Casiotone For The Painfully Alone. Вкратце

Джеймс Александр Даркфорс
  14 января 2014 года автор этих строк дождался-таки выпуска альбома московским лейблом, пусть и через «Bandcamp», но по всем правилам. То есть с номером. Я не буду сильно много об этом рассказывать, скажу лишь, что это был альбом 2012 года выпуска, он назывался «Leaving The Chemical Home», а выпустил его лейбл «Dopefish Family». Это я к тому, чтобы было понятно, почему я всё вот это написал, не о своём релизе говорю. И финалом, чтобы вы поняли, почему это всё написано, приведу фразу одного из администраторов сообщества «ВКонтакте», посвящённого Андрею Горохову и его «Музпросвету», Евгения Бойченко:
  «Это как бы омский Casiotone For The Painfully Alone, но абсолютно самобытный и ни на что не похожий. Андрей молодец». Андрей, сразу говорю – это Митрошин, создатель «Dopefish Family».
  Уже вопрос, к чему я это? Да вообще стоит рассказать о проекте, с которым меня сравнили. Что это такое, откуда, когда появилось, «и вообще».
  CASIOTONE FOR THE PAINFULLY ALONE – это один из самых известных проектов, которые позиционируются, как casiotone или casiocore. То есть это ближайший родственник легендарного Уэсли Уиллиса, выступающий точно так же в одиночку – впрочем, не всегда, и точно так же, как Уиллис, он начинал в традиционных по звуку гитарных составах. Хотя… Сравнение на самом деле достаточно спорное. Но по порядку.
  Того, кто играет под вывеской CASIOTONE FOR THE PAINFULLY ALONE, зовут Оуэн Эшворт (Owen Ashworth), он родился 22 апреля 1977 года, в Редвуд-Сити, Калифорния, позднее жил в Окленде (пригород Сан-Франциско), продавал билеты в местном кинотеатре. Не знаю, насколько хорошо знают те, кто покупал тогда билеты на очередной сеанс у этого крупногабаритного бородача, чем он занимается, и каков процент тех, кто знает группу CFTPA, уже давно ставшую частью истории. Но определённую известность он получил.
  Удивительно, но факт – Эшворт до создания CFTPA играл музыку, ориентированную на гитарный звук и никогда не стремился играть на клавишных, звучание которых его раздражало. Удивлены? Но это было именно так, и он сам этого не скрывает. Играл он на бас-гитаре и барабанах. И единственное, что его сильно огорчало, это то, что в группе приходится жертвовать частью своего личного, своими идеями, потому что это может привести к распаду группы, и это было причиной того, что он начал задумываться, как ему играть концерты без этой головной боли.
  У Эшворта есть брат, его зовут Гордон, у него был довольно жёсткий нойзовый проект OSCILLATING INNARDS (братья делали его вместе). И именно у Гордона был позаимствован для экспериментов дешёвый интерактивный синтезатор (то, что в русском просторечии называется «самоиграйкой»). Это был выход: уже можно было сделать две партии – клавишные «на две руки» и ударные. При наличии навыков игры и хотя бы среднем слухе можно было сделать проект, не привлекая других людей. Так и было сделано, а произошло это в 1997 году. 5 декабря был дан первый концерт.
  Несколько невесёлая по настроению музыка, соответствующие тексты, отражающие не самое лучшее внутреннее состояние человека, который очень и очень одинок. Стилистически это описывается помимо casiotone также, как lo-fi и indietronica. Такой чудик-«ботаник» из американской глубинки, вооружённый дешёвым синтезатором с встроенным ритмоблоком и сотней тембров. В каком-то смысле этим он был близок к Уэсли Уиллису, но в целом ничего общего между ними на самом деле нет, люди это очень разные.
  Начав выступать, он оказывался на сцене с такими командами, как THE DONKEYS, XIU XIU, THE DEAD SCIENCE, PAPERCUTC, P:ANO и THE RAPTURE, демонстрируя публике медленную, грустную музыку с абсолютно искренне написанными текстами, почти полностью сделанную на интерактивном синтезаторе, хотя в дальнейшем Эшворт стал использовать и другие инструменты, принципиально не записывая музыку с «правильным» саундом.
  CFTPA всегда были для Эшворта только экспериментом, интересным и успешным, но только экспериментом, поскольку он в дальнейшем хотел начать делать другой проект, уже без такой принципиальной «заключённости» в электронику. Акустическая ударная установка, струнные инструменты, фортепиано. Да и на концертах CFTPA иногда присутствовали ещё музыканты, играющие на вполне традиционных инструментах.
  Можно сказать, что творчество Оуэна Эшворта где-то «кинематографично», его песни чем-то напоминают маленькие киносценарии, что неудивительно, поскольку в колледже он учился на кинорежиссёра, в итоге так и не проявив себя в кинематографии. Выйдя из стен колледжа в 1997 году, Эшворт и создал CFTPA.
  Концертная манера Эшворта может показаться довольно странной, в частности, он может довольно резко подключить синтезатор к пульту, а один синтезатор на другой он часто бросал друг на друга. При этом он работает довольно статично, кажется совершенно неэмоциональным. Вокал тоже не блещет «игрой», а музыка монотонна и часто сильно основана на «длинных» тембрах, перемежающихся с простенькими конструкциями автоаккомпанемента.
  Дискография CASIOTONE FOR THE PAINFULLY ALONE вполне обычна для стилистики lo-fi, в ней очень много релизов, выпущенных самиздатом и всего пять официальных альбомов, которые выпустил немецкий лейбл «Tomlab». Первый альбом был записан в 1999 году, он назывался «Answering Machine Music CD», и он – первый, выпущенный официально, это случилось в 2001 году. В том же году, уже именно на «Tomlab» был выпущен «Pocket Symphonies for Lonesome Subway Cars». В 2003 году выходит «Twinkle Echo». Все эти альбомы были в полной мере «касиотоновыми». Начиная с «Etiquette» (2006), в ход пошли аналоговые инструменты, и звук стал уже не таким «пластмассовым», хотя общая направленность сохранилась. Последним официальным альбомом проекта стал «Vs. Children» (2009). В 2010 году было объявлено о прекращении деятельности данного проекта, и 5 декабря, в тринадцатую годовщину первого концерта CASIOTONE FOR THE PAINFULLY ALONE, Оуэн Эшворт дал последний концерт. После этого он создаёт ныне здравствующий проект ADVANCE BASE, частично продолжающий линию CFTPA в плане настроения и общей стилистики, но проект уже не так ориентирован на электронику, а вместо интерактивных синтезаторов Эшворт (давно уже переехавший в Чикаго) использует электропиано «Rhodes 54». Впрочем, как раз вот это уже – другая история, и если уж её описывать, то отдельно и подробно, а с ADVANCE BASE меня пока не сравнивали, вроде бы.