Лабиринт минотавра

Мераби Гедеванов
 
   
   
            
 Мне не давала  покоя таинственная смерть моего близкого друга Мориса.  В то время я работал  в следственном  отделе городской полиции и  охотно взялся за это дело.  Я и Морис  вместе учились в школе. Он еще  со школьной парты увлекался рисованием, археологией, историей. А у меня было  другое увлечение. Я увлекался детективной литературой и читал много книг этого жанра. Особенно любил читать  Конан Дойля, рассказы про его  бессмертного героя - Шерлока Холмса.  После окончания школы я поступил в университет и стал студентом юридического факультета.  А  Морис  стал студентом исторического факультета. Я ещё студентом женился,  у нас родилась  девочка,  и назвали мы ее в честь свекрови Алисой. Но вскоре  я развелся  и жил один, а Морис  не торопился завести семью. Мы встречались не очень часто, но я был в курcе его дел. После окончания института у Мориса скончались родители, и он остался жить один  в старом отцовском  доме на Вере. Затем он стал археологом и объездил всю страну, побывал во многих экспедициях в поиске археологических  экспонатов. И собрал дома солидную коллекцию разных археологических артефактов. Для друзей у него времени не оставалось.
          Однажды мои друзья сообщили мне, что Морис скончался  при загадочных обстоятельствах. Эта весть потрясла меня.  Дело было закрыто, и медицинская экспертиза дала своё заключение, в котором было записано, что пациент скончался от сердечной недостаточности. Я сразу поставил под сомнение  заключение экспертизы.  Я знал, что  Мориса никогда не беспокоило сердце, и он не мог умереть так сразу. Я как  юрист и выпускник  юридического факультета Тбилисского  государственного  университета решил  основательно ознакомиться с обстоятельствами его странной смерти и начал нелегальное расследование  столь загадочной  смерти моего друга.
Начал я с любимого дела Мориса  археологии  и побывал в Институте  этнографии и археологии, где он работал в последнее время. Побеседовал с директором института Зурабом Михайловичем  и выяснил, что Морис активно участвовал в археологических раскопках, которые велись в разных местах Грузии. Также я познакомился с дочерью Зураба Викой, которая работала в институте научным сотрудником и готовилась к защите диссертации по теме древней мифологии Греции. Вика была очень симпатичной девушкой лет 24-25, с черными вьющимися волосами, красивыми чертами лица и стройной  спортивной фигурой. Мне она сразу понравилось.  Она рассказала мне, что Морис в  последнее время  участвовал в раскопках старинной крепости столицы Нарикала, где было обнаружено старое  культовое захоронение, относящееся к периоду до нашей эры. Он внес большой вклад в восстановление и изучение  материалов  этих захоронений.  Оказалось, что наши древние предки   совсем не были похожи на современных тбилисцев и вероисповедание у них было языческое.  Вика  ознакомила  меня с материалами археологических раскопок, которые говорят о  древней кавказской земледельческой культуре наших предков, живших в  5-4 тысячелетии  до нашей эры.  Также я  ознакомился с материалами Куро - араксской культуры 4-3 тысячелетия до нашей эры.   Они свидетельствовали о том, что первые поселения человека на территории нынешнего Тбилиси появились уже шесть тысяч лет тому назад.  Я  также узнал от Вики, что Морис активно занимался археологическими раскопками в городе Вани, где экспедиция обнаружила уникальные артефакты  и драгоценные  золотые  изделия.  Раскопки еще раз подтвердили гипотезу о том, что в дохристианскую эпоху на территории нынешнего Вани находился культовый город языческих храмов. Это был  один из самых выдающихся по своему значению городов древней Колхиды, имевший тесные контакты с античным миром. Среди новых находок археологов к более раннему периоду относятся найденные на месте городища фантастические изображения и фигурки, символизирующие поклонение великой матери богов, Земле.  Бронзовые храмовые канделябры, светильники, датируемые II-I веками до нашей эры. Большое научное значение имеют обнаруженные учеными маски Диониса и его вакханок, а также Пана, Силена и других языческих божеств. Наряду с историческим значением, специалисты отмечают и высокую художественную ценность новых находок. На некоторых изделиях, наряду с традиционными для Кавказа изображениями птиц и животных, присутствуют явно заимствованные у других культур мотивы. Например, на некоторых изображен египетский сфинкс, а многие кольца и броши украшает древнеиндийская свастика.  Эти новые находки обладают высокой художественной ценностью. Они уже доставлены в Тбилиси и экспонируются в Центре археологических исследований. Важной находкой  экспедиции было Святилище, которое  представляло собой небольшой храм. Он был уничтожен кем-то из завоевателей. Перед ним — сложенная из каменных блоков лестница, будто часть ступенчатой пирамиды, на вершину которой поднимался жрец. Рядом — остатки алтаря для жертвоприношения. И еще там обнаружили странное погребение. Тройное. По сторонам были похоронены мужчина и женщина. Между ними находилась могила, в которой нашли черного человека. Человек был длиной в тридцать сантиметров, железный, будто обугленный от ржавчины. В ушах его висели золотые серьги, а на шее золотая гривна. (Теперь этот черный человечек, вызывающий споры и предположения, стоит в одной из витрин Тбилисского музея. И до сих пор неясно, то ли это был «заместитель» того, третьего, кому предназначалась могила, то ли талисман, имеющий неразгаданный, мистический смысл). В погребении было найдено более полутора тысяч предметов. И амфоры, и посуда, и украшения, и, наконец, сотни золотых изделий.
...Ожерелье из золотых черепашек, панцири которых покрыты тончайшей зернью. Диадема, витая, расширяющаяся ромбами, словно совмещенные портики греческого храма. На ромбах львы разрывают быка и козла. Золотые браслеты, массивные, украшенные на концах кабанами и бараньими головами, серьги, золотые бусы, сотни бляшек, которыми была расшита одежда...
Там же лежали сосуды, привезенные из Греции и Малой Азии, финикийские стеклянные флаконы для благовоний, но подавляющее большинство предметов было сделано именно здесь, в Колхиде. Морис попросил Зураба Михайловича разрешить ему забрать остатки костей этой женщины из пирамиды для реставрации и  воссоздания ее полного образа.  По скелету этой женщины он хотел создать уникальную скульптуру древней жрицы. Отец Вики согласился, и Морис начал создавать скульптуру женщины у себя дома.  Через несколько месяцев он позвал меня и отца посмотреть на скульптуру.
     Мы пришли, и когда он показал свое творение, мы остались  восторге. Он прекрасно изобразил  древнеколхидскую жрицу с ее  одеянием  и красотой.
- А где сейчас находится статуя? - поинтересовался я.
- Она в квартире у Мориса. 
- Да, - сказал я, - неплохо  бы взглянуть на  нее. Я достану ключи от квартиры у родственников, и если вам не трудно,  сходим вместе в  дом Мориса и посмотрим его шедевр.
- Пожалуйста, я не против, - сказала Вика.
     На второй день мы с Викой встретились  у дома Мориса. Он жил на Вере, в старом районе Тбилиси. На Вере в  основном были старые дома, и Морис жил в одном из таких старых домов, на втором этаже, он занимал четыре большие комнаты. Мы зашли в дом и сразу поняли, что после смерти Мориса там никого не было: все было запылено, в доме был полный беспорядок. 
- Знаете, - сказал я Вике,- я давно уже не был здесь, и странное чувство овладело мною. После школы мы с Морисом играли здесь в разные игры,  и мать его всегда  уговаривала нас, чтобы мы занялись уроками. А мы играли в три мушкетера, и шпаги, которые были у Мориса  в этих комнатах, блистали как молния. Тогда здесь все было чисто и убрано, не то что сейчас - полный хаос.
-Да, - согласилась Вика, -  здесь явно не хватает женской руки. 
Мы проходили через комнаты, полные разных рисунков, незаконченных статуэток из глины. Здесь стояли разные археологические изделия из бронзы и керамики разных веков из разных стран. Наконец, мы приблизились к четвертой  комнате, двери  которой были закрыты.
- Ну что, - сказала Вика, - надеюсь, эта странная статуя опять находится здесь, в этой комнате.
- Давайте откроем двери и зайдем, - предложил я.
- Давайте, - сказала Вика.
Сердце у меня почему-то забилось, и я немного заволновался. Мы раскрыли двери и вошли в комнату.   К удивлению для нас, в этой комнате был полный порядок, на стенах висели рисунки Мориса и других художников, бронзовый подсвечник стоял на столе. Книги были аккуратно сложены на полках. И у окна  с закрытыми шторами мы увидели загадочный силуэт статуи. Она  стояла на возвышенном постаменте и с головы до ног была окутана в белое одеяло.
- Это она, - сказала Вика,  подошла  статуе и дернула рукой одеяло, которое упало на пол. И я увидел чудо. Передо мной во весь рост стояла древнейшая жрица Колхети. Высокая и стройная, с черными вьющимися волосами.  Она была одета в длинное,  обшитое золотом  белое платье,  на руках у нее были позолоченные браслеты, на длинной шее - золотая цепочка,  на которой висел золотой  амулет с изображением Минотавра – мужчины с головой быка. Прекрасное ее лицо и глаза говорили о ее властной и непокорной натуре.
-   Да, -  удивленно сказал я. - От Мориса я такого не ожидал, он занимался раньше этим, лепил из глины животных, но чтобы он создал такое?! Это что-то сверхъестественное. А что это за амулет  на жрице с изображением Минотавра ? -спросил я у Вики.
