Проводы белых ночей

Владимир Сысолятин
   И, не пуская тьму ночную
   На золотые небеса,
   Одна заря сменить другую
   Спешит, дав ночи полчаса...

                А. С. Пушкин

Следователь, это специальность. Это должность.
И наконец, это образ жизни!..

Да! Это образ жизни. Или хобби, называйте как хотите? И уж никак не «Гражданин Начальник» к которому я не имею ни малейшего отношения!..

Участковый ещё раз глянул в свою записную книжку: «Всё правильно! Адрес совпадает». Виталий позвонил в дверь. Кто-то долго бренчал ключами и наконец-то дверь открылась. «Мария Петровна!? — удивлённо воскликнул Виталий. — Это вы!? Вы, что здесь живёте!?»
 — Да! — как-то растерянно ответила женщина.
 — А, Вы? А, ты Виталик Фролов?
 — Да! Ну и память у Вас Мария Петровна! Столько лет прошло и надо же, вспомнили!?
 — Это профессиональное, как и привычка громко говорить! — Было видно, что его бывшая учительница обрадовалась приходу Виталия. — Ну проходи, проходи! Сейчас чайком угощу с печеньем!
 — Да, я как-то, неудобно! — начал было Виталий. — Ну, хорошо! Я вообще-то по делу!
 — А ты, чего это в форме? В милиции, что ли работаешь?
 — Ну, да! Я же ваш участковый и к Вам по делу, в смысле по вашему заявлению!
 — Ах, ты! — воскликнула Мария Петровна. — Я ведь совсем забыла! Да-да-да! Писала я, писала! А ты почему это вдруг в милиции? Ты же в науку собирался!?
 — Собирался-собирался! Да, не собрался! Институт по профилю закончил, в НИИ работал! А тут страну развалили, — всё развалили! А, у меня семья! Жить-то на, что-то надо! Вот и пришлось в милицию, лет пять как там! Так, что же случилось у Вас!?

Мария Петровна убрала со стола и поправив скатерть, села напротив Виталия. «Ты знаешь!? — собираясь с мыслями, сказала она, — если честно, даже не знаю с чего и начать!?»
 — Так говорите как есть, с самого начала, — уже умудрённый небольшим милицейским опытом, предложил Виталий.
 — Да! Наверное так и надо с самого первого дня! Виталий уже давно уяснил истину общения со своими подопечными, — терпение и терпение! Умение терпеливо выслушать собеседника! «Так, вот! — продолжала Мария Петровна, — случилось это по лету. Да! В июле, числа пятнадцатого-восемнадцатого...»
 — В этом году?
 — Нет-нет! В прошлом, в прошлом году! У меня ведь трое детей! Мужа нет, к сожалению он ушёл из жизни два года назад, болел сильно! Старшие сын и дочь уже взрослые и живут отдельно в других городах. А вот мой младшенький, Лёша ещё со мной, школу заканчивает, в институт собирается... И вот прошлым летом, всё это и началось...

«Как я тебе и говорила всё произошло в середине июня!» — продолжила Мария Петровна. «Мама, — как-то он сказал мне, — я сегодня с ребятами, со всем нашим классом, идём на проводы белых ночей! Наверное на всю ночь!? Как ты к этому?..» «Ну хорошо! — говорю я ему, — только осторожно, кругом всякого!..» Но всё прошло нормально, утром часов в пять пришёл домой! Что-то там на кухне «поклевал» и завалился спать! Я собралась, и вскоре ушла в школу. Часов в четыре вечера, возвратилась. Позвонила в дверь, — тишина! Вставляю ключ в замок, — не открыть! Так, словно другой ключ вставлен в замок с внутренней стороны! Я ещё раз позвонила, — тишина! В отчаянии я дернула дверь за ручку, — она и открылась! Странно, ключ был в двери, — дома никого! Постель в комнате сына была в таком виде, словно её только что покинули! Сына нигде не было! Но ещё, что странного, обычно он такой аккуратный, а здесь шкаф, комод открыты и некоторые вещи разбросаны по полу!

