Глава 2. Становление

Владимир Сысун
     Начало: http://proza.ru/2013/05/30/569

           И не судите о том, что является лучшим и более справедливым, по большинству авторитетов: ибо мнение одного и худшего может превосходить в каком-либо вопросе многих и более высоких...

     Юстиан


       
        Головной офис Дальневосточного филиала ЗАО «Крокус» находится рядышком с поликлиникой на Океанском проспекте, 17. У двери охранник долго не пускает в отдел кадров. Лицо очень важное, как у старшего по стройке. Может  стройку придумали для того, чтобы в ней существовала охрана?  Долго проверяет паспорт, смотрит в заявление, потом куда-то уходит. Как в детективе, сейчас еще арестуют. Наконец-то выдается разовый пропуск. Захожу в кадры и встречаю  еще одного полковника пенсионера, бывшего начальника отдела контрольных пунктов пропуска через границу. Он тоже немногословен, оказывается, что помогает навести порядок с мигрантами на строительстве.  Кадровый работник Катя  отдает направление на медкомиссию и перечень необходимых документов для приема на работу.
       —Вот вам, если все будет готово, завтра приходите, устроим.
       —А если сегодня?
       —Если успеете  до обеда, тогда оформим сегодня.
      
       Пакет документов был с собой, фотографии тоже.  Медицинская комиссия  была пройдена  перед санаторием,  душа рвалась в бой, справку с отдела кадров оформил очень  быстро. Я принес документы, расписался в журнале вводного инструктажа по охране труда, прочитал договор, расписался об ознакомлении. И так  с 2-го февраля 2010 г.  я трудоустроен.  Чего не смог добиться на службе, получил на гражданке. Начальник отдела, это льстило самолюбию. Ничто так не подстегивает, как хорошая зарплата.
      
     Добраться  до острова можно только на пароме «Владморпасса». Из-за сложной ледовой обстановки он задерживается. Наконец паром «Бригадир Ришко» ошвартовался, островитяне, строители и рыбаки  хлынули на посадку. В заливах Русского прет корюшка. Понимающие островитяне и строители, молча безропотно пропускают укутанных мужиков с красными лицами и большими ящиками за спиной. Если успеешь занять место, то можно и покемарить или почитать книгу «Безопасность труда в строительстве». Паром идет около часа, канал замерз, вокруг Елены на Подножье, далее канал. На канале уже ждет «вахтовка» автомобиль «Урал» для перевозки людей.
    

     И так теперь вот стройка. Такого в жизни еще не было. Приходилось работать на растворном - бетонном узле на строительстве пионерского лагеря после окончания девятого класса, но такое грандиозное строительство  большая удача. Жизнь наполнилась до краев. Каждый день новое, новое интересное, интересное трудное, трудное завораживающее, завораживающее возбуждающее.

        На следующий во вторник день Гринберг М.Г. представил меня начальникам Юга и Севера, Жабину Ю.А. и Зуберу С.А. По должности это были заместители главного инженера. Руководитель   центра отсутствовал. Собственно стройка началась с флангов, как грандиозное сражение. Когда меня взяли на работу по центру уже готовились площадки под фундамент. Позже появился и руководитель центра Шиян В.А. Стройка  полукругом раскинулась на живописных сопках бухты Аякс, полуострова Саперный. Существуют три круга дорог, малый средний и большой. Условно еще стройка разделена  на Север, Цент и Юг.

         Заместители главного инженера в своем джипе повезли меня по стройке. Юг это корпуса 9, 10, 11, они ближе всего к Полине. Первым был для меня корпус 11. Сразу бросилось в глаза, что у всех рабочих и руководителей рабочая спецодежда с логотипом Crocus. Там же я проверил удостоверения у рабочих по проверке знаний по охране труда. Их же конечно, не было. Обратил внимание, что и касок не было. Шла выгрузка материалов из небольшого грузового авто с краном манипулятором японского производства. Таких авто на стройке много, их называют «воровайками».  Этот корпус уже имел фундамент, шел монтаж металлокаркаса,  и уже кое-где шла заливка перекрытий бетоном. Обратил внимание на оголенные провода, они оказались под напряжением. Как оказалось, эти провода шли на обогрев бетона. Везде, как говориться был рабочий беспорядок. Далее были корпуса 10, и 9. Если 11-тый корпус уже являл собой очертания зданий, то 9 и 10 еще не приобрели внятного очертания. Гринберг был прав, вокруг был мусор и не только строительный. Он располагался вокруг бытовок подрядчиков. Бытовки представляли собой переделанные из 20 тонных, и реже 40 футовых контейнеров жилые  и служебные помещения. Еще при инструктаже Гринберг дал мне команду убрать все контейнеры с объектов стройки и сконцентрировать их в одном месте.