     - Минотавр, по греческому преданию, - это чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном  быку. По преданию, она прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё Дедалом.
Минос скрывал его в построенном Дедалом  Кносском лабиринте, куда ему бросали на пожирание преступников, а также присылаемых из Афин каждые девять лет  7 девушек и 7 юношей.  Тесей был  из второй группы. По некоторым источникам, пленникам выкалывали глаза. По преданию, пленники умирали сами, блуждая в лабиринте и не находя выхода.
Тесей, явившись на Крит в числе 14 жертв, убил Минотавра ударами кулака и при помощи Ариадны (единоутробной сестры Минотавра — дочери Миноса и Пасифаи), давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта.
На троне в Амиклах Тесей изображен ведущим Минотавра связанным и живым.
В своей хронике Евсевий со ссылкой на Филохора излагает другую версию про Минотавра. Минотавр был учителем критского царя Миноса по имени Тавр и жестоким человеком. Минос учредил состязание, предлагая афинских мальчиков в качестве приза. В состязании Тавр побеждал всех соперников, пока не был побежден в борьбе десятым царем Афин Тесеем, на основании чего афинян освободили от уплаты дани мальчиками, как говорили сами жители Кносса. Евсевий отнёс победу Тесея к 1230-му г. до н. э.
- А  откуда родом  Пасифая? И имеет ли эта легенда какое-либо отношение к действительности? - спросил я Вику. 
- Пасифая воспитывалась как принцесса в Колхиде, была выдана замуж за Миноса, стала, таким образом, критской царицей. Миф приписывает ей любовную связь с жертвенным белым быком, появившимся из моря, — от этой связи произошёл полубык-получеловек Астерий, прозванный Минотавром. Пасифая несколько лет не совершала священнодействий Афродите, за что та наслала на неё любовь к быку. Дедал изготовил деревянную корову, в которую забралась Пасифая, и бык покрыл её. По рационалистическому истолкованию, это был не бык, а человек по имени Тавр (то есть Бык).
    Что представляла тогда Колхида, и возможна  ли связь между греческой и колхидской культурой? Колхидское царство - это политическое образование на территории Западной Грузии, созданное в  4 веке до нашей эры  племенами колхов. В Колхидском царстве ведущей отраслью хозяйства было земледелие. Также высокоразвитыми были металлургия железа, обработка льна, обработка дерева, керамическое производство, ювелирное ремесло. Чеканились монеты.
Города Колхидского царства были расположены в долине реки Риони, в районе современных населённых пунктов Даблагоми, Вани. В конце VI и первой половине  V века до нашей эры  колхи находились в зависимости от Персии. В конце II века до н.э.  Колхида вошла в подчинение Понтийского царства, а позднее, в I веке до н э.— Римской империи. В I-II веках на месте распавшегося Колхидского царства возникло Лазское царство.
Ещё задолго до появления греков, в XVI — VIII веках до н. э., в Колхиде было хорошо развито ремесло по изготовлению изделий из бронзы. Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье, Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары через Эвксинский Понт. Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.
Грекам Колхида стала известна благодаря торговле и основанию здесь в VI веке до н. э. греческих колоний Диоскуриада и Фазис. В древнегреческой мифологии Колхида и Кавказ представляли собой труднодоступный «край света». На Кавказе был прикован к скалам Прометей. Цари, правившие в Колхиде, были потомками бога солнца Гелиоса. В Колхиду отправились Аргонавты за золотым руном. По определению греческого географа Скилака, принятому и позднейшими географами, Колхида простиралась от Диоскуриады до Апсаре, точнее Абхазии, а далее жили уже отдельными группами небольшие племена колхов.
Древняя Колхида была очень плодородна: здесь греки получали  вино, фрукты, корабельный лес, коноплю, лён, воск и смолу, также —  золотой песок. Конечно, влияние на Колхиду   оказала греческая культура  - Минойская цивилизация, относящаяся к эгейской  цивилизации бронзового века острова Крит (2700—1400 гг. до н. э.). Основными очагами культуры и цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе. Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом.
Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом. И  с колхами.
В мифе о связи Пасифаи с быком нашли отражение древнейшие тотемистические верования, восходящие к почитанию животных - родоначальников племен; на Востоке и в южном Средиземноморье в роли тотема- покровителя часто выступал бык. Эротический характер мифа о Пасифае отразился и в сказаниях о ее дочерях — Ариадне и Федре.
- Не значит ли это, что древнее  захоронение, которое вы нашли, может относиться к культовому захоронению проводивших жертвоприношения, а эта жрица, которая стоит сейчас здесь, - одна из исполнительниц культового обряда жертвоприношения  культу минотавра? - спросил я.
- Возможно,  что это так, -  сказала Вика.
Уже темнело, был летний вечер, и в комнате становилось душно.
-У меня такое чувство, что за нами кто-то наблюдает, - сказал я Вике.
- Да, - согласилась она, - и  у меня есть такое же  чувство.
- Ладно, - сказал я Вике, - на сегодня хватит, давай уйдем.
-Хорошо, - сказала она.
Я закрыл ставни, накинул одеяло на статую, и  в какой-то момент мои глаза встретились с глазами древней жрицы. И это было жутко, они как живые, блеснули, как молния. Я быстро накинул одеяло на статую, и мы с Викой  быстро вышли на улицу. Я облегченно вздохнул.
 - Что вы скажете, Александр, на все это? По-моему, ваш друг  и мой бывший сотрудник Морис постарался, и статуя  вышла  у него отличная, - спросила меня Вика.
- Да, - сказал я, - действительно, он постарался, Но мне кажется, что за всем этим скрывается что-то таинственное.
- Что вы хотите этим сказать? - спросила Вика.
- Меня беспокоит то, что Морис не мог  умереть так сразу. Я выяснил у соседей, что в тот день, когда он скончался, из квартиры выходил жуткий запах, к тому же, соседи заметили,  что Морис уже не выходил из квартиры  три дня. Почувствовав неладное, соседи обратились в полицию. После прихода полиции  дверь квартиры взломали и нашли Мориса мертвым у статуи жрицы. Бюст не был покрыт одеялом, а лицо Мориса,  как сказали соседи, выражало  страх и ужас, как будто он увидел самого дьявола. Как полагают врачи, тогда и случился инфаркт, фактически от большого стресса у него произошел разрыв сердца. Интересно знать,   что случилось  в доме Мориса, что заставило его так нервничать. Ведь должна  быть какая-то причина для обширного инфаркта миокарда. По  диагнозу врачей,  причиной смерти является острый инфаркт миокарда. Говорят, что последнее время он много пил, курил  и много работал, и сердце не выдержало, но дело в том, что с сердцем у него все было в порядке,  мы с ним занимались спортом в одно время, бегали, ходили на охоту, и он ни разу не пожаловался на сердце.
- Да, вы правы, -сказала Вика, - но все могло измениться, он начал злоупотреблять алкоголем, и последствия дали о себе знать. Если сказать честно, я тоже очень редко видела его нетрезвым. Но он стал пить так  часто,  когда забрал эту мумию в дом.  Я поговорю с отцом, и надо будет забрать мумию жрицы из дома Мориса  и поместить  в  наш  национальный  Музей этнографии и истории. 
- Да вы правы, - согласился я, - видимо, действительно, ее место в музее.
После этой встречи с Викой прошло несколько недель, и мумию жрицы перенесли в  национальный музей. Я решил побывать в государственном музее и еще раз увидеть  на новом месте загадочную  таинственную  жрицу, которой  довелось видеть   моего друга Мориса в последний раз.  Я пришел в музей вечером, когда посетителей  было мало, и начал  осматривать музей с первого этажа. Я был в музее последний раз, когда заканчивал школу. Повела нас  тогда в музей   наша учительница по истории Вера  Николаевна. Помню, с каким интересом мы рассматривали музейные экспонаты  нашей страны,  которые были добыты археологами нескольких поколений. Мало что изменилось с тех пор, но новые экспонаты  обогатили музей.  Это относилось к раскопкам в городе Вани. Для них был выделен отдельный зал, и там там были разные драгоценные изделия из серебра и золота, а также экспонаты из культовых захоронений в городе Вани. Там и стояла реставрированная моим другом мумия королевы-жрицы, которая стояла на высокой  платформе,   в белом платье, и на шее у нее на золотой цепочке висел золотой  амулет с изображением минотавра. Жрица властно смотрела  вперед,  в зал. При взгляде на нее сразу захватывало дух.  Эта  доисторическая жрица  могла влиять  на чувства  человека  сквозь века. Несмотря  на солидный возраст,  она вызывала у посетителей огромный интерес. Они были очарованы и околдованы ею, и, как мне сказала администратор музея,  посетители были восторге от увиденного.  Нина Самсоновна, которая работала в музее не один десяток лет, такого количества посетителей не помнила никогда. После того, как в музей принесли экспонат  жрицы, интерес к музею  очень повысился. И много людей из разных стран стали посещать именно это отделение. 
Она мне рассказала странную историю, которая произошла  с одним посетителем. Мумия была изолирована от посетителей стеклом,  и чтобы рассмотреть и сфотографировать мумию с близкого расстояния, ему пришлось подойти к мумии очень близко. Он коснулся стекла и сфотографировал мумию, но  вдруг фотоаппарат испортился, а на пленке  никакого изображения не было. Фотографу пришлось покинуть зал  огорченным. Скоро от  музея стали доходить дурные вести о статуе жрицы. Все сходились к тому, что мумия дурно влияет на посетителей, они становятся агрессивными и нервными, без причины начинают ссориться между собой, и  администрации музея приходится успокаивать посетителей.
