Философия развития

Аркадий Горбачев
               
    "Философия нужна только высоко развитым организмам".
                Горбачев А.В.
               
                Философия развития.


Содержание:
Вступление.
Продолжение вступления (1).
Продолжение вступления (2).
I. Закон отрицания отрицания.
1.1 Цитаты Энгельса (из его работ) к закону.
2. Комментарии автора о законе «отрицания отрицания» и явление «отрицания».
2.1. Явление отрицания.
2.2. Изменение и отрицание.
2.3. Необходимость отрицания.
2.4.  Классификация отрицаний.
2.5. Диалектическое отрицание.
2.6. Бесплодные отрицания.
2.7. Общий итог.
               
                Вступление.

        Наши представления об окружающем мире, о нас самих - как частичке этого мира, во многом зависят от внутренней способности и готовности каждого из нас воспринимать, запоминать, осмысливать и переосмысливать поступающую к нам информацию. Информация нам нужна для познания определенности (сути, истины) - материальных форм, материи в целом, происходящих явлений и процессов, как частных, так и всеобщих, чтобы использовать эти знания в своей жизни и с помощью этой информации стать лучше, устойчивее (живучее) других, в окружающей среде.

   Мы изучаем информацию, ищем закономерности, открываем законы, суммируем знания, создаем научную картину мироздания. Тем самым, мы пытаемся предвидеть будущее, проявлять свое отношение к настоящему и это все базируется на знании определенности материальных форм, из которых состоит Вселенная, но определенность (суть, истина) для нас остается всегда искаженной, до конца непознанной. Все потому, что мы познаем мир через себя.

   Как-то на работе мне пришлось присутствовать в роли участника и секретаря на техническом совещании, на котором разбирался один из производственных вопросов требующий коллективного рассмотрения. Сразу после совещания я составил по черновикам протокол совещания, как мне казалось, сжато, но правильно по теме, изложив выступления и предложения коллег.

  Когда я стал подписывать протокол, еще в день проведения совещания, некоторые руководители, профессионально грамотные, не помнили выступления отдельных коллег, отрицая их выступления. Другие руководители пытались в свои выступления добавить то, о чем они не говорили или наоборот вычеркивали то, что говорили, при этом, никто не оспаривал выводы совещания, за которые все голосовали.

  То есть, каждый из нас составил свои индивидуальные представления о ходе совещания, соглашаясь с его общими предложениями. Разное представление об одном и том же событии, или объекте у различных людей, давно известно.
 
  Еще сложнее с познанием определенности, дело обстоит в философии. Приведу цитату из книги Л.И. Балашова, «Что такое философия?»: «В-третьих, исходным и конечным пунктом философствования является не знание, не благо, не красота, а мысль, имеющая смысл – значение для других многих людей, прежде всего для самих философов».

  С таким понятием философии я не согласен, но эта цитата дает возможность высказать противоположную точку зрения. В этой фразе отрицается практическая польза философии. Так ли это? Мое понимание, вне знания, вне блага, вне красоты философия есть утопия.

  Человек взаимодействуя с окружающим миром, вынужден изучать и познавать его. Для познания окружающего мира человеку и нужна философия. Да, философия не математика, где почти все доказуемо и проверяемо многими, она даже не астрономия, где Космос можно познавать, используя телескопы, спутники, изучая реальные планеты, Звезды, Галактики, остатки космических тел.

  Философия это сложная, развивающаяся система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. В философии существуют свои теории, законы и только философия может охватить и объяснить все совместно, так как, ее теории и законы всеобщие.

  Философские теории и законы рассматривают окружающий мир в движении, они отражают всеобщие процессы и явления, происходящие во Вселенной, они формируют наши представления об определенности окружающего мира. И мы верим этим теориям и законам, потому, что они выводятся путем логических размышлений и доказательств из частных законов, явлений и событий понятных и известных всем, и потому, что они рождаются в долгих спорах и обсуждениях, и подтверждаются реальностью.

  Философские идеи находят продолжение в идеологии, политике влияя на наше бытие. Мы, даже не зная или зная, но, не соглашаясь с системой философских взглядов, применяем ее для познания окружающего мира. Такие понятия и категории, как изменение, отрицание, определенность, качество, количество и многие другие вошли в наше сознание и стали нормой нашего понимания окружающего мира.

  Если же мы убираем эти системные основы миропонимания, то мы попадаем в культуру, например, Индии или других государств и народов, где уже другие философские системные основы миропонимания и как результат, другой образ и стиль жизни. Хотя там математика, физика, химия и другие науки не отличаются от наших таких же наук.

  Это ли не доказывает важность и практичность философии. История знает примеры, когда тупиковое философское миропонимание приводило государства к распаду, а в некоторых случаях, народы к самоуничтожению.
 
  Спрашивается, тогда почему определенность (суть, истина) окружающего нас мира остается до конца не познанной? Потому что определенность сложнее нашего представления о ней. Она естественна и не зависит от нашего сознания. Мы можем только ее познавать. Наши представления о ней основываются на наших знаниях.

  Мы меняемся, развиваемся, как и окружающий нас мир, а вместе с нами совершенствуются и наши знания, они расширяются, углубляются, а значит, обновляются и корректируются. И уже новые знания позволяют по-новому представлять определенность, истинность чего-либо. 

  Например, врач знает о болезни больше больного, поэтому, у них разное понимание определенности, сути болезни, но и врач не знает все о болезни до конца. Познание мира человечеством идет направленно, по многим направлениям сразу, ступенчато во времени и несколькими параллельными группами в каждом направлении.

