Как мужик Ермолай с домовым поссорился

Вячеслав Вишенин
 СКАЗКА  ОПУБЛИКОВАНА В ДЕТСКОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ЖУРНАЛЕ "СИМБИК" № 12 (152) 2017 ГОДА ОГАУ "ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "УЛЬЯНОВСКАЯ ПРАВДА"               

                Жил – был в одной деревне мужик Ермолай. Хороший мужик, работящий, мастеровитый. Печь мог сложить, дом срубить, колодец поставить. Тем и жил. На работу нанимался, себе на пропитание зарабатывал.  Кому телегу починит, кому лошадей подкует, кому землю вспашет. Само собой, дом и хозяйство содержал в порядке. Знал Ермолай, что в его  доме за  печкой живет домовой, еще с тех самых пор, как родители были живы. Ермолай каждый вечер ставил за печку тарелку с кашей. Наутро тарелка всегда была пуста. Зато в доме все было на своих местах, и жизнь текла своей чередой, мирно и спокойно.
               
                Но однажды Ермолай в  миску  с кашей для домового вместо сахара соли сыпанул. Не шутки ради, не для забавы, а случайно. Уж  не знаю, как это получилось,  видать,  впотьмах перепутал солонку с сахарницей.  Одним словом, поставил  миску,  а соседушка не стал такую кашу есть, остался  без вечерней похлебки. Обиделся домовой,  начал мстить Ермолаю. То  котелок с едой из печи выбросит,  то чашку разобьет, то икону перевернет, то ковшиком в хозяина запустит. Но самое ужасное – ночью залезал на грудь Ермолаю и принимался давить. Да с такой силой,  что и слова  не вымолвить, не поворотить ни рукой, ни ногой. Уж, как ни старался Ермолай задобрить домового:  и прощения просил, и кашу с маслом  и сахаром ставил – не смилостивился суседушка, а продолжал озорничать.

                Понял тут мужик, что житья и дальше не будет,  да  подался в лес -  Лешего искать,  просить у него помощи. Как –никак ,  тот и этот – нечистая сила, авось поможет.  Кликал – кликал  - никто не отзывается. Весь лес обошел Ермолай, устал, присел  на пенек отдохнуть. Развернул свою котомку и приготовился перекусить.  А пенек тут же Лешим – то и обернулся. Смотрит на Ермолая и гнусавым голосом говорит: « Ну, чего меня ищешь? Чего покоя не даешь?». Ермолай был человеком очень радушным, взял да предложил Лешему вместе с ним отобедать. А когда накормил, поведал ему о своей беде. Мол, так и так, домовой житья не дает, того и гляди со свету сживет. А ты, Леший, долго живешь, подскажи, что делать?  Может, поможешь чем?
 
                Выслушал Леший Ермолая и молвит в ответ:
-  За то, что разделил со мной трапезу свою – окажу тебе услугу. Сам-то я тебе помочь не могу. Потому,  как домовой родственник мне. Хоть и дальний.  Я – хозяин леса, а он – хозяин дома. У нас, у нечисти,  уговор - друг другу не мешать и не вредить. Ступай – ка ты к Бабе Яге. Слышал я, живет у нее страшный зверь: весь черный, лохматый, с длинным хвостом,  острыми когтями, большими усами, глазища огромные, в темноте светятся. Вот этот зверь никакой  темной силы не боится. Сумеешь забрать его у Бабы Яги – поможет он тебе одолеть домового. Не сумеешь – значит, век тебе с вредным домовым проживать.  А если я тебе понадоблюсь - кликни меня,  я тут же появлюсь. Я доброту помню.
 – А как мне добраться до Бабы Яги? - спрашивает Ермолай.
- Через три дня ходу встанет перед тобой дремучий лес. Вот в этом лесу в избушке на курьих ножках и живет Яга. Но просто так она тебе зверя не отдаст, придется  постараться.
 Поблагодарил Ермолай Лешего,  да отправился в путь - дорогу.