Но убийство, которое произошло в музее около статуи, поставило точку  на терпении администрации музея, которая потребовала  детального расследования этого страшного убийства.  Было заведено уголовное дело, и за расследование взялись  следователи. К моему удивлению, следствие вела Мария Николаевна, молодая  женщина лет 28, которая считалась  большим специалистом  по раскрытию  убийств.  Я  и Вика добились  встречи с ней. Я рассказал следователю  все, что я знал и думал по этому делу, она меня выслушала с большим вниманием и терпением и, наконец, сказала мне: «Я думаю,  Марат Владимирович, что это все не так просто, как вы думаете,  возможно, корни убийств  идут глубже, чем вы думаете. Давайте, не будем спешить с выводами и проведем расследование».
- И все-таки, Мария Николаевна,  что  случилось в музее? -  спросил я. 
- Ничего особенного, - сказала она, - в музей зашла молодая пара,  они поссорились возле статуи и убили друг  друга. Как выяснила  экспертиза,они нанесли друг другу ножевые ранения, и эти ранения  оказались смертельными для обоих. Мужчине, Мише Ефремовичу, было лет 30. Родился в городе Гори, а в последнее время работал в Греции. Сюда приехал, чтобы жениться. Невеста его, София Михайловна, тоже уроженка города Гори, лет 25, по специальности учитель географии.  Нам  удалось выяснить, что оружие преступления - кинжалы были сделаны  по образцу  тех,  которые хранятся в музее из раскопок города Вани. Они ритуальные и были изготовлении древними мастерами  только для жертвоприношения при культовых обрядах.
- Вот это да! - сказал я. - Опять культовые жертвоприношения. Как вы думаете, это как-то связано со статуей жрицы?
-Ну как это может быть связано с мумией древней жрицы? Она ведь неживая, я думаю,  она ни при чем, - сказала Мария.
- И все-таки, - сказала Вика, - какая-то связь есть, ведь убийство произошло оружием, оригиналы которого хранятся в музейном отделе  среди   экспонатов   из раскопок Вани, а конкретно - из гробницы жрицы. Что вы на это скажете?
- Да,  вы правы, логическая связь есть,  но это  может быть совпадением, и мы должны выяснить, как попали  эти  копии кинжалов  из гробницы  в руки  убитых.
- Мария Николаевна, -  сказала Вика, - следствие не должно исключать  того, что ритуальные жертвоприношения, которые совершались в древности на территории древней Колхиды, возможно, продолжаются и сегодня. Вы знаете, что в мире много ритуальных культовых сект,  которые проводят разные ритуалы, и в том числе  с массовыми самоубийствами. Думаю, нельзя исключить, что какая-то группа людей в Грузии поклоняется Минотавру и приносит ему жертвоприношения.
- Ну, знаете, это уже слишком, но мы проверим это, и в этом должны помочь вы, - сказала Мария Николаевна. 
- Но каким образом?- спросил я.
- Эти детали мы обсудим позже, а теперь я должна навести  кое-какие справки по убитым. И мы с вами начнем выяснять кое - что по ниточке, постепенно. Вы согласны сотрудничать  с нами? - спросила  Мария Николаевна. 
- Да,  я согласна, - сказала Вика.
- И я согласен, -  улыбаясь,  сказал я.
- Тогда ваше первое задание будет - следить в свободное время за посетителями музея и, узнав что-то  новое, сообщать  мне.  У нас для этого дела  не хватает  людей.
- Хорошо, -  сказала Вика, -  мы  с нашей стороны  постараемся  понаблюдать и выяснить кое- что. 
На этом Мария  попрощалась с нами.
- Ну, что вы скажете о молодой следовательнице? - спросил я Вику. - Думаю, она  толковый человек и хороший профессионал. Но ей нужна наша помощь, и мы эту помощь ей предоставим. Я  начну дежурство в музее  сегодня.
- Хорошо, -  сказала Вика, - я предупрежу об этом дирекцию музея и достану вам фотоаппарат. Если заметите что-то   подозрительное, лучше сфотографируйте.   
Вскоре я, вооружившись фотоаппаратом, начал свои дежурства у статуи. Дни шли, но ничего особенного в музее не происходило. Посетители музея  были разной категории, экскурсовод вел то школьников,  то рабочих, одинокие старики  и пары влюбленных шли и смотрели на экспонаты музея, и на нашу статую тоже глядели без интереса и шли дальше. Меня заменяла Вика, но и ей тоже не везло: никто особого интереса , глядя на мумию жрицы, не испытывал. Но однажды во время моего дежурства зал посетила старая женщина с седыми волосами и морщинистым лицом.  На спине у нее был горб,  в руке  она держала палку  с гравировкой,  через горбатую спину у нее была перекинута  большая  черная сумка. Она медленными шагами, хромая, приблизилась  к статуе и начала  долго и подозрительно разглядывать ее. Я сфотографировал ее. Как только она увидела меня с фотоаппаратом, сразу же постаралась скрыться и  быстрыми шагами, уже не хромая, пошла к выходу из выставочного зала.  Это меня насторожило, и я  тоже быстро направился к выходу, но меня остановила одна из сотрудниц  зала и  начала расспрашивать о чем-то. Я вежливо попросил прощения и удалился, но этого было достаточно, чтобы старуха скрылась от моих глаз. Когда я направился вслед за старухой и вышел из музея, там уже никого не было, кроме одной молодой красивой цыганки, которая пристально посмотрела на меня и удалилась. Она держала в руках палку и  черную сумку, но тогда я не обратил внимания на это. Все же я успел фотографировать и ее, только  сзади, откуда не было видно ее лица, но были видны только ее стройная фигура и длинные черные вьющиеся волосы. Я рассказал Вике  и  Марии Николаевне о случившемся. Мария сказала, что поищет цыганку по своей цыганской картотеке, а Вика сказала, что она часто видит какую-то цыганку у статуи  и что было бы неплохо узнать о ней побольше.
Вскоре после этого  Мария Николаевна вызвала меня и Вику к себе в кабинет. Когда мы вошли  к ней, она нас встретила улыбкой и сказала:  «Ну что, друзья,  у нас есть первая зацепка  по этому делу». И она показала нам фотографии той самой цыганки, которую видели  я и Вика  у нашей таинственной статуи.
- Да, это она, - сказали мы.
- Так вот, друзья, эта ваша цыганка - известная гадалка, авантюристка, воровка и   экстрасенс Марго-Ханум, которая дважды была судима за аферу и воровство.   
-Да, но какая  связь между ней и статуей? - спросил я у Марии.
- Видимо,  связь есть, - сказала Мария, - иначе она не стала бы ходить  по выставочным залам и смотреть на статую жрицы. Я выяснила, где она живет и в какие дни принимает для  гадания. Неплохо будет, если вы посетите ее  как гадалку и познакомитесь поближе,   войдете в доверие  и, может быть, что-то удастся выяснить. Она живет недалеко, на улице Мачабели, в старом доме.
- Она узнает меня, - сказал я.
- И меня тоже, - сказала Вика, - она нас видела в музее.
- Да, в таком случае  вы должны изменить свою внешность. 
- Вспомнил, - сказал я .
- Что вы вспомнили? - спросила Вика.
- Я вспомнил, что старушка, которая зашла в музей,  и цыганка - это одно и то же лицо, только  умело переодетая и в гриме. Я это заметил, когда увидел у цыганки   ту же самую  палку и  большую черную сумку, что висела  за  горбатой спиной старухи. Она умеет  изменять свой облик. Может,  мы  с  Викой сделаем то же самое, переоденемся в стариков и посетим ее для гадания.
- Ну, что, неплохая идея, - сказала Мария, - но только ваш визит должен проходить под нашим контролем,  у вас будут микрофоны, и за вами будут наблюдать наши люди, в случае надобности они будут прикрывать вас. Эта мера предосторожности  обязательна, так как мы не знаем, что может предпринять цыганка-гадалка, если она  узнает вас. Когда все будет готово, мы сообщим,  когда вы должны посетить гадалку.  И без моего разрешения ни  шагу.
- Договорились, - сказал я.
Когда она  ушла,  Вика сказала мне: «Зачем нам ее слежка, давай пойдем мы с тобой и сами все выясним».
- А если она нас узнает, - сказал я, - мы окажемся в неловком  положении.
-  Ничего страшного, скажем, что мы пошутили, как она пошутила с нами, переодевшись в старуху.
- Хорошо, договорились, - ответил я.
После этого мы достали парики и начали готовиться для визита к гадалке. Когда все было готово, мы встретились у Вики дома, надели парики,  оделись в старую, уже вышедшую из моды одежду, сделали грим, и когда мы посмотрели друг на друга, то не смогли удержаться от смеха.
- Да, - сказал я со смехом, - наверное, когда мы состаримся, будем выглядеть  так же.
- Да, наверное, - смеясь, ответила Вика и добавила, -  но я до старости, наверное, не доживу.
- Это почему? - спросил я.
Она загадочно улыбнулась и сказала: «Не знаю, плохое предчувствие. А ты знаешь, где живет гадалка?»
 - Приблизительно  знаю.  Мария сказала, что она живет на улице Мачабели, в старом доме, а там спросим и узнаем точно.
- Хорошо, тогда пошли. 