  Уровень наших знаний на каждом направлении неодинаков. Что-то мы знаем лучше, что-то мы знаем хуже, что-то еще не знаем совсем, а в чем-то мы ошибаемся и неправильно это себе представляем.

  Есть знания фундаментальные, а есть в виде гипотез, предположений. Знания и способность их перерабатывать определяют представления об определенности окружающего мира.

  Например, наши представления о Земле, Солнце, Солнечной системе, Вселенной менялись многократно, всякий раз, как только мы узнавали, что нибудь новое или выдвигалась новая гипотеза. Но, это же, случалось и с другими нашими представлениями об окружающем мире.   

  Человек в результате эволюции, борьбы за выживание, стал обладателем таких качеств, которые дают ему огромные преимущества по сравнению с другими организмами.

  Человек не хочет жить просто - не думая о себе, об окружающей среде, мире в целом, не думая о прошлом, настоящем и будущем и еще многом другом. Он хочет знать все. В-первую очередь, человек хочет знать свою роль, свое место в этом мире и как устроен мир.

  Он хочет активно влиять на окружающий его мир, перестраивать его. Это есть стремление человека к повышению своей устойчивости. Поэтому мы еще раз разберем здесь вместе основные философские законы и категории необходимые нам для познания процессов развития, ставшие фундаментальными в философии.

                Продолжение вступления (1).

  Особое место в философии занимают три основных закона материалистической диалектики. Они отражают всеобщие для всей Материи Вселенной природные явления. Главнейшую роль в их понимании и придании им заслуженного значения, на мой взгляд, сыграли Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Фридрих Энгельс.

  Мы не будем вдаваться здесь, в какую либо политическую полемику по поводу этих законов, для нас важны сами законы в их чистом виде, без идеологических наслоений, а также важны явления ими отражаемые и идеи по их совершенствованию.
 
  Важнейшим источником по разъяснению диалектических законов являются философские труды Ф.Энгельса «Анти - Дюринг» и «Диалектика природы». На эти работы классика я и буду опираться в своих рассуждениях.
      
  Приведу отрывок из предисловия ко второму изданию произведений К.Маркса, Ф.Энгельса, 1961 г., том 20, стр. ХIII, о научно - историческом периоде написания работ «Анти - Дюринг» и «Диалектика природы», "Начало и особенно середина XIX века ознаменовались целым рядом выдающихся открытий и достижений в математике, астрономии, физике, химии, биологии. Устанавливались новые факты и законы, создавались новые гипотезы и теории, возникали новые отрасли науки.
 
  Наиболее выдающимися вехами этого триумфального шествия естественных наук были - как показал Энгельс - три великих открытия: клеточная теория, закон сохранения и превращения энергии, дарвинизм.

  В 1838-1839гг. М.Я. Шлейден и Т. Шванн установили тождество растительной и животной клеток, доказали, что клетка является основной, структурной единицей организма, и создали целостную клеточную теорию строения организмов; тем самым было доказано единство всего органического мира.

  В 1842–1847гг. Р. Майер, Дж. П. Джоуль, У. Р. Гров, Л.А. Кольдинг и Г. Гельмгольц открыли и обосновали закон сохранения и превращения энергии; тем самым вся природа предстала как непрерывный процесс превращения одной формы универсального движения материи в другую.

  В 1859г. вышел в свет основной труд Ч.Дарвина «О происхождении видов путем естественного отбора», завершивший развитие эволюционных идей за целое столетие и явившийся фундаментом всей современной биологии. Философское значение  этих открытий заключалось в том, что они в наиболее концентрированном виде вскрывали диалектический характер процессов природы».
 
  Важно также, что пишет сам Энгельс об этих законах, в каком порядке он их ставит относительно друг друга. Энгельс, «Диалектика природы», стр. 384 (том 20, издание второе, Москва 1961 год): «Таким образом, история  природы и человеческого общества – вот откуда абстрагируются законы диалектики. Они как раз не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также самого мышления.

  По сути дела они сводятся к следующим трем законам:
        Закон  перехода  количества  в  качество  и  обратно.
        Закон  взаимного  проникновения   противоположностей.
        Закон  отрицания  отрицания.
 
  Все эти три закона были развиты Гегелем на его идеалистический манер лишь как законы мышления: первый – в первой части «Логики» - в учении о  бытии; второй занимает всю вторую и наиболее значительную часть его «Логики» - учение о сущности; наконец, третий фигурирует в качестве основного закона при построении всей системы.

  Ошибка заключается в том, что законы эти он не выводит из природы и истории, а навязывает последним свыше как законы мышления. Отсюда и вытекает вся вымученная и часто ужасная конструкция: мир - хочет ли он того или нет - доложен сообразовываться с логической системой, которая сама является лишь продуктом определенной ступени развития человеческого мышления.

  Если мы перевернем это отношение, то все принимает очень простой вид, и диалектические законы, кажущиеся в идеалистической философии крайне таинственными, немедленно становятся простыми и ясными как день».
 
  Подведем небольшой исторический итог. Достаточно полно для своего времени сформулировал основные законы диалектики, Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Гегелевская основа понимания, выраженная в диалектических законах, общих природных явлений сохранилась до наших дней.

  Фридрих Энгельс упростил понимание основных законов диалектики сообразно своих представлений об окружающем мире, отбросив их таинственность, «перевернув» отношение к явлениям, которые они выражают. Но полностью согласиться, ни с Гегелем, ни с Энгельсом сегодня нельзя. Даже ими, не все объясняется логически убедительно и полностью.

