Такая разная грусть

Владимир Зеленской
В четыре годика моя старшая дочь Анна начала сочинять стихи. Первый был таким:

«Скучаю я, и света я не вижу

И средь пустыни золотой

Шагает сердце кровушкой облито

И мысли молча говорят со мной».

Летом она жила с бабушкой на даче. Недалеко от дома было озеро и  болото. Этот пейзаж навеял ребенку следующие три строчки: 

«Нет в жизни счастья

Как к болоту подошла

Ничего вокруг не вижу».

Прочитал как-то одному человеку, а он удивился и говорит: «Боже мой, в какой обстановке жил этот ребенок? Что вы с ним делали?»

«Да в нормальной обстановке жил», - говорю – «Даже более чем в нормальной – так баловали, особенно дедушки, что впору Царицей мира почувствовать себя».

В чем же дело? Откуда эта грусть?

Думаю, что маленький человечек,  когда «обстоятельства места и времени располагают к добру», грустит играя. Жизнь еще не научила его делать это по-другому.

Наблюдая окружающий мир, ребенок представляет и выдумывает грустные картинки,  в результате чего ощущает особое состояние души, открывающее ему что-то новое. Так он познает этот мир.

Когда человек взрослеет, он грустит иначе.

Очень давно прочитал в Иностранке строчки, написанные каким-то латино-американским автором:

«Чувствую себя как выпотрошенная рыба

  Все соки выжаты – молчу

  В оконной раме моей души –

  Сухая дохлая муха…».

Грусть приходит, когда на душе обида, усталость, опустошение. «Переваривая», иногда с трудом то, что подбрасывает жизнь, мы не только грустим, но впадаем в уныние, тоскуем и даже страдаем.

В такие моменты душа работает над получением уникального опыта,   необходимого, чтобы двигаться дальше. Такой опыт дополняет мозаичную картину жизни осколками иллюзий и несбывшихся надежд, и изредка, - алмазными крупицами выстраданного счастья…