                Долго ли, коротко ли, добрался Ермолай до дремучего леса, и стал искать в нем избушку Яги. А та уже прознала, что в лесу  человек объявился. Она его в своем волшебном блюдце, что весь мир показывает, увидала. Решила Баба Яга мужика с пути воротить. Окутала лес  темнотой, да напустила на Ермолая ночных птиц - филинов и сов, чтобы они вокруг него летали, да уханьем своим пугали. Не испугался Ермолай, дальше идет. Тогда отправила Яга  к нему черных ворон, чтобы те пострашней каркали и клевали непрошеного гостя. И тут не испугался Ермолай, с пути не свернул. Тогда наслала Баба Яга на Ермолая своих верных помощников – дубов-исполинов, что ветвями в небо упираются, а толщины такой, что впятером не обхватишь. Обступили дубы Ермолая со всех сторон, и давай его ветками хлестать. И тут выстоял Ермолай, выдюжил – не струсил, назад не повернул.

                Отступили  деревья, и увидел Ермолай избушку на курьих ножках. На крылечке сидит Баба Яга, чай с пряником попивает.  Спрашивает она гостя, мол, зачем ты, такой – сякой,  ко мне явился.  Ермолай молвит в ответ, что нужен ему  страшный зверь: весь черный, лохматый, с длинным хвостом,  острыми когтями, большими усами, глазища огромные, в темноте светятся. Просит Бабу Ягу отдать ему зверя.
- Ишь, какой прыткий, - говорит Баба Яга, - мне этот зверь самой нужен. Он мышей ловит, а ночью мурлычет да убаюкивает меня. Не отдам зверюгу! Долго выпрашивал Ермолай  зверя у Яги, а та все не уступала. Наконец, не выдержала Баба Яга и говорит:
- Ладно, мужик, сослужишь мне службу, да все сделаешь, как надо, отдам тебе его.
 На том и порешили.  Согласился Ермолай выполнить три задания старухи. А Баба Яга и не собиралась отдавать зверя Ермолаю.  Вздумала она дать ему такие задания, чтобы он не смог их выполнить, и остался ни с чем.

- Мое первое задание таково, - ухмыляется Баба Яга. – За триста лет я зарыла в трехстах местах триста кладов. Да только забыла где. Ты все клады найди да сочти. Даю тебе сроку один день да одну ночь.  Не справишься – не получишь зверя лохматого.
 Сказала, да полетела по своим, по ведьминским делам.   Что тут делать Ермолаю? Загоревал было, но потом вспомнил  про Лешего. Позвал его. Тот тут же рядом появился.
- Что, мужик, понадобился?» - спрашивает.
- Понадобился, Леший, еще как. Лес – твой дом, а ты в нем – Хозяин. Помоги найти клады, что Баба Яга в лесу спрятала, да не помнит где.
-   Это дело нехитрое,  - молвит Леший. – Сейчас у деревьев спрошу - они мне сами  и покажут, где клады спрятаны.
 – Спасибо тебе, Хозяин леса, - благодарит Ермолай Лешего. – Век твоей услуги не забуду.
 Прилетела на следующий день Баба Яга. Ух, ты! Глядит, все триста кладов возле избушки сложены. Выполнил-таки ее задачу Ермолай. Нахмурилась она.