  Остаются вопросы. Закон «отрицания отрицания» на мой взгляд слишком упрощен Энгельсом. В его трактовке он затрагивает только часть самого явления отрицания, и в целом все сводится к отрицанию диалектическому. Фактически отрицание более широкое явление и затрагивает все сферы существования и развития материи.

  Диалектическое отрицание, по Энгельсу, есть начало всякого развития, что я не пытаюсь опровергнуть, но я считаю, само явление отрицания несет в себе еще много полезной для нас информации.

  Явление отрицания практически не связано у Энгельса с другими диалектическими законами. Закон «перехода количества в качество и обратно» также упрощен и многое не объясняет в существующем виде.

  Эти неясности, свелись на сегодня к упрощенному и простому объяснению определенности взаимодействий количества с качеством – их перетеканием друг в друга. Все просто – количество перетекает в качество, а качество в количество, другое понимание считается бессмысленным.

  Таким образом, мы опять возвращаемся к мистике или загоняем существующие неясности в темный угол.
   
  Другая проблема заключается в том, что сегодня, многим кажется, диалектические законы, как и сама философия, уже не играют значительной роли в нашем познании мира, мир и так познан учеными, без философии.

  Философия забыта, она не развивается, всем правит  технический прогресс, а понимание философских категорий: отрицание, качество, количество, противоречие и т.д., остается на Гегелевско - Энгельском уровне.

  Интерес к философии упал, вместе с тем, чем больше мы бездумно идем по пути технического прогресса, тем дискомфортнее нам становится на родной Земле. То в одной точке Земли, то в другой ее точке возникает напряженность между людьми, грозящая перейти в общемировую, самую разрушительную ядерную войну, беспощадную ко всему живому.

  Скуднеет, истощается и загрязняется природа, обостряется межгосударственная борьба, при этом наша планета Земля начинает отрицательно реагировать на наш технический прогресс. Ученые отмечают, что последние десятилетия возрастает ежегодное количество глобальных катастроф происходящих на Земле.

  Например, за 2006 год произошло в четыре раза больше катастроф, чем их происходило 30 лет назад (из выступления ученых по телевидению). Ученые отмечают, что происходит медленное потепление на нашей планете, а это грозит человечеству новыми бедами.

  Прогнозируемых сценариев нашего будущего много, но большинство из них разрушительные. Куда и как пойдем мы в своем развитии во времени, поднимемся на новый уровень развития и станем лучше; или уничтожим, друг друга, и на долгие годы превратим Землю в ядовитую планету; а может, опустимся до уровня развития обезьян? 

  Именно сегодня общество вновь ищет ответы на свои забытые вопросы: кто мы? почему это происходит? в чем смысл жизни? И в поисках ответов, вынужденно обращается, в первую очередь к философии. И важно, чтобы именно в философии люди находили подсказки ответов на свои вопросы.

  Диалектический материализм, философия в целом, в ХХ веке дискредитировала себя, надежды миллионов людей на создание справедливого общества не оправдались. Определенность процессов развития, лежащая в основе мироздания, оказалась нами непонятой.

  Сопровождающие капитализм кризисы также не добавляют нам оптимизма. Но, мы, осознавая это, вновь и вновь начинаем все с начала, возвращаемся к пониманию: необходимости более широкого и глубокого познания окружающего мира, определения смысла жизни, а значит, мы будем возвращаться к философии, к диалектике и трем ее основным законам.

  Именно поэтому, сегодня диалектический материализм нуждается в новых разъяснениях, корректировке, а для этого нужны новые идеи, новые гипотезы.

                Продолжение вступления (2).

  Законы, к какой бы они области знаний не относились, не появляются из ничего, тем более, законы которые претендуют на звание - всеобщие.
  Во-первых, все законы сформулированы и открыты людьми, они продукт работы человеческого мозга, результат деятельности нашего сознания.
  Во-вторых, все законы основаны на каких-то реально существующих природных явлениях, элементах природной разумности устройства окружающего мира, незыблемых истинах, которые проявляются и повторяются только в определенных условиях.
  Само понятие закон родственно понятию сущности, определенности.
 
  Нам диалектические законы нужны для познания окружающей среды, основ мироздания. Они есть ступеньки вверх в нашем развитии. Знания, в том числе законов, повышают устойчивость (живучесть) человека, делают его более совершенным, способным более успешно противостоять воздействиям окружающей среды.

  Законы помогают нам просчитывать с большой точностью будущее, делать выбор в той или иной ситуации. Законы нужны каждому отдельному цивилизованному человеку, но еще больше они нужны самим цивилизациям.

  Я уверен все цивилизации во Вселенной, которые были, есть или будут, открывают на одних и тех же направлениях развития одни и те же законы, в определенной последовательности решают одни и те же задачи. Они могут быть, какой-то цивилизацией открыты раньше или позже нас - людей, отличаться чем-то от наших законов, формулироваться и называться по-другому, но суть их законов и наших законов, на одинаковых направлениях развития, будет одной и той же.
    
  Например: сегодня, человек с помощью научных знаний, а в их основе лежат законы, может точно просчитать любую деталь нужного ему механизма, ее форму, состав материала, срок работы, просчитать другие ее характеристики. А какую роль для нас играют механизмы, знает каждый.

  В то же время, механизмы становятся все сложнее и сложнее, лишь потому, что совершаются новые открытия, в том числе, открываются новые законы. Их применение на практике, это есть: и новые материалы, и новые технологии, и новые источники энергии, и новые идеи, и новое понимание уже существующего предназначения механизмов.

  Мы этого не замечаем и просто используем механизмы, и мы уверенны, что они не подведут нас. Ни одна цивилизация, на каком-то этапе своего развитии не сможет обойтись без механизмов, а значит без одних и тех же научных знаний, в том числе законов, помогающих их создавать.

