Дерево

Эйно Тимонен
Этот рассказ о равнодушии, чёрствости и безразличии представителей государственной службы к людям, попавшим в трагическую или сложную ситуацию. Имена действующих лиц и названия населенных пунктов не изменены.
.....................................................
 Мобильник ожил в девять утра. Звонила Наташа, дочь семейных друзей. Она беспокоилась, что папа Слава не отвечает на звонки уже со вчерашнего дня. Уехал на дачу, и каждый вечер обязательно связывался, чтобы узнать как дела, какие новости. День был особенный: исполнился годик внучке; бабушка Света уехала праздновать её первый юбилей в Питер.
Я посоветовал Наташе позвонить на дачу кому-нибудь из соседей, чтобы они сходили и проведали Славу и попросил её, потом обязательно позвонить мне. Только отключился, как сразу же мобильник запиликал снова. Звонила из Питера Света. Она так же весь вечер и утро пыталась дозвониться до Славы, но телефон не отвечал.

– Эйно, я очень беспокоюсь. Такого, чтобы Слава не ответил вечером, не бывает. А в день рождения внучки он бы обязательно сам позвонил и поздравил.  Боюсь, что с ним что-то случилось. Я уже разговаривала с Наташей. Он ей тоже не звонил. Помоги, пожалуйста, найти его.

Голос у неё был тревожный. Я пообещал сделать всё, что в моих силах и нажал кнопку сброса.
Тут же опять звонок. Наташа дозвонилась до сестры Славы, имеющей участок на другой улице кооператива. Та сообщила, что Славы и его машины на даче нет.
Наташа сказала, что сейчас за ней заедет подруга, и они поедут его искать. Я предложил ей помощь, и через десять минут они заехали за мной.
Когда-то Слава мне говорил, что ему предложили участок, в 25 соток, и он решил его огородить и свалить на нем лес. Наташа согласилась с тем, что возможно папа поехал на этот участок валить лес, но где этот участок – она не знает. Вроде, где-то за деревней Вилга. Это совсем по другой дороге от Петрозаводска, чем дача Славы. Решили поехать в этом направлении. После первого звонка от Светы прошло менее пятнадцати минут.
После деревни Вилга мы решили сворачивать на все проселочные дороги в лес. Наконец, на одной из грунтовых дорог, на которой через один километр была развилка, мы решили, по моему предложению, ехать по левой, более узкой дорожке. Метров через семьсот увидели Славину машину, стоящую, на большом расширении дороги, у обочины.
Вышли, покричали. Безрезультатно. Я пошел вперёд по дороге и метров через семьдесят увидел, что лес огорожен полосатой ленточкой. Длина участка сто метров. Углубился в лес и, перелезая через многочисленные сваленные деревья, добрался в дальний от дороги угол участка. Стал оглядываться, и в это время ко мне с дороги, обойдя завалы, подошли Наташа с Татьяной. Вдалеке послышался звонок мобильника. Оказывается, это Наташа набрала номер своего папы. Выбрались на дорогу и побежали туда.
Оказалось, что в ближнем к машине конце участка был организован из ящика обеденный стол, покрытый клеёнкой. Вместо табуретки стоял пень. Рядом лежали Славины вещи и канистра с бензином.
Позвонили снова. Опять запел мобильник, который, оказывается, был повешен на сучок стоящей рядом сосны. Наташа решила, что папа ушел в лес искать болото с клюквой, и они с Татьяной побежали в лес, крича, одна – папа!!!, другая – дядя Слава!!!
Я уже не сомневался, что Слава погиб. Ведь пропал он уже вчера. Заблудится, не мог. В лесах он ориентировался как у себя дома.
По наитию пошел опять в тот же дальний угол, с которого мы только что пришли. Это примерно сто метров от ящика.
Когда подошел, внимательно огляделся. Сначала ничего подозрительного не обнаружил, но уходить не стал. Почему то все больше возрастала уверенность, что я стою в нескольких шагах от Славы. Передвинулся на шаг и заметил, что сосна, около которой я стоял, оказывается, сломана на высоте примерно двух с половиной метров. Посмотрел на неё с другой стороны. Она была расколота вдоль ствола, и недалеко лежал отколотый кусок. Внизу ствола был виден подпил глубиной пару сантиметров. На земле лежала поваленная осина.
Картина прояснилась. На сосне повисла толстенная осина. Видимо, Слава решил, подпилив сосну, уронить осину на землю. Только он коснулся бензопилой сосны, как она под тяжестью зависшего на ней дерева вдоль ствола лопнула. Осина рухнула на землю, отклонившись при падении на полтора метра в сторону.
Я предположил, что при этом осина, возможно, ударила Славу. Но его нигде не было. Не было и бензопилы. Встал на то место где Слава пилил. Представил, как держу бензопилу. Если сосна лопнула, то надо отскочить, бросив бензопилу. Сосна слева, значит, отбрасываю пилу вправо. Там кусты и куча веток. Полез туда. Бензопила почти не видна под листьями. Видно только кусок ручки. Вытащил её. Предположение сбывается. Стало жать в груди. Но где же Слава?
Полез через ветки за дерево, увидел его лицо. Из глаз вытекла кровь. Тело вмяло в мох, так что его почти не видно. Попробовал ладонью. Кожа ледяная, хотя на улице тепло. Ночью были заморозки, значит, погиб вчера. Перелез через ствол обратно. Увидел его подогнутые к животу кончики ног, торчащие из-под дерева. Всё вмято в мягкий мох.
Что-то непонятное. Только что здесь стоял, вокруг смотрел и не видел. Видимо, отвлекся на поиски красной бензопилы.
Попытался крикнуть Наташу. Спазмы в горле. Голос не слушается. Сначала немного посидел на пеньке в сторонке. Набрал номер Наташи. С трудом голос начал слушаться. Немного посипел, но когда Наташа ответила, уже смог хриплым голосом сказать:

– Наташа, идите сюда. Я его нашел.

– Что с ним? Дай ему трубку.

– Идите сюда, – и отключил телефон.

Сел на пенёк. Стало сильнее жать сердце. Вижу, идут, у обеих на глазах слёзы. Наташа спрашивает:

– Где?

Я в ответ:

– Почему плачете?

– Мы догадались.

Они не видят, хотя мы стоим у его ног. Показываю на ботинки, вмятые в мох  под стволом. В ответ сильные рыдания. Чувства словами не передать.

Отошел в сторону и стал дозваниваться в МЧС. Наконец-то ответили. Объяснил ситуацию. Спрашивают:

– В каком районе произошел несчастный случай?

Объясняю, как нас найти.

– Это Прионежский район. Звоните в полицию Прионежского района, – и отключились.

Дозваниваюсь снова. Наконец, дозвонился.

– Подскажите, пожалуйста, номер полиции Прионежского района.

Продиктовали и отключились. К счастью, удалось с первого раза запомнить. Быстро, пока не забыл номер, набираю его.

После объяснения о том, что случилось, последовала команда:

– Ничего не трогать, никуда не уезжать, ждать прибытия полиции на месте. Телефон держать под рукой для подсказки сотрудникам о том, как проехать к месту происшествия.

Посмотрел на часы. Время - десять минут одиннадцатого. После звонка с Питера  прошло чуть больше часа. Странно! Произошло столько событий, что по ощущениям, казалось, прошло полдня.

Около одиннадцати появилась огромная трёхосная пожарная машина. Не помню точно но, наверное, сделанная на базе КАМАЗа.

На вопрос: – Зачем приехали? – последовал логичный ответ:

– Нас сюда послали. Сейчас доложим обстановку и будем делать то, что прикажут.

После переговоров по рации, им последовала команда сидеть и ждать.

Сидели три часа.

Примерно в два часа дня приехала машина скорой помощи. Из неё вышли два молодых человека в синих комбинезонах. На мой вопрос о цели приезда последовал ответ

– Установить факт смерти.

Пошел с ними показывать место происшествия.

– Понятно, а где труп?

– Вы стоите у его ног. Видите, чуть виднеются подошвы ботинок из-подо мха.

Рассказал, что произошло.

– Все ясно. Мы поехали.