Мы вышли из дома воскресенье, в 10 часов утра. На дворе стояла ранняя осень, и солнышко светило нам яркими лучами. Я тогда и представить себе не мог, что наш поход обернется страшным кошмаром, что нас ждут страшные приключения.   Вскоре мы пришли на место.
Это был старый  центральный  район Тбилиси.  Городская мэрия,  а рядом улица Мачабели. На этой улице стоят старинные двух- и трех этажные здания. Самые красивые из них - здание Союза писателей Грузии  и бывший  дом  Берии, позднее там находился ЦК комсомола Грузии, а сейчас это дом  «народного защитника». Мы спросили у одной старухи о  Марго- Ханум, и она с радостью показала, где живет гадалка. Она, как оказалось, жила недалеко от дома Берии.  На нелюдимой  улице стоял двухэтажный дом,  с отдельным входом, с   железными дверями,  но сначала надо было пройти через небольшой  двор. Мы вошли во двор и позвонили в дверь. Нам открыл молодой цыган.
- Что вам угодно? - спросил он. Я сказал, что мы пришли к гадалке Марго - Ханум.
- Как вас зовут? - спросил он.
- Марат и Вика, - ответил я.
Он посмотрел в  список и сказал: «Вас нет в списке. А когда вы записались?».
- Честно говоря, мы не записывались, - ответил я.
- К сожалению, Марго не сможет вас принять, здесь люди записываются  заранее, за неделю.
- Ну, пожалуйста, - сказала Вика, - мы пришли издалека, и нам очень хочется попасть к гадалке.
- Хорошо, я узнаю все, - и он закрыл перед нами двери. Через некоторое время он вышел и сказал,  что Марго - Ханум ждет нас.
Он проводил нас до гостиной и оставил там, сказав, нас вызовут. Мы   осмотрелись вокруг и увидели богато обставленную комнату,  со старинной дубовой мебелью и  большими хрустальными вазами. Мы были одни, и гробовая тишина угнетала нас. На стене висели копии картин известных мастеров, и мне показалось, что через глаза одного портрета на нас кто-то смотрит.
- Как-то страшновато, - сказала Вика, - может, уйдем, что-то  я предчувствую неладное.
- Надо позвонить следователю, что мы здесь, - сказал я. Но было уже поздно. В комнату вошла  старая служанка и сказала: « Марго ждет вас, пожалуйста, проходите».
 Мы пошли за ней. Она провела нас через другой зал и остановила нас  перед черными дверьми,  словно ведущими в ад.  Двери открылись, и мы вошли. Служанка прикрыла за нами двери, и мы оказались  в небольшой комнате, в конце которой  в полумраке  сидела на большом кресле та самая красивая цыганка, фотографию  которой мы видели  у следователя Марии Николаевны. Ее красивые черные волосы были распущены,  а в руке она держала голубой стеклянный шар и смотрела в него. На стене висели средневековые образцы оружия и странные рисунки каких-то обрядов. Перед ней был небольшой стол, и на нем мы увидели человеческий череп. А на груди у цыганки висел талисман с изображением минотавра. Нам  с Викой стало не по себе от увиденного,  и мы пожалели, что не послушались следователя. 
- Что вас привело ко мне? -  спросила холодным голосом цыганка.
- Нас  интересует наше будущее, - робко ответил я. 
- Ваше будущее зависит от вас самих, - ответила гадалка таинственным голосом. 
- Это как? - спросила Вика.
- Вот так, влезли в петлю головами вашими глупыми. Лучше снимите парики и скажите, что вам надо, зачем пожаловали ко мне.
У нас от услышанного кровь в жилах застыла. Скрыть  от гадалки что-то было невозможно и не имело смысла. 
- Видите ли,  Марго – Ханум, мы будем с вами откровенны  и  не  будем скрывать, что мы видели вас в музее.  Только вы  тогда выглядели  как  старуха,  а когда вышли, стали такой же прекрасной цыганкой, как сейчас.  Мы решили навестить  вас в том же   образе, что и вы нас, просто пошутить  и заодно познакомиться   с вами. Мы очень хотели,  чтобы вы нам погадали,  хотелось узнать,  что нас ожидает  в скором будущем, - робко произнес я.
- Могу сказать одно, что шутка  вам не удалась и обойдется вам  очень дорого. Я шуток  не люблю, а что касается вашего будущего,  оно мне кажется очень мрачным и трагическим. Я прекрасно знаю, кто вы такие и что вам надо. Вы хотели узнать про это, - и она указала на висевший на ее шее талисман минотавра. - Я обещаю вам, вы узнаете все, что хотели,  и даже больше,   вы будете участвовать в жертвоприношении минотавру. И знаете, кто будет жертвами?
- Нет, - сказали мы с Викой в один голос .
- Это будете вы,  – и она громко засмеялась, как сумасшедшая.
Все было ясно: мы попали в секту, ту самую, которую искали, и, казалось,  выхода  из этого положения нет. Но мне пришла  на ум одна идея, и я решительно начал действовать. Я вскочил, взял стул и хотел кинуть в гадалку, но  электрический ток пронзил меня, и я упал без памяти. Очнулся  я в каком-то сыром  темном подвале, и, когда глаза привыкли к темноте,  я оглянулся и понял, что это тюремная камера: каменные стены, железные двери и наверху маленькая форточка с  железной решеткой, в углу стояла  железная кровать, рядом умывальник и туалет. «Куда это меня занесло, что за тюрьма в центре города? А может, меня куда-то увезли,   пока я был без памяти», - подумал я.  Вдруг в дверях раздался стук, и кто-то открыл форточку железной двери и подал в металлической кастрюле кашу и кусок черного хлеба.
  - Кушай, щенок, ты пока нам нужен живой, - раздался чей-то хрипловатый голос. 
- Кто ты, - крикнул я, - и почему меня держат тут?
- Слишком  любопытными  оказались ты  и твоя подружка, но ничего,  Марго - Ханум рассчитается с вами сполна. Наш Минотавр любит молодое мясо. Ха-ха – ха, -  раздался страшный смех.
У меня кровь застыла в венах: значит, я попал в секту, и меня и Вику хотят принести в жертву минотавру.
-Послушай, дружок, - сказал я неизвестному. - У меня мясо не очень вкусное, отпусти меня, и я дам тебе много денег. Что на это ты скажешь?
- Ха-ха, - раздался смех, - не такой уж я дурак, чтобы поверить тебе, никаких денег у тебя нет  и быть не может. Лучше сиди тут тихо, скоро тебя увезут.
- Что с моей подружкой, что вы с ней сделали?
- Твоя подружка тоже скоро станет жертвой Минотавра.
- Заклинаю  тебя твоим Минотавром, отпусти меня, я тоже поклонник Минотавра и хочу служить ему.
- Вот и послужишь  Минотавру, когда он выпьет твою кровь.  Ха-ха-ха.
Я вдруг вспомнил, что у меня в кармане брюк остались  монеты из гробницы  жрицы, которые случайно оставила Вика, когда показывала мне экспонаты, найденные при раскопках. Я так и забыл вернуть их ей.  Я начал рыться в карманах и нашел три старинные золотые  монеты  с изображением Минотавра. «Вот наше спасение, - подумал я и крикнул незнакомцу. - Послушай, друг, у меня есть доказательство, что я один из вас. Просто я был переодет  в  старика, и Марго-Ханум не узнала меня и решила, что я враг  ей.  У меня есть доказательство, что я поклонник Минотавра.
-Ха-ха-ха. И что за доказательство имеется у тебя?
- Я дам тебе в подарок очень дорогую золотую монету с изображением Минотавра,  а тот, у кого будет 3 таких монеты, попадет в рай. И вместе с Минотавром будет жить вечно.
- Покажи, - раздался голос. Я встал, подошел к  форточке железных дверей и показал монету незнакомцу. Тот онемел и несколько минут молчал. А потом произнес взволнованным голосом: «Откуда она у тебя? Скажи».
- Эта монета из  раскопок в Вани, там археологи раскопали могилу великой жрицы Минотавра, которая сейчас находится в музее.  Эти монеты  я забрал из дома  моего друга Мориса.
Молчание, а потом раздался тот же взволнованный голос.
- Думаю, что ты говоришь правду. Я знал Мориса, он был членом нашей секты, и по  указанию Марго - Ханум он  сделал эту статую нашей жрицы. Но про монеты он не сказал ни слова, видимо, утаил от Марго- Ханум. Вот обрадуется Марго - Ханум, когда узнает об этих монетах.
- Погоди, - сказал я, -  не надо говорить Марго - Ханум про эти монеты, лучше возьми их себе,  а меня отпусти.
- Сколько у тебя монет? - спросил голос.
- У меня их три. 
- Дай одну, чтобы рассмотреть  получше.
Я протянул в окно одну монету, он взял ее и начал молить Бога и рыдать. Потом открыл двери, и я увидел молодого горбатого человека  с бородой, который плакал и умолял меня дать ему остальные монеты.  Я ударил его по голове металлической кастрюлей, и он рухнул на пол, как мертвый. Потом я забрал у него монету  и ключи от камеры, обшарил его карманы и нашел у него мобильник,  заряженный пистолет Вальтер,    карту подземелья,  фонарик. Я забрал у него все и переоделся в его одежду,  затем  вышел из камеры, заперев его там на ключ. Я оказался  в глубоком и длинном  подземном  туннеле. Вдруг зазвонил телефон, я включил его, и в нем раздался голос  цыганки.