  Механизмы это наше бытие, они есть часть нас, мы неотделимы от них, без них человек менее устойчив. Кухонный комбайн, электропила, автомашина, станок, оружие, компьютер – есть продолжение нас. Они помогают нам выполнять какие-то действия, делая нас сильнее, умнее, устойчивее в окружающем мире. 
      
  Но точно такую же роль выполняют законы в истории, философии, астрономии и во всех других науках. И если мы не можем научно правильно оценить прошлое, что-то сказать определенное о будущем, понять суть происходящего, значит, мы отстали в развитии на этих направлениях.

                I. Закон  отрицания  отрицания.
 
  Нарушая установленную Энгельсом очередность рассмотрения законов, первым разберем закон отрицания отрицания, т.к. не правильно понимая закон отрицания отрицания, сложно рассматривать два других основных закона диалектики.
    
  В диалектическом материализме форма процесса развития представляется цикличной, в виде спирали: каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль, как цепь циклов. Развитие по спирали выражается и объясняется основным законом диалектики – «отрицания отрицания».

  Цикл состоит из трех стадий. Исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).
         Начнем мы с работ Энгельса. Приведем из его работ отдельные, особо важные высказывания, относящиеся к данному закону. 

1.                Цитаты Энгельса (из его работ) к закону.

1.1.  «Анти - Дюринг», стр. 139, том 20, издание второе, Москва, 1961 год: «Но что же такое все-таки это ужасное отрицание отрицания, столь отравляющее жизнь г-ну Дюрингу и играющее у него такую же роль непростительного преступления, какую у христиан играет прегрешение против святого духа? - В сущности, это очень простая, повсюду и ежедневно совершающаяся процедура, которую может понять любой ребенок, если только очистить ее от мистического хлама, в который ее закутывала старая идеалистическая философия и в который хотели бы и дальше закутывать ее в своих интересах беспомощные метафизики вроде г-на Дюринга.
 
  Возьмем, например, ячменное зерно. Биллионы таких зерен размалываются, развариваются, идут на приготовление пива, а затем потребляются. Но если такое ячменное зерно найдет нормальные для себя условия, если оно попадет на благоприятную почву, то, под влиянием теплоты и влажности, с ним произойдет своеобразное изменение: оно прорастет; зерно, как таковое, перестает существовать, подвергается отрицанию; на его место появляется выросшее из него растение - отрицание зерна.

  Каков же нормальный жизненный путь этого растения? Оно растет, цветет, оплодотворяется и, наконец, производит вновь ячменные зерна, а как только последние созревают, стебель отмирает, подвергается в свою очередь отрицанию. Как результат этого отрицания отрицания мы здесь имеем снова первоначальное ячменное зерно, но не просто одно зерно, а в десять, двадцать, тридцать раз большее количество зерен.
  Виды хлебных злаков изменяются крайне медленно, так что современный ячмень остается приблизительно таким же, каким он был сто лет тому назад.

  Но возьмем какое-нибудь пластическое декоративное растение, например далию или орхидею; если мы, применяя искусство садовода, будем соответствующим образом воздействовать на семя и развивающееся из него растение, то в результате этого отрицания отрицания мы получим не только больше семян, но и качественно улучшенное семя, дающее более красивые цветы, и каждое повторение этого процесса, каждое новое отрицание отрицания усиливает эти качественные улучшения.»;

1.2. стр. 140, «То же самое мы видим в математике. Возьмем любую алгебраическую величину, обозначим ее а. Если мы подвергнем ее отрицанию, то получим -а /минус а/. Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив -а на -а, то получим +а2, т.е. первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени, а именно во второй степени»;

1.3. стр. 145, «Итак, что такое отрицание отрицания? Весьма общий и именно потому весьма широко действующий и важный закон развития природы, истории и мышления; закон, который, как мы видели, проявляется в животном и растительном царствах, в геологии, математике, истории, философии и с которым вынужден, сам того не ведая, сообразоваться на свой лад даже г-н Дюринг, несмотря на все свое упрямое сопротивление.

  Само собой разумеется, что я еще не говорю о том особом процессе развития, который проделывает, например, ячменное зерно от своего прорастания до отмирания плодоносного растения, когда говорю, что это - отрицание отрицания. Ведь отрицанием отрицания является также и интегральное исчисление. Значит, ограничиваясь этим общим утверждением, я мог бы утверждать такую бессмыслицу, что процесс жизни ячменного стебля есть интегральное исчисление или, если хотите, социализм.

  Именно такого рода бессмыслицу метафизики постоянно приписывают диалектике. Когда я обо всех этих процессах говорю, что они представляют отрицание отрицания, то я охватываю их всех одним этим законом движения и именно потому оставляю без внимания особенности каждого специального процесса в отдельности.
 
  Но диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Далее там же, «В диалектике отрицать не значит просто сказать «нет», или объявить вещь не существующей, или разрушить ее любым способом. Уже Спиноза говорит: Omnis determinatio est negatio, всякое ограничение или определение есть в то же время отрицание.

  И затем способ отрицания определяется здесь, во-первых, общей, а во-вторых, особой природой процесса. Я доложен не только что–либо подвергнуть отрицанию, но и снова снять это отрицание. Следовательно, первое отрицание необходимо произвести таким образом, чтобы второе оставалось или стало возможным.

  Но как этого достигнуть? Это зависит от особой природы каждого отдельного случая. Если я размолол ячменное зерно или раздавил насекомое, то хотя я и совершил первый акт отрицания, но сделал невозможным второй. Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений и понятий, существует, следовательно, свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что получается развитие.

