. У них уже готовые эскизы оформления спектаклей, запись музыкальной партитуры.

Мне знаком один из таких постановщиков, якобы из Москвы, а живущий в подмосковье и ни дня не работавший в столичных театрах. Он пополняет свой  бюджет только за счёт разовых постановок в дальних театрах. Он привозит видеозаписи спектакля, который должен поставить,  даже не своей постановки, а какого либо другого крупного театра и говорит актёрам: «Ваша задача скопировать игру и мизансцены этого спектакля».

 Директорам такая работа, почему то, нравится и …. не смею утверждать, но возникает подозрение, что здесь, иногда, может  присутствовать делёж гонорара.

Конечно же, одним из важнейших условий благополучия театра является профессиональный административный корпус во главе с назначаемым «сверху»  директором.

 Раньше, в уже далёком прошлом, директоров готовили в Москве, на факультете ГИТИСа. Они получали знания не только по менеджменту, но и по истории театра, знали театральные традиции, изучали психологию творчества.  Сейчас же директором театра может стать любой, кто сможет зарабатывать деньги на арендах помещения, выездных спектаклях, так называемых «забойных» комедийных спектаклях. Тот, кому абсолютно наплевать на всякие «высокие идеи».

А театр – дело серьёзное! Это, в первую очередь, высокое искусство!  А как оно может быть ВЫСОКИМ, если живет на самом дне интересов власти. Руководители, управляющие руководством театра (управление культуры) – это, в основном, выходцы из районов, бывшие директора клубов, имеющие образование, в лучшем случае институт культуры заочно.  Областной культурой, которая в нашей области стало именоваться «Областное управление культуры и архивов» назначается человек (наверное очень хороший) работавший и управляющий до этого сельским хозяйством!  К сожалению, они НИЧЕГО не понимают в театре!

И вот, исходя из вышесказанного, возникает в Северо-казахстанском театре им Н. Погодина та ситуация, которая есть на сегодняшний день.

Больно за родной театр, в котором за два года сменилось три директора и художественный руководитель!

Сначала пришел командовать эстрадный певец, сразу же поставил в кабинете синтезатор и начал сочинять гимн театру  к 125-и летнему юбилею! Директорство его оказалось недолгим, да и гимн не сочинил....

После, якобы, проведенного конкурса, его заменил начальник отдела культуры одного из районов области –  шестидесяти двух лет, за год до пенсионного возраста!

 Он яростно взялся за театральные "реформы":

 "Зачем в театре звукооператоры, озвучивающие музыкальное оформление спектаклей?  Привезу из райцентра свой народный эстрадный коллектив, и он будет работать над музыкальной партитурой спектаклей!"

 До пенсии он в театре не доработал, через четыре месяца сняли.

Сейчас театром управляет четвертый директор, его перевели из областного театра кукол. Что будет, поживем… увидим.

За два сезона менеджерами по продажам ушли из театра два ведущих актера, игравших главные роли репертуара!

Ушли потому, что отчаялись выживать с семьями на актерскую зарплату и разуверились, проработав более десяти лет в театре, получить хоть какое-то жилье!

 В театре, на стационаре,  играется четыре или пять спектаклей в месяц!

Смотры художественной самодеятельности, театральные антрепризы, КВНы, корпоративные празднества, цирковые гастрольные коллективы отнимают у театра лучшее для показа спектаклей время в уведомительном (по звонку "сверху") порядке!

Зрители реагирует на описанную ситуацию однозначно…. Сдавая билеты на отменившиеся премьеры, заявляют: "мы не будем ходить в ваш театр! Вы же почти не работаете. Отменами показов  – не уважаете публику"!
Но апогеем абсурда стала переаттестация творческого состава в последние дни декабря 2013-го года!

Казалось бы чего проще….  Есть актёр, его роли, рецензии, внимание и отзывы зрителей…   Ан, нет! Оценивать творческую состоятельность артистов были назначены….

Аттестационная комиссия в составе:

Директор театра

Социальный работник театра (есть у нас такая должность)

Народная артистка

Заведующий постановочной частью

Юрист

Чиновница от обл. управления культуры

Главный режиссёр, он же художественный руководитель театра, в состав комиссии включён не был.  Как объяснил ему директор (со слов гл. реж.) – он является ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ лицом !!!


Да-а-а-а…. 

Очевидно, чиновница от управления культуры сама в театр ходит редко. Поэтому и вопросы, которые она задавала  аттестуемым,  никакого отношения к творчеству не имели.

Один из вопросов был: « Как зовут начальника управления культуры?»

( Кстати,, я тоже не знаю. С момента назначения он ни разу не встретился с коллективом театра. А зачем? Директор, если надо, доложит!)

Требования и пожелания испытуемым, также были стандартны.

- Вам необходимо получить высшее образование, иметь диплом! – говорит чиновница 70-летнему актёру плотно занятому в репертуаре

Главному художнику, засл. деятелю искусств Р/К, тридцать лет занимавшему эту должность, юристом театра было заявлено:

- Вы по закону не имеете права занимать эту должность! Нет высшего образования! Вас должны перевести на должность очередного художника и…. (члены комиссии согласно закивали головами)

Очередному художнику – постановщику , которому два месяца до пенсии также было предложено учиться в высшем учебном заведении

Смею утверждать, что зрителю, абсолютно наплевать есть у актёра диплом или нет. На сцене играют не дипломы, а талант человека.

