Счетчик Гейзера

Владимир Молчанов 2
...Просматривали с ... мой курсантский альбом. Попалась фотка - Борька Курзанов, Володька Гусев и я. В белых халатах, с дозиметрами в карманах... Что-то в приборы пристально смотрим, что-то записываем, такие сурьезные и вдумчивые. В общем, кабинет ядерной физики. И вспомнилась такая история...

...Начались  у нас практические занятия по фиксированию изотопов. Нужно было снимать сотни показаний и по ним вычерчивать кривую. Все просто. Но приборы у нас были с такими отклонениями (не "синхрафазатроны" отнюдь), что кривые эти действительно получались самыми кривыми и разнообразными, но не такими какими они должны быть. Итог - "не зачет". Следует отметить, что работали мы группами по пять человек...

...Проснулась во мне творческая жилка. Я вспомнил, что Кеккуле приснилась обезьяна, кусающая себя за хвост... и он открыл формулу бензола! А я что, кривую не могу открыть? Хвост, правильно, хвост! С конца надо начинать...

...На следующем занятии, говорю ребятам - снимите мне пять показаний: в начале, в средине и в конце. Я Вам по ним вычерчу кривую (форма её, была известна), а там все просто. Берем точки на кривой, вносим отклонения по приборам и заносим данные в таблицу... Кривая-то уже есть!
   Дальше больше. Вокруг онной кривой мы сами стали заносить точки, ну с учетом разброса, и уже с графика составлять таблицу.
   
   Не знаю, поняли  Вы чего или нет, но результат был умопомрачительный. Мы задействовали  одну восьмую учебного времени, остальное время делали вид, что мы что-то делаем. Писали письма родным и любимым... И всегда был зачет. Препод отметил нас и спросил, как это у нас получается, а у всех нет?
-Товарищь Подполковник, видите ли, мы каждый замер снимаем по четыре раза, а потом высчитываем среднее арифметическое и тем самым, компенсируем неточность приборов... Это Я!
-Да! Да! Вот, учитесь, товарищьчи курсанты! Могем, могем, если захочем...

-Ребята, ладно над преподом подшутили. Но мы же заставили всю группу в поте лица работать. Не хорошо как-то...

   Перед следующим занятием, на самоподготовке, Леха Кудинов объявляет:
-Товарищчи курсанты сейчас товарищь Молчанов проведет с Вами консультацию на тему создания кривых, или как на ядерной физике делать, чтобы ничего не делать...
-Товарищи...

   В классе тишина. Потом: "Гуси Вам товарищи!" Вы, что же, сук.. Сами балдели, а нас заставили в поте яйца!
-Видите ли, товарищь курсант Алексеев. Вы умаляете мою гениальность и, тем самым, утверждаете свою тупость...
   Лучше бы я этого не говорил. Короче. Вынесли нам общественное порицание ("У... Су... ки!" - хором). И вся группа стала успешно сдавать зачеты...

-Товарищи курсанты! Я вижу Вы хорошо освоили эти кривые, будем переходить к более сложным...
   Вот этого никто не мог предположить! Какие-то ломанные, зигзагообразные, учащенные графики - хрен разберешься.

-Думай, Федя, думай! Ты же не хуже этого, КеккуЛенина.
   Это мне Гусейн говорит. Да, тяжеленькая мне ноша досталась. При всей моей скромности... Хотя, хотя...
Если перевести эту ломанную кривую 2-го порядка и построить кривую 1-го... Вот оно! Ну, замеров делать придется несколько больше. А, так, черти кривые, делай разбросы, а получается то же самое - письма родителям и любимым. И не в личное время, а в учебное...

-Вы опять что-то придумали? Колитесь!
-Видите ли, товарищчь курсант Алексеев, мы обсуждали этот вопрос в нашей микрогруппе. Если мы расколемся, никто ничего не выиграет. А Препод заподозрит. Не надо было скопом в одно и то же время Вам всем лезть и сдавать работы. Видите какая хреновина получилась. Лучше, если мы, опять же, при нашей скромности, останемся лучшими...
-Брось паясничать. Надо болеть за весь коллектив. Да и практические работы подходят к концу. Будем по очереди представлять результаты - вначале Вы, а потом мы, остальные...

   Так и порешили. Группа сдала зачетную работу вся на "отлично". Преподаватель был очень доволен. Мы особенно...

...Потом уже и служба в Погранвойсках заняла свое место в моих снах, но и курсантские годы будут всегда стоять своей чередой...