  – Ну, что, горбатый, как там заключенный?
  - Хорошо, - хриплым голосом произнес я.
 – Тогда  надень на него наручники и веди для жертвоприношения в зал минотавра.
- Хорошо, - прохрипел я. Я посмотрел на карту и  ужаснулся: там был начерчен  лабиринт Минотавра. На  карте была обозначена комната с изображением Минотавра. «Значит, мне туда,  прямо в логово», - подумал я. И пошел, отсвечивая фонарем дорогу. Я шел вглубь туннеля, откуда доносились слабые звуки какой-то музыки. По карте я свернул влево, и звуки начали доноситься все  громче и громче. Наконец, я различил голоса поющих людей и звук неизвестного мне  музыкального инструмента. Я  свернул налево и оказался в  освещенном факелами коридоре. Я  спрятал фонарик и пошел вперед, на свет и на звуки музыки,  и они меня привели к входу в большую комнату. Я осторожно подкрался   к арке, ведущей в большую подземную комнату, и заглянул  внутрь. Комната была освещена горящими факелами, которые висели на стенах. В центре комнаты была видна круглая возвышенность, к которой поднимались белые мраморные лестницы,    а в центре круга стояла полуголая цыганка-гадалка, которая медленно танцевала под музыку. Вокруг этой возвышенности стояли полуголые люди в масках, они подпевали и хлопали в ладони. Оказалось, что странные звуки  издавал  инструмент, состоявший из металлического человеческого скелета,  на  котором голые женщины играли руками, как на арфе. Увиденное потрясло меня, и я долго не мог опомниться. Вокруг были    слышны  крики одурманенных членов секты, у которых лица были закрыты черными  масками. Раздался барабанный бой, и в комнату ввели  полуобнаженную Вику, которая кричала и рыдала, но на ее никто не обращал внимания. Ее подвели к возвышенному алтарю и привязали веревкой к большому бревну. Раздались звуки музыки, и члены секты начали танцевать и петь.  В это время в зал завели большого  белого быка,  у которого в носу было большое золотое кольцо. Его держали  за большие рога двое мужчин атлетического сложения.  Откуда-то выкатили  макет коровы, сделанный из  досок и картона и окрашенный в красный цвет. Открыли его сбоку и затолкали туда Вику, которую связали веревками. Подвели быка к макету коровы. Увидев красную корову, бык взбесился, раскинул рогами мужчин, встал на дыбы, и огромный   член, как  железный штык, торчал у него между ног. И я понял, что в эту минуту должно произойти что-то страшное. Все ждали этого момента, и  зал был оглушен криками людей и ревом быка. Вытерпеть такое я был не в силах. Я  вытащил пистолет, выскочил как сумасшедший и  побежал к быку. Я был переодет в форму тюремного надзирателя, и мне никто не мешал. Я подбежал к быку и выстрелил в него три раза, прямо в сердце. Воцарилась гробовая тишина, бык застыл на дыбах, как  статуя свободы в Америке. Но это продолжалось  всего несколько секунд, а потом началось самое страшное.  Смертельно раненный бык заревел так, что с потолка рухнула огромная люстра. Она горящими свечами упала прямо на голову гадалки, которая чудом спаслась. Раненый бык, взбесившись,  начал метаться по комнате, разнес все вдребезги  и рухнул намертво около алтаря. Я подбежал  к деревянному макету коровы  и открыл дверь сбоку. Вика была жива, но задыхалась от волнения и нехватки воздуха. Я хотел вытащить ее, но меня схватили и потащили в середину зала, отобрав оружие. Меня поставили  на колени перед цыганкой, глаза которой сверкали от злости. Зал шумел, крики безумных людей оглушали все вокруг.  Колдунья подняла руку, и зал замер. 
- Вот он, этот  изменник и негодяй, - этими словами начала свою проповедь цыганка. - Он посмел осквернить  могилу нашей великой жрицы Минотавра. Он и  его друг Морис достали  нашу жрицу  из могилы и поместили в музей,  в стеклянный  футляр. Мы должны уничтожить их  и освободить нашу великую жрицу, которая требует от нас человеческих жертв. И жертвой  будет он,  - и она рукой указала на меня. - Его друг  уже попрощался с  жизнью.  Они хотели уничтожить нас  и великую жрицу, но им это не удалось.  Сейчас перед вами разыграется драма тысячелетней давности, мы пригласим сюда нашего Минотавра, и пусть  он сразится  с этим человеком, в которого переселился дух Тесея, убившего Минотавра много тысяч лет тому назад.  Пусть он сразится с Минотавром и  восторжествует истина. И я уверена: в этом поединке Минотавр раз и навсегда убьет Тесея, и  Минотавр обретет бессмертие. Давайте все вместе вызовем на бой Минотавра!
И вес зал заревел,  дикие вопли и крики  оглушили меня. Все звали чудовище. Такое я не мог представить и в страшном сне. В наше цивилизованное  время культ  Минотавра  - это что-то ужасное. Вдруг все замолчали, раздавался только барабанный бой  и  страшный топот . В зал  вошел огромный минотавр с мускулистым человеческим телом и огромной головой быка  с большими рогами.  Кожаный кафтан прикрывал его обнаженное тело,  в руках он держал огромный железный  топор. Он прошел на  середину зала, встал передо мной и заревел как бык. Вокруг нас образовалось людское кольцо, все начали кричать: «Минотавр, убей! Минотавр, убей! Минотавр, убей!» Кто-то кинул мне деревянный щит и кинжал. Я схватил щит и кинжал и начал ждать нападения.  Минотавр размахнулся  своим железным топором и ударил меня в деревянный щит, который развалился на части.  Раздались крики людей.  «Минотавр, убей!»,  -  и Минотавр кинулся  на меня с еще большой яростью.  Я отпрыгнул назад,  споткнулся и упал. Минотавр поднял свой железный топор  и перед смертельным ударом взглянул на цыганку. Она кивнула головой, дав согласие на убийство, и вдруг я увидел, что Минотавр - это  обыкновенный  человек, надевший  на голову маску быка. Когда он повернулся в сторону цыганки,  я увидел под маской  лицо бородатого мужчины. Я вскочил и нанес Минотавру смертельный удар кинжалом прямо в сердце. Раздался оглушительный рев, и все замолкли.  Смертельно раненный Минотавр приблизился ко мне,  поднял свой топор и хотел ударить меня, но пошатнулся и замертво рухнул около быка.  Вдруг раздались выстрелы, и в зал вбежали полицейские.
- Не двигаться! -  крикнул  знакомый женский голос, и я увидел, что это была следователь Мария Николаевна.
- Убить их всех! - крикнула цыганка, и члены секты с криком  ринулись на полицейских.
Завязался  рукопашный бой.  Цыганка  кинулась на меня с ножом, но я вовремя отскочил назад. Она  схватила меня за волосы. Цыганка поднесла  нож к моему горлу и  громко закричала: «Легавые,  бросьте все оружие, иначе я зарежу его, как свинью». Не успела она опомниться, как следовательница Мария Николаевна кинулась на цыганку и оттащила ее от меня. Сошлись  врукопашную две женщины. Но Мария, владея рукопашным боем,  быстро скрутила цыганке руки и наложила наручники. Увидев связанную предводительницу, остальные члены секты бросили оружие и сдались.  Я был чем-то ранен, из руки шла кровь.   Вика тоже была ранена в плечо.  Я подошел к Вике и начал успокаивать ее.
– Все позади, Вика, сказал я ей, - мы спасены.
К нам подошла следовательница Мария Николаевна и сказала: «Ну, как вы, с вами все в порядке?» -  и, увидев на нас кровь,  приказала  вызвать скорую помощь. А потом добавила: «Этого можно было избежать, если бы вы послушались меня  и не отправились к этой преступнице одни. Вы легко отделались от нее, она сварила бы из вас суп и угостила  им своих сектантов», - и улыбнулась. 
- Да, -  сказал я, -  простите нас, Мария Николаевна, мы действительно попали в настоящий ад. 
Скоро приехала скорая, и нас отвезли в больницу. Там мы  пробыли неделю. Нас выписали, и мы с Викой решили навестить Марию Николаевну. Она приняла нас с улыбкой: «Ну, что, проходите, герои, и устраивайтесь поудобнее,  нам с вами  предстоит довести дело до конца».
- Как? - сказал я. - Разве не все выяснилось?
- Да, нам многое стало ясно, но кое-что мы должны еще выяснить, - сказала Мария, - давайте, начнем все  по порядку. Итак, вы без разрешения вторглись на территорию преступной секты.
  - Да, это так, но мы и представить себе не могли, что так все обернется, - ответил я. -  Мы хотели просто пошутить  над цыганкой .
- Ну и шутки у вас, которые чуть не обернулись для вас  трагедией, - ответила Мария. – Я сразу поняла ваши фокусы,  и когда нигде не смогла  вас найти, я поняла, что вы у цыганки.  И вовремя успела вместе с оперативниками спасти вас.
- Извините нас, Мария Николаевна, - сказала Вика, -  мы виноваты, и благодаря вам мы спасены. Мы до конца жизни не забудем ваш героизм, мы  вам обязаны  жизнью. Скажите, пожалуйста, преступники все разоблачены и понесут наказание?
- В основном, да, но остались белые пятна в этом деле,  и кое-что еще предстоит выяснить. А что касается   секты культа минотавра,  она выявлена и обезврежена, это я могу сказать точно.
- А что же еще вы пытаетесь  выяснить? - спросил я.