Возвращаясь к представителям старшего и поздне-среднего поколения артистов, хочу заметить что чем талантливее был в своё время артист, тем меньше шансов (особенно на периферии) было у него получить высшее образование.

Потому что он был востребован! Он был полностью в репертуаре, и его отъезды на учебу ставили под срыв многие спектакли….  Хотя и вспоминается фраза ведущего режиссёра 70-х годов прошлого века : «Заочно учить актёрскому мастерству – это всё равно, что жителя пустыни заочно учить плавать!»

А сегодня…. Тридцатилетнему артисту, в течение пяти лет успешно играющему главные роли, и попросившему повысить актёрскую категорию член комиссии заявляет : « Вы должны доказать нам свою профессиональную пригодность!»

На вопрос актёра: А как мне это сделать? – стандартный ответ – Дипломчик! Дипломчик! Дипломчик!!!

 Это как в спорте – «Нельзя, чемпиону, засчитывать  олимпийский рекорд! Он не имеет диплома института физкультуры!»

 Очень, как мне кажется, похоже!   Скоро доживём до ситуации, когда все с дипломами, а талантов НЕТ!

И на этом фоне, естественно появляются нововведения. Такие, например, как приравнивание рабочего дня артиста, к рабочему дню ЧИНОВНИКА.
Артист, как заявляет директор Русского театра К.С. Станиславского (Караганда), должен приходить на работу в 9 утра, и, если нет спектакля, находиться в нём до 6 час вечера!!!

Типичный взгляд чиновника. Только чиновник (не всегда) приходит на работу перекладывать бумажки и писать отчёты, а когда позволяет время играть в компьютерные игры, то артист работает на поле психических, нервных, физических и психологических НАПРЯЖЕНИЙ !

Поэтому и график работы (репетиций) с 11 часов до 14-и (когда организм и нервная система готова к нагрузкам) и с 18 до 22-х часов.  Но работа артиста, в отличие от чиновника не заканчивается с репетиционным временем, а продолжается дома, в межрепетиционном периоде, а иногда, даже, и ночью!

Но,  чиновникам от культуры этого не понять. Ведь они, выходя из своих офисов, могут с облегчением забывать перипетии прошедшего дня… и спокойно заниматься своими насущными нуждами.

Ваш покорный слуга не прошёл переаттестации. Мне перенесли её на полгода, в связи с тем, что я не пришёл на комиссию. Не пришёл, потому что в этот день у меня поднялось давление. Позвонил и попросил провести переаттестацию без меня. Сказал, что им обо мне всё известно. Десять лет был главным режиссёром и художественным руководителем.

Сейчас работаю очередным режиссёром. Мои спектакли «Дядюшкин Сон» Достоевского, и «Суд Магжана» (моё авторство) ПОЛУЧАЛИ ДИПЛОМЫ НА 14-ОМ ТЕАТРАЛЬНОМ ФЕСТИВАЛЕ «За лучшее воплощение на сцене мировой классики и,  НА 2-ОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ФЕСТИВАЛЕ В АЛИА-АТА «За качественное воплощение на сцене исторической личности»

Последние спектакли 2013-го года «Квадратура круга» Катаева и «Валентинов день» Вырыпаева явились театральным событием, получили признание зрителей и прессы.  Но….

Этого оказалось мало. Надо было предстать пред их светлые очи. Правда, сказали, что если бы у меня была справка со скорой помощи или больничный, тогда бы,  может быть, и аттестовали!

А теперь извечные вопросы «Кто виноват? Что делать?»

На первый вопрос отвечать не буду. Не мне судить.  А вот что делать?!

Во первых усилить в репертуарном театре статус ХУДОЖЕСТВЕННОГО  РУКОВОДИТЕЛЯ И ГЛАВНОГО РЕЖИССЁРА!

Сделать его единственным председателем ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОВЕТА!

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ не назначается директором ( из числа удобных ему людей), а избирается большинством голосов творческого состава театра, после тайного голосования, для избрания тех, кому большинство коллектива доверяет оценку своего творчества.

ПРОСИТЬ  местные студии ТВ работающие в рамках госзаказа, открывать рубрику культуры, вести пропаганду творческих исканий местных деятелей казахстанской театральной культуры.

Возродить институт ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КРИТИКОВ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА и способствовать их оценочной деятельности в театральных регионах Казахстана.

Усилить роль МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ  в управлении периферийными театрами.

НАДО ПОМНИТЬ...!  (не только про армию)  КТО НЕ ХОЧЕТ КОРМИТЬ СОБСТВЕННУЮ КУЛЬТУРУ, БУДЕТ КОРМИТЬ ЧУЖУЮ!!

Иначе  ПЕПЕЛ  ТЕАТРА будет стучать не только в СЕРДЦЕ, но и сыпаться нам на ГОЛОВЫ!

Виктор Шалаев Засл. арт. Р/К, режиссёр, драматург, член союза журналистов Р/К почётный    гражданин  Петропавловска (СКО)

P/S:   Вполне возможно, что при публикации данной статьи, несмотря на мои «регалии», чиновники будут искать способ наказать меня за… способность иметь собственное мнение….     Но, такова жизнь!