         Проехали мы и на другие корпуса. Везде как муравьи суетятся рабочие, китайцы все как один в касках вяжут проволокой арматуру фундамента
        —Вот это корпус 12-й, «расстрельный» — поясняет Жабин
        —Почему?
        —В нем пройдет саммит

        По центру под здание пресс-центра  готовиться площадка под фундамент. В ходе первой поездки по территории стройплощадки я своими глазами увидел размах строительства. Увидел, что на всех гостиничных корпусах «Севера» и «Юга» завершаются работы по возведению металлических каркасов, а на некоторых корпусах строители уже закладывают стены. Обратил внимание, что дороги, ведущие к стройплощадкам, заасфальтированы. На стройке каждая из строительных площадок находится под охраной. Имеется медицинский пункт для строителей университета.
 
        Он расположился на первом этаже ДОС, хрущевской пятиэтажки. Её тоже выкупили в интересах стройки. В других квартирах жили мастера, прорабы, начальники участков и другой строительный люд, прибывший  на стройку из просторов СНГ. Они жили не только в этом доме, еще были общежития, оборудованные из 20 тонных контейнеров. Они были предельно простые. Состояли из 3-х помещений с дверьми. Это прихожая с настенной вешалкой, далее вход в комнату. В комнате две кровати, между ними стол под окном, под ним же батарея отопления. Из комнаты кроме прихожей справа еще дверь в санузел. Там унитаз,  китайская кабинка с душем, водоподогреватель, раковина для умывания. Кое у кого были еще и продуктовые холодильники телевизоры.

        В штабе строительства работает единый диспетчерский круглосуточный пункт, куда стекается информация обо всех рабочих процессах на Аяксе.

        Новость о назначении меня начальником отдела специалисты отдела встретили сдержанно. Все, кроме начальника, взяли  ручки, чтобы записать фамилию, имя  и отчество. Бывший начальник отдела Светлана пожелала стать  моим заместителем. Стройка началась с вырубки леса в июле 2009 года, все специалисты  работали недавно, но уже успели сплотиться в компанию, в которой все понимали друг друга, успели побывать на корпоративной вечеринке по случаю встречи нового года. Помните как в анекдоте, где мужчина устроился пожарным и рассказывает другу о новой работе: «хороший коллектив, праздники все вместе отмечаем, но если пожар то хоть увольняйся». 

        Какая главная работа любого начальника? Это думать, думать и думать, думать постоянно,  днем и просыпаясь в ночи.

        Как улучшить охрану труда на стройке, выработать правильную стратегию? Многие наверно скажут, что это была ошибка, что следовало бы подумать, в первую очередь, как укрепить свою должность и доработать до конца строительства. Что надо было воспользоваться правом новой метлы и вымести неугодных. Я постарался сохранить дружескую атмосферу и организовать  рабочую обстановку. Доверие и доброжелательность. Специалисты мне показалось, были подготовлены и соответствовали своему назначению, позже это подтвердилось.

        Работать на стройке на Русском неудобно по многим причинам. Главная из них рано вставать на работу и поздно возвращаться. Поэтому руководство стройки привлекало штатный состав повышенной заработной платой, следовательно, главный мотив поведения всех участников такого грандиозного строительства это деньги, а там где деньги, там зависть, зло, интриги и коварство. Трудно ожидать от обычных людей, обывателей хорошего нравственного начала. Все мечтают заработать много денег при наименьшем напряжении сил.  Собственная выгода сильнее всего. Не будем забывать этого. И это нормально. Позже менеджеры стали зарплату уменьшать. Это произошло, когда стройка пошла по намеченному руслу.

        Скажу, что всегда был далек от интриг. До этого работал в организации, где интриги аморальны и где не было женщин, главного источника интриг.

        После стройки я понял, что все иллюзии надо отбросить. До этого я был начальником на боевом корабле,  необходимо было работать с тем контингентом, кого присылали. Это были молодые русские парни от 19 до 22 лет, крепкие здоровые не избалованные из простых русских семей необъятного СССР. Они мало чего знали, но в основном понимали свою задачу.

       Когда я пишу эти строки, я никого ни в чем не осуждаю. Позже, когда я узнал жизнь и поступки людей меня окружающих,  они стали мне известны как личности. Я  узнал от части их прошлое, настоящее и окружающую их обстановку и понял что они такие как есть и делают то, что делают. Поступки, которые они совершали, обусловлены десятками внешних факторов, узнав которые, я начал  этими людьми  восхищаться... Но отдельные личности достойны глубокого презрения, о чем говорить не хочется, и, наверно, не расскажу.

