21 Неумный умного погоняет

Михаил Дужан-Яровенко
Неумный умного погоняет

Каждый пацан, приезжавший из города, в первое время думал, что мы здесь все дубовые. В городе, мол, театры, кино, парки, кафе и мороженное. А потом становилось ясно, как божий день, что ума-то и нет – один гонор. Умный не тот, кто много знает или где много побывает. Умный тот, кто и говорит по делу, и знает, как новое дело сделать, чтобы другим было потом завидно. Точно, как наш Саныч.
В городе трудно стать умным. Там вся жизнь на инстинктах. А в селе голова мелочами не занимается. Пока дойдешь до школы, ого-го сколько передумаешь, а старшие пацаны ходят в школу в райцентр по нескольку километров. Здесь хочешь – не хочешь, а обязательно поумнеешь. Ноги идут сами по себе, руки машут, а голова королевой покачивается на шее и думает.
А в городе, как ночью в кустах. Так и смотри, чтобы тебя не съели. Во-первых, все делается быстро помимо твоей радости. На трамвае в сутолоке поехал, не успел проснуться, вжик - и в школе. Ну, а в любой школе не до думания, здесь только поворачивайся, а то двойку мигом схлопочешь. В городе надо быть всегда на стороже. Через улицу переходишь, голова не должна увлекаться, а смотри в оба глаза – как бы не задавили. Ночью сплошь бандиты и воры. Наваляют так, что родная мама не узнает, и в чем мать родила, то есть голым, отправят в милицию заявлять, если не получишь кистенем по тыкве.
Еще в древности все умные мысли были у пастухов овец. Делать-то нечего, полеживает пастушок на спине, играет на свирели и звезды рассматривает. А тут мысль пришла, как будто он увидел деву Марию, а кто посмелее, так про самого Иисуса-бога наговаривает. И продумывает каждую мелочь, чтобы его не поймали на вранье. Люди, конечно, ему верят. А если почуют подвох, то сразу на костер, как Галилея. Чтобы не болтал, что такая огромная земля, а вертится, как волчок. Разбираются потом несколько веков. Вертится или не вертится. А Галилей со своим другом – Джордано Бруно, тю-тю, вместе с дымком от костра прямым ходом на разборку к Христу. За большой ум всегда и большие страдания.
Или другой пример. Дед Ион рассказывал, что в нашем казацком краю бедным был только лентяй. Вот сгорит у мужика хата и весь скарб. Он покупает на последние деньги ведро водки. Собираются все хозяева деревни и начинают по рюмочке пропускать. Один говорит, что даст пару подвод, чтобы погорелец отвез в извоз пшеничку и продал. Второй поможет навезти лес на дом, третий поможет припахать земли, следующий поможет семенами. Вот так года через два труженик-крестьянин снова становится на ноги, даже не нанимаясь в батраки.
А потом городские решили порушить всю жизнь. Разогнали помещиков и фабрикантов. А затем, с дури, взялись и за крестьян – которые побогаче. Доигрались, что голод наступил в России. Потом решили согнать всех в Сибирь. А к деду на постой приехал городской, но башковитый мужик. И говорит, мол, Ион Яковлевич, в списках на выселение и твоя семья. Да подучил, что делать. Дед продал все имущество, кроме дома, да и завербовался в Казахстан на железную дорогу. Больше он к сельскому хозяйству не притрагивался. А когда вернулся, стал работать на самой опасной работе – сцепщиком вагонов. Он сьановится между буферами вагона, поднимает сцепку, и ждет, когда на него накатится второй вагон. Потом сцепляет из.  Здесь нельзя рот раскрывать и подскальзываться. Вмиг раздавит насмерть. Опасно, но зато никто не раскулачит.
Конечно, городские суетятся: кто быстрее придумает чепуху, а потом все валят на крестьян. Вот и угадай кто умнее и где?