  В исчислении бесконечно малых отрицание происходит иначе, чем при получении положительных степеней из отрицательных корней. Этому приходится учиться, как и всему прочему. С одним знанием того, что ячменный стебель и исчисление  бесконечно малых охватываются понятием «отрицание отрицания», я не смогу ни успешно выращивать ячмень, ни дифференцировать и интегрировать, точно так же, как знание одних только законов зависимости тонов от размеров струн не дает еще мне умения играть на скрипке.

 - Однако ясно, что при отрицании отрицания, сводящемся к ребяческому занятию - попеременно ставить а и затем вычеркивать его, или попеременно утверждать о розе, что она есть роза и что она  не есть роза, - не получится и не обнаружится ничего, кроме глупости того, кто предпринимает подобную скучную процедуру. И тем не менее метафизики хотели бы нас уверить в том, что раз мы желаем производить отрицание отрицания, то это надо делать именно в такой форме».

1.4. Энгельс, из подготовительных работ к «Анти – Дюрингу», издание второе, том 20, стр. 640 (к гл. 13): «Конечно, существует и плохое, бесплодное отрицание.

- Истинное - естественное, историческое и диалектическое - отрицание как раз и есть /рассматриваемое со стороны формы/ движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение, причем /в истории отчасти, в мышлении вполне/ на основе приобретенного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени.

- Бесплодным же отрицанием является отрицание чисто субъективное, индивидуальное, представляющее собой не стадию развития самого предмета, а привнесение извне мнение. А так как при таком отрицании не может получиться ничего, то отрицающий таким образом доложен быть не в ладу с миром, должен ворчливо порицать все существующее и все совершившееся, все историческое развитие».

1.5. Энгельс, «Диалектика природы», стр.386 «Одним словом, так называемые константы физики в значительной своей части суть не что иное, как обозначение узловых точек, где количественное прибавление или убавление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела, - где, следовательно, количество переходит в качество».

2. Комментарии автора о законе «отрицания отрицания» и явление «отрицания».

2.1. Явление отрицания. Существует ли в природе какое либо явление лежащее в основе закона «отрицания отрицания» и если оно существует, то, что это за явление?
       
  Да, все указывает на то, что такое явление (отрицание) существует, и это явление находится в каждом действии изменения материи и даже в словесном выделении чего-либо, по отношению к чему-то другому, но самое основное, именно это явление лежит в основе перехода одной материальной формы в другую.
         
  Эволюция человека сопровождалась множеством открытий, касающихся окружающего мира. Одним из таких возможно незаметных во времени открытий стало понимание человеком того, что в окружающей его среде ничего постоянного нет, как нет ничего постоянного вообще в мире. Все находится в вечном движении и изменении: происходит, формируется, образуется, рождается из чего-то материального и когда-то, так же распадается, отмирает, превращается, переходит во что-то другое тоже материальное.

  Понятия – движение, изменение, объясняли все, но в какой то момент этих понятий - стало мало и тогда появилось новое понятие – отрицание. Возможно, вначале появления выражения «отрицание», оно просто было заменой отдельных логических выражений, эквивалент частицы «не», который применяется и в наши дни.
 
  Отрицанием также считалось просто любое самое незначительное изменение чего-либо. Например: вы подняли руку и тем самым совершили отрицание прошлого положения руки, на новое ее положение. Чихнули, опять совершили отрицание и так далее. Действительно, любое изменение материальной формы или любой другой системы мы можем считать отрицанием потому, что это изменение отрицает прежнее ее состояние.

  Но если мы, рассматриваем конкретную материальную форму, например, человек, то изменение положения руки или его простое чиханье столь незначительны, что просто глупо называть эти изменения отрицанием, хотя изменения с человеком, пусть незначительные, произошли.

  Вот другой случай подобного отрицания: вы даете название чему-либо, тем самым уже отрицаете все остальное, как бы выделяя и отделяя названное из общего. Например: мы говорим, что этот цветок красный. Этим мы указываем цвет цветка и тем самым отрицаем в этом цветке другие возможные цвета. Здесь отрицание не связано с реальным действием изменения, а связано с изменением существующего нашего представления о материальной форме, что также глупо считать это отрицанием, когда речь идет о цветке.

  Таким образом, названные выше варианты изменений, бессмысленно в большинстве случаев называть отрицаниями. Постепенно понятие «отрицание» расширилось и стало применяться более рационально. В какой то исторический момент, отрицание становиться одной из основных философских категорией, ее базовым понятием, выражающим переход одной материальной формы в другую.

  Фактически понятие отрицание стало выражать существующее в реальности самостоятельное всеобщее природное явление. Это был новый уровень восприятия человеком понятия отрицание. Гегель и Энгельс выделили в явлении отрицания «диалектическое отрицание», тем самым, разделили все отрицания на диалектические отрицания и на бесплодные отрицания, т.е. нужные для развития и не нужные.
 
  Мое мнение, на сегодня одного этого деления недостаточно. В первую очередь нам нужно разделить понятия изменение и отрицание, выделив явление отрицание среди всеобщих изменений. Да отрицание стало в философии самостоятельной категорией, но оно рассматривается как синоним понятия изменение.

  Фактически отрицание есть не просто изменение, а очень глубокое по своему действию изменение, которое позволяет рассматривать его как самостоятельное явление, имеющее свою определенность. Тут складывается такая ситуация, когда отрицание мы не можем не считать изменением, в тоже время по смысловому значению результатов их действия, отличия существенны. Изменение как бы подразумевает единство материи, отрицание множественность ее форм.