        Прежде всего, мне необходимо  было разобраться, чем же не угодила руководство стройкой бывшая начальница. Оказалось это лежало на поверхности. Во вторник паром «Пролив Босфор Восточный» прибыл на канал около 11-00, на работе отдел был в 11-30, в 12-30 до 13-30 обед, в 15-30 коллеги собрались на паром. Оказалось, что под рабочим временем они считали и морскую прогулку по акватории бухты Золотой Рог на работу и обратно. Моя коллега не внесла в должностные обязанности своих подчиненных важный пункт, как то соблюдение трудового распорядка. Потом оказалось, что и нет планов работы, стратегии управления охраной труда на стройке. Все документы по перечню охраны труда в организации в отделе были, но как выяснилось,  они были скачены с интернета,  утверждены, но ими никто не пользовался.

        Бросалось в глаза, что никто не контролирует работу отдела. Ни вышестоящая организация, ни инспекция по труду. Несколько позже оказалось, что вышестоящая организация всё же  контролирует охрану труда. Оказалось, что декабрь и январь  не посылался отчет в головной офис в Москве. В результате главный инженер стройки получил выговор.

         Вводный инструктаж по охране труда проводили в отделе кадров, точнее оформляли его  в журнале вводного инструктажа. Это конечно правильно, только до тех пор, пока не будет принят на работу специалист по охране труда. Как только это произойдет, вводный инструктаж должен проводить специалист по охране труда. Вводный инструктаж по пожарной безопасности совсем никто не проводил, хотя было уже два специалиста. Таким образом, понятно, почему все специалисты сваливали раньше всех домой. Как в анекдоте про неуловимого Джо, никто не обращал на это внимание. Три тысячи человек надеялись, что их труд охраняют, а охранники на пароме спокойно коротают время до причала чтением книг и игрой в дурака.

         За охрану труда на предприятии отвечает руководитель предприятия. Это закон, который руководители, мягко будет сказано, не берут во внимание. Руководитель ДВ филиала Галанов говорил мало, решал все быстро, в мелочи не вникал. Начальники участков, прорабы его уважали и во всем подражали. Было за что. Строителем был «от бога», хотя время покажет, но в охране труда…., как все, наверно, строители считал это важным, но   последним из важных. Раньше работая на Владивостокской теплоэлектроцентрали, я заметил, что в энергетике особый шик руководителей всех типов находится на объектах в каске. Это показывает серьезное отношение к мерам безопасности энергетиков. Надо признаться, что и меня несколько раз  каска спасала от ударов по трубам систем, которыми напичкана  электростанция.

         Шик на стройке это быть не в каске. Как я не старался, Галанов каску не одел. «Ставь каску на главу» по-сербски. Раза три приносил в кабинет  белую каску, маркированную с логотипом Крокуса и подписью Директор Дальневосточного филиала, несколько раз подбрасывал в крузак и бесполезно. Надеть каски  на его подчиненных было не сложно, но в мое отсутствие я не уверен, что на объекте они в них находились постоянно, так как подражали руководителю стройки. Что и говорить в отделе был один сотрудник, «настоящий полковник», которого тоже надо было заставлять выходить на объекты в каске. Другое дело иностранцы: северо корейцы, китайцы, им достаточно было сказать один раз. Узбеки, таджики, лучше не упоминать.

          Касательно отношения к охране труда руководителей всех рангов на стройке, то оно мало чем отличается от позиции руководства, как и во всем остальном, за исключением одного важного заблуждения, будто за все нарушения надо спрашивать с начальника отдела охраны труда, экологической и промышленной безопасности.

          Позже я разработал регламент со схемой оповещения об авариях, инцидентах, пожарах, несчастных случаях на строительстве ДВФУ. За основу я взял схему, действующую в энергетике. Она была предельно проста. Любому должностному лицу, надо было посмотреть внимательно на схему,  найти на ней свою должность и проследить за стрелками указателями. Галанов регламент и схему не утвердил, сказал, что ничего не понятно. Стройка века обошлась без неё. Нет, все перечисленное на стройке случалось, только руководитель стройки, случалось, как обманутая жена, зачастую узнавал все последним.

          В пятницу 5 февраля впервые побывал на совещании, так называемом телемосту. Большой длинный овальный стол, на нем как в Георгиевском зале Кремля на Госсовете установлены микрофоны. Это не бравада, еще, будучи в санатории Кратово во время  экскурсии в Кремле рабочие в Георгиевском зале монтировали такие же микрофоны. Экскурсовод объяснил, мол, идет подготовка, через 2 дня будет Госсовет. Я еще подумал, что Кремль, а рабочие в обычных не первой свежести спецовках.