Вот и вечер наступил, а его всё нет и нет! «Может у друзей, у кого-нибудь?» — успокаивала я себя. Я села в кресло и с нетерпением стала его ждать, устала за день и как-то незаметно уснула. Проснулась от прохладного ветерка из открытой балконной двери. Я встала и закрыла её, как вдруг всё вспомнила и вошла в комнату сына. Представь себе, он мирно спал на кровати! Странно подумала я, дверь ведь была заперта, как он мог зайти в квартиру предварительно не позвонив!?
 — А у Вас какой этаж? — поинтересовался Виталий.
 — Третий!
 — Понятно, продолжайте пожалуйста.
 — Я не стала его сейчас будить, а только утром, перед уходом на работу. Когда я его спросила где он был ночью, он удивился и спокойно сказал, что был на проводах белых ночей и, что он же мне говорил! А потом увидев сколько времени возмутился, тому что я его так рано разбудила!? Ты знаешь Виталик, это ведь повторялось ещё не раз! И всякий раз он ничего не помнил и упрямо твердил, что вообще из дома не уходил! Тут-то я и стала подозревать, что с ним что-то неладное происходит!? Как бы думаю он в нехорошую компанию не попал и от меня что-то скрывает!?

Прошло наверное недели две с последнего его исчезновения и вот три дня назад, где-то часа в два дня, послала его в булочную за хлебом.
 — И, что?
 — А ничего! Нет его до сих пор! Пошла в милицию и написала заявление со всеми подробностями! Сказали, что по закону только после трёх дней начнут поиск.
 — Ну, да по закону именно так и должно быть! Хотя, как видите они поторопились, позвонили мне ещё вчера, и вот я у Вас!
 — Мария Петровна, а Вы может знаете его друзей, знакомых? Может у него девушка есть!? Мне бы их координаты получить?
 — Друзья говоришь? Пойдём-ка в его комнату, поищем. Может быть, что-нибудь и найдем!? А, девушка? Он ведь от меня всё скрывает, может и есть? Как-то соседка видела его с какой-то девушкой! Но она не очень уверена, что это был он!?

В тот же день Виталий нашёл несколько одноклассников Лёши и выяснил, что у него действительно была девушка Оксана, но она как-будто бы отвергла его! Но они к сожалению, всех подробностей не знают! Лишь одна из девчонок вспомнила фамилию и примерный адрес той самой Оксаны. Так уж получилось, что её по найденному адресу не оказалось дома и встреча Виталия с ней состоялась лишь на следующий день. Утром следующего дня на квартире Виталия раздался звонок. Звонила Мария Петровна: «Виталик! — возбуждённо говорила она, — Лёша нашёлся! Думаю, тебе надо с ним поговорить! Я очень обеспокоена его состоянием! С ним, что-то случилось, но он со мной на эту тему не хочет говорить! Может ты сможешь на него повлиять!?»
 — Извините, но я прямо сейчас не могу! У меня важная встреча! Вечером позвоню и зайду. Вы ему обо мне пока не говорите! Я зайду как бы случайно, с проверкой! Хорошо?
 — Да! Я с тобой согласна. Приходи почаёвничаем все вместе!

Увидев милиционера, Оксана была несколько удивлена визитом! «Оксана мне нужно с тобой поговорить об одном важном деле! Но так, чтобы с глазу на глаз! — начал Виталий разговор исподволь. — Может на улицу выйдем?» «Не надо никуда выходить! — вмешался в разговор отец Оксаны. — Мы с супругой сейчас в гости идём так, что вы сможете говорить без свидетелей, раз уж так необходимо!?»
 — Поймите меня правильно! — обратился к отцу Виталий, — тема разговора уж больно деликатная! Если Оксана сочтёт нужным, то она сама вам всё объяснит! Вы уж извините!

«Оксана! — обратился Виталий к девушке, — ты знаешь такого, Лёшу Петренко?»
 — Да! — несколько смутившись, ответила Оксана.
 — Я не спрашиваю тебя про ваши отношения? Меня интересует, что он за человек? И не заметила ли ты какие-нибудь странности в его поведении? Может у него какие-нибудь друзья нехорошие появились? Не было ли что-нибудь странного у тебя за последнее время! Ну скажем с июля прошлого года? Может что-то необычное!? Оксана немного задумалась...
 — Нет! Насчёт друзей... Нет, кроме наших школьных, никого не знаю!?
 — Ну, а насчёт чего-нибудь необычного?
 — Было! Очень страшное! Не могу вспомнить точно, когда?
 — После того как вы с Лёшей, скажем так, расстались?
 — Наверное да! Точно через неделю, наверное? Да! Через неделю!
 — И, что же такое страшное произошло?
 — Как вам сказать? Однажды, было уже поздно вечером, часов в одиннадцать! Я у себя в комнате собиралась ложиться спать. Мы же, как вы могли заметить, живём на девятом этаже, и поэтому ночные шторы как правило не используем. Свет был включен, а я раздевалась... Как вдруг в окне, в темноте, что-то промелькнуло, потом ещё! Я из любопытства отодвинула тюль, чтобы посмотреть и от неожиданности вскрикнула! Прямо на меня из темноты смотрел человек! Вроде бы мужчина? Я никогда такого не видела: рот открыт, как бы от удивления, глаза открыты так широко аж страшно, взгляд страшный! Он смотрел как бы сквозь меня... Родители прибежали на крик, но лицо уже исчезло! Кое-как мы успокоились, так и не найдя объяснения этому! Вот, мне больше нечего вам добавить!
 — Ну хорошо! Спасибо тебе Оксана! У меня к тебе просьба, пока никому не говори о нашем разговоре...
 — Да, я поняла. И уже провожая Виталия, в дверях, извиняясь, неожиданно добавила: «Вы только не смейтесь, но мне показалось, что это был Лёша!?»

