Как я поступал в институт.
1. Судьба.
Когда мне, молодому отроку и оболтусу, стукнуло положенное количество лет, моя матушка открыла семейную тайну. Когда я тебя рожала, - сказала она, - мне во сне явился старец и сказал, что твой сын будет архитектором.
Что такое архитектор я немного знал. Это значит рисовать дома на бумаге.
Рисовать на бумаге я умел. Что такое дома - тоже представлял. Матушка моя, кстати, тоже этим занималась. Она работала в исполкоме и тогда давали всем земельные наделы и она рисовала всю карту города и с участками и домами.
Сначала она рисовала квадратиками, как положено на схеме, но председатель у нее спросил: Это что? Она сказала: дома.
- Нет это мне не понятно, ты нарисуй что бы были дома, - и она рисовала дома на каждом участке.
Мне не очень хотелось быть архитектором: гонять футбол и ходить на рыбалку было интереснее, но я повиновался судьбе. Архитектор, так архитектор. Тем более, что совсем рядом в Казани было архитектурное отделение.
Я стал себя готовить в архитекторы. Нашел в журнале скульптуру негра и нарисовал. Получилось очень похоже на жителя Африки. Потом нарисовал еще заварочный чайник и решил, что этого достаточно. Ну еще бы, я же всегда в школе рисовал все газеты и уж что-то, а рисовать то я умею.
Еще было черчение, ну это совсем легко.
2, Математика царица наук.
Мы поехали в Казань. Там в приемной комиссии висели образцы рисунков и чертежей достаточных по своему исполнению для поступления.
Была еще математика. Учительница в школе по мне попалась, как бы это помягче сказать...короче предмет математики я не знал. На выпускном экзамен в школе первый был по литературе. Конечно я его сдал на отлично. Второй экзамен по геометрии - четыре. А третий был по математике. Рядом за мной за партой сидел друган - Толя Моисеев. По рукам ходила шпаргалка – с правильным решением. Толян списал и передал мне. Я замотал головой "буду решать сам"
"Бери -завалишь!" - зашипел он.
Нет - упрямо сказал я. Он махнул рукой.
Получил двойку. Учительница, которая пылала ко мне "нежной любовью" с удовольствием поставила ее в мой аттестат о среднем образовании.
И это при том, что за пятый класс - до неё - я был победителем олимпиады школы по математике. Нас тогда послали двоих: меня и Сашу Кожевникова. Саша был номинированный отличник по всем предметам, а меня в довесок - потому что нужно было двоих. Тогда нам дали задачу на логику: есть девять монет из них одна фальшивая - легче других. Есть весы. Нужно было определить: за сколько минимальных взвешиваний можно найти фальшивую монету. Помню сильно думал, но решил. Достаточно два взвешивания.
И вот двойка. Я немного напрягся. Порылся у себя в мозгу: а что я собственно знаю про математику? На уроках точно ловил ворон.
Пошел в книжный магазин и мне повезло - принес оттуда две хороших книги (они сейчас у меня сохранились) было лето и стал штудировать.
Читаю: шаг за шагом. Если что не понимаю - возвращаюсь назад. И потом в моей голове просветлело. Вон оно что! Дальше пошло легко.
Но поступать пришлось только в техникум с аттестатом о восьмилетнем образовании.
В техникуме учительница математики была тихая, строгая и в очках. Она вела еще одну группу и нам давала задачки для решения. Говорила: вот вам задачки решите, запишите в тетради, а я проверю и уходила.
Группа наша в тридцать человек мужиков выдвигала меня в доске, я (бывший двоечник) решал все задачки, они переписывали в тетради и с радостные сообщали пришедшей математичке о своих успехах. Так и учились. Но она уходила не всегда. Мне давала свой задачник для решений повышенной сложности, а сама занималась с классом. Один раз так. подняв голову я увидел, как вспотевший Андрюха исписал с ней всю доску, а решения еще и не было видно. Посмотрел на задачу и подсказал "Людмила Сергеевна, если подставить эту формулу..."
