19 Устав наоборот

Михаил Дужан-Яровенко
Устав наоборот

Как только наступал праздник, так школьники давали в клубе концерт. Мы с Ленькой обычно читали стихотворения. Конечно, быстро выучили, даже с выражением могли прочесть. Тогда Линь говорит: «Я могу два раза прочесть и запомнить любую страницу из любой книги». Взяли и поспорили. С папкиной тумбочки взяли Устав большевиков и открыли наугад.
Там был заголовок – «Демократический централизм». Мы по два раза прочли эту страницу. Ленька только раз запнулся. А я ни разу. Тогда я и говорю: «А если я три раза прочитаю наоборот, то тоже запомню». Конечно, поспорили.
Я читаю: «Мзилартнец йиксечитаркомед». Это заголовок, только наоборот. И все выучил.
На концерте мы поочередно прочитали свои стихотворения. Нам, так себе, похлопали. Тогда Линь говорит: «Мы с Капкой можем прочитать наизусть страницу из большевистского Устава». Пацаны на первом ряду рты пораскрывали, когда мы начали поочередно говорить страницу. Потом весь зал хлопал, аж стекла звенели. И я не утерпел, надо счастью радоваться до конца.
Говорю: «А я могу эту страницу и наоборот рассказать». И начал. А в зале тишина гробовая. Жалко, не дали до конца рассказать. Старшая пионервожатая подошла к нам и шепчет: «Брысь отсюда, негодники». Ну, мы и ушли. Хлопали только наши пацаны. А взрослые не стали. Наверное, мы слишком долго были на сцене.
Дня через два меня вызвали к директору школы. Вижу в кабинете за столом директора сидит военный в синем мундире, справа директор, слева Марь Тимофевна и старшая пионервожатая. Все такие торжественные, молчат и смотрят прямо перед собой. Военный капитан и говорит: «Расскажи-ка, Капишников, кто тебя научил издеваться над Уставом ВКП(б) прямо на концерте?».
Я немного подумал, чтобы ответить сразу на пятерку, и говорю: «Издеваться нехорошо. У нас все пацаны ни над кем не издеваются. Поэтому я не мог издеваться над книжкой большевиков. Во-первых, у нас папка большевик, во-вторых, большевики сделали революцию и победили в войне вместе с нашим народом, в-третьих - я пионер. Это значит, мы достойная смена старым и больным коммунистам. Когда они все вымрут, мы тут же займем их места, и будем биться за каждый клочок нашей земли. Поэтому я тоже буду большевиком. А страницу из устава я просто рассказал наоборот, потому что мы с братом Ленькой поспорили. И я за три раза все запомнил. Это же интересно. Вот у вас лежит протокол допроса. Я все его предложения при вас могу выучить наизусть наоборот. Можем поспорить».
- Ну, ты, брат, нахаленок, еще и со мной ему надо поспорить. – Как-то весело сказал дядя капитан. – Давай договоримся, что ты такие серьезные книги наоборот читать не будешь.
И все заулыбались. Директор отер пот со лба, а Марь Тимофевна перестала расстегивать и застегивать пуговицу на кофточке. Но я понял, что спорить со мной они побаиваются, и спокойно вышел из кабинета.