2.2. Изменение и отрицание. И изменение, и отрицание есть явления или действия, которые являются следствием ранее произошедших действий и которые являются одной из причин совершения последующих действий. Отрицание, пока теоретически являясь изменением, фактически есть переход одной материальной формы в другую новую материальную форму, путем или разрушения, или значительной корректировки старой материальной формы в лучшую или худшую сторону.

  Просто изменение лишь изменяет в чем-то существующую материальную форму, сохраняя ее, и создавая предпосылки для ее отрицания. Оно является причиной отрицания, а отрицание является следствием изменения. Изменение это единство бытия, а отрицание превращает это же бытие в множественность.

  Если мы все переходы одной материальной формы в другую будем называть изменением, то вся существующая во Вселенной материя будет для нас единой и неделимой, но как только мы вводим отрицание, то материя Вселенной распадается на отдельные самостоятельные материальные формы. При отрицании совершается переход существующей материальной формы в совершенно новую материальную форму. В этом и заключается их основное различие.

  Например: нагревание воды есть изменение, а переход ее в пар есть отрицание. Особое место изменение и отрицание занимают в развитии. Развитие это цикличный процесс и поэтому, он связан с диалектическим отрицанием. Когда изменение материальной формы (качества) достигает своих пределов, то наступает отрицание материальной формы (качества), т.е. переход ее в новую материальную форму.
 
  Например: модернизация самолета - есть просто изменение существующего самолета, а появление самолета нового поколения - есть отрицание самолета предыдущего поколения.         

  Маленькое отступление. Понятие «материальная форма», объединяет в себе и заменяет другие понятия: объекты, предметы, тела, организмы, энергетические проявления или любые другие материальные системы. Материальная форма - это единая, относительно самостоятельная, материальная система, обладающая определенностью (качеством и количеством).

  Введение понятия материальная форма, позволяет нам абстрагироваться от реальных конкретных материальных объектов, тел, веществ, систем и применять к ним общие, единые для всех них законы, при этом оставляя за собой возможность при необходимости вернуться к их индивидуальности. Любая материальная форма состоит из более мелких материальных форм и сама является самостоятельным элементом более крупной материальной формы.
      
   Материальные формы, например: атом, Звезда, река, человек, машина, стул. Если, мы их все признаем материальными формами, к ним всем одновременно можно применить одни и те же всеобщие диалектические законы одинаково.

   Первый признак материальной формы – ее индивидуальная определенность.

 Материальные формы можно разделить:
- живые и неживые;
- естественные материальные формы, созданные природой и
 искусственные материальные формы, созданные живыми организмами.

2.3. Необходимость отрицания. Но можно ли объяснить, зачем нужно в реальности отрицание и почему оно происходит?

  Все, что повышает устойчивость материи, или поддерживает достигнутый ею уровень устойчивости, нужно самой материи, что бы сохраниться. Явление отрицания вытекает из необходимости рационализации (усовершенствования, введения более целесообразной организации) существования материи. Оно делит материю на индивидуальные материальные формы, что необходимо как для существования материальных форм, так и для их конкуренции, а значит, развития. Оно способствует перераспределению энергии при взаимодействии материальных форм. Оно используется природой как орудие естественного отбора.

  Причинами, заставившими материю ввести в свою организацию явление отрицания, могут быть:

- необходимость разрушения существующего. Ошибки развития, необходимость избавления от устаревших, менее устойчивых материальных форм приводят к необходимости разрушения отдельных изменений, направлений развития, материальных форм, а значит, приводят к отрицанию;

- необходимость создания нового: новых изменений, новых направлений развития, совершенно новых материальных форм. Необходимость в развитии, повышения устойчивости материальных форм через отрицание;

- Необходимость обновления, повторения материальных форм во времени взамен изношенных. Природа, повторяет во времени, большинство материальных форм, а не приходит к ним снова, через длительное развитие. В процессе развития формируется индивидуальная базовая программа материальной формы, в которой указано начало, и окончание ее существования во времени, а также порядок ее разворачивания. Эта базовая программа сохраняется, передается другим материальным формам и в определенных условиях новая материальная форма повторяется во времени.

2.4.  Классификация отрицаний.
 
  Человек привык все, что его окружает классифицировать, раскладывать по разным полочкам, так легче работать с чем-то нужным. Кроме того, это еще одна возможность сверить правильность понимания классифицируемого материала.

  Вводим классификацию действий отрицания, поделив отрицания по следующим признакам:   

1). По их значимости для развития: диалектические отрицания и простые, бесплодные отрицания (это разделение произвел еще Энгельс).

  Диалектические отрицания образуют цепочки отрицаний, где одно диалектическое отрицание приводит к следующему диалектическому отрицанию, что делает развитие возможным. В результате, в развитии образуется цикличность, один цикл (диалектическое отрицание) сменяется другим подобным циклом (диалектическим отрицанием).

  Получается цепочка диалектических отрицаний («отрицания отрицания»), что и стало названием закона. Цепочки диалектических отрицаний определенной материальной формы выстраиваются всегда направленно: против какого-то внешнего воздействия или для чего-то (что равносильно против чего-то).

  Такие цепочки можно наблюдать при развитии живых организмов и как показал Энгельс так же в математике, геологии, истории, философии. Вне такой цепочки диалектического отрицания не существует.

  Сама цепочка диалектических отрицаний может рассматриваться как серия эволюционных и революционных отрицаний происходящих в разной последовательности по отношению друг к другу;

2). По глубине отрицания: полные, т.е. очень глубокие и даже можно сказать глобальные или абсолютные, когда какая-то материальная форма переходит в свою полную противоположность; не полные (все остальные) отрицания.