– Но вы же должны установить факт смерти.

– Мы установили. Сами же говорите, что труп ледяной. Нам для установления факта смерти этого достаточно, и пошли к машине. Крикнул им в след.

– Эй, подождите, не уезжайте, сейчас ещё возможно два трупа будет. Понадобится ваша помощь. На вопросительный взгляд громко объясняю:

– Видите, двое в касках, в форме МЧС стоят под зависшим огромным деревом, застрявшим над ними, на качающейся от ветра сосне. Возможно, дерево соскользнёт с сосны, и надо будет устанавливать ещё два факта смерти.

Услышав это, МЧСники, посмотрев наверх, резво отбежали в сторону.

- Всё, теперь не раздавит, – флегматично сказал один из медиков, и они пошли к машине, которая, развернувшись, тут же уехала.

Около трёх часов дня, наконец-то, приехал милицейский козлик. Вышли майор и водитель без знаков отличия. К этому времени подъехала моя жена со старшим сыном на его машине. Показали место происшествия. Майор констатировал, что смерть не криминальная, и можно труп вытаскивать и увозить в морг.
Представители МЧС сели в машину, и пока она разворачивалась, я подбежал к ней.

– Вы что, уже уезжаете?

– Да, уезжаем. Мы по рации сообщили, что труп не криминальный, и нам приказали возвращаться.

– А как же мы? У нас нет никаких лебёдок и приспособлений, чтобы освободить человека.

– Он уже не человек. А мы исполняем приказы. И ваши проблемы мы решать не обязаны.

Подошел майор и попросил меня пройти в машину для дачи показаний. Все показания записал, попросил расписаться и пригласил в машину Наташу.

Пока меня опрашивали, сын распилил Славиной бензопилой дерево и откатил с помощью водителя милиционера с него толстые чурки. Как потом мне жена сказала, толщина чурки, измеренная ментом с помощью рулетки, в контакте удара была тридцать восемь сантиметров.

Из машины вышла Наташа, и козлик тоже стал разворачиваться. Пришлось бежать к нему. Попросил майора выйти.

– Что же нам делать, как вывезти тело? Кто занимается перевозкой? Вы знаете телефоны этих служб?

– Перевозкой занимаются частные структуры. Телефоны у меня есть в записной книжке, но я их не дам. Мы полиция, и не должны рекламировать частников. При очередной переаттестации меня за это попрут с работы. Пойми меня правильно, я дослужился до майора и не хочу терять место.

– А если бы на нашем месте была бабушка, у которой задавило бы дедушку, и у неё не было бы мобильника?

– Бабушку бы мы отвезли в город, и там бы она сама смогла решить свои проблемы. А мы не похоронная команда.

После этих слов я развернулся и пошел к дереву. Сзади услышал шум уезжающей машины.

Позвонил снова в МЧС.

– Здравствуйте. Я Вам сегодня звонил про несчастный случай. Прошу Вас сообщить дежурному Федеральной службы безопасности, что трагически погиб ветеран ФСБ.

– Хорошо, сообщим.

В итоге при помощи наших звонков знакомым и благодаря содействию очень быстро прибывшего сотрудника ФСБ, все вопросы и по доставке тела и по организации похорон были решены.
Вечером, включив местный канал телевидения, увидел бегущую строку: «В Прионежском районе, при совместной заготовке леса с напарником на общественных работах погиб ветеран ФСБ».
Через несколько дней после похорон мне из Прионежского УВД пришло постановление о передаче в следственный комитет прокуратуры возбужденного уголовного дела «По факту неоказания помощи при несчастном случае при совместной заготовке леса».
По версии начальника  уголовного розыска Прионежского РОВД, которому майор рассказал обстоятельства происшествия, невозможно было в течении часа после звонка из Питера, обнаружить труп в завалах поваленного леса, почти в ста километрах от места его исчезновения, с дачи погибшего, если я не был во время трагедии рядом с ним.
Только с помощью Биллинга «определения местонахождения моих двух мобильников» в предыдущий день, и показаний соседей по моей даче, следователь убедился, что в день смерти я на месте трагедии отсутствовал.