Жил-был на свете Враль...

Сергей Буханцев
Жил-был на свете Враль. Однажды он сказал себе: «Хватит! Ставлю точку, становлюсь правдивым человеком!..» Сказано – сделано. Начал он с того, что пошёл к одному соседу, дом которого стоял справа, и рассказал ему честно, без утайки, всё, что знал о соседе, дом которого находился слева!
– Какой плохой человек этот ваш сосед слева! – сказал сосед справа в ответ и, не удержавшись, сказал ещё много бранных слов в адрес соседа слева.
Выслушав это, Враль отправился к соседу, дом которого стоял слева и, после того, как посидел у него немного, без обиняков выложил ему всё, что наговорил ему сосед, живущий справа.
– Ну и ну! – удивился хозяин дома. – Экий осёл этот ваш сосед справа! В жизни не видел таких подлецов!.. – и сосед, дом которого стоял слева, наговорил ещё много обидных слов в адрес того соседа, дом которого стоял справа.
После этого Враль ушёл, думая про себя: «Вот она – Правда!..» Он пришёл в лавку, где продавались разные продукты: хлеб, мясо, молоко, и сказал хозяину лавки:
– Моя жена намедни влезла на крышу и упала вниз, подол её юбки задрался и срам такой увидел мой девятилетний сынишка, он побежал и всё рассказал моей бабушке, которая ещё неизвестно каким духом жива!..
– А бабушка? – спросил хозяин лавки, держась за живот.
– А бабушка ничего, – ответил Враль, – что от этого бабушке?..
– И она не померла со смеху?.. – лавочник изумился.
– Нет...
– И её не хватил удар?.. – допытывался лавочник.
– Да нет же, всё обошлось благополучно...
– Так каким же чёртом ты морочишь мне голову! – вскричал взбешённый хозяин окороков, лицо которого сделалось под цвет окровавленного мяса.
– Но ведь в самом деле, – растерянно моргал глазами Враль.
– Ничего не хочу знать! Хватит мне морочить голову! – размахивая руками, кричал хозяин лавки, и уже схватился за нож.
Враль пустился наутёк. Он выбежал из лавки, да так неудачно, что угодил лицом прямо в свежий навоз, оставшийся на дороге после стада прошедших только что коров. Встав, он оттёрся кое-как и пошёл к себе домой, чтобы умыться, как следует, и привести себя в поря-док. По пути встречались ему знакомые горожане и спрашивали его, куда он идёт, а он всем объяснял, что домой и, не скрывая ничего, рассказывал, как угодил прямо лицом в навоз...
Городок, где жил Враль, был очень маленький, и уже через полчаса все его жители знали, что такой-то и такой-то ковырялся носом в нечистотах.
– Почему меня называют Та, у Которой Муж в Навозе? – спросила Враля жена. – А от-куда слухи, что я упала с крыши?..
– Это я рассказал! – признался Враль честно.
– Ах! Ты!?. – и жена набросилась на него с кулаками.
– Постой, постой! – завопил Враль. – Но ведь это же Правда, Чистая Правда!..
– А ты грязная свинья! – заорала его жена, продолжая его таскать за волосы и моча-лить, что было сил.
Еле унёс он ноги от неё и как-то дотащился до кабачка. Там он плюхнулся за стол и прохрипел:
– Кабатчик, вина!..
– Ступай к дьяволу! – ответил кабатчик. – Твоё место в навозной куче! Или я намну тебе бока!..
– Ах, вот он где! – воскликнул, увидев Враля, вошедший в кабачок сосед, дом которого стоял слева. – Вот где этот болтун, рассказавший обо мне всякую мерзость своему соседу справа! Теперь обо мне ходят такие слухи, что я не могу высунуть нос из дома!..
Он взял Враля за шиворот и они вдвоём с кабатчиком стали выволакивать его на улицу и тузить куда попало. Потом они бросили его в придорожную грязь и оставили, а собравшаяся толпа зевак показывала на Враля пальцем и смеялась над его потешным видом.
– Это Чистая Правда! Я не лгу! – бил себя в грудь Враль.
– То, что ты, подобно грязному животному, лежишь в грязи – это Чистая Правда! – отвечали ему люди. – Мы это видим!.. Или есть ещё одна Правда?..
«Есть! – подумал Враль. – То, что Правда никому не нужна и за неё бьют!..»
5 ноября 1980 г.