          Телемост произвел впечатление. На нем выступал Агаларов А.И., владелец и генеральный директор ЗАО «Крокус». В тот день он лично вел совещание. Я понял, что прикоснулся к чему-то значительному, огромная радость наполнила сердце от того, что являюсь участником грандиозных исторических событий. Вся стратегия стройки, проблемы и задачи уже окончательно уложились в голове. На совещании прозвучала озабоченность Агаларова безопасностью рабочих, указано на ограждение опасных мест. На стройке уже были установлены веб-камеры и он лично наблюдал за стройкой в режиме онлайн. После этого и за ним следующих совещаний, появилась твердая уверенность, что стройку закончим вовремя. Как у Жукова, Москву, конечно, мы удержим.

          Начальник отдела охраны труда по регламенту должен был работать в субботу. В субботу он отчитывался по вопросам охраны труда на совещании дирекции в присутствии  всех подрядчиков. После этого совещания у меня было чем озадачить своих сотрудников. В первую субботу 6 февраля удалось переехать в другой кабинет, это позволило обеспечить себя и  всех сотрудников отдела рабочим местом с компьютером и сетью. Кабинет представляет собой обыкновенный гостиничный номер с санузлом, который еще использовался  для переодевания в спецодежду.

         Сначала наладили вводные инструктажи. Народ устраивался на работу пачками. Моя преемница подготовила приличную программу инструктажей.  Был установлен такой порядок, что прежде вводный инструктаж, затем прием на работу. И главное никакого бюрократизма, чванства, высокомерия по отношению к лицам другой национальности. Был составлен график дежурств по отделу, график проверок рабочих мест, в том числе и ночных, графики проведения дня охраны труда.
   
          Опыт проведения таких дней я позаимствовал у энергетиков, когда работал на ВТЭЦ-2. Энергетики как раз позаимствовали его от строителей. Конечно, по Российским законам такого понятия нет и в помине. Последний распорядительный документ по проведению дня охраны труда был в 1984 году в Министерстве строительства СССР, до этого я докопался, работая на ВТЭЦ-2.

          Охрана труда и пожарная безопасность на любой стройке не в почете. Такой вывод как раз я сделал на строительстве ДВФУ, где  собрались лучшие представители строительной индустрии России, а что уж говорить об остальных. Свою работу на стройке я начал как раз в период самых опасных с точки зрения техники безопасности работ. Шел монтаж металлического каркаса зданий.

           Для непосвященных поясняю, строить надо снизу вверх. Возвели, скажем, первых этаж, все прочно закрепить, потом второй и так далее. Монтаж конструкций каждого вышележащего этажа (яруса) многоэтажного здания следует производить после закрепления всех установленных монтажных элементов по проекту и достижения бетоном (раствором) стыков несущих конструкций прочности, указанной в проекте производства работ. Так написано в правилах безопасности. На строительстве ДВФУ так не строилось. Сначала возводился каркас, металлический скелет здания, потом перекрытия и все остальное. Правила нарушались. Время моей работы пришлось как раз на самый травмоопасный период на стройке.

           Где то  сразу за моим назначением на стройке появился Ростехнадзор. Специалисты по контролю за грузоподъемными механизмами мне были знакомы, когда то сидели в одном кабинете. Они мне сказали, что надо выехать на какой-нибудь корпус для проверки. Марат Григорьевич ранее мне поставил задачу убрать с 8-го корпуса сгоревший вагончик, поэтому мы уехали туда, чтобы убить сразу двух зайцев. То, что увидели, повергло Ростехнадзор в негодование. Они увидели поднимающихся краном металлической клетке рабочих для монтажа металлокаркаса. На стройке работали три монстра по монтажу железа: «Сталькон», СМУ-28 и СМУ-25 Это приближенные к Крокусу московские фирмы, они конечно, привлекали еще  и подрядчиков.

          Были еще и фирмы помельче, к примеру, Зарайский завод в Подмосковье, который изготавливал металлоконструкции и решил их еще и монтировать. Этой фирмой руководил Лебедев Станислав Михайлович. Срочную службу он служил на Тихоокеанском флоте, на острове Русском. Общаться с ним было одно удовольствие. Те недостатки в фирме, которые выявляли мои специалисты по этому предприятию, немедленно устранялись.

           Из трех монстров металлистов под раздачу попал СМУ-25. Был составлен протокол и наложен штраф. Монтаж стальных конструкций закончился на стройке таким же способом на что был составлен протокол. Стройка затеяна не для того, чтобы на ней соблюдалась техника безопасности, а чтобы строить, построить и уложиться в срок. В какой ещё стране строят с такими сроками? А в какой стране казнокрадство в особо крупном размере называется "халатностью", а сам вор - "свидетелем"? Жизни людей? Что наша жизнь? — Игра.
        (Продолжение следует)

Продолжение: http://proza.ru/2014/12/10/256