- Например, то, что сектой кто-то  руководил, это умный и богатый человек с определенными целями, конечно, это только предположение, прямых улик у нас нет, но факт остается фактом, что необразованная цыганка не смогла бы так организовать  и замаскировать секту.
- Но с какой целью этот  кто-то  все  создал и организовал? - спросила Вика.
-Тот, кто хотел направить обезумевших людей против  тех, кто мешал ему добиться своего,  добиться власти над людьми и устранять  неугодных ему людей, делал это ради наживы, ради богатства. Ведь  мы  не выяснили, кто и почему  убил Мориса и почему эти несчастные влюбленные  в зале музея убили друг друга ритуальными кинжалами, кому они мешали.
- Извините меня, Мария Николаевна, но я хочу вам рассказать  об одной беседе, которая произошла  у меня с охранником,  когда я сидел в взаперти в камере  лабиринта Минотавра.
- Ну, рассказывайте,  - сказала следовательница.
- Я пытался  как-то  расположить охранника к себе и рассказал, что золотые  монеты с изображением Минотавра мне дал Морис, на что он ответил, что, похоже, я говорю правду. Он сказал, что знал Мориса как члена секты  и что секта  дала Морису задание, чтобы он сделал  скульптуру жрицы. Это значит, что Морис был связан  с сектой   и выполнял их задания, возможно, он в чем-то «провинился» перед сектой, и они убили его. 
- Уважаемый Марат Владимирович, - сказала  следовательница Мария. -  К сожалению, на вас висят два трупа: один охранник, которого вы так ударили по голове кастрюлей,  что он умер на месте, а второй - переодетый в минотавра  циркач, Василий, которого вы проткнули ножом. Его завербовали и пригласили на ритуал  Минотавра. Но оба убийства  квалифицированы как самооборона, и на вас нет никакой уголовной ответственности.   По этой причине мы не смогли допросить их, но мы допросили других членов секты и многое выяснили, например, мы знаем, что 33 человека из секты, которых мы взяли   в лабиринте, 10 из которых женщины, а  остальные мужчины, - обыкновенные жители  города, завербованные  цыганкой в разные времена под разными предлогами. Но секта помогала им деньгами,  и это, в основном, и была та причина, по которой они согласились стать членами секты.  При допросе они признались, что  Морис и цыганка выполняли указания верховной жрицы. Той самой, которая стоит в музее. Но, конечно, это предлог, и я думаю, за статуей  скрывается  человек, который  нам не известен, но мы доберемся до него. Вот он и организовал убийства Мориса и этих двух  несчастных влюбленных Михаила и Софии. Мы узнали, что Михаил каким-то образом  перевез  из Греции большую партию героина, которую нашли у него в подвале. При обыске квартиры Мориса мы нашли золотые изделия из археологических раскопок.  Золотые изделия тянут на несколько сотен тысяч долларов, да и наркотики стоят не меньше. Так что, мотивы убийств налицо. Это не могла сделать Цыганка. Она была лишь исполнительницей, марионеткой в чужих руках. Цыганку, к сожалению, мы допросить пока не можем, она травмирована, на нее упала большая люстра в лабиринте, когда  вы убили быка.
- Но позвольте, после  того, как на нее упала люстра, она встала и еще долго казалась здоровой, -  сказал я.
- Да, это так,  но  у нее проломлен  череп, и диагноз - сотрясение мозга. Наши медики в этом деле не ошибаются. Подождем ее выздоровления, а потом  мы допросим и ее. 
- По-моему, вы что-то преувеличиваете, Мария Николаевна, - сердито сказала Вика. - Никаких изделий у Мориса быть не могло, так как мы все найденные при раскопках золотые экспонаты  досконально проверяли и сортировали, после чего отправляли на хранение в музей,  этим занималась экспертная комиссия во главе с моим отцом Зурабом Михайловичем. 
- В бескорыстии и честности  вашего отца никто не сомневается, но факт остается фактом, каким-то образом часть найденных   при раскопках  золотых изделий не была отмечена и зафиксирована в протоколе и преступным путем попала в руки Мориса. Он скрыл золотые изделия в тайнике в своем доме, - сказала следовательница.
- Да, но они могут относиться к другим раскопкам, в которых мы с отцом не принимали участия,  - ответила Вика.
-  Все может быть, и мы обязательно выясним это, - сказала Мария.
- Вам виднее, - сказала Вика,  - я тороплюсь,  мне надо идти,  прощайте,  Мария Николаевна.
- До свидания, я думаю, мы с вами ещё  увидимся, Вика.
- Не думаю,  - сказала Вика  и захлопнула дверь. 
- Я тоже, пожалуй, пойду, - сказал я.
- Нет,  вы, пожалуйста, останьтесь.  Садитесь, пожалуйста,  Марат Владимирович. И вспомните, не замечали  ли вы ничего странного относительно Вики и ее отца Зураба. 
- Нет, ничего не замечал, а что я должен бы заметить?
- Не знаю, ну, что-то такое, что вам показалось  бы странным.
- Нет,  не могу вспомнить ничего такого. Неужели вы подозреваете в этих  убийствах Вику и ее отца Зураба? - удивленно спросил я. 
Следовательница Мария Николаевна села в свое  мягкое кресло, взяла сигару и закурила. Я с удивлением наблюдал за ней, мне впервые приходилось видеть  ее с сигарой в руках, я впервые обратил на нее внимание как на женщину и подумал про себя: вот это да, вот это женщина,  красивая, сексуальная,  сильная, властная, умная, бесстрашная, и главное, блестящий профессионал, знающая свое дело.  Я раскрыл рот, хотел что-то сказать, но  она опередила меня.
- Вы раскрыли рот, а я вам раскрою глаза. Вы, Марат Владимирович, – продолжила она,- честный, хороший  и доверчивый человек, верящий в дружбу и любовь. А люди вокруг вас пользуются вашим доверием.
- Извините, Мария Николаевна, но я вас не понимаю, к чему вы клоните?
-  Не понимаете? Сунули свою голову в петлю и ничего не понимаете, да? Я попытаюсь  объяснить  вам  суть дела очень  ясно и откровенно. Мы давно подозреваем ваших знакомых  отца и дочь в преступной деятельности, но у нас против них не было улик, а теперь обстоятельства изменились, и у нас кое- что против них имеется. Вам  ясно, о чем я говорю?
- Да, яснее быть не может, - сказал я. – Ну, и какие улики у вас имеются против них?- спросил я.
- Я могла и не вводить вас в курс  этого дела. Но раз вы так далеко зашли вместе с ними и оставались чистым, и возможно, что вы еще пригодитесь следствию, я позволю себе кое-что   вам раскрыть об  этом деле.  В этом нелегком деле переплелись  прошлое, настоящее и будущее. Прошлое - это миф о Минотавре, который был прекрасно использован в настоящее время для  преступления. А будущее  - это одурманенные люди, которые передают   этот миф  будущим  поколениям. Ваш Зураб Михайлович,  его дочь  Вика и  Марго - Ханум - это та преступная верхушка секты, которая ведет преступную деятельность для  своих корыстных целей. Вы влюбились в Вику, забыли об элементарной  безопасности и втянули себя и окружающих вас людей в это дело,  при этом не замечая происходящие вокруг вас преступные деяния.  Вы по профессии юрист, следователь,  и не смогли распознать  в своей возлюбленной опасную преступницу.
Я был в шоке от услышанного.
- Послушайте, Мария Николаевна, это чудовищное обвинение против отца и дочери. Если у вас нет доказательств, вы окажетесь в очень затруднительном положении, вы очень молоды, вам 28 лет, и можете ошибаться, поверьте мне, вы очень торопитесь с выводами.
- Нет, - резко перебила она меня -. Я не ошибаюсь, у меня есть доказательства, и они будут еще больше, когда я допрошу цыганку. Разве вам не показалось странным, что когда вы пошли к цыганке, она  уже ждала вас и была готова для встречи с вами? Ее предупредила Вика. Ведь она настаивала, чтобы вы пошли  к цыганке без моего ведома. Ловко она  вас затащила в лабиринт Минотавра, про который  она сама  вам и рассказывала,  повесила вам лапшу на уши, рассказала разные истории про  Минотавра. Что касается мифа о Минотавре, в нем,  может, и есть доля правды .
- Да, вы правы, лабиринт, подземелье - это ведь  не выдумки, -  сказал я.
- Да, действительно, лабиринт существует, и у него своя история, - сказала Мария.
- Какая история? - спросил я. 
- Над лабиринтом стоит старое трехэтажное здание, которое  в тридцатые годы  двадцатого века принадлежало  одному из самых кровавых людей мира, товарищу Лаврентию  Павловичу   Берия, который в те годы возглавлял партийную организацию Грузии. 14 ноября 1931 года он стал первым секретарём ЦК КП (б) Грузии (и был им по 31 августа 1938 года). Под этим  домом по его указу  и был сооружен этот лабиринт для пыток, казней людей. Много тысяч узников  было казнено в этих  подземных лабиринтах. Потом дом стал центральным комитетом комсомола Грузии, а в наше время  там заседает Народный защитник Грузии. Вход в подземелье со стороны дома был закрыт. Но сектанты открыли  подземный вход со стороны дома цыганки, который стоял недалеко от этого дома. Они прорыли туннель под домом.  И лабиринт  был использован в преступных целях секты Минотавра.
Вдруг раздался телефонный звонок. Мария Николаевна взяла трубку и на несколько секунд замерла.