Она посмотрела и густо залилась в краске. Задачка решалась в две строки.
Мне поставили ещё одну пятерку.
Через два года поступала моя сестра и она попала на экзамен по математике к моей учительнице. Она открыла ее зачетку , прочитала фамилию и задав вопрос " Скажите, а вот этот Вам кто? Брат?" - поставила четыре и больше ни о чем спрашивала. Вот, что значит хорошая учительница.
3.Экзамен судьбы.
И вот через год, пересдав экзамен, пришел я в Казанский строительный институт и подал документы на архитектурное отделение.
Помню, мы жили с ребятами в общежитии. Они сидели за столом и решали задачки по логарифмам из задачника для поступающих в Вузы.
Я сидел на подоконнике и, как обычно, смотрел в окно.
Они спросили: почему я не готовлюсь - завтра же экзамены ? Я взял их задачник и сказал, что эти задачки могу решать любую - в уме.
А ну-ка вот эту – они завелись.
Я сказал им ответ. Они посмотрели в конец учебника - точно!
А эту? Решил и эту и другие.
Слушай,- сказали они,- поступай с нами на авиационный, там математика знаешь, как нужна! Но небо меня не тянуло. Я уже поднимался на сарай своего дома, прыгал в снег и знал, что авиация это не мое.
На первом подготовительном занятии нам сообщили, что экзамен по черчению будет выполняться тушью. Как так! В коридоре же , где висели образцы, все было выполнено в карандаше! Я понял, что это подстава, чтобы отсеять новичков из деревни, вроде меня. Пошел в магазин, купил готовальню. Стал осваивать, но экзамен уже завтра.
Хитрую задачку на пространственное мышление решил, но простой и красивый рисунок из сложных сопряжений - запорол.
Когда приехал домой, то понял, что рейсфедер, после покупки, надо было доводить надфилем и тогда он сможет выполнять тонкие линии, какие требовались в архитектуре.
4. Военком.
Мне светила армия. Осенью провели комиссию. Помошник военкома по кадрам отвел меня в сторону. Он увидел, что я на два года старше остальных и сказал,
что должен меня призвать, но хочет, чтобы я закончил учебу.
- Я бы мог отложить твое дело в сторону, - сказал он, - но по каким причинам? Н у тебя даже заболевания никакого нет!
- А какое нужно заболевание? - спросил я.
- Ну вот если бы ты носил очки, - сказал военком.
- А если завтра я принесу справку от врача, что мне нужны очки?
- Тогда подойдет.
На другой день я был в поликлинике. Окулисту я рассказал, что мне нужна справка для военкомата и рассказал про свои "симптомы". Дело в том. что я тогда увлекался оптикой: строил дома телескопы, знал, что такое абберация.
и натренировал свои глаза на любые диоптрии. Врач окулист, очень старательно прикладывала ко мне разные линзы и показывала на плакат. В минусовых очках я смог прочитал нижнюю строчку. А так без них - "ничего не видел". Она выписала мне на один глаз минус три, на другой минус четыре.
Отнес справку военкому. Он сказал: все – иди, учись.
5. От судьбы не уйдешь.
Через год можно было снова поступать на архитектора, но я уже два года отучился, мне стало интересно и я не стал повторно поступать. Судьба погоняла меня по стройкам. Я освоил все строительные профессии и понял весь процесс.
Как потом выяснилось, архитектор, в переводе с греческого, это всего лишь - старший плотник. Поработал я и старшим плотником. Сейчас работаю в проектном институте, там где рисуют дома на бумаге и вижу свою работу, которая мне светила если бы... но я не сильно огорчен.
Потому как понял: то, чем они занимаются это еще не архитектура.
Архитектура это когда ты сначала сам придумаешь, нарисуешь, и не типовое, а то, чего еще не было, а потом воплощаешь…
Сейчас пищу статью на тему "Принципы современного градостроительства" и рисую проект дома.