  Полные отрицания: Порядок переходит в хаос, хаос в порядок. Красота становится безобразием, безобразие красотой. Гениальность становится безумием, безумие гениальностью. Поле становиться лесом, лес полем. Разрушение, смерть есть также абсолютные, полные отрицания. Переход зерна в растение - растения в зерно.

  Полное отрицание это единственное отрицание, при котором происходит полный переход определенности в свою противоположность, что соответствует пониманию отрицания определенности (качества) Гегелем и Энгельсом.

  При не полном отрицании происходит частичный, неполный переход материальной формы с принадлежащей ей определенностью в другую материальную форму с новой определенностью, но сохранившей что-то от прежней определенности. Не полные, относительные отрицания: смена поколений самолетов в самолетостроении. В строительстве создание новых серий, типов зданий. Рождение ребенка, когда мать продолжает жить совместно с ребенком. Переход ребенка во взрослого, а взрослого в старика.

3). По скорости отрицания: эволюционные отрицания (постепенно разворачиваемые, растянутые во времени) и революционные отрицания (быстрые по скорости, сжатые во времени). И эволюционное отрицание, и революционное отрицание, сохраняют все признаки действия отрицания, но разворачивание их во времени проходит с разной скоростью. В обеих, случаях в результате их действия появляется новая материальная форма.

  Самый известный пример эволюционного отрицания – превращение обезьяны в человека в результате эволюции. Другие примеры эволюционного отрицания: Эволюция Звезд. Известный пример революционного отрицания – переход воды в пар и наоборот.

  Другие примеры революционного отрицания – метаморфозы, которые происходят с некоторыми организмами в процессе их жизни: превращение головастика в лягушку; яйца - в гусеницу, гусеницы - в бабочку. В этих примерах, все существующие материальные формы отрицаются новыми материальными формами и по существу становятся другими в результате кратковременного, очень непродолжительного отрицания;

4). По действию во времени отрицаний относительно друг друга, отрицания происходят: последовательно, параллельно и параллельно – последовательно.
    
  Пример последовательной формы диалектического отрицания (у Энгельса) прорастание ячменного зерна. Зерно прорастает и на его месте появляется растение (зерно отрицается растением), которое, в конце концов, производит вновь зерна (растение отрицается зерном). При этом происходит полная последовательная смена материальной формы.
   
  Пример параллельной формы диалектического отрицания деление живых клеток. Когда одна клетка в результате деления становится двумя новыми клетками (отрицание существующей клетки новыми двумя клетками) и обе живут одновременно во времени.
   
  Пример параллельно-последовательной формы диалектического отрицания рождение детей у человека. Ребенок человека живет совместно с родителями, какое то время (происходит параллельно-последовательное отрицание детьми родителей);

5). По действию отрицания относительно рассматриваемой материальной формы: в себе, себя и вне себя. Например, внутри вас погибли клетки, или перестала работать почка, это отрицание для вас «в себе». Юноша стал мужчиной, или человек умер, это отрицание для человека «себя». Вы построили дом, или вы снесли свой дом, или купили машину, или где-то родилась Звезда, или у кого-то родился ребенок, это отрицания «вне себя»;

6). По реальности происхождения: абстрактные и реальные. Например, смена названия чего-то, есть абстрактное отрицание. Переход юноши в мужчину есть реальное отрицание;

7). По результату предопределенности действия во времени: отрицания базовые (предопределенные) и отрицания, корректирующие базовые программы (не предопределенные, а корректирующие). Например, вы спите, кушаете, ходите, растете, стареете это для вас предопределенные базовые изменения и отрицания. Но, например, если вы случайно получили травму или в результате плановых занятий спортом вы укрепили свои мышцы, это изменения второго вида, корректирующие базовые программы.

  Базовые изменения и отрицания предопределены еще в момент вашего рождения, а корректирующие не предопределены, они могут быть для вас элементами прогрессивного развития или регрессивного, разрушая вас.
            
2.5. Диалектическое отрицание. Вернемся к диалектическому отрицанию. Рассматривая его нужно полностью согласиться с Энгельсом. В его цитатах все сказано предельно ясно о диалектическом отрицании. Энгельс: «Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений и понятий, существует, следовательно, свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что получается развитие» (см. цитату полностью выше).

  Диалектическое отрицание есть особый вид отрицания, только оно применимо к развитию, непосредственно участвует в развитии, является частью развития и делает развитие возможным. Диалектическое отрицание не может быть одиночным отрицанием, оно есть звено в цепочке диалектических отрицаний.

  Одно диалектическое отрицание должно сделать возможным следующее диалектическое отрицание. Цепочки диалектических отрицаний я бы предложил назвать диалектическими цепочками отрицаний, т.к. в развитии могут участвовать, а значит включаться в диалектические цепочки, различные по виду диалектические отрицания.

  Действие диалектических отрицаний в диалектических цепочках последовательно направленное. Развитие всегда происходит направленно: против чего-то или для чего-то. Вообще любое одиночное отрицание имеет направленное действие, даже самое простое, которое мы считаем просто изменением. Например: человек делает все, с какой то целью, везде присутствует цель – против чего-то или ради чего-то, а это уже направленность.

  Даже сделанная человеком бессмысленность имеет свою цель. Не исключение диалектическое отрицание. Разница в том, что диалектические отрицания передают направленность своего действия последующим диалектическим отрицаниям, что и позволяет им участвовать в развитии, которое может быть только направленным.

  Все остальные отрицания хоть каждое по отдельности направленно, а вместе они являются разнонаправленными, что сводит их действия в большинстве случаев к нулю или отрицательному результату, т.е. регрессу.
      