– А где была охрана? - спросила она сердито. - Черт бы вас всех  побрал, я сейчас приеду,  ждите меня.
- Что случилось? -  спросил я.
- Только что в первой городской больнице была отравлена охрана и задушена цыганка. Едем туда,    вы поедете со мной, -  сказала она отчаянно. - Они убили главную свидетельницу цыганку, таким образом, хотят замести следы, но это им не удастся. 
Мы на машине поехали в больницу, где увидели жуткую картину. На втором этаже  около входа в палату толпились полицейские. Когда мы подошли, эксперты-криминалисты уже делали свое дело. К нам подошел старший инспектор и доложил Марии Николаевне, что сегодня   полчаса назад какая-то женщина, переодетая в белый халат, под предлогом врачебного осмотра проникла в комнату охраны  и отравила их каким-то неизвестным газом. Потом зашла в палату цыганки и, выключив все  электрические приборы, задушила ее веревкой.
- Вот эта веревка, - и инспектор показал веревку. - Затем незаметно вышла из палаты и скрылась. Мы обнаружили убитую через полчаса, когда дежурный врач проводил осмотр пациентов.
- Приведите его ко мне, - оборвала разговор Мария.
Привели  врача, мужчину лет  сорока.
- Сколько времени вы работаете тут врачом? - спросила Мария.
-  Уже 10 лет как я работаю врачом-хирургом  в этой больнице,  но такого злодеяния я ещё не видел и не слышал.
- Как смог преступник проникнуть в больницу, беспрепятственно пройти через дежурных врачей,   охрану и попасть в  палату?
- Дело в том, товарищ следователь, что эта женщина-убийца была переодета  как наш  врач, заведующая отделением Нина Васильевна, которую она связала в своем кабинете. Переоделась в ее врачебную  форму и  даже надела парик  с таким же цветом волос, как  у Нины Васильевны, и вышла на обход палат в  положенное для обхода время,  так что мы ничего не заподозрили. А дальше вы знаете, что случилось.
- Хорошо, вы свободны. Да, ну и актриса ваша Вика!
- Никакая она не моя  Вика, Мария Николаевна, прошу вас,  я и так в шоке от всего увиденного и пережитого. Я и представить себе не мог, с кем имею дело.
- Ладно, возьмем ордера на арест и осмотр квартир отца и дочери. Свяжитесь  с начальником городского  управления  полиции,  капитан, - приказала Мария стоявшему рядом капитану полиции.
И  когда связь была установлена,  она попросила  перекрыть  все выходы из города,  не выпускать никого на вокзале и в аэропорту и  задержать отца и дочь. Она  описала их внешность,  дала имена и фамилии. Потом мы поехали к прокурору,  который  выписал ордера на арест и  обыск квартиры    Зураба  Михайловича  и  его  дочери  Вики.
Мы подъехали  на машине к   дому и поднялись на третий  этаж,  с нами были двое полицейских. Мы позвонили в дверь, но нам никто не открыл. Тогда Мария приказала полицейским  взломать двери, что они и сделали, и мы вошли в квартиру.  Но там все было перевернуто вверх дном. Было такое ощущение, что там уже кто-то побывал и что-то искал. Книги были вывалены из полок на пол,  матрасы на кроватях   порезаны чем-то острым. На полу валялись разбросанные вещи, одежда, стулья, разбитая посуда.
- Да, здесь кто-то нас опередил, - сказала Мария, - надо вызвать подмогу. Дело тут кропотливое и требует много времени, а у нас его в обрез.
И она позвонила и вызвала специалистов. Когда они прибыли, Мария Николаевна сказала мне: «Я думаю, они  не уедут обычным путем, так как знают, что их поймают. Они пойдут другим путем».
- Но каким? - спросил я.
- Я думаю, они направятся  в сторону турецкой границы,  поедут автобусом, изменив внешность,   с  фальшивыми документами. Но граница с Турцией у Грузии большая, она тянется  от Ахалкалаки до реки Чорохи. Через реку они не пройдут, остается пограничный город Ахалкалаки, куда мы с тобой и отправимся.
И вскоре оперативная машина мчалась в сторону Ахалкалаки. В городе Мария встретилась  с главой полиции города и показала ему фотографии отца  и дочери.
- Но этих людей  здесь  никто не видел, - признался  начальник полиции города.
- Они очень опасны и могут изменить свой облик. Прошу вас, выделите людей, и пусть они осмотрят приграничные сёла . А мы пройдемся по городу.
- Хорошо,  мы  обыщем все вокруг. Я вам  выделю  нашего сотрудника, который знает всех жителей города, и он  поможет вам  найти преступников, если они в городе.
- Спасибо вам большое  за сотрудничество, - поблагодарила Мария начальника полиции, и мы пошли в город.
Ахалкалаки  находится в 30 километрах от границы Турции , 95 процентов его населения составляют  армяне. Сотрудник полиции оказался уроженцем Ахалкалаки и знал почти всех жителей этого города. Мария Николаевна спросила его: «Скажите, пожалуйста, если в этот город  приехали два преступника с фальшивыми паспортами и измененной внешностью, как можно будет их найти?»
-Автобус прибывает в город  два раза в день  - утром и вечером, пассажиры все  местные, они выезжают в Тбилиси на заработки или за продуктами. Чужих людей здесь не бывает, если только не приезжают гости или туристы.
- Вот с них и начнем,- сказала Мария. -  С туристов, что приехали в эти дни, с гостей, узнаем, не навестили ли они своих родственников из местных.
-  Ну что, это можно узнать легко. Мы позвоним в туристическое агентство города и узнаем все.
И он позвонил и узнал следующее.
- В город  час назад приехала  одна туристическая группа из Тбилиси,  а сейчас они находятся в  местном музее. Состав группы  можно узнать  в туристическом агентстве .
- Поедем туда, - сказала Мария.
Мы прибыли в агентство и потребовали у директора список туристов, приехавших сегодня  из Тбилиси. Нам дали список, и Мария Николаевна  начала изучать его очень внимательно, но ничего подозрительного не нашла,  знакомых фамилий и имен там не было. 
- Ну, что  ж, - сказала она, -  поедем и посетим   музей.
И мы отправились  в  Ахалкалакский краеведческий музей.  Когда мы пришли туда, часть туристов сидела в кафе, которое было расположено близ музея, часть находилась в музее, а часть в автобусе.  Мария Николаевна подошла к женщине-экскурсоводу, показала свое удостоверение  и спросила, не замечала  ли она чего-нибудь подозрительного со стороны туристов. 
- Ничего особенного не замечала, если не считать, что час назад муж и жена пенсионеры попросили  отлучиться на пару часов, чтобы проведать  родственников в Ахалкалаки.
- Как их фамилии? - спросила Мария.
- Они Погосяны из Тбилиси.
- У вас не найдутся  копии их удостоверений личности?
- Да,  найдутся,  - и она протянула ксерокопии  удостоверений личности. 
Мария  внимательно всматривалась в них и вдруг, не выдержав, вскрикнула: «Вот они,   посмотрите на эти фотографии. Хотя они умело загримировались,  в них можно узнать наших знакомых преступников отца и дочь».
 Мария позвонила по мобильному начальнику полиции города.
- Они найдены под вымышленными фамилиями Погосян, и час назад они отлучились от группы,  чтобы проведать родственников в городе.  Но  я уверена, что они направились к  государственной границе  и собираются незаконно пересечь ее. Предупредите  военных пограничников, разошлите их фото во все пропускные пункты. Желаю успеха, - потом обратилась к нам. - Время не ждет,  друзья, сейчас мы с вами отправимся прямо к границе Турции. Они  далеко уйти не смогут,  до  государственной границы 15 километров. Пойдем  пешком  напрямик  через лес к государственной границе Турции.
И мы отправились. Лес был не очень густой, и мы   легко пересекли маленький горный хребет и  вышли какому-то армянскому селу. 
- Ну, что скажете, товарищ лейтенант Гарик Аршакович, куда нам теперь, чтобы коротким путем дойти до  границы?
- Здесь  недалеко, перейдем маленький ручей, и лесом напрямик к границе.
- Так, здесь  мы разделимся, я пойду прямо к границе, вы, лейтенант,  осмотрите  внимательно село, а вы, Марат, идите к ручью откуда   видна отара овец, поднимитесь и  поговорите с пастухами, а потом встретимся у границы.
- Хорошо, так и быть, -  сказал я. И мы разделились.   Я спустился к ручью, осмотрел там все,  ничего подозрительного не нашел и начал подниматься по небольшой горе к пастбищам. Пастухи радушно приняли меня и угостили овечьим сыром.
- Что привело вас в наши края? - спросил один из пастухов. 
- Ищу знакомых стариков,  вы, случайно,  не встречали их?
-  Стариков нет, но одну старуху встретили. Она тоже  с реки поднялась  к нам час тому назад,  купила у нас лошадь и поскакала, как молодая, вон туда, -  и он показал рукой в сторону границы.
У меня от волнения забилось сердце, но я и виду не подал и продолжил. 
- А как она выглядела?
-  Ну, высокая, стройная, с седыми волосами, мы такую старуху в первый раз видели,  уж очень она не было похожа  на старуху. И особенно мы  в этом убедились, когда она легко села на лошадь и, как молодая, поскакала. Ай - да старуха,  подумали мы и рассмеялись. 
- Вот она-то и есть моя знакомая, - сказал я, - только вот беда, без лошади мне ее не догнать. У вас  случайно нет лошади? Я вам заплачу.