- Вот тебе мое второе задание,  - говорит Яга. – Хранились у меня в амбаре сто мешков пшеницы, и сто мешков ржи. Мыши мешки прогрызли, рожь и пшеница перемешались. Ты их разбери, да снова по мешкам все  разложи. Сроку тебе – одна ночь. Не успеешь – не получишь зверя.
И опять улетела по своим делам. Запечалился тут  Ермолай. На это дело целый год уйдет. Как тут быть?  Вдруг видит, подходит к нему этот самый страшный лохматый зверь, потерся об ногу Ермолая  и мурлычет:
-  Не грусти, Ермолай. Помогу я тебе. Потому, как не хочу  у Бабы Яги жить. Она меня никогда не гладит,  шерстку мою не чешет, в блюдце молочка парного не наливает, кормит одними обьедкми.  Уйду от нее.
 – А ты можешь по-человечьи разговаривать? - Ермолай от удивления рот раскрыл.
-  Конечно, могу. Я же  кот, к тому же сказочный.  И зовут меня Мурлан. Только ты смотри, меня Бабе Яге не выдавай. Я при ней молчу. Ежели она узнает, что я  говорю – вовек меня не отдаст.
 Собрал Мурлан всех мышей с округи да уговорил их  зерно разобрать и по мешкам разложить, а за это обещал больше ни одной мыши не тронуть. Мыши за одну ночь все мешки и перебрали. Утром пришла Баба Яга в амбар. Глядь! Все мешки разобраны – рожь ко ржи, пшеница к пшенице. Еще пуще разозлилась Баба Яга.

- Вот тебе мое последнее задача.  Лягу я вечером почивать, а ты мне начни рассказывать  сказку поинтересней да подлиннее. Сама-то я спать буду, а уши мои будут слушать. Расскажешь мне такую сказку, чтобы я проспала до утра – получишь  зверюгу. А ежели сказка окажется короткой  или неинтересной, я тут же проснусь. И не видать тебе тогда моего любимца.     Совсем тут пригорюнился Ермолай.  Видно, не получится забрать котофея. Сказок-то Ермолай совсем не знал. Тут опять подходит к нему Мурлан, трется о ногу и мурлычет:
- Не печалься, Ермолай. Я много сказок знаю. Сделаем так. Ты вечером спрячь меня  под рубаху за пазуху. Как  Яга уляжется, так я твоим голосом начну ей сказки сказывать, она и не проснется.

 Сказано - сделано. Вечером Яга завалилась на кровать, а Ермолай сел перед ней и начал свои сказания. Бабе Яге и невдомек, что это не мужик, а кот ей сказки рассказывает. Так всю ночь и проспала, ни разу не проснулась – до того интересные все  сказки были.  Открыла глаза – а уж солнце в окно светит, утро настало. Поняла Яга,  что вновь вверх Ермолай одержал, а уговор есть уговор, придется зверя отдавать.
-  Уж не знаю, как это у тебя получилось, - говорит Баба Яга,  - да только за то, что сумел все мои задания выполнить, дарю тебе клубок волшебный, что укажет  самую короткую дорогу к дому.

 Поблагодарил Ермолай Бабу Ягу, забрал кота Мурлана, да пустился в обратный путь.
Пришли они к дому Ермолая. Тут Мурлан ему и говорит:
- Я первый зайду, а  ты на улице постой, пока все не закончится.
 Зашел кот в дом, постоял, посмотрел, выбрал  самое негожее место и лег на него.  Глаза закрыл, лежит – ждет.  В это время домовой вылез из-за печки и на это же самое место хотел прилечь. Смотрит – место занято, зверь какой-то черный лежит. Замахнулся на него домовой, хотел с места сдвинуть,  А зверь как глаза свои раскроет, как усами зашевелит,  да как зашипит на домового. Отошел тот в сторонку. «Хорошо,  - думает, - пойду  на другое место лягу». Повернулся, пошел на новое место, а Мурлан туда уж быстренько проскочил. Снова хотел домовой кота со своего места согнать, а Мурлан опять как зашипит на него, глазищами своими страшными смотрит в упор,  и лапами с острыми когтями машет. Вновь отступил суседушка, растерялся. Походил – походил он так  по дому,  да везде натыкался на  страшного зверя – лохматого, с острыми когтями, шипящего и с глазами, горящими в темноте. Понял домовой, что нет житья ему больше в этом доме, да и ушел в другую деревню.

 А   Ермолай с Мурланом  зажили  весело и счастливо.  Уж не знаю, правда или нет, но говорят,  у людей с тех пор пошло поверье: дома черного кота держать, чтобы беды отводил, а удачу приманивал.