  По Энгельсу, истинное диалектическое отрицание является естественным, историческим и диалектическим. Мною выше приведена цитата Энгельса по данному утверждению. Разберемся, в чем истинное диалектическое отрицание есть естественное, историческое и диалектическое?

- Во-первых, диалектическое отрицание является диалектическим потому, что в нем заключено его отличие от прочих, как их Энгельс называет, плохих и бесплодных отрицаний, т.е. истинное диалектическое отрицание осуществляет особую роль в развитии;

- Во-вторых, (по Энгельсу) диалектическое отрицание является диалектическим благодаря своему движущему началу всякого развития. Диалектическое отрицание происходит между двумя материальными формами или их состояниями: старой и противоположной ей новой. Новая материальная форма зарождается в конкурентной борьбе со старой материальной формой, которая завершается в пользу новой материальной формы;

- В-третьих, диалектическое отрицание является диалектическим тогда, когда становиться звеном в диалектической цепочке отрицаний;

- В-четвертых, диалектическое отрицание является естественным  потому, что диалектическое отрицание есть особый вид естественного всеобщего явления отрицания.

 - В-пятых, диалектическое отрицание является естественным потому, что этот плод человеческого сознания родился естественным и предопределенным путем, а значит, он в этом еще и истинен. Истинное явление всегда должно быть, когда-то открыто.

- В-шестых, диалектическое отрицание, в отличие от других отрицаний, является всегда историческим. Потому что оно участвует в развитии, и оно делает историю и потому что развитие всегда оставляет видимый след в истории, а значит и диалектическое отрицание для нас видимо, как в прошлом, так и в настоящем. История строится на этих видимых следах из прошлого.

  Мы можем не знать, когда и как происходили в прошлом диалектические отрицания но, видя окружающую нас реальность, мы знаем, что они были. Простые же отрицания могли происходить или не происходить в прошлом, следов их в истории в большинстве случаев нет, поэтому они не исторические.   

2.6. Бесплодные отрицания. Энгельс выделяет и рассматривает только диалектические отрицания, связанные с развитием. Все остальные отрицания он называет бесплодными и для него они бессмысленны. Но я считаю, что и остальные отрицания не менее важны для развития и существования материи.

  Приведем примеры. В играх, выигрышная комбинация отрицает проигрышные комбинации, затем сама отрицается другой выигрышной комбинацией. Появляется цепочка отрицаний, которая не приводит напрямую к развитию. Но что было бы, если бы в игре отсутствовало отрицание, тогда не было бы элемента случайности результата игр, а значит самих игр?

  Но игры помогают развитию интеллекта, развитию физического тела, т.е. способствуют устойчивости организма.

  Жизнь человека проходит благоприятными и неблагоприятными для него периодами, отрицающими периодически друг друга. Такая цепочка отрицаний то же не приводит прямо к развитию, хотя косвенно она способствует развитию, т.к. человек в неблагоприятные периоды может вероятнее попасть в зоны риска, а это шанс измениться к лучшему.

  В производственных коллективах на всех должностях происходит смена начальников, то есть, новый начальник фактически отрицает своего предшественника, здесь цепочка отрицаний также не всегда приводит к развитию.

  Смерть есть отрицание жизни - явное разрушение. Мы от одного числа отняли другое, тем самым совершили отрицание. И примеров простых отрицаний можно привести множество.

  Имеет ли какое то значение эта второстепенная часть явления отрицания для существования и развития материи, человеческого общества и нашего мышления, а так же значение в научном мире. Безусловно, имеет.

  Эта "теневая" часть явления отрицания, как и выделенная законом часть явления отрицания, представляет возможности для образования диалектических цепочек развития. Она (в том числе) дает шанс развитию. Она участвует в отборе наиболее устойчивых энергетических проявлений, а так же научных теорий, законов, понятий. Она отрицает старое новым, может иногда и худшим.

  Не каждый ребенок, взрослея, становится лучше своих родителей. Но без этой части явления отрицания существование материи было бы не возможно. Не возможны были бы практически все науки. Без явления отрицания, в том числе второстепенной его части, не возможны математика, физика, химия, история, философия и так далее.

  В конечном итоге нам необходимо просто понимать, что все меняется, все отрицается, нет ничего постоянного, то есть, все разрушается - переходит в другие формы, состояния, это норма для материи, но в тоже время это и делает развитие возможным.

  Отрицание связано с развитием тем, что оно, разрушая старое новым, делает в принципе возможным само развитие, дает шанс развитию произойти, а значит, делает возможным и существование всего материального.

  Явление отрицания это, безусловно, еще не полный механизм развития, но оно является важнейшим его элементом, представляющим одну из природных технологий развития, в котором диалектические отрицания, лишь часть всеобщего явления отрицания. В основе явления отрицания находится природная технология развития.

2.7. Общий итог. Закон "отрицания отрицания" есть плод сознания человека, но этот закон помогает понять то, что в природе реально существует явление отрицания, причем, независимо от нашего сознания; понять в чем его сущность, в чем его значение для процесса развития и что такое диалектическое отрицание, чем оно отличается от простого отрицания или изменения.

  Название закона, указывает не только на цепочку диалектических отрицаний, но и подчеркивает повсеместное, массовое присутствие диалектического отрицания в реальности.
 
  Вместе с тем на явление отрицания сегодня нужно смотреть шире, представлять не только ту его часть, которая является диалектическим отрицанием, но и представлять значение в целом природных явлений изменений и диалектических отрицаний, для процессов развития материи, во всем его многообразии.
(продолжение следует в других моих работах)