- Случайно найдется, вот там пасется моя лошадь, можете забирать,  - смеясь, сказал один из пастухов.
- Вот спасибо,  держи сто долларов,    я твою лошадь не покупаю,  а беру напрокат,  на час-другой,  и я тебе ее верну.
- Ладно, забирайте, только прошу, к вечеру верните, иначе до дома пешком придется идти, а   это  неблизко отсюда.
- Да верну я тебе  скакуна, мой друг.
Я сел на лошадь и поскакал.  Недалеко от Ахалкалаки стоит старинная крепость Харцвиси, внизу у крепости я заметил  пасущуюся лошадь.  Я перешел реку  и подъехал близко, сошел с лошади и привязал ее к дереву,  рядом со спокойно  стоящей лошадью.  Оглянулся,  но вокруг не было ни души.  Я начал медленно подниматься  к крепости.  Я зашел в крепость и увидел внутри крепости маленькую комнату. На стене висели иконы, а посередине стоял деревянный крест. Я перекрестился и собирался выйти, как вдруг   кто-то приставил к  спине пистолет.
- Не двигаться, - услышал я знакомый голос.
- Вика, это ты? - спросил я.
- Да,  а кто же еще. Ты гнался за мной и хотел увидеть меня? Ну, здравствуй, герой Тесей, победитель Минотавра.
Я повернулся и увидел Вику, которая была похожа на старуху.
- Что же ты,  Вика, как ты могла совершить такое? 
- А что я такое совершила?
- Как что, ты же  глава преступной секты, ты  с твоим отцом украла золотые украшения, найденные  при раскопках.  Вы занимаетесь нелегальной торговлей  наркотиками,  и наконец, ты убила цыганку.
- Как ты меня рассмешил, глупый Тесей. Это все тебе наговорила твоя  дурная следовательница, да?
-  Что, разве неправда все это?
- Да, правда.
- Но как ты могла пойти на убийство?
- А как ты убил двоих людей? Ты разве не чувствуешь угрызений совести?
- Да, но это ведь  другое дело, я защищался и был вынужден это сделать, о чем я очень сожалею.
- А я, думаешь, убила ее  без причин, да разве не она хотела меня убить? Я вынуждена была защищаться, иначе она   обязательно убила бы  меня.
- Ты меня заманила  в лабиринт Минотавра и сыграла со мной злую шутку, но я не понимаю одного: как ты могла сесть в  макет коровы? Ведь если бы я не убил Минотавра, он изнасиловал бы тебя.
- Глупый ты человек,  это был лишь поставленный спектакль, который ты испортил, - сказала Вика.   
- Но полицейские, в чем они провинились перед тобой?
- Они не умерли, а находятся в реанимации, к вашему сведению, - ответила Вика. - А что касается золотых изделий, это правда, я не устояла и взяла золотые изделия. А кому их отдавать, кто скажет спасибо за такое добро?
- Но ведь  это принадлежит государству!
- Государству, говоришь, а  за найденный клад мне не полагалось 25 процентов от общей стоимости этого клада? Почему государство  не дало мне ни гроша? Я взяла то, что мне полагалось, не более того.
- Ты хотела незаконно вывезти  их из страны  и перейти  государственную границу, нарушив закон.
- А что еще мне оставалось делать, если за мной гонится вся полиция Грузии?! Во всем этом виновата Мария, эта проклятая женщина,  которая   откуда-то обо всем узнала. И ты помогал ей в этом. 
- Что мне оставалось  делать? Ведь  ты нарушила закон. Я влюбился в тебя, Вика, и готовился сделать тебе предложение, но все так  резко обернулось против нас, что я растерялся.
- Если ты меня любишь,  пойдем со мной, помоги мне выбраться отсюда, помоги перейти через границу, и мы с тобой будем счастливы. 
- Нет, не могу.  Это проклятое золото, оно нам счастья не принесет.
Вдруг глаза у Вики помутились, она направила пистолет мне прямо в сердце,  но я успел и выхватил его у нее. Оттолкнул Вику и направил  на нее пистолет.
- Ну, что ты сейчас скажешь, неужели ты выстрелишь  в меня? - спросила она.
- Нет, не выстрелю, а сдам тебя в полицию.
- Что за глупый ты человек, неужели не  понимаешь, что мы сейчас очень близки к счастью, до границы рукой подать. Пойдем со мной, у меня много золота, вот оно, -  и Вика порвала  платье, и  оттуда высыпались золотые изделия, она собрала их и кинула в меня.
- Вика, успокойся, мне они не нужны. Я хочу тебе помочь, чистосердечное признание облегчит твою участь, а эти безделушки будут радовать  людей в музее.
- Ты хочешь отказаться от богатства и от меня? И хочешь сдать меня  полицию, чтобы они закатили мне срок? Я буду  мыкаться в разных тюрьмах и лагерях  много  лет, и ты будешь этому рад?! Ты этого хочешь, да?
- Полицейские спаслись, а цыганка была преступницей и действительно хотела твоей смерти и суд может учесть твои действия как вынужденную меру самозащиты. Помощь следствию может сократить тебе срок и освободить  тебя условно. Я сделаю все возможное, чтобы спасти тебя от тюрьмы, буду твоим свидетелем на суде и буду защищать тебя. 
- Если так, я согласна, - сказала Вика и  заплакала.
- Не плачь, дорогая , пойдем  отсюда.
Я взял ее за руку,  поднял,  обнял и   поцеловал ее в губы, но вдруг она вытащила пистолет  у меня из-за пояса  и выстрелила мне прямо в живот.
- Что ты сделала, Вика, я ведь люблю тебя, - крикнул я в отчаянии, но она выстрелила в меня второй раз, и я упал без сознания на развалинах старого замка.
     Пришел я в себя  в больнице, рядом сидела Мария Николаевна и улыбалась мне.
- Ну что, герой нашего времени, очнулся?
-  Где я? - спросил я у Марии.
- В  городской  больнице, все худшее позади.
И я  потихоньку начал вспоминать все, что со мной случилось, выстрел  из пистолета и  смеющееся лицо Вики.
- Как я тут оказался, Мария Николаевна?
- Тебя спасла лошадь пастухов, на выстрел она сорвалась  с веревки и помчалась к пастухам. Они и нашли тебя без памяти и доставили  в Ахалкалаки, там врачи оказали тебе первую помощь и  оттуда переправили в Тбилиси.
- А что случилось с Викой? - спросил я.
- Вика была застрелена при незаконном  переходе государственной границы. Она оказала сотрудникам  полиции вооруженное  сопротивление, убила одного сотрудника, и ее застрелили на месте. У нее  изъяли украденные золотые изделия. Отец ее, Зураб Михайлович, тоже был задержан при  незаконном переходе границы.  Он доставлен в Тбилисскую тюрьму и ему грозит немалый срок  за контрабанду наркотиками. 
- А кто убил моего друга Мориса? - спросил я. 
- Твоего друга Мориса,  цыганку и двоих молодых людей  в музее  убили по приказу главаря преступной банды Зураба Михайловича. Они совершили промах  при торговле наркотиками, забрали себе какие-то там проценты или доли больше положенного, что не простил им главарь  преступного подпольного синдиката Зураб.  И преступники расправились с ними. Мориса отравили, а для влюбленной пары устроили сцену ревности и зарезали  копиями кинжалов из гробницы жрицы, чтобы завести следствие в тупик или направить по ложному следу.  Они хотели  свалить все на  секту  и  на мистическую жрицу. Но мы раскусили их и повели следствие по правильному  пути, что и дало положительные результаты: все  живые преступники сидят за решеткой,  а  остальные мертвы. Вот  и все, дорогой Марат Владимирович, секрет лабиринта минотавра раскрыт. Раскрыта и таинственная смерть твоего друга Мориса. А что до статуи жрицы, она опять  находится в музее. Да, она там, но на этот  раз она без наркотиков.  Статуя жрицы  была передаточным пунктом для наркодилеров, под одеждой  скульптуры было обнаружено несколько килограммов героина. А секта Минотавра тоже служила для них прикрытием, в действительности все сектанты были наркоманами, как и сама цыганка. И занимались продажей наркотиков.
- Да, я восхищен  вами, Мария Николаевна, вы гений, вы Шерлок Холмс, и наконец, вы прекрасная женщина и хороший человек.
- Спасибо и  вам,   Марат Владимирович, вы, рискуя своей жизнью, помогли следствию, за что вам огромное спасибо. Лишь в одном вы ошиблись, в выборе любимой женщины.  Я вам советую в будущем  быть более внимательным при выборе любимого человека, вы сами убедились в том, что говорил сам великий сыщик всех времен - Шерлок Холмс: «Самый опасный преступник в мире - это одинокая женщина, без семьи и без друзей». Вот такой и была ваша бывшая возлюбленная  Вика. 
- А вы, Мария Николаевна, разве вы не одиноки? Вы тоже без семьи и любимого друга.
- Вы ошибаетесь,  у меня есть друг, которого я испытала в моём  самом  трудном  и опасном  следственном  деле,  которое называется  «Лабиринт Минотавра»,  и этот друг вы.
- Мария Николаевна, дорогая! – вскрикнул  я   и приподнялся  с постели. Тут у меня открылась  рана, и я почувствовал сильную боль  в  животе,  но эту боль затмило  горячим поцелуем  Марии, и я  понял, что я в надежных руках, и облегченно вздохнул.