Уже на улице стемнело когда Виталий позвонил Марии Петровне. «Да-да! — тихо в трубку сказала она. — Он дома. Никуда не ходил и никаких признаков не подавал...» «Здравствуйте! — громко сказал Виталий заходя в квартиру. — Я ваш новый участковый, вот хожу знакомлюсь со своими подопечными! Какие-нибудь жалобы, пожелания есть? Может соседи чем-то вам мешают? Вы говорите не стесняйтесь! Это ведь моя работа...»
 — Да вроде бы нет! — ответила Мария Петровна. — Вот только разве, что сын мой Лёша меня не слушается!
 — Хулиганит, что ли? — Так мы его враз на место поставим! «Никто не хулиганит! — тихо сказал вышедший из своей комнаты, Лёша. — Выдумывает она всё!»
 — О! Лёша! — воскликнул Виталий.  — Да ты никак нашёлся!? А, тут вся милиция на ногах, ищут тебя! Ищут! Так где же ты пропадал!?
 — Нигде я не пропадал! — хмуро ответил Лёша! «Ма, я пойду до Витьки, дело у меня к нему срочное! — торопливо сказал Лёша. — Я недолго!»
 — Ну иди! Только не допоздна!
 — Ладно! Ну, я пошёл. «Я тоже пожалуй пойду, — засобирался Виталий и подмигнул Марии Петровне. — До свидания!»

«Так где же вы всё-таки были молодой человек!? — догнав на улице Лёшу, спросил Виталий. — Почти трое суток отсутствовали! Мама даже заявление в милицию написала о том, что ты пропал!»
 — Написала!? — несколько испуганно спросил Лёша.
 — А, что ж ты думал? Ушёл три дня назад в булочную и не вернулся! Что мама должна была делать!? Сегодня уже и дело уголовное завели!
 — Завели!?
 — Конечно! Согласно заявлению и закону! Милиция дело серьёзное, тем более когда дело касается пропаже человека! Короче давай колись где пропадал? У девушки небось!? Лёша замолчал и минуты две они шли молча.
 — Я же в милиции всё объяснял! Но они только посмеялись надо мной и один который постарше сказал: «Иди домой выдумщик! Хорошо, что ещё дело не успели завести! Иди, а то мать извелась небось!? Иди, иди!»
 — Я не буду смеяться! Потому как я знаю о тебе больше чем в милиции. Давай рассказывай только подробней, ничего не утаивая! Потому как любая мелочь может быть полезна! И от того, что ты скажешь всё может выглядеть в разных ракурсах!
 — Давай выкладывай! Твой Витька подождёт!
 — Да, я и хотел всё рассказать ему как другу. Про всё, что произошло!
 — Вот ты мне всё и расскажешь! А потом решим, что нам делать!? Маме-то все подробности не говорил?
 — Нет! Они ещё немного прошли... Пойдём вон та ту лавочку присядем и давай рассказывай!

Лёша помолчал немного, собираясь с мыслями и вдруг сказал: «А, ведь особо-то рассказывать нечего!? Кто бы мне ещё рассказал, что со мной произошло!?»
 — Давай, рассказывай всё, что помнишь? Что? Где? Как? Всё подробно!
 — Ну, в общем, где-то после обеда мама сказала, чтобы я сходил в булочную за хлебом... Я и пошёл. И вдруг смотрю, что-то улица какая-то незнакомая и дома не те! И всё какое-то не то!? И булочной никакой нет! И вообще сейчас утро! Я очень удивился и даже немного испугался! Где это я? Как я сюда попал? В другом районе? Какого чёрта мне здесь нужно? Я шёл по незнакомым улицам, боясь прямо спросить людей, где это я!? А, народу тьма! В Ленинграде на Невском и то меньше! Смотрю метро. Станция «Фрунзенская». Вот думаю сейчас всё ясно будет, сяду и на свою станцию попаду, а потом разберусь, что по чём!? Зашёл и удивился на карте метро нет моей станции и вообще конфигурация карты не такая как в Ленинграде! Я стал изучать и вдруг увидел названия знакомых станций метро: «Библиотека им. Ленина», «Кузнецкий мост», «Комсомольская», «Ленинские горы»... И вдруг мне стало как-то не по себе! Ведь это всё московские станции метро, знакомые ещё с детства, на экскурсию ездили... Я проехал до станции метро «Комсомольская» и вышел, — всё правильно, вон Ленинградский и Ярославский вокзалы! Я в Москве! Но как я сюда попал!? Ведь я только что шёл в булочную в своём родном Ленинграде! Какая-то чертовщина!? Как бы-то ни было, а надо домой ехать. Я полез в карман и у меня всё похолодело, денег было лишь на хлеб! Ехать не на, что! Вдруг слышу: «Молодой человек, ваши документы!?» Смотрю милиционер молодой ещё, смотрит на меня. Ну, рассказал ему, а он как засмеётся, ну вроде бы я его дурачу... По радиостанции вызвал кого-то и меня повели в отделение железной дороги, линейной по-ихнему. Я опять всё повторил. Они опять надо мной посмеялись! Потом один, что старше по званию, звёздочек больше и говорит: «Давай твои данные и адрес в Ленинграде». Потом куда-то ушёл и с полчаса его не было. Возвратился с какими-то бумажками и ещё раз спросил кто я и откуда, а потом и говорит: «Ты знаешь, что тебя вся ленинградская милиция ищет уже который день!» Он посмотрел на часы: «В одиннадцать тридцать пойдёт скорый на Ленинград. Посажу тебя на поезд вот с этой бумажкой, это как бы твой билет! И не вздумай ещё куда-нибудь забуриться!? Смотри мне!» Так я вернулся домой! Меня встретил милиционер и проводил в отделение, но уже в Ленинграде. Вот и всё!
 — Я кажется догадываюсь, что с тобой произошло! — подумав немного, заключил Виталий. — Я конечно ещё проконсультируюсь кое с кем, потом решим, что с тобой делать!?
 — Так это, что по-вашему? Что-то сверхестественное? Телепортация!?
 — Думаю нет! Думаю всё гораздо проще! Но надо проконсультироваться. Ты кстати маме точно про всё это не говорил?
 — Нет же! Не говорил ещё пока!
 — И не говори. Я сам с ней поговорю! А, сейчас можешь к своему Витьку рассказать, думаю он тоже посмеётся над тобой! Но, ты сильно-то в голову не бери! Договорились!?
 — Да!
 — Ну, вот и хорошо! До свидания!

Лёша пошёл к своему другу, а Виталий возвратился на квартиру своей учительницы. «Вы знаете Мария Петровна, — начал разговор Виталий, — я конечно не врач, но считаю что у вашего сына психическое или нервное заболевание, типа лунатизма или сумеречное сознание. Вы знаете где Лёша был все эти дни? В Москве! И он ничего не помнит! Хорошо московская милиция посадила его на поезд и отправила домой! Я думаю, что вам нужно его обязательно показать врачам, пока не случилось беды!»
 — А, какая беда, что может случиться!?
 — Он в состоянии сумеречного сознания может натворить много бед! Если верить его бывшей девушки, то он залезал на балкон девятого этажа! Девятого! И если кто-нибудь его окликнет он может проснуться и сорваться с такой высоты! Сами понимаете, чем может всё это закончиться! Когда я учился в институте у нас в общежитии, в комнате мы сковородку ставили на одну довольно, старую книгу. Это была книга «Нервные и психические заболевания». Автора я не помню, так там описывается случай, аналогичный с нашим, почти один в один! Так, что делайте выводы!

Прошло около месяца, как неожиданно у Виталия дома зазвонил телефон. Мария Петровна, плача рассказала Виталию: «Ты знаешь, Лёша ушёл из дома и разбился, упав со второго этажа той самой девятиэтажки, где жила его бывшая девушка Оксана! Сейчас лежит в хирургии, собирают по частям! Врач сказал, что Лёша молодой, — он выкарабкается!»